Авторская программа учебного курса "Родная литература (русская)"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Каравдина Гульнара Файзрахмановна

Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 5-9 классов разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Рабочая программа

учебного курса «Родная литература (русская)»

5-9 класс

(Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования)

Программа рассчитана на

5 класс -  17 часов

6 класс –17 часов

7 класс - 17 часов

8 класс –17 часов

9 класс – 17 часов

Автор: Каравдина Г.Ф.

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 5-9 классов разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература»,  

Согласно ФГОС ООО изучение предмета «Родная литература (русская)» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Место учебного предмета «Родная литература (русская)»  в учебном плане

Программа по курсу «Родная литература (русская)» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 68 часов.

Общая характеристика учебного предмета «Родная литература (русская)»

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развивать их литературный вкус, подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. 

В программе «Родная литература (русская)» - представлено содержание, направленное на осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

требования к результатам освоения примерной программы основного общего образования по родной литературе (русской)

Предметные результаты обучения  

5 класс  

Пятиклассник научится:

- видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы,

- выразительно читать литературные произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок текста;

- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.  

Пятиклассник получит возможность научиться:

 - сравнивая произведения разных авторов, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

- сопоставлять литературные произведения самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

 - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

6 класс  

Шестиклассник научится: 

- видеть черты русского национального характера в героях русской литературы;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений, выбирать тексты для самостоятельного чтения;

 - выразительно читать литературные произзведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;

- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для данных произведений художественные приёмы;  

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

 - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Шестиклассник получит возможность научиться:

 - рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

 - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

 - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

- устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).  

7 класс  

Семиклассник научится:

 - осознанно воспринимать и понимать текст;

- выделять нравственную проблематику художественных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.  

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

 - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

 - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.  

Семиклассник получит возможность научиться:

- сравнивая произведения русской литературы, определять черты национального характера;

 - выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между произведениями разных авторов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

 - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

 - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).  

8 класс  

Восьмиклассник научится:

- осознанно воспринимать и понимать художественный текст;

- выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений литературы;

-выразительно читать произведения русской литературы, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;  

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

 - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

 - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

 - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

 - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.  

Восьмиклассник получит возможность научиться:

- сравнивая произведения, принадлежащие разным авторам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа, определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

 - рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;    

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

 - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

 - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

 - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

 - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).  

9 класс  

Выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение  русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

 - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

 - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

 - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.  

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

 - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

 - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

 - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

5 класс

17 часов

Родная литература (18 часов)

Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

А. Гайдар. Биография и творчество писателя. Чувство долга и патриотизма к Родине, ответственности за младших и уважения к старшим.

К. Симонов. Жизненная основа произведения (прототипы и реальный факт истории в основе стихотворения); нравственные проблемы на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова; духовная красота и сила героев.

С. Михалков. Образный смысл произведения «Будь человеком!»; любовь и бережное отношение к природе.

Н. Рыленков. Художественный образ. Метрическая организация поэтического текста.

Е. Носов. Духовные ценности, нравственные законы, по которым живёт герой рассказа.

А. Лиханов. Тема и идея рассказа4 характеристика героев произведения.

Ю. Яковлев. Образ матери в рассказе; основная идея произведения.

А. Костюнин. Размышление о смысле человеческого существования; литературоведческий анализ произведений малой формы.

Н. Агафонов. Тематика и поэтика рассказа; понятие «современная духовная проза»,  ее философские, этические и художественные доминанты.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Родная литература (русская)

17

А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести.

1

Что такое хорошо и что такое плохо по-тимуровски. Анализ повести А. Гайдара «Тимур и его команда»

1

От игры - к мечте, от мечты -  к жизни. Анализ повести А. Гайдара «Тимур и его команда»

1

Сын артиллериста: Вызываю огонь на себя! Реальная история стихотворения К. Симонова.

1

Война в стихотворении К. Симонова «Сын артиллериста»

1

Бережное отношение к природе на примере стихотворения С. Михалкова «Будь человеком».

1

Тема Родины в стихотворении Н. Рыленкова «Русская земля»

1

Жалость или помощь? (По рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»)

1

Уроки нравственности в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»

1

«Плачь… только слезами светлыми…» (А. Лиханов «Мальчик, которому не больно»)

1

Характеристика главного героя повести А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»

1

Уроки добра и справедливости в повести А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»)

1

Образ матери в произведении Ю. Яковлева «Мама»

1

Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама»

1

Образ учителя в произведении А.В. Костюнина «Поводырь»

1

Языковые и художественные особенности рассказа А.В. Костюнина «Рукавичка»

1

Мотив чуда в рассказе Н. Агафонова «Утешение в старости»

1

Итого:

18

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

6 класс

17 часов

Родная литература (17 часов)

Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

А. Платонов. Нравственные уроки рассказа; проблема человека и окружающего мира.

В. Богомолов. Творчество и военная судьба писателя; нравственные качеств личности: патриотизм, человеколюбие, неприятие войны и насилия.

