Гармония взаимоотношений человека с окружающим миром в лирике М.Ю.Лермонтова.
план-конспект урока по литературе

Лукманова Эльза Газимовна

Гармония взаимоотношений человека с окружающим миром  в лирике М.Ю.Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_2.docx29.96 КБ
Файл tetrad.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Класс: 7

Тема:  Гармония взаимоотношений человека с окружающим миром  в лирике М.Ю.Лермонтова.

Цели: 1) рассмотрение взаимоотношений человека  с окружающим миром в стихотворениях  М.Ю.Лермонтова, развитие умения видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать стихотворный текст.

              2) развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, устанавливать закономерности.

              3) воспитание бережного, любовного отношения к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска,  фонохрестоматия, иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова, запись Аллегро С.Танеева, толковые словари.  

                                                                     

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение? Хорошо, садитесь!

     -Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова.

Русский поэт и философ  Д.С. Мережковский пишет так о своем  отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное,  Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами  ощутили притягательную силу его творчества.  М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется сегодня вашей души.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока.

  - Давайте , ребята, сейчас вспомним лирические произведения Лермонтова – стихотворения, изученные в 5-6 классах. Я буду читать вам отрывки из стихотов, а вы попробуете назвать название его : «Утес», «На севере диком»,  «Тучи», «Листок», «Три пальмы».

1.Но остался  влажный след в морщине              

   Старого утёса. Одиноко

  Он стоит, задумался глубоко,

  И тихонько плачет он в пустыне.     «Утёс»

  2.На севере диком стоит одиноко

      На голой вершине сосна

      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

      Одета как ризой она.    « На севере диком…»

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.          Тучи

Играют волны – ветер свищет,

 И мачта гнётся и скрипит…

  Увы, - он счастия не ищет
 И не от счастия бежит.     «Парус»

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь продолжал караван,

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный.         «Три пальмы»

     Вопросы для учащихся:

  - Что общего между этими стихотворениями?  (В каждом стихотворении есть описания природы.)

  - С какой целью автор использует описания природы? (Образы природы у Лермонтова почти всегда рассказывают о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.)

 - Давайте вспомним балладу «Три пальмы».

Какую страшную картину рисует автор? (Гибель оазиса.)

 - О чем размышляет автор? (О человеческой гордыне, о том, что люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях).

 - Как бы мы называем сейчас такие  вопросы? (Экологическими.)

 - Чему учит Лермонтов? (Люди не должны уничтожать природу, нужно стремиться к гармонии во взаимоотношениях человека с окружающим миром.)

   О возможности достижения гармонии и  пойдет речь сегодня на уроке (учащиеся записывают тему урока).

Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

- Ребята, а как вы понимаете значение слова «гармония»? Давайте заглянем в словари. (Гармония — взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо.)

IV. Актуализация знаний.

Продолжим знакомство с поэзией Лермонтова. Откройте, пожалуйста , страницу 164 учебника

Подготовка к восприятию.

 Стихотворение” Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов написал в 1837, будучи арестованным за свое протестантское стихотворение” Смерть поэта”. Прочитаем это стихотворение!

Читают стихотворение

  - Что вы увидели, услышали, почувствовали вместе с лирическим героем стихотворения? ((Чувство умиротворения, гармонии, полноту бытия, радость, счастье)

)

 - Какое время года описывает поэт? (Осень – I строфа, весна – II строфа, лето – III строфа.)

 - Зависит ли состояние души, описываемое Лермонтовым, от времени года? (Нет, не зависит. Не зависит ни от времени года, ни от времени суток, ни от того, где находится лирический герой. Ведь мы побывали вместе с ним и в поле, и в саду, и в лесу. В стихотворении упоминается и утро, и вечер.)

-  Как вы понимаете главную мысль стихотворения?

(Главная мысль стихотворения: общение  с природой.  Он одно целое с природой, нет одиночества, нет тревоги. Нет боли и сомнений. А ведь это и есть счастье. Погружение в ее гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем состоит счастье жизни на земле. Гармония  природы помогает поэту постичь божественную гармонию.)

 - Какие средства выразительности использует автор? Запишите их. ( Задание дается по рядам: 1 ряд – I строфа, 2 ряд – II строфа, 3 ряд – III строфа.)

