КИМы по литературе. 11 кл
тест по литературе (11 класс)


Предварительный просмотр:

Обучающий тест по литературе

(по произведению И.А.Бунина «Антоновские яблоки»)

  1. И.А.Бунин был убежден, что  не должно быть «деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему «неестественным  и устарелым».  Он писал: «Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Можно ли утверждать, что эти требования были реализованы И.А.Буниным в произведении «Антоновские яблоки». Как это связано с жанром произведения? Аргументируйте свой ответ.

  1. В произведении можно выделить 4 части. Соотнесите с этими частями образы  природы, изображения людей, образы – символы, возраст героя и настроение части:

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ - символ

Возраст героя

Настроение данной части рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны

3. Сцены охоты.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Основные образы природы

А. Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября).

Б. Пустые равнины, обнаженный сад, первый снег.

В. Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь, начало).

Г. Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август).

Изображение людей

А. Чтение книг, любование стариной, журналы.

Б. "как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны.

В. Перемерли старики в Выселках,  деревня напоминает пустыню.

Г. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева".

Образ-символ

А. Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти.

Б. Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества.

В. Образ смертной старухи с могильным камнем.

Возраст героя

А. Взрослый человек.

Б. Человек в зрелом возрасте.

В. Молодой человек.

Г. Подросток.

Настроение данной части рассказа

А. Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем «старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

Б. Заупокойная молитва.

В. Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете".

Г. Последняя вспышка жизни перед дальнейшим исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

  1. Эпитафия - изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Произведение в ранней редакции имело подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Как вы думаете, почему автор в более поздней редакции отказался от этого подзаголовка?

4.Прочитайте фрагмент из работы  Мещеряковой О.А «Слово И. Бунина в контексте русской культуры»:  «Автор «Антоновских яблок» развивает мысль об особой силе яблок, способной возвращать молодость. Заглавие текста, как уже говорилось, строится на словосочетании. Подобная двухкомпонентная форма номинации сорта яблок ассоциируется с номинацией чудесных плодов в славянских преданиях: антоновские яблоки → молодильные яблоки, причем множественное число поддерживает наметившуюся ассоциативную связь».

Прокомментируйте слова ученого. Какую силу имеет в виду автор?

5.Во 2-ой  главе мы встречаем такое признание: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком». Поясните, почему герою хочется стать мужиком?

6. Как вы думаете, какую цель преследует Бунин, описывая хозяйство своей тетки Анны Герасимовны: "Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его":

А. Идеализировать и поэтизировать крепостной быт.

Б. Показать простоту и деловитость деревенской жизни.

Ответ обоснуйте.

 

  1. Как вы думаете, случайно ли Бунин включил в главу об умирающем дворянстве сцену охоты? Аргументируйте ответ.

8.Как называется прием, использованный автором в данном отрывке: «Помню раннее,  свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок, запах меда и осенней свежести».

  1. Деталь - это выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Каков смысл сравнения в 1 гл. старостихи с «холмогорской коровой»?

  1. Оксюморон - такое сочетание слов, которые противоречат друг другу, например выражение «живой труп». Есть ли в тексте такое выражение. Если считаете, что есть, выпишите их.  

  1. В произведении символом приближающегося нового времени является:

А. Прекрасный сад

Б. Образ проносящегося мимо Выселок поезда

В. Запах антоновских яблок

Г. Запах сырости

  1. Установите соответствие средств выразительности:

  1. олицетворение

А. точно старое лицо глядит… впадинами глаз – окнами

  1. сравнение

Б.  сочным треском; «шурша по сухой листве

  1. экспрессивный повтор 

В.  дом основательно глядел

  1. звукопись

Г. а по бокам этих глаз были крыльца, - два старых больших крыльца с колоннами

  1. Почему в конце произведения возникает   образ первого снега?

 «Зазимок, первый снег! Борзых нет, охотиться в ноябре не с чем; но наступает зима, начинается "работа" с гончими».

  1. Что сближает  произведения А.П. Чехова «Вишневый сад» и И.А. Бунина «Антоновские яблоки»? Обоснуйте ответ.



Предварительный просмотр:

Тест по творчеству И.А.Бунина

Задание: выбрать правильный ответ:

1. Укажите годы жизни И.А. Бунина

1.1860-1904

2.1865-1921

3.1870-1953

4.1899-1960

2. По социальному положению Бунин был:

1.купцом  

2.дворянином

3.мещанином

4.разночинцем

3. Кто занимался образованием Бунина после его выхода из гимназии?

1.родители

2.старший брат Юлий

3.гувернантки

4.сам разработал систему дальнейшего образования

4. Академическая Пушкинская премия была присуждена Бунину за:

  1. роман "Жизнь Арсеньева"
  2. цикл рассказов "Тѐмные аллеи"
  3. сборник стихов "Листопад"
  4. рассказ»  «Суходол»

5. Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности Бунина

1.А.С. Пушкин

2.Ф.М. Достоевский  

3.Л.Н. Толстой  

4.Н.В. Гоголь

6. Какая тема является основной в раннем творчестве Бунина?

1.тема любви

2.тема гармонии и красоты в природе

3.тема России

4.тема уходящего дворянского уклада

7. Как Бунин относился к революции?

1.восторженно принимал и поддерживал

2.был в растерянности

3.отвергал и негодовал, считая еѐ концом России

4.был равнодушен

8. Нобелевская премия была получена Буниным за:

1.1925 г. за рассказ "Солнечный удар"

2.1915 г. за рассказ "Господин из Сан-Франциско"

3.1933 г. за роман "Жизнь Арсеньева"

4.1938 г. за цикл рассказов "Тѐмные аллеи"

9. Автобиографический роман Бунина назывался:

1."Митина любовь"

2."Жизнь Арсеньева"

3."Суходол"

4."В Париже"

10. В 1920 г. теплоход "Спарта" навсегда увѐз Бунина из России в:

1.Англию

2.Францию

3.Америку

4.Германию

11. Определите бунинскую манеру изображения природы

1.документализм

2.импрессионистичность

3.натурализм

4.схематизм



Предварительный просмотр:

Викторина по драме М.Горького «На дне»

Кому из героев принадлежат слова?

1. «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» (Актер)

2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»(Настя)

3. «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался».(Бубнов)

4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» (Барон)

5. «Вон что-о! Ого-го! Это - ты ловко придумала… мужа, значит в гроб, любовника – на каторгу, а сама…»(Пепел)

6. «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому»(Сатин)

7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»(Квашня)

8. 10. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!»(Анна)

10. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»(Лука)

11. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…» (Наташа)

12. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают»(Костылев)

13. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена»(Клещ)



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по произведению «Гранатовый браслет» А.И.Куприна

“Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)

3. Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)

7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

8. Его должность ? (Предводитель дворянства.)

9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)

10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)

11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)

12. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

14. С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)

15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в Веру телеграфист.)

16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)

17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине Вере).

19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)

20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)

21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)

22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).

24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)

25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?



Предварительный просмотр:

ТЕСТ по теме «Серебряный век»

Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии

1. Начало XX века

2. Конец XIX - начало XX века

3. Начало - середина XX века

4. Конец XIX века

2. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?

1. В.Соловьёв

2. Н.Оцуп

3. Н.Бердяев

4. И.Анненский

3. Как называлась художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века и воплотившаяся в системе самостоятельных художественных направлений и течений?

1. декаданс

2. модернизм

3. символизм

4. футуризм

4. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

5. Какое поэтическое течение было первым в литературе Серебряного века?

1. символизм

2. акмеизм

3. футуризм

4. имажинизм

6. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1. символизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. акмеизм

7. Кто обосновал теоретические основы символизма?

