Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок - размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)
методическая разработка по литературе (10 класс)

 Щеглова Алина Германовна

Предлагаем материал к уроку внеклассного  чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа»  пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_10_klasse.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаем материал к уроку внеклассного  чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа»  пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС.

Урок внеклассного чтения  в 10 классе

Доброта – спутник «разумных существ»?

(урок - размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)

Цель: обучение анализу произведения с целью выявления авторской позиции и способов ее выражения.

Задачи:

- закрепить умение анализировать текст с целью выявления авторской позиции и способов ее выражения;

- развивать навык смыслового чтения, навык исследовательской работы с текстом;

- воспитывать гуманистические свойства личности учащихся

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Как бы мы ни понимали добро,

жизнь наша есть не что иное,

как стремление к добру.

Л.Н.Толстой

1 этап.Стадия вызова. (СЛАЙД  2 – смотрим видеоролик о доброте)

- Итак, ребята, я не случайно начала урок с этого видео. Каковы ваши предположения: о чём пойдёт речь сегодня? (В широком смысле).

2 этап. Целеполагание.

 Ваши предположения верны: разговор на уроке пойдёт о доброте, о ее роли в жизни людей. Какое произведение будет в центре нашего диалога? (Рассказ В.Дегтева «Разумные существа»)  «Разумные существа» – это последний рассказ автора. Он работал над ним до последних дней жизни. А в конце жизни, наверное, каждый человек хочет сказать потомкам самое главное.

- Как вы думаете, почему писатель дал такое название своему рассказу – «Разумные существа». О чем он хотел поговорить с нами?

- Вот сегодня мы об этом и будем говорить: постараемся выяснить идею рассказа, какова позиция автора.

Обратимся к эпиграфу. (СЛАЙД 3) Объясните, какие мысли, высказанные автором рассказа, подтверждают этот эпиграф?

3 этап. Практикум (диалог на уроке)

Проверка Д\З (СЛАЙД 4) Заслушиваем письменные ответы нескольких уч-ся.

- А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете содержание рассказа. Выполните задание «Восстановите последовательность событий». (СЛАЙД 5,6)

Для глубокого анализа литературного произведения необходимо знать не только цепочку событий в нём, но и специальные термины, которые понадобятся нам в работе. Предлагаю проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в литературоведческих понятиях. (СЛАЙД № 7,8)

На слайдах - рассыпавшиеся определения, постарайтесь быстро собрать их и записать название терминов, «спрятанных» на каждом слайде. Цифра вверху слайда показывает количество зашифрованных на нём понятий. (№ 7   - СЮЖЕТ – ИДЕЯ – РАЗВЯЗКА; №  8 - РАССКАЗ – КУЛЬМИНАЦИЯ).

Разберёмся в прочитанном. Приём «РОМАШКА ВОПРОСОВ» (СЛАЙД 9)

ТЕХНОЛОГИЯ: Желающий ответить ученик выбирает тип вопроса, учитель зачитывает вопрос, ждёт ответа; в случае необходимости ответ корректируют одноклассники.

1. Простой вопрос. С чего начинается рассказ?

2. Уточняющий вопрос. Сколько главных героев в рассказе. Кто они? Почему автор делает героем рассказа именно дельфиненка? Почему мальчик предпочитает имя Егорка, а не Жора? Почему автор не дает имен матери и отцу Егорки? Какова их роль в рассказе?

3. Почему… Егоркина мама была категорична в своем решении не делать из дельфиненка шашлык ?

Почему…  Егорка с отцом совершили достаточно длинный путь, чтобы пристроить дельфиненка?

Почему…  автор употребляет не полные имена, описывая и хозяина и его гостей, а использует формы Ярик, Галюся, Колян, Толян? (Культурные с виду люди становятся дикарями. Есть такое понятие – социально одобряемое поведение. Это те законы человеческого сосуществования, которые обеспечивают порядок в обществе. Они складываются веками, и нарушение их вносит хаос в жизнь людей, разрушает ее. Дикарь, вор – это символы хаоса, враждебные порядку силы. посмотрите, они живут по законам, отличным от законов общества. Но обратите внимание, есть такой рубеж, переход через который пугает даже их.

Вспомните, когда наступает такой момент? Почему…  замер этот «сходняк»? (Съесть дельфиненка – это абсолютно варварский поступок, после которого окончательно потеряется облик человека).

