Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.
план-конспект по литературе

Купич Анна Александровна

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanrovoe_svoeobrazie_liriki_nekrasova.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Некрасова.

Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова занимает видное место в истории русской литературы. 
    Для лирики главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные через образ лирического героя. Некрасовский лирический герой воплощает в себе черты своего времени, передовые идеалы и нравственные принципы. 
    Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Свои взгляды на роль и назначение поэта он выразил в стихотворении "Поэт и гражданин". Оно построено в форме диалога Поэта и Гражданина. 
    Герой стихотворения - Поэт, который живо откликается на события окружающей его действительности. Но когда надо было вступить в настоящую, открытую борьбу, он колеблется. За это и осуждает его Гражданин:
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К Отчизне холоден душой.
    Гражданин произносит слова, ставшие впоследствии крылатыми: 
    Поэтом может ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Именно в этих словах заключается основной смысл стихотворения и всей лирики в целом.
    Лирический герой стихотворений Некрасова говорит читателям о том, какой могучий революционный дух жил в самом поэте, какая муза жила в его стихах - "муза мести и печали", какая жажда борьбы горела в поэте.
    Именно лирический герой сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе. Его цель - "толпе напомнить, что бедствует народ".
    Даже в интимной лирике, в стихах о трудной, горькой, иногда трагической любви звучат гражданские мотивы.
    Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова - это гражданин: 
    Не будет гражданин достойный
    К Отчизне холоден душой.
    Поэтому полны боли за угнетенных и обиженных многие произведения Некрасова. Это и управляющий из "Забытой деревни", и жестокий помещик из стихотворения "Родина", и чиновник из "Размышлений у парадного подъезда". И повсюду слышится стон мужика: "где народ - там и стон...". И этот народ - русские крестьяне - все терпит. Поэт негодует: 
    Тем был бы хуже твой удел,
    Когда б ты менее терпел!
    Во многих некрасовских стихотворениях воспроизводится одна и та же ситуация: встречаются, приглядываются друг к другу представители двух противоположных социальных слоев - барин и мужик, интеллигент и человек из народа.
    Примером такого противопоставления служит стихотворение "В дороге". Некрасов сам ощущал в себе это столкновение двух начал. Он чувствовал себя одновременно и выходцем из дворянского рода, и народным поэтом. На любое явление действительности поэт мог взглянуть с двух разных точек зрения - "барской" и "мужицкой".
    Но с одной стороны:
    Я дворянскому нашему роду
    Блеска мерой моей не стяжал…
    С другой же –
    Я настолько же чуждым народу
    Умираю, как жить начинал.
    Эта проблема - стать дворянином или слиться с народом - осталась для поэта неразрешенной. 
    Многие произведения Некрасова написаны в чисто "народном" духе. Они созданы соответствующим языком, который передает язык простых крестьян, рассказывающих о своей жизни. Это такие стихотворения, как "Знахарка", "Катерина", "Зеленый шум" и другие. 
    Есть и другие стихотворения, в которых нет ничего народного. Это произведения интимной лирики: "Демону", "Давно отвергнутый тобой...", "Как ты робка, как ты послушна..." 
    Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом: 
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя...
    И Музе я сказал:"Гляди! 
    Сестра твоя родная!"
    Многие стихотворения Некрасова близки к песням, в которых заложена душа русского народа. Поэтому некоторые из них так и называются: "Песня Еремушке", "Песня о свободном слове". Разговорность и напевность часто встречаются в лирике Некрасова. 
    Итогом всей поэтической деятельности Некрасова стало стихотворение "Элегия". Здесь поэт опять говорит о том, что стихи должны быть посвящены народу: 
    Пуская нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая - "страдания народа".
    И что поэзия забыть ее должна,
    Не верьте, юноши! не стареет она..
    Наивысшим счастьем человека Некрасов считает борьбу за счастье народа. Эта мысль найдет свое развитие в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
    И как завет звучат снова слова поэта:
    Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте, спасибо всем скажет сердечное русский народ.

Любовная лирика

Рассуждая о творчестве Николая Алексеевича Некрасова, выдающегося поэта XIX столетия, мы в первую очередь вспоминаем о том, что он вошел в русскую литературу как "певец свободы", "поэт и гражданин", посвятивший лиру "народу своему", трагической судьбе своей родины. На протяжении всего творческого пути поэта в центре его внимания была народная Россия с ее бедами, страданиями, лишениями; с ее стремлениями, надеждами, мечтами и постоянной борьбой. Но не стоит забывать, что Некрасов велик не только своими свободолюбивыми взглядами и мастерством воплощения народных мыслей. Его поэзия наполнена высокими и глубокими чувствами, лиризмом, нежностью и страстью, многие строки посвящены красоте родной природы и таким прекрасным чувствам, как любовь и дружба.

О некрасовской "поэзии сердца" долгое время не писали и не говорили, находя ее не специфичной для этого художника слова. И совершенно напрасно, ведь лирика любви отличается таким же новаторством и оригинальностью, как и все творчество поэта.

Любовную лирику Н. А. Некрасова условно можно поделить на несколько циклов, которые отличаются своеобразием и соотносятся с различными периодами его творчества. Стихи 1830-х годов проникнуты духом романтизма и изображают, например, полет от "бедствий жизни бурной" беспорочной души "юной девы в край лазурный", где она непременно повстречает другую, родственную ей, душу. А вот лирическая пьеса 1847 года "Ты всегда хороша несравненно..." написана уже в совершенно иной, реалистической, манере.

Стихотворение это посвящено женщине, с которой поэт был близок до встречи со своей будущей супругой, А. Я. Панаевой, и представляет собой портрет возлюбленной лирического героя, с которой тот делит "настоящее горе". Это произведение все пронизано светом, лаской и нежностью, противопоставлением "темному морю жизни".

