Мистическое и лирическое в стих. А.С.Пушкина "Бесы".
методическая разработка по литературе (9 класс)

Дидарова Ирина Олцановна

Ознакомление обучающихся с Болдинским периодом жизни А. С. Пушкина, чтение и анализ стихотворения "Бесы"; развитие умения размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_litre_besy_po_fgos.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.12.2019

Класс: 8"А"

Учитель: Дидарова И.О.

Тема урока:  Мистическое и лирическое в стих. А.С.Пушкина "Бесы".

Типология урока: урок общеметодической направленности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: ознакомление  обучающихся  с Болдинским периодом жизни А. С. Пушкина,  чтение и анализ стихотворения; развитие умения размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь.

Педагогические задачи:  продолжать обучать анализу стихотворений

Планируемые результаты

Предметные: понимание ключевых проблем изученного произведения литературы XIX века; связи литературного произведения с эпохой его написания

Метапредметные: 

•  познавательные – овладение умениями создавать обобщения, делать выводы;

•  регулятивные – осуществлять контроль деятельности; овладение умением оценивать деятельность;

•  коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные: проявление эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; российской гражданской идентичности; овладение коммуникативной компетентностью

Оборудование: книжная выставка (произведения А.С. Пушкина, энциклопедии), портрет, ТСО (проектор,  ноутбук)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы
деятельности

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя

Организационный момент.

А.С.Пушкин прожил недолгую жизнь, но сколько путей и дорог им исхожено и изъезжено! Он любил путешествовать: пешком, верхом на лошади, в кибитке - и хорошо знал, что чувствует путешествующий человек.

-  Вспомните, пожалуйста,   стихи, посвященные дороге.

     Эти стихи простые, понятные, но есть особенное стихотворение о дороге,  которому мы посвящаем сегодняшний урок - это стихотворение "БЕСЫ".

   Оно трудное, загадочное, его сразу не раскроешь. КОГДА? ПОД КАКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ? И ГЛАВНОЕ - ДЛЯ ЧЕГО? ПУШКИН написал это произведение? Попытаемся вместе ответить на  вопросы.

Приветствуют учителя стоя. Психологически и эмоционально настраиваются на урок.  

Слушают

Владеют этическими навыками.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Словарь к уроку

Мутный - непрозрачный, тусклый.

Неведомый - таинственный, непонятный, незнакомый.

Верста - старая русская мера длины(1,06 км.)

Дух - сверхъестественное, бесплотное

Бес - дух

Слушают ученика

Запоминают необходимую информацию.

3. Чтение и анализ стихотворений.

Чтение учителем стихотворения ( слайды )

- Вопросы:

- Понравилось стихотворение? О чем оно?

- Какова композиция?

- Попытаемся определить, на какие части  можно поделить СЮЖЕТ? 

Что такое сюжет?

- На сколько частей разделили стихотворение и почему? 

- Прочитайте, пожалуйста, 1 часть. О чем она? ( путь по равнине)

- Каковы главные образы пейзажа в этой части? ( тучи, поля, дорога, луна, снег)                                                    

- Напомните, что такое пейзаж?

- Какой известный вам прием использует Пушкин в  этом эпизоде? (ЭПИТЕТЫ) Приведите примеры.

- Что такое эпитет? 

- Какую картину помогают нарисовать эти образы? 

 - А каковы особенности синтаксиса  в этой части?( много  сложных предложений)

-Как построены простые предложения?

( в предложениях " Мчатся тучи, вьются тучи..." и "Еду, еду в чистом поле..." использованы повторы,  а вначале их - глаголы)

- С какой  целью поэт использует эти приемы?

 ( Они нагнетают обстановку и служат для усиления ритма движения)

- Итак, о чем эта часть? ( о страхе перед неизвестностью)

- А в какой строчке отражается эта мысль? ( "Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин")

4.  Вслед за путником продолжим наш путь. Чтение  2 части сюжета.

 - О чем мы узнаем из этой части? ( путники потеряли дорогу, потому что им мешают)

- Какой новый образ - символ появляется? ( БЕС) Как он это делает?

- Что подразумевается под этим образом - символом?

( Подразумеваются  люди, которые создают трудности на жизненном пути)

- Лирический герой зачастую отражает личные чувства и переживания самого Пушкина. Скажите, о каких препятствиях и  проблемах думал поэт, создавая это стихотворение?

(- несколько ссылок;

- предательство со стороны родного  отца, который тайно наблюдал за сыном;

- потеря друзей после  восстания декабристов;

- сплетни и злословие, окружавшие поэта)

- А когда было написано стихотворение? ( сообщение ученика)

-  Как себя в этот момент жизни чувствовал поэт? 

( Одиноким, заблудившимся)

- Вернемся к тексту. Какие эпитеты в стихотворении отражают это состояние?  (одичалый конь, тьма пустая)

- Итак, о чем эта часть?

( О препятствиях, которые встречаются в жизни каждого человека, т.е. о  жизненных испытаниях поэта)

- Какую строчку можно назвать ключевой в этой части? 

( Сбились мы. Что делать нам?)

 Мы подошли к финалу стихотворения. Читаем 3 часть. О чем она? ( путь продолжается)

- Помня о том, что под бесами подразумеваются жизненные трудности, какие тропы использует Пушкин, говоря о бесах?

( Эпитеты "бесконечны" т.е. им нет числа; "безобразны" . т.е. вызывают ужас; "разны". т.е. у них много образов)

( поэт использует сравнение "бесов" и "листьев в ноябре")

- Почему?

( Трудности наваливаются все и сразу, как листопад: свадьба, безденежье, холера, одиночество)

 -  С точки зрения  синтаксиса, что представляет собой предпоследняя строфа?

( вопросительные предложения)

Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

- К кому направлены эти вопросы?

(К самому себе, Пушкин задумывается о том, как преодолеть жизненные испытания, и о том, как много  еще их будет в его жизни)

-  Останавливают ли путника трудности? 

( Нет, он преодолевает их и продолжает свой путь)

- Итак, о чем же это стихотворение?

( О внутренних и внешних испытаниях, которые возникают в жизни каждого человека).

- А  какова его основная мысль?

( Не стоит поддаваться трудностям, нужно бороться с ними,  не смотря ни на что)

Читают  стихотворение.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы

Высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Владеют навыками осознанного чтения.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками
и учителем

 

4. Работа с эпиграфом.

- Я просила вас найти пословицы и поговорки про дорогу ( слайд)

 - Давайте выберем ту, которую можно взять эпиграфом к нашему уроку?

- Почему?

- Выполняют задание

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности

II. Итог урока. Рефлексия учебной деятель
ности

- Какой вывод можно сделать после знакомства со стихотворением " Бесы"?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание:  стихотворение наизусть,
анализ текста

Отвечают на вопрос.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Владеют навыками систематизации и обобщения, самоанализа.

Принимают учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Урок литературы с открытой сквозной режиссурой по теме «Мистическое и лирическое в стихотворении А.С. Пушкина «Утопленник»» в 6 классе

Урок литературы с открытой сквозной режиссурой по теме «Мистическое и лирическое в стихотворении А.С. Пушкина «Утопленник»» в 6 классе. Цель урока: дать представление о роли мистическог...

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков....