Конспект урока по литературе Бунин И.А. "Цифры"
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Конспект урока по литературе Бунин И.А. "Цифры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 7 классе

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953).

Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в Рассказе «ЦИФРЫ»

Цели:  познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, определить темы творчества; ознакомить с содержание рассказа «Цифры», его проблематикой; формировать умение оценивать героев по их поступкам определять отношение рассказчика к героям и событиям; выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица; развивать логическое мышление, связную речь, умение выделять главное и второстепенное; воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту и отзывчивость.

Оборудование: портрет И.А.Бунина; электронная презентация.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся на основе домашнего задания

Прослушивание выразительного чтения (2-3 чел.) стихотворений Бунина о природе.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: «Ребята! Мы только что изучили произведение Л.Н.Толстого «Детство». И мы наблюдали с вами, как сложен мир ребенка, как непросто порой складываются отношения между ребенком и взрослым из-за взаимного непонимания, и как помогают справиться с трудностями взаимоотношений любовь и доброта.

-Что означает слово «конфликт»?

-Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?

-Что нужно для конфликта?

-Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?

Обратимся к рассказу И.Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.

IV. Работа над темой урока.

А) Слово учителя об И.А.Бунине с использованием электронной презентации.

Б) Чтение рассказа учениками вслух, с остановками и комментированием учениками по вопросам учителя.

ВБеседа с элементами анализа и записью литературоведческих понятий.

- Почему рассказ называется «Цифры»? (Ребенок мечтает научиться писать цифры, просит дядю научить его, дядя отказывает, из этого получился конфликт).

- Чем необычен этот рассказ? (Повествование ведется от первого лица – героя-повествователя).

- К кому все время обращается герой-рассказчик (дядя)? (К своему племяннику, которого он так обидел своим отказом).

- Почему автор построил свое повествование по схеме «Я (дядя) – ты (мальчик)»? (Важно показать, что творится в душе взрослого и ребенка).

- Каким терминов в литературе называется углубленное изображение душевных переживаний? (Психологизм).

- О чем этот рассказ? (О ссоре, о конфликте).

- Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке? (С просьбы ребенка научить его рисовать цифры и отказа взрослого в помощи ребенку).

- Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).

- Прочитайте, что сказано о ссоре в 1 главе. Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.

Прочитайте описание того, как плачет мальчик и как взрослые реагируют на его плач. Как автор передает чувства ребенка и взрослых? (Ребенок страдает от несправедливости и одиночества, а взрослые тоже страдают, но считают, что уступка ребенку будет баловать его, поэтому они единодушны в своей неуступчивости ребенку- Ребята ищут в тексте доказательства этой мысли).

- В чем проявился внешний конфликт? А внутренний? Подтвердите цитатой из текста.

– Зачитайте диалог во время ссоры.

– Какая мысль пришла дяде? («Сердце говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех…»)

Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)

– Во что вылилась эта месть? (Крики, прыжки, в откровенное издевательство: «Покажешь? Непременно покажешь. «Ты крикнул снова… Я в бешенстве вскочил со стула.

– Перестань! – рявкнул…») (С. 11–12.)

– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть не только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)

– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками?» (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)

- Прочитайте сцену примирения. Какие чувства испытывают они оба?

- Преодолен ли конфликт в 7 главе?

- Какова роль слов «Помнишь ли..»? (Взгляд в прошлое – ретроспектива, с записью в тетрадь нового слова).

Какова композиция рассказа?

Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.

Композиция рассказа.

Глава 1.Завязка.

Глава 2-4. Развитие действия – развитие ссоры.

Глава 4. Кульминация.

Глава 5-6. Спад действия – сора в обобщенном виде.

Глава 7. Развязка.

Физкультминутка:

Вы достать хотите крышу? (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Вернемся с беседе о рассказе "Цифры". Озаглавим каждую из семи частей рассказа.

Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).

- Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые способны понять детей?

- Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?

- Какие выводы мы можем сделать из рассказа «Цифры»?

Запись в тетрадь.

  1. Композиция рассказа показывает борьбу радости, любви со злобой, гневом.
  2. Постоянное обращение героя-повествователя к мальчику подчеркивает внимание и любовь со стороны взрослого к ребенку, осознание своей ошибки и понимание необходимости уважения личности ребенка.
  3. Ребенок тоже должен научиться понимать взрослых, уважать их интересы.
  4. Переплетение в рассказе двух субъектных планов («я-ты») придает художественному строю рассказа лирический характер, внутреннюю диалогичность.



V. Рефлексия.

- В чем смысл рассказа И.А.Бунина «Цифры»? Что мы можем взять для себя из этого рассказа?


VI. Домашнее задание.

  1. Письменно объяснить название рассказа «Цифры»?
  2. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Лапти», подготовить высказывание о впечатлениях после прочтения рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....

Конспект урока по литературе «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».(учебник-хрестоматия Авт.-составит. Т.Ф. Курдюмова)

*Урок направлен на расширение знаний учащихся о великих русских поэтах 20 века;*обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста;*совершенств...

План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...

Конспект урока по литературе "И.А. Бунин", 6 класс

Конструкт урока по литературе, 6 класс, УМК: Меркина Г.С. на тему "И.А.Бунин". Данный урок проводился в группах, обучающиеся читали биографию писателя, отбирали важный материал и оформляли в...