1. В.Соловьёв

2. Ф.Сологуб

3. В.Брюсов

4. Д.Мережковский

8. Название какого поэтического течения переводится с греческого как «высшая степень чего-либо»?

1. акмеизм

2. имажинизм

3. футуризм

4. символизм

9. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

10. Кто из поэтов является представителем имажинизма?

1. С.Есенин

2. З.Гиппиус

3. А.Белый

4. В.Маяковский

11. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1. А.Блок

2. В.Маяковский

3. М.Цветаева

4. А.Ахматова

12. «Цех поэтов» - это название союза:

1. символистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. акмеистов

13. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» - это призыв:

1. акмеистов

2. имажинистов

3. футуристов

4. символистов

14. Что, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл?

1. стихотворение

2. образ

3. слово

4. время

15. Что К.Бальмонт считал основой лирики?

1. магию слов

2. личность

3. рифму

4. образ

16. Кто из поэтов осмелился напрямую обвинить И.В.Сталина в геноциде собственного народа?

1. Н.Гумилёв

2. А.Ахматова

3. В.Брюсов

4. О.Мандельштам

17. Слова какой части речи И.Северянин образовывал от существительных, добавляя приставку «о»?

1. наречие

2. междометие

3. глагол

4. прилагательное

18. Что в качестве краеугольного камня было положено в поэзии акмеизма?

1. тайна

2. слово

3. мимолётность

4. реалистический взгляд на вещи

19. Кто проповедовал слияние искусства с ускоренным жизненным процессом ХХ века путём разрушения форм и условностей?

1. символисты

2. имажинисты

3. футуристы

4. акмеисты

20. Как назывался первый манифест футуристов?

1. «Садок судей»

2. «Пощёчина общественному вкусу»

3. «Адище города»

4. «Из улицы в улицу»

 

Ответы

1. 2

2. 3

3. 2

4. 3

5. 1

6. 4

7. 4

8. 1

9. 3

10. 1

11. 2

12. 4

13. 3

14. 3

15. 1

16. 4

17. 3

18. 4

19. 3

20. 2



Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ  СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК


Проанализируйте данные отрывки. Определите литературное течение, к которому относятся данные  отрывки.

  1. Мы - плененные звери,

Голосим, как умеем.

Глухо заперты двери,

Мы открыть их не смеем.

Если сердце преданиям верно,

Утешаяся лаем, мы лаем.

Что в зверинце зловонно и скверно,

Мы забыли давно, мы не знаем.

К повторениям сердце привычно, -

Однозвучно и скучно кукуем.

Все в зверинце безлично, обычно.

Мы о воле давно не тоскуем.

Мы - плененные звери,

Голосим, как умеем.

Крепко заперты двери,

Мы открыть их не смеем. 

2.Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав:

Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф. 

3.Слоны бились бивнями так,

Что казались белым камнем

Под рукой художника.

Олени заплетались рогами так,

Что, казалось, их соединял старинный брак

С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.

Реки вливались в море так,

Что казалось: рука одного душит шею другого. 

4.И хочу, но не в силах любить я людей:

Я чужой среди них; сердцу ближе друзей –

Звезды, небо, холодная, синяя даль

И лесов и пустыни немая печаль.  

5.Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

6.На полярных морях, и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

  1. О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!
    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
    О, засмейтесь усмеяльно!
    О рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных
    смехачей!
    О иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей!
    Смейево, Смейево,
    Усмей, осмей, смешики, смешики,
    Смеюнчики, смеюнчики.
    О, рассмейтесь смехачи
    О, засмейтесь, смехачи!

..8. Краску слов из тюбика губ не выдавить
Даже сильным рукам тоски.

Из чулана одиночества не выйду ведь
Без одежд гробовой доски.

И ресницы стучат в тишине, как копыта,
По щекам, зеленеющим скукой, как луг,

И душа выкипает, словно чайник забытый
На спиртовке ровных разлук.