К. Симонов. Биография и творчество К. Симонова; идейное содержание стихотворения.

А. Лиханов. Сюжетные линии произведения; авторская позиция в вопросе смысла жизни человека на земле; нравственные ценности.

А. Костюнин. Нравственное звучание произведений автора – современника; художественное своеобразие мотивов в рассказе.

Ю. Яковлев. Литературоведческие понятия «литературный герой», «портрет литературного героя»; доброта, сострадание, мужество, честность, принципиальность, душевная зоркость героя произведения.

В. Крапивин. Основная тема и идея произведения; вечные ценности, проблемы, которые необходимо решить юному герою.

Л. Улицкая. Авторский замысел произведения; литературоведческий анализ произведения малой формы.

Л. Кассиль. История создания повести; сюжет повести; внутренний мир героев.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название модуля/темы

Количество часов

Родная литература

18

Сила материнской любви в рассказе А.П. Платонова «Корова»

1

«В сердце все человеческое богатство» (по рассказу А.П. Платонова «Корова»)

1

У войны не детское лицо (по повести В.О. Богомолова «Иван»)

1

Характеристика главного героя повести В. О. Богомолова «Иван»

1

Язык образов в русском поэтическом языке: стихотворение К. Симонова «Родина»

1

Тема родины в стихотворении Б. Слуцкого «Лошади в океане»

1

Ступени духовного роста (по повести А. А. Лиханова «Деревянные кони»)

1

Образ учителя в рассказе А. А. Лиханова «Крёсна»

1

«Мы в ответе за всех, кого приручили» (по рассказу А.В. Костюнина «Нытик»)

1

Уроки нравственности (по рассказу А. Костюнина «Орфей и Прима»)

1

«Уроки доброты» (по рассказу Ю.Я. Яковлева «Баваклава»)

2

«Людей неитересных в мире нет …» (по рассказу Ю. Яковлева «Багульник»)

1

«Будь всадником сам» (по повести В. Крапивина «Всадники со станции Роса»)

1

«Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» (по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа»)

1

«Быть человеком» (по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа»)

1

Композиция и сюжет повести Л. Кассиля «Черемыш – брат героя»

1

Итого:

17

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

7 класс

17 часов

Родная литература (17 часов)

Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

А. Лиханов. Военное детство в повести; сложный внутренний мир героев.

Б. Полевой. Главный герой повести Алексей Мересьев и его прототип; подвиг легендарного летчика; повесть о Великой Отечественной войне, раскрывающая непреклонную волю людей к победе над фашизмом, воспевающая героический подвиг во имя народа, во имя свободы Отчизны.

В. Крапивин. Евангельские темы в рассказе; нравственный выбор на жизненном пути героев литературного произведения.

Э. Асадов. Чувство патриотизма и нравственности на примере героической биографии Э. Асадова; анализ лирического текста.

А. Дементьев. Художественный образ. Метрическая организация поэтического текста.

Ю. Яковлев. Блокада Ленинграда, как героическая и трагическая страница в истории Великой Отечественной войны.

А. Платонов. Мир героев рассказа; чувство ответственности за свои поступки, чувство любви к матери, близким; основные проблемы в произведениях А. Платонова.

А. Алексин. Доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и родителям в рассказе.

А. Костюнин. Духовные ценности; тема, идея и проблема произведений А. Костюнина; литературоведческий анализ.

Л. Кассиль. Действительные события в основе рассказа; смысл и польза настоящего творчества.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Родная литература

17

Дети Великой Отечественной войны (по повести А. Лиханова «Последние холода»)

1

Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Последние холода».

1

Путь к своим: анализ первой части «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого

1

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»: характеристика главного героя

1

Проблема нравственного выбора (по повести В. Крапивина «Колыбельная для брата»)

1

Литература мужества и сострадания (по повести В. Крапивина «Колыбельная для брата»)

1

Уроки нравственности Э. Асадова: анализ стихотворения «Доброта»

1

Уроки нравственности А. Дементьева: анализ стихотворения «Доброта»

1

Тема памяти в рассказе Ю.Я.  Яковлева «Девочки с Васильевского острова».

1

Красота человеческих отношений в рассказе Ю. Я. Яковлева «Мальчик с коньками»

1

«Ты одна мне несказанный свет…» (по рассказу А.П. Платонова «Третий сын»)

1

«Место человека в жизни» (по рассказу А. П. Платонова «Песчаная учительница»)

1

«Был ли счастлив учитель?» (по рассказу А. П. Платонова «Песчаная учительница»)

1

Анализ рассказа А.Г. Алексина «Первый день»

1

«Вера в светлый идеал –вовсе не прихоть» (по рассказу А. Костюнина «Вера»

1

Нравственные уроки в притче А. Костюнина «Дубочек»

1

Поиск самого себя (по повести Л. Кассиля «Ранний восход»)

1

Итого:

17

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

8 класс

17 часов

Родная литература (17 часов)

Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Л. Никольская. Художественное время и пространство в повести; символы военного детства; характеристика литературного героя.