В каждой строке чувствуется неподдельное восхищение героиней, любование ее красотой, молодостью, жизнелюбием. Отдается дань ее уму, звучит глубокая признательность за ее доброту, за ее нежность, за понимание и поддержку.

Особое место в любовной лирике Н. А. Некрасова занимает так называемый "панаевский цикл", куда вошли стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой, союз с которой длился около 20 лет. Авдотья Яковлевна была женщиной умной, талантливой и красивой, поэтому рядом с лирическим героем теперь оказывается образ героини, отличающейся сильным характером, волевой и независимой. Любовная лирика этих лет подобна диалогу, в котором участвуют двое, он и она, — люди необыкновенные, наделенные современными взглядами, причастные к творческому труду.

Стихотворение "Когда огонь в твоей крови..." (1848) — это своеобразный договор о тех новых отношениях, которые должны быть установлены между двумя любящими, вступающими в союз. Это любовь-страсть, горящая огнем, и вместе с тем союз единомышленников, придерживающихся передовых взглядов. Это "действительная любовь", союз "по сердцу", основанный на единстве убеждений, на свободе, на безусловном равенстве мужчины и женщины. Ведь "Если страсть... слаба и убежденье не глубоко", то женщина попадает в положение "вечной рабыни", когда чувства перестают быть возвышенными, а отношения воспринимаются как "насильственное бремя " " постыдных " уз (автор намеренно усиливает контраст яркими эпитетами). А вот если женщина осознает свое человеческое достоинство, имеет равные права с мужчиной и пользуется ими, то есть по-настоящему свободна, то такому союзу не страшны ни клевета завистников, ни людская молва...

В лирике "панаевского цикла" раскрываются довольно сложные отношения. Стихотворения показывают, как постепенно меняются, становятся все более напряженными и нелегкими взаимоотношения двух любящих людей. "Да, наша жизнь текла мятежно..." — подтверждает поэт, но тем большим чувством наполнены его стихотворения, тем сильнее "бьется сердце беспокойное".

В стихотворении "Я не люблю иронии твоей..." (1850) лирический герой переживает сложные, противоречивые чувства.

Не так давно объединились два "так горячо любивших" сердца, герой признается, что "пока еще кипят" в нем "мятежно ревнивые тревоги и мечты", но он уже с тревогой чувствует неизбежность развязки. Ему неприятна ирония любимой, он хочет с надеждой смотреть в будущее, но в сердце его уже поселились "тайный холод и тоска...", которые невозможно скрыть за внешним "кипением" и видимой полнотой "жажды". Эта "жажда" "последняя", как последние теплые дни уходящей осени, что подчеркивается в последнем пятистишии ярким сравнением остывающих чувств с осенней "бурливой рекой", которая катит еще бушующие, но уже холодные волны.

Н. А. Некрасов не был певцом идеальной любви, без ссор, размолвок, взаимных мучений и расставаний, у него "проза" и "поэзия" в любви неразделимы. Лирическое признание "Мы с тобой бестолковые люди..." (1851) — красноречивое тому подтверждение. И тут же призыв к полному и откровенному проявлению своих чувств:

Говори же, когда ты, сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

"Проза" — "неразумное", в сердцах сказанное "резкое слово". Однако, примиряюще подмечает поэт, "если проза в любви неизбежна", можно взять "и с нее долю счастья":

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья...

А чтобы не было слишком горько, он дает совет "сердиться открыто", тогда и примирение легче и ссора "скорее наскучит".

Лирическая миниатюра "Прости" (1856), написанная с намерением примириться с А. Я. Панаевой после размолвки, насыщена самыми разными чувствами.

Стихотворение это очень эмоциональное, слова идут от самого сердца, каждый стих заканчивается восклицанием. Лирический герой одновременно исповедуется, вспоминает о прошедших днях, просит простить ему нанесенные прежде обиды; умоляет забыть, не помнить "тоски, унынья, озлобленья", "бурь", "слез", "ревности угроз", но сохранить в памяти все светлое и прекрасное, что связывало любящие сердца.

Разрыв с А. Я. Панаевой, неизбежность которого поэт предчувствовал с самого начала, произошел в 1863 году, но отношения эти еще не раз эхом отзовутся в творчестве поэта, в частности в драматических "Трех элегиях" (1874).

Любовную лирику Н. А. Некрасова дополняют лирические обращения к "Зине" (Ф. А. Викторовой), с которой поэт обвенчался незадолго до своей смерти. Пронизаны они чувством безграничной благодарности молодой женщине за ее ласковое, нежное и сострадательное отношение к больному мужу ("В сердце твоем стоны мои отзываются"), за ее чуткость, отзывчивость и самоотверженность.

Конечно, у поэта, посвятившего свою лиру страдающему народу, его нелегкой судьбе, не так уж часты светлые строки о любви и нежности. Но, тем не менее, они есть и они по-своему прекрасны. В этих строках заключены сильные чувства: любовь и нежность, мечты и надежды, печаль о несбывшемся, радость встреч, боль разлук, благодарность за единомыслие и сострадание, сожаление об ошибках и искреннее раскаяние. В них такая пронзительная искренность и откровенность!

Я думаю, некрасовская "поэзия сердца" сегодня как никогда заслуживает нашего пристального внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова.

Творчество Н.А.Некрасова широко представлено в литературоведении, но до сих пор нет научных трудов, посвященных комплексному анализу любовной лирики поэта. В работах лишь нескольких авторов мы о...

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

Практическая работа по теме «Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова»

Цель:- ознакомить обучающихся с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием;- совершенствовать навыки анализа  поэтического текста....