Аквариум глаза. Зрачок рыбешкой золотой.
На белом Эльбрусе глетчерная круть.
На небосклон белков зрачок луною
Стосвечной лампочкой ввернуть.
<...>

Глаза страницей белой, где две кляксы
Иль паровоз в поле белков орет.
Зрачки блестят, начищенные ваксой.
Зрачки вокзал в веселое вперед.
   

  1. Я иду долиной. На затылке кепи,
    В лайковой перчатке смуглая рука.
    Далеко сияют розовые степи,
    Широко синеет тихая река.
    Я - беспечный парень. Ничего не надо.
    Только б слушать песни - сердцем подпевать,
    Только бы струилась легкая прохлада,
    Только б не сгибалась молодая стать.
    Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
    Сколько там нарядных мужиков и баб!
    Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
    "Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

10.Ночь, как слеза, вытекла из огромного глаза

И на крыши сползла по ресницам.

Встала печаль, как Лазарь,

И побежала на улицы рыдать и виниться.

Кидалась на шеи — и все шарахались

И кричали: безумная!

И в барабанные перепонки вопами страха

Били, как в звенящие бубны.

Я пришел к тебе, древнее вече,

Темный люд разбудил медным гудом,

Бросил зов, как собакам печень,

Во имя красного чуда.

Назови же меня посадником,

Дай право казнить и миловать.

Иль других не владею ладней

Словом, мечом и вилами?



Предварительный просмотр:

Тест  М.И.Цветаева

Задание 1  Марина Цветаева оказалась в эмиграции:

  1. по политическим соображениям.
  2. в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию.
  3. по другим причинам.

Задание 2   Импульсом к созданию сборника «Лебединый стан» послужила:

  1. любовь к природе
  2. приверженность идеалам Белой армии.
  3. любовь к мужу Сергею Эфрону.

Задание 3   Высшим предназначением поэта Цветаева считала:

  1. воспевание женской доли и женского счастья.
  2. отстаивания высшей правды- права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность.
  3. стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном.

Задание 4   М. Цветаева в статье «Поэты с историей и поэты без истории» делит всех художников на две категории. К какой группе она относит себя:

1. поэты с историей, «стрелы», т.е. мысли поэта отражают изменения мира.

2. поэты без истории, чистые лирики «круга», поэты чувства, погруженные в себя, отстраненные от кипучей жизни и исторических событий.

Задание 5   М.Цветаева писала: «Чистая лирика живет чувствами. Чувства-всегда одни. У чувств нет развития, нет логики. Они непоследовательны. Они даны нам сразу все чувства, которые когда-либо суждено будет испытать: они подобны пламени факела, отродясь втиснуты в нашу грудь». М. Цветаева считала себя:

1. «чистым лириком».

2. поэтом времени.

Задание 6 Для Цветаевой характерно

  1. ощущение единства мыслей и творчества.
  2. отчужденность от реальности и погруженность в себя.

3.      романтическая отвлеченность от реальности.

4      отражение в поэзии мыслей, связанных с движением времени и изменением мира.

Задание 7 Лирический герой М.Цветаевой тождествен личности поэта:

  1. нет.
  2. да.

Задание 8   В своей поэзии Цветаева часто бросает вызов миру. Подчеркните строку, доказывающую это утверждение:

«По улицам оставленной Москвы

Поеду – я, и добредете вы.

И не один дорогою отстанет,

И первый ком о крышку гроба грянет,-

И наконец-то будет разрешен

Себялюбивый, одинокий сон».

Задание 9  Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии М. Цветаевой6

  1. в противопоставлении себя – русской всему нерусскому.
  2. в противопоставлении себя Советской России.

Задание 10    Инверсия, употребляемая Цветаевой в стихотворении «Орфей», усиливает эмоциональный накал стихотворения. Подчеркните пример инверсии:

«Кроваво-серебряный, серебро-

Кровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра-

Брат нежный мой! Сестра моя».

