Работа над стилем писателя на уроке литературы в выпускном классе. Рассказы А. Платонова
методическая разработка по литературе (11 класс)

Ткаченко Наталья Георгиевна

Методические рекомендации по изучению рассказов А. Платонова. Предлагаемая работа посвящена художественному миру рассказов А. Платова. В данной статье содержится личный опыт педагога по изучению, художественного стиля писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_a._platonova.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказы А. Платонова. Работа над стилем писателя на уроке литературы в выпускном классе.

Художественный мир А. Платонова чрезвычайно сложен, противоречив, обращен к вечным проблемам человечества. Это мучительные поиски точного и в то же время многозначного поэтического образа, который воплотил бы в себе и глубину философских размышлений, и диалектику социально-политических оценок, и проникновенный анализ сокровенного в человеке, причин и следствий тревожного состояния души, «усомнившейся» в однозначности своего бытия. Поэтому читать книги А.Платонова нелегко. Сам писатель был захвачен лихорадкой социальных перемен, одержим постоянной внутренней потребностью личного творческого вмешательства в ход событий, будь то голод, техническая отсталость хозяйства, непродуманный социальный эксперимент, потеря нравственных ориентиров, ложь, оборачивающаяся преступлением против народа. Характерным для писателя было острое ощущение противоречия человека огромной Вселенной, трудно преодолимой враждебности природы и людей. Все это обусловило, «передалось» и сюжетом его произведений, прерывистым, изломанным, не имевшим в общепринятом смысле ни начала, ни конца и «сдвинутому» стилю, как бы игнорирующему устоявшиеся, традиционные способы выражения привычных представлений, и языку, отрицающему всякую условную литературную «правильность»

     Для работы  классе беру три рассказа: «Песчаная учительница», «Глиняный дом в уездном саду», «Родина электричества»

     Разбору рассказа «Песчаная учительница» предшествует небольшая беседа, направленная на выяснение восприятия его школьниками:

  • Какое впечатление сложилось у вас о рассказе? С каким настроением вы закрыли книгу? С чем связано это настроение?
  • Придумайте другие варианты названия рассказа, проясните предпочтительность того или другого варианта.
  • В рассказе несколько более или менее подробных пейзажных  зарисовок, какая из них вам больше запомнилась и почему?

После такой беседы становится ясно, что при всей простоте произведения не все детали текста замечены учащимися.

       Приступая к анализу рассказа можно задать вопросы проблемного характера: как отвечает автор на вопрос Марии Никифоровны: «Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумертвое деревце в пустыне лучшим памятником и высшей славой жизни?»; что бы вы сказали по этому поводу? Как «отвечает» на этот вопрос пейзаж в рассказе?

       Дальнейшая работа над рассказом может проходить по такому плану:

  • Найти  как обрисована автором внешность героини в начале повествования и далее по тексту. Почему важно проследить за изменениями в облике Марии Никифоровны? Как эта художественная деталь связана с пониманием главной мысли произведения?
  • С чем были связаны детские и юношеские впечатления Марии Никифоровны? Была ли она подготовлена к борьбе с жизненными трудностями? Что ожидало ее в Хошутове? Что было тяжелее всего? Почему учительница согласилась ехать в Софуту?
  • Почему «завкроно» говорит, что он «очень рад» и ему «жалко как-то» учительницу, «почему-то стыдно»? Как можно понять его слова?
  • В чем заключена, в понимании писателя, «безысходная судьба двух народов»? Кто или что, по его мнению, можете изменить?
  • Какова роль пейзажа в начале рассказа?
  • Каков смысл заглавия?

Обсуждение этих и других вопросов можно подготовить по группам, заслушав итоговый ответ в классе.

 

Анализ рассказ «Родина электричества» начинается с выяснения первичного восприятия по следующим вопросам:

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Как можно определить основное настроение рассказа, и из чего оно складывается?

- Какую роль играют в рассказе рифмованные речи делопроизводителя?

- Как изменилось ваше представление о нем к концу рассказа?

- Какого эффекта достигает автор, строя свое повествование от лица героя?

- Каким вы его себе представляете?

- Почему рассказ носит такое странное название? Где находится родина электричества?

Беседа по этим вопросам в большинстве случаев убеждает

В том, что не все в маленьком, на одиннадцать страниц, рассказе оказывается понятным и принятым учащимися.