Сейчас попробуем заполнить таблицу. Для этого мы с вами вспомним, что такое эпитет, олицетворение и метафора.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Заполним таблицу

Художественные средства в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива»

Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

Желтеющая нива 1

Волнуется нива1

Сладостная тень1

Малиновая слива1

Прячется слива1

Погружая мысль в . 3

Свежий лес1

Ландыш кивает головой2

Смиряется тревога  4

Зеленый лист1

Ключ играет и лепечет3

Роса душистая2

Румяный вечер2

Ландыш серебристый2

Приветливо кивает 2

Студеный ключ3

Смутный сон3

Таинственная сага3

Мирный край3

Как бы вы назвали данную таблицу? (Художественные средства в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива») Тропы)

    Обратите, ребята,  внимание на то, как постепенно усиливается олицетворение. В I строфе лирический герой созерцает природу.

Во II строфе природа обращается к лирическому герою. Ландыш качает головой «мне», но только мимическое общение.

В III строфе природа разговаривает с человеком. Ключ «лепечет мне таинственную сагу».

    Учащимся дается задание прочитать в сноске (можно найти в словаре) значение слова «сага». (Сага – древнескандинавское и древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях. Нечто легендарное и поэтическое.)

    Знакомство с новым средством выразительности – анафорой.

  - С какого слова начинаются все три строфы?(Когда) А первые две строки четвертой строфы? ( тогда.)

  -  Такое средство называется анафорой, т.е. единоначатием. (Определение записывается в тетрадь: стилистическая фигура, состоящая в повторении  слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда).

    Далее работа ведется над IV строфой. 

     Учитель сообщает, что эта строфа содержит реакцию человека на обращение к нему природы. Строфа читается по строкам и анализируется.

     В 1-ой и 2-ой строках говорится о том, как из души лирического героя  уходит тревога («смиряется»).

     В 3-ей строке лирический герой приходит к постижению счастья на земле, а в  4-ой строке – к утверждению совершенства мироздания. Природа и человек находятся в  единстве и гармонии.

   - Обратите внимание, из скольки предложений состоит стихотворение? (Из одного.)

  - Почему автор выбирает именно такую синтаксическую конструкцию? (Все четыре строфы – неделимое целое. Читается стихотворение на едином дыхании. Идет повышение интонации на первых трех строфах, а на последней строфе интонация понижается.)

- Стихотворение кончается многоточием. Что это обозначает? (Обозначает бесконечность, безмерность стремлений души).

   Итак, сделаем вывод:

Лирический герой достигает гармонии с природой?

     Общение с природой, погружение в её гармонию помогают поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем счастье жизни на земле.

Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию

7. РЕЛАКС МИНУТКА (Слайд 14)

“Поза покоя”

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – 
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Мы немного отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.

Молодцы, отдохнули, а теперь скажите, только ли в природе человек черпает духовные силы? Это мы выясним, прочитав следующее стихотворение Михаила Лермонтова «Молитва»

    2. Анализ стихотворения «Молитва».

   "Молитва" написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям - 1829 и 1837 годов. Стихотворение посвящено Марие Алексеевне Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах. Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Лермонтова «Молитва».

Жанр стихотворения - лирического монолога, обозначен в самом стихотворении.

1)- Что такое молитва? ( Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

Когда человек прибегает к ней?

К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи

-Какими интонациями проникнуто начало стихотворения?

 (Начало  довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть...")

-Какие ключевые слова в этом стихотворении можно выделить?

(Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.)

 

- Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? (Это то  же  самое, что "Земля там благодатная".  Значит, благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство")

- Посмотрим на слайде значение эпитета «благодатная».

(благодатный – значит, исполненный Божественной благодати  (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше.. А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»

   - Что происходит с лирическим героем, когда он читает молитву? (Уходят тяжелые мысли, приходят СЛЕЗЫ ОБЛЕГЧЕНИЯ.)

- Какие отметим художественные средства выразительности?

(Эпитеты, употребленные  с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты  «непонятная, святая прелесть»

 Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).

Стихотворение положили на музыку более сорока  композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие

Послушайте романс Доргомыжского  (Исполняет Олег Погудин) (слайд13-19)

Замечательно! Теперь скажите, пожалуйста, ребята, как влияет на человека молитва? Природа? 

