Конспект урока литературы по теме «Коль любить, так без рассудку…» (Интимная лирика А.К. Толстого)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Куракина Ольга Васильевна

Цель урока: Познакомить учащихся с любовной лирикой А.К. Толстого, показать красоту человеческих отношений на примере стихотворений А.К. Толстого;

Задачи:

1) Воспитание у детей читательской культуры, чувства уважения к русской литературе и её ценностям. Воспитание духовно развитой личности.

2) Развитие эмоционального восприятия художественного текста, понимания авторской позиции. Развитие умения слушать литературное произведение, читать выразительно, аргументированно формулировать своё мнение. Развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словаря

3)Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_kol_lyubit_tak_bez_rassudku.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Коль любить, так без рассудку…» (Интимная лирика А.К. Толстого)

Цель урока: Познакомить учащихся с любовной лирикой А.К. Толстого, показать красоту человеческих отношений на примере стихотворений А.К. Толстого;

Задачи:

1) Воспитание у детей читательской культуры, чувства уважения к русской литературе и её ценностям. Воспитание духовно развитой личности.

2) Развитие эмоционального восприятия художественного текста, понимания авторской позиции. Развитие умения слушать литературное произведение, читать выразительно, аргументированно формулировать своё мнение. Развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словаря

3)Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета

Оборудование урока: Презентации:1) презентация к уроку,

 2)«БАЛ» под музыку Штрауса «Вальс-мазурка»,

3)«Бал» индивидуальное задание; записи романсов П.И. Чайковского на стихи поэта;  подборка стихов А.К. Толстого; проектор, экран

Ход урока

I.Оргмомент

II. Создание проблемной ситуации. Реализация домашнего задания

Учитель:

-Вам предлагалось ознакомиться с подборкой стихов А.К.Толстого, определив их тему, найти ответ на вопрос «Что их объединяет?» 

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вам действительно близко, понятно, чем вы живете и дышите: о любви. И первый вопрос (слайд 1) сегодняшнего урока: «Что такое любовь?» (сочинения-миниатюры уч-ся)

-Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей, столько и мнений. Для кого-то любовь - это страсть, для кого-то сладостная мука, для кого-то просто физическая близость, а для кого-то – это желание видеть любимого человека счастливым.

Я предлагаю послушать …….., подготовившую нам выступление о том, что говорят герои художественных произведений о любви (реализация индивидуального задания).

III. Определение темы и целей урока

Мне кажется, мы должны учиться говорить красиво на тех образцах художественной литературы, которые оставили нам классики. Вы согласны со мной?

IV. Проверка д/з

Учитель:

А любовь бывает разной!

То обнимет через раз.

То пройдется сладкой сказкой

Унося в волшебный сад.

То застонет от бессилия!

Не дождавшись ,не отдав.

Или страстно вдруг застынет

Лавой огненной горя.

То заплачет, то ли с радости!

Или с горя без обид.

Все желания вновь напрасные

А так хочется любить.

Поцелуем вдруг забалует!

Что захочется тогда.

Вновь поплакать в этом чувстве

Наслаждаясь для себя.

А любовь бывает разной!

Тихой, громкой и смешной.

Ждем ее мы даже в старости

Чтоб почувствовать ее.

 

-Что же такое любовь в понимании А.К.Толстого?  

Подготовленный ученик читает стихотворение А.К.Толстого

Я верю в чистую любовь

И в душ соединенъе;

И мысли все, и жизнь, и кровь,

И каждой жилки бъенъе

Отдам я с радостию той,

Которой образ милый

Меня любовию святой        

Исполнит до могилы.

Это стихотворение написал  Алексей Толстой, когда ему было всего 15 лет.

-Сейчас мы увидим, насколько творчески вы подошли к выполнению д/з:

Какие оттенки истинной любви запечатлены в интимной лирике поэта?

 Дайте ответ, используя подборку стихов из д/з.(ответы уч-ся)

Вывод делает учитель:

в интимной лирике поэта запечатлены все оттенки истинной любви: и понимание, и сострадание, и жалость, и стремление защитить любимую, стать ей опорой.

