Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова.
план-конспект урока по литературе

Поспелова Лидия Николаевна

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе

Тема:   Музыка в жизни и творчестве И.А.Крылова. Музыкальные басни И.А.Крылова

Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся о взаимосвязи музыки и литературы на примере жизни и творчества русского баснописца И.А.Крылова.

Задачи урока: развивать в учащихся стремление к общению с музыкальными и литературными произведениями различных жанров; приобщить учащихся к народной и современной песне через формирование интереса и любви к пению;

Развивать в учащихся умение соотносить содержание музыкального произведения с использованными  в нем выразительными средствами (темп, ритм, динамика, регистр, мелодия, лад) и прослеживать их изменения или повторения в процессе развития музыкального образа произведения;

Воспитывать в учащихся музыкальный и эстетический вкус через лучшие образцы народной и профессиональной музыки.

Материалы и оборудование к уроку: реквизит к  инсценировке басен, презентация, записи музыкальных произведений:

  • «Испанский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
  • «Вокализ» С. В. Рахманинова (1912 г., фортепианный аккомпанемент, посвящен Антонине Васильевне Неждановой, великой русской оперной певице, голосом которой композитор восхищался).

Методы, используемые на уроке:  беседа, слушание и анализ музыки, инсценировка басен, чтение стихов, информация об основных этапах жизни и творчества И.А.Крылова, словарная работа (балет, песни, оперы, романсы, мюзиклы, оперетты -вокальная музыка) Вокализ- спец. Вокальные упражнения которые предназначены для тренировки и развития певческого голоса. Встречаются вокализы, имеющие художественное значение. Это песни, исполняемые голосом, без слов.

Ход урока

Звучит музыка, учащиеся входят в актовый зал.

«Испанский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

У: Всем добрый день! Какая музыка звучала, когда вы заходили? Что такое балет? Что нужно для его создания? Какие еще музыкальные жанры не могут существовать без литературного текста? (балет, песни, оперы, романсы, мюзиклы, оперетты - вокальная музыка)

Часто встречается вокализ- специальные  вокальные упражнения, которые предназначены для тренировки и развития певческого голоса. Встречаются вокализы, имеющие художественное значение. Это песни, исполняемые голосом, без слов. Давайте вспомним эту прекрасную музыку.

«Вокализ» С. В. Рахманинова (1912 г., фортепианный аккомпанемент, посвящен Антонине Васильевне Неждановой, великой русской оперной певице, голосом которой композитор восхищался).

У: льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это рассказ о чем-то очень дорогом и близком.

Мы проведем сегодня урок, посвященный прекрасному союзу двух искусств- музыки и литературы. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют друг с другом, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения рождают музыкальные шедевры: песни и романсы, оперы и балеты. Конечно, литература имеет большое значение для музыки. Давайте вспомним литературные жанры, которые используются в музыке, ведь нам предстоит еще вспомнить и те литературные произведения, в которых музыка становится главным действующим лицом.

         Легенда

мИф

сТих

                                                                           Е

       Рассказ

скАзка

                                                                  повесТь

У

       Роман

  бАсня

У: Музыку окружающего мира слышат не только музыканты. О музыке пишут стихи и поэмы, она присутствует во многих сказках разных народов мира, очень часто музыка становится главным героем рассказов и повестей. Все это означает, что музыка не только дружит с литературой в форме песен, романсов, опер и других музыкальных жанров, о которых вы говорили в начале урока, но и сама музыка является одной из важнейших тем литературы. Музыка может звучать и в баснях. Такие басни, в которых музыка- «главное действующее лицо», писал великий русский баснописец И. А.Крылов. Предлагаю сходить к нему в гости.

(Перевоплощение)

Крылов: Музыка занимала большое место в моей жизни и творческой деятельности. Свои первые музыкальные впечатления я получил еще в детские годы, которые прошли в Твери (а родился я в Москве). Моя мама хорошо пела и свою любовь к музыке передала и мне. Я с удовольствием учился играть на скрипке. В 13 лет я сочинил комическую оперу «Кофейница». Вскоре мы с матерью и младшим братом переехали в Петербург. Этот переезд сыграл решающую роль в моей музыкальной биографии. Я начал увлекаться театром, посещать оперные и драматические спектакли, выступления русских и иностранных музыкантов. Занимаясь журналистикой, я не забывал о скрипке, совершенствовал свою игру. Принимал участие в концертах. Исполняя произведения для скрипки. В Петербурге я посещал музыкальные и литературные кружки и салоны, в которых музыке отводилось большое место. Я был знаком с такими русскими композиторами, как М.И.Глинка, А.С. Даргомыжский.

Но основным в моей творческой деятельности остаются басни, их насчитывается около 236.

        ИГРА «Собери термин» (применение Сингапурской методики)

- Что такое басня?

- что такое мораль?

- какой художественный прием использовал я в баснях?

-что такое аллегория?

К:  Вряд ли найдется человек, который не знал бы мои басни. Вот, например, одна из них - «Стрекоза и муравей».

Мораль: осуждение безделья и восхваление трудолюбия.

К: А вот еще она басня, где я пытался осудить коварство и беззаконие

                                         «Волк и Ягненок»

К: Часто бывает так, что наше излишнее гостеприимство приносит неприятности. Вот как я об этом написал в одной из басен.

                                           «Демьянова уха»

К: А вот людей, которые в силу своей необразованности, показывают свое невежество, я попытался изобразить в баснях

                  «Свинья под дубом», «Мартышка и очки».

К: Льстецы- это страшные люди, да и те, кто верит лести, -смешные и нелепые личности, об этом моя самая известная басня.

                                          «Ворона и Лисица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Презентация к уроку "И.А.Крылов.Анализ басен"...

Интегрированный урок физики и музыки в 9 классе по теме: «Звук как явление физическое и музыкальное»

Интегрированный урок физики и музыки в 9 классеТема: «Звук как явление физическое и музыкальное»Цель: показать неразрывную связь музыки с физикой при изучении (закреплении значения) понятия «звук».Зад...

Урок литературы в 5 классе "Жизнь и творчество И.А.Крылова"

Урок создан в соответствии ФГОС. Прописаны универсальные учебные действия на каждом этапе. Использовала интернет - ресурсы для подбора интересных фактов из жизни писателя....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Творчество И.А.Крылова. Жанр басни"

В презентации представлены портреты баснописцев (Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов), отрывок из басни "Ларчик", иллюстрации к басням И.А.Крылова....

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Конспект урока ИЗО 2 класс по теме:"Композиция – основа языка всех искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»

Конспект урока по ИЗО на тему: «Композиция – основа языка пластических искусств.  Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»Класс:2Цель урока: сделать иллю...

Урок по литературе в 8 классе. Жизнь и творчество И. А. Крылова.

Басня «Лягушки, просящие Царя».Тип урока: Изучение нового материала.Вид урока: комбинированный (беседа, презентация)Цель урока – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и пу...