Почему… люди, помогающие Егорке с отцом по пути в Сочи, безымянны? (В ситуации спасения дельфиненка. проявляются лучшие качества людей: доброта, взаимовыручка. Спасая дельфиненка, люди спасают свои души. Добро должно быть молчаливо).

Почему…  в финале рассказа мы видим людей, похожих на Ярослава Михайловича и Галюсю?

4. Как ты думаешь, в какой момент наступает кульминация в рассказе?

-Появление доброго волшебника. Кто он? Найдите и зачитайте отрывок, в котором автор показывает появление Евгеньича.

- Как вы понимаете разговор Евгеньича и отца. «А ты знаешь, земляк, я в бога не верю. – Простота спасет мир». (Евгеньич говорит о бессмысленности и беспощадности мира, но ведь происходит его превращение в смотрителя дельфинария. Значит, и в его душе не погибли доброта, сострадание, вера в чудо).

- Как вы думаете, почему дельфиниха называет людей приматами?

5. Оценочный вопрос. Чем плохо общество, в котором не умеют совершать добрые дела, в котором люди считают, что им дано право распоряжаться жизнями других? (Гармония, восстановление вечного порядка успокаивает человеческую душу, хаос ее разрушает. Благородные поступки людей облагораживают не только их сердца, но и сердца окружающих людей).

6. Литература и жизнь. О чём предупреждает автор рассказа современного читателя?

В каких словах выражена идея рассказа? (слайд 10, 11)

Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло

  • Проблемный вопрос.  (СЛАЙД 12  )

Приём «ГРАДУСНИК» Через несколько секунд обдумывания каждому ученику необходимо  написать на карточке «+», «-» или половинку + в зависимости от того, согласен он с утверждением, не согласен или затрудняется в выборе. Карточки со значком поднимается вверх; учитель предоставляет возможность обосновать свою позицию представителю каждой точки зрения.

4 этап. Организация и самоорганизация учащихся (творческая работа)

(СЛАЙД 13   ) Вспомните, в каких произведениях литературы встречается проблема проявления доброты

Рефлексия. «Сорок секунд красноречия». С помощью магнитов лицевой стороной к доске прикреплены плакаты. Приглашаются 4 ученика, которым предлагается, опираясь на материал сегодняшнего урока, раскрыть смысл выбранной ими фразы. На выступление – 40 секунд. (СЛАЙД 19)

Подведение итогов. (Пока готовятся к конкурсу красноречия, учитель с остальными уч-ся подводят итог урока, возвращаясь к слайду с целями: Какой же была ГЛАВНАЯ цель нашего урока?)ОТВЕТЫ уч-ся.

Затем - «Сорок секунд красноречия». (После прослушивания уч-ся выбирают лучшее выступление.)

- И в конце урока я снова хочу возвратить вас к названию рассказа «Разумные существа».

Разум – это духовная сила. Но есть еще в нашей жизни и  вечная надежда на чудо. И они всегда идут рядом. У разумного человека всегда должно быть  доброе сердце.  Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации "Рождественский рассказ"

Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением нескольких педагогических технологий:  разноуровневой дифференциации. игровой, групповой, на котором реализуются воспитательные, развивающие и об...

Урок внеклассного чтения в 8 классе Поэма А.С Пушкина «Цыганы» и рассказ М.Горького «Макар Чудра» - романтические произведения

На уроке внеклассного чтения по теме "Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" и рассказ М. Горького "Макар Чудра" - романтические произведения" - изучаются основные черты романтизма как литературного направления....

Урок внеклассного чтения «Зелёное ведёрко доброты» (по рассказу Марианны Гончаровой «Цвет мечты»). 6 класс.

Урок внеклассного чтения, 6 классТип урока –  комбинированный тип (урок закрепления знаний с элементами мастерской)Конспетк победил в номинация – «”Неизменившие...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»

В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по теме: «Мистическое и реальное в рассказе И.С. Тургенева «Собака».

Тип: обобщение и систематизация прочитанного материала.Оборудование: компьютерная презентация, задания для групп, музыкальное сопровождение, текст рассказа на каждом столе, листы с толкованием с...

Урок внеклассного чтения "Любите все то, что вас окружает, и тогда..." (по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка")

Урок внеклассного чтения разработан для учащихся 5 - 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием приемов технологии смыслового чтения....