Задание 11 Кому из поэтов посвящает цикл стихотворений М.Цветаева:

  1. А.А.Блоку.
  2. А.А.Ахматовой.
  3. А.С.Пушкину

Задание 12   Кому из поэтов посвящены эти строки:

«В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И дарю тебе свой колокольный град,

…! – и сердце свое в придачу».

  1. А.А.Блоку.
  2. А.С.Пушкину.
  3. А.А.Ахматовой

Задание 13  Определите, к какому мотиву творчества можно отнести следующие отрывки:

« Умирая, не скажу6 была,                                                  

И не жаль, и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных».

 «Птица-Феникс – я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою1

Высоко горю – и горю дотла!

 И да будет мне ночь – светла!»

1. тема поэта и поэзии                        2. тема природы.                     3. интимная лирика.

Задание 14   Кто автор стихотворения « Памяти Марины Цветаевой»:

«Пред домом яблоня в сугробе,

И город в снежной пелене –

Твое огромное надгробье,

Как целый год казалось мне.

Лицом повернутая к Богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели».

  1. А..Ахматова.
  2. Б.Пастернак.
  3. О.Мандельштам.
  4. Н.Гумилев.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

 Вариант 1

1.  Жанр «Тихого Дона» это:

а)  повесть 

б)  роман

в) роман-эпопея

г) исторический роман                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

2.   В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а)   Первой мировой войны

б)  гражданской войны

в)   Великой Отечественной войны

г)   установления советской власти

3.  С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а)   показать героизм народа

б)   показать, что делает с человеком война

в)   показать бессмысленность войны

г)   поднять дух народа

4.   Какие реальные исторические лица фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Александр I 

в) Подтелков

б)  Голицын 

г) Меншиков                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

5.    Описания каких персонажей приведены?

а)   «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеленоватых глаз»; «коричневые волосы на тыльной стороне ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»; «твердо загнутые челюсти»

б)     «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»

в)    «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд... текуч,  неуловим»; походка «увалистая», напоминает о «волчьей» породе

г)   «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины горячих глаз», сутулость

6.   Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него должно быть отчество?

7.   Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну:

а)  Георгиевским крестом                   в) орденом А. Первозванного

б)  медалью «За отвагу»                      г) отпуском на родину

8.  Что означают слова, встречающиеся в тексте «Тихого Дона»:

а)     гутарить 

б)      кизяки 

в) завеска

г)взгальный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

9.  Исследователь творчества Шолохова В. Н.Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

10. Согласны ли вы с мнением Д. Бреговой, что в конце романа для Григория Мелехова характерна «полная внутренняя опустошенность... глубочайший моральный крах»?

Обоснуйте ответ.

Вариант 2

1.  Роман МА. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в:

а) 1928 г. 

б) 1932 г.

в) 1940 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

г) в 1946 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

2.  Фамилия Натальи до замужества:

а) Мелехова 

б)Коршунова 

в) Астахова                                                                                                                                                                                                                                                                             

г) Кошевая                                                                                                                                                                                                                                             

3.  Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать:

а) героизм Красной Армии                          в) трагедию народа

б) героизм белых                                      г) ее неизбежность

4.  Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе "Тихий Дон "?

а) Николай 11 

б) Корнилов 

в) Каледин                                                                                                                                                                                                                                                 

г) Долохов                                                                                                                                                                                                                                                                 

5.  Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»

б)«... Кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»

в) одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном человеке отца».

6.  Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

7.   В каком чине вышел в отставку отец Григория, Пантелей Мелехов?

а)  есаул 

б) сотник 

в) поручик                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

г) старший урядник                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

8. Что означают слова, встречающиеся в тексте "Тихого Дона":

а) ухнали 

б) коловерть 

в) чикилять                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

г) баз                                                                                                                                                                                                                                                                 

9. Исследователи творчества Шолохова Ф. Г. Бирюков и В. Байц считают, что « Шолохову особенно родственна    традициям европейского Возрождения, в частности его величайшего представителя — Шекспира». В чем, по-вашему, проявляется эта «родственность»?'