- А какое из стихотворений произвело на вас сильнейшее впечатление?

(Учитель обращает внимание учащихся на стихотворение «Коль любить так без рассудку…»)

-Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

-Каким предстаёт перед нами лирический герой этого стихотворения?

V. Работа  с текстом стихотворения «Средь шумного бала случайно…»

1. Подготовка к восприятию

- Ребята, посмотрев на название стихотворения, что вы представляете? (Ответы учащихся: шикарные залы, красивые бальные наряды дам и кавалеров, полонез, мазурку, катильон. (презентация «БАЛ» под музыку Штрауса «Вальс-мазурка», 3 минуты)

2. Реализация индивидуального задания: сообщение о бале (презентация)

3.Знакомство с фактами из биографии А.К.Толстого/ реализация индивидуального задания/Рассказ ученицы о встрече А.К.Толстого с С.А.Миллер на бале-маскараде/

4.Слайды

Толстой всегда скучал без Софьи Андреевны, даже в коротких разлуках. «Бедное дитя, — писал он ей, — с тех пор, как ты брошена в жизнь, ты знала только бури и грозы… Мне тяжело даже слушать музыку без тебя. Я будто через нее сближаюсь с тобой!»

 Он постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье:

 «Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа — быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо!»

«Твой портрет передо мной, и перед ним букет ландышей и лесного жасмина, который я сорвал вчера в Княжеском Дворе, где мы были вместе».

«Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить. Приди, чтобы оживить поэзией эту прозу».

«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, - всё лишь свет и счастье…»

        (из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

 5.Чтение и обсуждение стихотворения

Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения:

        Средь шумного бала, случайно,

        В тревогах мирской суеты,

        Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

- Можем ли мы утверждать, что в стихотворении с почти летописной точностью воспроизведены обстоятельства случайной встречи поэта с незнакомкой, появившейся в суете многолюдного бала?

- Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну?  (в ней была тайна, загадка неопределённость, недоговорённость.

- Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (оксюморон: Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь; смех твой, и грустный, и звонкий) синтаксический параллелизм, анафора.

-Тайна, покрывающая черты незнакомки, — не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

И такое прошлое у Софьи Андреевны Бахметьевой действительно было: роман с князем Вяземским; дуэль с ним её брата, которого князь убил; невыносимая жизнь в семье, где её считали виновницей гибели юноши; неудачный брак с полковником Миллером. Толстому ещё предстояло перестрадать с любимой «минувшие годы», перечувствовать вместе с ней её прежние «печали и надежды». «Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий...» — писал поэт в том же 1851 г.

-Контрастен не только женский образ, все стихотворение построено на противопоставлениях. Докажите это.

( шумный бал — и тихие часы ночи,

многолюдство светской толпы — и ночное одиночество)

-  Что тревожит автора?

-  Какие последствия этой встречи, как автор выражает это?

-  Можно ли судить о законченности стихотворения? Есть ли у героев будущее, как автор об этом говорит?

- Важную стилистическую роль играет инверсия, повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов. . Найдите примеры в тексте стихотворения. («стан тонкий», «смех грустный и звонкий», «часы одинокие», «в грезах неведомых», «люблю я»)

- Определите размер стихотворения (Размер стихотворения – трехстопный амфибрахий, поэтому произведение звучит неторопливо, мелодично, как бы поется)

6.Романс «Средь шумного бала…» П.И.Чайковского

- стихотворение  «Средь шумного бала…», благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен в 19 и 20 веках

Звучит романс

- Ребята, а что вы почувствовали, прослушав романс?

- Как вы почувствовали, чем явилась для поэта встреча с С.А.Миллер на бале маскараде: открытием, сильным потрясением или внезапным пониманием близости долгожданного счастья?