Рассказ не нравится, кажется «странным», а название – неудачно связанным с содержанием, стиль корявым, даже неприемлемым. Для выяснения его смысла и художественного своеобразия считаю возможным начать разбор в классе «вслед за автором», с первого абзаца. Первое предложение останавливает наше внимание необычностью, странным соединением в одно целое предложений, имеющих малосвязи между собой: «Шло жаркое лето 1921 года, проходила моя юность». Таким образом, с первой фразы намечены два плана повествования. Обращаю внимание на платоновские метафоры: «энергия жизни», «вещество человеческого существования» и др. Они придают повествованию объемность и глубину. Предлагаю учащимся подобрать в тексте детали, на основе которых можно представить портрет и образ жизни героя. Анализ их дает возможность увидеть работающего, честного, добросовестного юношу из рабочей семьи. Следующий этап работы связан с подборкой текстового материала, подтверждающего или опровергающего существование «внутреннего света» души у героя. Можно предложить найти в характеристике героя черты, общие с «песчаной учительницей». Сравнивая биографические данные о писателе с тем, что узнали о героях, нельзя не сделать вывод о том, что между ними большая близость. Тогда следует вспомнить сущность взаимодействия «я» рассказа и «я» биографического.э

Тот момент проясняется в результате выполнения следующего задания: найти в тексте рассказа детали, описания, отдельные слова и словосочетания. Которые никак не могли бы принадлежать герою. (Например, описание иконы, портрет старушки и др.). Таким образом учащиеся могут прийти к выводу о дистанции, разделяющей автора и героя. Дистанции временной, пространственной, нравственной, эстетической.

    Чтобы закрепить представление учащихся о творческой манере писателя, анализируем рассказ «Глиняный дом в уездном саду».

   Проверить качество восприятия рассказа можно, используя следующие вопросы:

- Какими словами можно передать впечатление от описанного в начале рассказа сада?

- Как сочетается в рассказе описание сада и «место долгой неприютности»?

- Раскрывает ли заглавие рассказа его основную мысль?

   Несмотря на небольшой объем, рассказ эмоционально напряжен, метафоричен. Это затрудняет работу над ним в классе. Обнажить содержательное и художественное богатство рассказа – задача анализа, который можно провести по такому плану:

  1. Что бросается в глаза при чтении описания сада в начале рассказа? Что запомнилось из этого описания при первом чтении?
  2. Когда и как возник в рассказе мотив глухого дрма? Каким вы этот дом представляете? Чем стал этот дом для мальчика? Что искал и что нашел он в заброшенном доме? Почему сирота не смог остаться с Яковом Саввичем?
  3. Как можно было бы назвать главную особенность жизни Якова Саввича? Как характеризуют героя проклятья, с которыми он каждый раз уходил в странствия? Что он искал и находил? С какого момента он перестал проклинать обжитое место? Почему? Что видел Яков Саввич в уездном саду? Как изменился за это время сад? Зачем автор подчеркивает эти изменения? Каково, по вашему мнению. Отношение автора к герою рассказа?
  4.  Прочитайте описание сада в начале и в середине рассказа. В чем сложность декламирования такого текста? Какой характер придают тексту длинные предложения, своеобразная лексика? Какого эффекта добивается автор, соединяя различные лексические и стилистические пласты речи? Найдите в тексте отрывки, останавливающие ваше внимание своей необычностью.
  5. Как бы вы определили характер рассказа Платонова? Что можно сказать об авторе такого произведения, об отношении к жизни, мечтах?
  6. Сравните данный рассказ с уже известными произведениями писателя. Постарайтесь определить, что в них общего. Какой мотив вы бы выделили в качестве ведущего? Что общего в языке и стиле рассказов, написанных в разное время? Какой из рассказов вам кажется наиболее интересным?

Таким образом, изучение своеобразия творческой манеры, особенностей языка, стиля, системы образов на примере небольших рассказов – наиболее действенный путь постижения мира А. Платонова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."

Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Рассказы А.П.Чехова"

В презентации представлена работа на уроке литературы в 7 классе по самостоятельно прочитанным рассказам  А.П.Чехова  "Репетитор", "Гриша", "Злоумышленник"...

Урок литературы "Обнажившееся сердце" по рассказу А.Платонова "Возвращение"

Представленный урок литературы на тему «Обнажившееся сердце» по рассказу А.Платонова «Возвращение» является учебным занятием, построенным на основе технологических особенностей метапредмета «Проблема»...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Урок литературы в 7 классе_Рассказ Андрея Платонова «Юшка» - призыв к состраданию и уважению

Тема урока: «Жить по законам человечности…»Урок разработан в целях необходимости пробуждения интереса к прозе Андрея Платонова, к личности писателя; возможности формирования умения учащихся определять...