Учащиеся делают вывод: и природа, и молитва благотворно влияют на человека, являются источником духовных сил.

Значит лишь в гармонии с природой и внутренним миром, Богом человек может обрести покой и умиротворение.

    3. Анализ стихотворения «Ангел».

       3. Анализ стихотворения «Ангел».

    Но у Лермонтова есть стихотворение, в котором он говорит об утраченной гармонии. Это стихотворение «Ангел», которое поэт написал в юном возрасте.  В 1830 году он вспоминал: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать». Образ матери, ушедшей из жизни в 22-летнем возрасте, у поэта, по-видимому, ассоциировался с образом ангела.

    Учащиеся слушают актерское чтение стихотворения (используется фонохрестоматия).

  - О чем рассказывается в 1-й строфе стихотворения? (По ночному небу летит ангел и поет «тихую песню». Видимо, песня так прекрасна, что даже «и месяц, и звезды, и тучи толпой внимали той песне святой».)
  - О чем эта песня? И как ее поет ангел? (Он поет «о блаженстве безгрешных духов», которые живут в райских садах. Ангел поет хвалу о «Боге великом».)

 - Куда направляется ангел в стихотворении? (Он несет «душу младую» «для мира печали и слез», т.е. на землю. Говорят, когда душа вселяется в тело, она забывает тот мир, в котором пребывала. Лишь грудные дети помнят, но сказать взрослым ничего не могут.)

 - Как живет душа на земле? (Душа «томится» в  «мире печали и слез». Ей скучны песни земли. Душа слышит «звуки небес», где царят любовь и  доброта, поэтому мечтает поскорее вернуться «под кущи райских садов».)

 - Какие художественно-выразительные средства использует автор и  зачем? (Лермонтов использует прием олицетворения  («И месяц, и звезды, и тучи толпой внимали той песне святой»), эпитеты («песне святой», «желанием чудным») и прием инверсии («о Боге великом он пел», «хвала его непритворна была»), чтобы показать красоту песни, описать блаженство рая.

 - Какое средство использует Лермонтов, чтобы передать тихий полет ангела?  (Лермонтов использует звукопись.)

   Учащимся предлагается работа в группах: найти  в 1-й и 2-й строфах повторяющиеся гласные и согласные звуки (ассонанс и аллитерацию). (Это гласные О и Е, сонорные согласные, которые помогают представить умиротворяющую картину рая, а также шипящие звуки, создающие ощущение, что мы слышим шелест крыльев ангела).

-  Какое настроение остается у вас после прочтения стихотворения? (Чувство грусти.)

   Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо», которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим завершение человеческой жизни. Автор словно напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке .

 

VI. Подведение итогов урока.

- Достижима ли гармония во взаимоотношениях человека и природы? Если да, то при каком условии? (Достижима, если человек не воспринимает земную жизнь как временное явление. Благотворное влияние природы и молитвы помогает человеку стать счастливым.)

VII. Домашнее задание.Одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова  выучить наизусть.

Оценки

VIII. Рефлексия.

- Ребята, давайте вернемся к эпиграфу к уроку и подумаем над тем, какая новая сторона творчества Лермонтова открылась вам.



Предварительный просмотр:

Печатная тетрадь.

Словарь урока:

Гармония — взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Заполним таблицу

Художественные средства в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива»

Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

Как бы вы назвали данную таблицу?

Сага – древнескандинавское и древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях. Нечто легендарное и поэтическое

Анафора- стилистическая фигура, состоящая в повторении  слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филофофия природы в лирике М.Ю.Лермонтова

 В ходе урока учащиеся не только познакомятся с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, но и ответять на вопрос: "Почему изменяется пейзажная лирика поэта?"...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...

Урок-диалог «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

Разработка урока литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова ( 9 класс)Тип урока: урок-диалогЦель урока: актуализация диалогической позиции учащихся при изучении художественно-смысловых особенностей лир...

Мечта о душевной гармонии и единении с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова « Парус», «Утёс», «На севере диком».

Мечта о душевной гармонии и единении с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова « Парус», «Утёс», «На севере диком». (урок литературы в 6 классе)...

Презентация на тему "Разрушение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы""

Презентация может быть использована при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Три пальмы" в 6 классе....