VI. Работа  с текстом стихотворения «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре..»

  1. Подготовка к восприятию

Их брак длился  без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве  А.К.Толстого. На исходе  жизни (1871), находясь далеко  от дома, поэт написал в письме любимой супруге такие слова: «Кровь застывает в сердце  при одной мысли , что могу тебя потерять – я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, ни одной. Всё вокруг лишь свет и счастье». (слайд)

Вся лирика поэта, начиная со строк «Средь шумного бала», – это дневник отношений с одной женщиной – Софьей Андреевной Миллер… Толстой был влюблен в нее без памяти, и запечатлевал это божественное чувство в своих стихотворениях. Он любил свою жену, а значит, с трепетом относился к произведениям, которые посвящал ей.

Одно из таких стихотворений «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре..» было написано в 1858 году – в период творческого расцвета А.К.Толстого. Толстой возвращается в Петербург к С. А. Миллер, которая в это время ведет дело о разводе с мужем.

  1. Анализ стихотворения по плану (планы лежат на столах)

1.Лирический сюжет

Лирический герой объясняется любимой в своих чувствах. Он хочет дать ей понять, что нет поводов для ревности и сомнений.

2.Проблема стихотворения

Проблема воссоединения людей, любящих друг друга

3.Композиция стихотворения

Первая строфа содержит проблему, последняя — ее разрешение

4.Лирический герой

Мечтает о воссоединении с героиней. Для него очень важно, чтобы никакие обстоятельства не помешали этому.

5.Преобладающее настроение, его изменение

Романтически-возвышенное, уверенное.

6.Основные образы

Образ любви «раздробленной». Это чувство индивидуально для каждого по глубине и силе, и не может быть единым у обоих.

- таким образом, поэт раскрывает понятие любви, её философию, показывает многогранность этого великого чувства

7.Лексика стихотворения

Поэтически — возвышенная, устаревшие слова. «светила», «хладной»

8.Поэтический синтаксис

Восклицания, сравнения, деепричастия, однородные члены предложения.

9.Изобразительные средства иносказания

Эпитеты: «ревнивый взор», «творческая сила», «вестью отрадной»

Сравнение: «широкая, как море», «как солнце озарила»

Метафора: «жизни берега»

Олицетворение: «говорят цветы»

10.Звукопись

Ассонанс на «о» показывает широту и глубину чувств.

11.Ритм и рифма. Способы рифмовки

1-я строфа ABAAB (взоре — дорога — просторе — море — берега)

2-я строфа ABAAB (сила — ночи — озарила — светила — лучи)

3-я строфа ABCCB (жадно — красоты — отрадной — хладной — цветы)

4-я строфа ABAAB (раздробленный — ручьем — склоненный — вселенной — сольем)

5-я строфа ABCCB (горе — недолга — вскоре — море — берега)

12.Строфа

5 строф, пятистишия. Так речь героя приобретает мелодичность и неторопливость

  1. Звучит романс П.И. Чайковского «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре..»

«Толстой – неисчерпаемый источник текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов» - писал П.И.  Чайковский

VII. Итог урока

Прослушивание стихотворения «То было раннею весной…», написанного поэтом незадолго до смерти (или романса)

- В чём философский смысл понятия «любовь» в лирике А.К.Толстого?

Светом, дарующим жизнь и воплощающим божественное всеединство в творчестве А.Толстого является Любовь.

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной

Единое звено,

И выше восходить в сияньи правды вечной

Нам врозь не суждено.

То было в утро наших лет -

О счастие! о слезы!

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы!

("То было раннею весной")

Любовь не только открывает в человеке духовное зрение, поднимает его над земным бытием, проясняя его смысл, но и приближает к миру людей, пробуждает в нем любовь к ближнему, сострадание и понимание

Любовь воскрешает человека к новой жизни, рождает великолепные порывы вдохновенья, пробуждает высшие творческие стремления. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Самое главное - когда души любящих звучат в унисон, когда даже в разлуке чувствуется нерушимая связь, помогающая преодолеть жизненные невзгоды.

VIII.  Домашнее задание. Выбрать понравившееся стихотворение любовной лирики А.К. Толстого, подготовить его анализ и выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия....

Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»

Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для  "  Песни о вещем Олеге ", проследить, как решается тема судьбы в балладе.Задачи урока...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...