А. Алексин. Нравственные качества героев повести; глубина духовной трагедии главной героини повести.

Э. Асадов. Представление об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами военных лет; настроение лирического героя; художественно-изобразительные средства.

А. Дементьев. История создания «Баллады о матери»; идейное содержание стихотворения.

М. Джалиль. Лирический образ матери; метрическая организация лирических произведений.

Л. Касиль. Художественное своеобразие стиля писателя; проблема воспитания личности в повести.

Ю. Яковлев. Духовные ценности, нравственные законы, по которым живёт герой рассказа.

В. Крапивин. Честность, справедливость, желание всегда прийти на помощь, умение дружить на примере героев произведений В. Крапивина.

Ч. Айтматов. Сюжетно-композиционные особенности произведения; своеобразие художественных образов.

А. Костюнин. Уважительное отношение к природе, негативная позиции к потребительскому отношению к природе.

М. Журавлева. Осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека; бережное отношение к собственной жизни.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Родная литература

17

Образ блокадного Ленинграда в повести Л. Никольской «Должна остаться живой»

1

Символы военного детства в повести Л. Никольской «Должна остаться живой»

1

Образ Майи в повести Л. Никольской «Должна остаться живой»

1

Ради жизни на Земле…  (по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»)

1

Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия»

1

Образ учителя в повести А. Алексина «Безумная Евдокия»

1

Анализ стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта»

1

Образ матери: анализ «Баллады о матери» А. Дементьева

1

Образ матери в поэзии (сопоставительный анализ баллад А. Дементьева и М. Джалиля)

1

Мечта и реальность в нашей жизни и в жизни героев повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

1

Проблема воспитания личности в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

1

Доброта родом из детства (по рассказу Ю. Яковлева «Корзинка»)

1

Нравственные уроки Ю. Яковлева (по рассказу «Рыцарь Вася»)

1

Храните верность детству (по повести В. Крапивина «Непроливашка»)

1

Старайся ты, будь человеком! (по повести В. Крапивина «Та сторона, где ветер»)

1

«Помни имя свое!» (по легенде из книги Ч. Айтматова «И дольше века длится день»

1

Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки»

1

Итого:

17

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

9 класс

17 часов

Родная литература (17 часов)

Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

В. Быков. Мотивы поступков выбора героев повести; сюжет и художественная идея произведения.

А. Костюнин. Значение семьи в жизни человека; характеристика литературного героя.

Э. Асадов. Художественный образ. Метрическая организация поэтического текста.

А. Дементьев. Творческая индивидуальность поэта; лирический образ отца; метрическая организация и художественный мир произведений

Ю. Яковлев. Тема Великой отечественной войны в современной литературе, нравственное звучание рассказа.

А. Алексин. Идейно-художественное своеобразие творчества писателя; понятия «мораль» и «нравственность»; проблемы в повести

Ч. Айтматов. Сюжетно-композиционные особенности произведения; своеобразие художественных образов.

Л. Чуковская. Сила и слабость главной героини; художественное своеобразие повести.

В. Титов. Тема нравственного облика человека; ценность человеческой жизни; умение противостоять трудностям жизни.

В. Шукшин. Нравственность и духовность, любовь и уважение к окружающим людям.

Е. Носов. Нравственное преображение героини рассказа.

Т. Шипошина. Мотив чуда в православной прозе.

 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Родная литература

17

Память противостоит уничтожающей силе времени (по повести В. Быкова «Обелиск»)

1

Образ учителя в повести В. Быкова «Обелиск»

1

Истоки нравственного подвига героя повести В. Быков «Волчья стая»

1

Проблема равнодушия в рассказе А. Костюнин «Совенок»

1

Изображение мира человеческих чувств на примере рассказа А. Костюнина «Третий день»

1

Поэзия совести и любви: Э. Асадов «Трусиха»

1

Семья и семейные ценности в стихотворениях А. Дементьева («Отец», «Отчий дом»)

1

Проблема памяти в рассказе Ю. Яковлева «Реликвия»

1

Грустный смех А. Алексина в повести «Ты меня слышишь?»

1

Отношение в семье людей разных поколений по повести А. Алексина «Раздел имущества»

1

Возлюби ближнего… (по рассказу А. Алексина «Юлька»)

1

«Помни имя свое!» (по легенде о манкурте из книги Ч. Айтматова «И дольше века длится день»)

1

Тема исторической памяти в повести Л. Чуковской «Софья Петровна»

1

Герой нашего времени (по повести В. Титова «Всем смертям назло»)

1

Нравственность есть правда (по рассказу В. Шукшина «Бессовестные»)

1

Смысл названия рассказа Е. Носова «Яблочный спас»

1

Образ главной героини рассказа Е. Носова «Яблочный спас»

1

Итого:

17


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

Рабочая программа учебного курса по русской родной литературе для 8 класса на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)

Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для  8 класса составлена на основе нормативных документов:   Федеральный государственный образовательный станд...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» по курсу 5-9 класс ФГОС ООО

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ос...