10.Как, по-вашему, относится Шолохов к своему герою, Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем?  Какие чувства возбуждает писатель к герою?

Ответ обоснуйте.



Предварительный просмотр:

Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.    В чем проявляется своеобразие композиции романа?

а)    кольцевая композиция

б)    хронологический порядок развития событий

в)    параллельное развитие трех сюжетных линий

г)    параллельное развитие двух сюжетных линий

2.    В чем состоит специфика системы образов романа « Мастер и Маргарита»?

а)    в основу положен принцип двойничества

б)    персонажи объединены общей идеей произведения

в)    герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира

г)    система образов построена по принципу антитезы

3.    «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

а)    Иешуа — новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм

б)    речь идет не о вере, а об Истине

в)    автор передает смысл библейской притчи

4.    Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

а)   соответствие библейскому сюжету

б)   автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу

в)   автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру

г)    автор стремится показать Иешуа бедняком

5.  Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажей, проникающих в оба этих реальных мира).

Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинский; Банта; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат.

а)  герои обладаю властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором

б) красота и ее служба силам тьмы

в)  герои выполняют функцию палачей

г) предатели, несущие справедливое наказание

д) образ ученика-последователя

е) верный друг, безотказный помощник

6.   Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?

а)  в романе нет традиционного любовного треугольника

б)  образ Маргариты уникален, не требует параллелей

в)  исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире



Предварительный просмотр:

Тест по творчеству С.А.Есенина

1. К какому литературному течению одно время принадлежал С. Есенин?

1.Символизм                                                                                                                                                                                              2.Футуризм                                                                                                                                                                                                                          3. Имажинизм

4. Акмеизм

2 Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

1.Эпитет                                                                                                                                                                                                                                         2.Метафора                                                                                                                                                                                     3. Сравнение

4. Метафорическое сравнение

3 Определите художественные средства выразительности, используемые Есениным для создания образа:

1.        «Рассвет рукой прохлады росно/ Сшибает яблоки зари».

2.        «Синь то дремлет, то вздыхает».

3.        «Как сережки, зазвенит девичий смех»

4.        «Звонко чахнут тополя»

а)   олицетворение       в) метафорические сравнения

б)звукопись…………..г)метафоры                                                                                                                                                                                      

4 В каком стихотворении Есениным дан вариант библейской истории о блудном сыне?

1. «Русь Советская»                            .                                                                                                                                                                                                                                                     2.     «Отговорила роща золотая...»  

3.     «Сорокоуст»

4.    «Письмо матери»

5 Из какого произведения Есенина эти строки?

            Мы все в эти годы любили,

            Но, значит,

           Любили и нас.

1. «Собаке Качалова»             3. «Письмо к женщине»

2. «Анна Снегина»                  4. «Персидские мотивы»

6  Верно ли, что образ «черного человека» из одноименной поэмы является вторым «я» лирического героя?

1.   да                            2.  нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИМы по литературе 9,11 класс

Данный материал помогает учащимся при подготовке к сдаче экзамена....

КИМы по литературе.

Контрольно-измерительные материалы по литературе (авторская программа ПКГ)...

Кимы по литературе 5 класс

Кимы по литературе 5 класс...

КИМы по литературе 9 класс

КИМы по литературе 9 класс...

КИМы по литературе для экспертов в области аккредитации ОУ (уровневая дифференциация)

Проблема, связанная с процедурой аккредитации и лицензирования образовательного учреждения в первом полугодии учебного года, возникает у эксперта по литературе в плане выбора контрольно- измерительных...

Кимы по литературе в 6 классе

Кимы по литературе в 6 классе...

КИМы по литературе

материал для проведения контроля...