материалы к литературному конкурсу "Творчество Чехова"
олимпиадные задания по литературе (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Материалы к литературному конкурсу "Творчество Чехова" содержат олимпиадные задания  по творчеству Чехова и творческую часть: Конкурс художников, грамотеев и вопросы к презентации "Кинематограф Чехова.

Такие материалы можно использовать после изучения  творчества Чехова.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творчество А.П.Чехова в кинематографе

Слайд 2

«Злоумышленник» Евгений Лебедев и Олег Басиашвили

Слайд 3

«Смерть чиновника» Игорь Ильинский

Слайд 4

«Драма» Фаина Раневская и Борис Тенин

Слайд 5

«Хамелеон» Игорь Ильинский

Слайд 6

«Вишнёвый сад» Руфина Нифонтова , Елена Коренева, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Каюров, Евгений Буренков, Николай Сергеев

Слайд 7

«Чайка» Режиссёр Юлий Карасик, актёры:Владимир Четвериков и Людмила Савельева



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС ПО «ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА»

I ЧАСТЬ

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ

  1. Известность Чехову принесли публикации в юмористических журналах. Известно более 30 псевдонимов писателя.  Какие псевдонимы писателя вы знаете и в каких юмористических журналах он печатался?
  2. Кто из персонажей «Вишнёвого сада любил изображать из себя романтического героя: «Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье. И я не ропщу, астьпривык и даже улыбаюсь».
  3. Перед вами — цитаты из известных произведений Чехова. Запишите фамилии героев и произведения в той последовательности, в которой приведены цитаты:
  4. «И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».
  5. «В гордом человеке, в вашем смысле, есть что-то мистическое. Быть может, вы и правы по-своему, но если рассуждать попросту, без затей, то какая там гордость, есть ли в ней смысл, если человек физиологически устроен неважно, если в своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать».
  6. «Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима».
  7. «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
  8. «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
  9. Впишите пропущенное слово в известную цитату А.П.Чехова: "...в сентябре 1889 года в своем наставлении молодому писателю Илье Гурлянду А. Чехов произносит следующее: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни. Если вы в первом акте повесили на сцену пистолет, то в последнем он должен …»
  10. Узнайте персонаж по его портретному описанию. Ответ запишите в виде последовательности заглавных букв и соответствующих цифр.
  11. "...Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате..."
  12. «высокий, худощавый старик с длинными усами».  
  13. «…постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло." 
  14. «Мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика» .
  15. "В его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их; он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним."
  16. «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую, наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе...» — и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: — Душечка!»
  17. Как Коваленко называл Беликова?
  18. Часть текста пьесы, пояснение, которое дает автор пьесы режиссеру, исполнителям ролей и читателям к образам и характерам героев, их внешности, поведению, ходу действия, выражая свое мнение и волю.
  19. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении?
  20. Как называется средство выразительности, в основе которого лежит скрытая насмешка?
  21. Назовите разновидность драматического произведения, в основе которого – осмеяние общественного и человеческого несовершенства.
  22. Каким термином называют момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий, вершину конфликта?
  23. Три рассказа А.П.Чехова, связанные между собой сюжетом, идеей, образами, называют «маленькой трилогией». Назовите эти рассказы.
  24. Расселите персонажей по занимаемым ими жилищам: соотнесите цифры, соответствующие номеру дома в их общем перечне, с фамилией персонажа.
  25. « В комнате стоят кровати, привинченные к полу. На них сидят и лежат люди в синих больничных халатах и по-старинному в колпаках. Это — сумасшедшие».
  26. «Дом был большой, двухэтажный».  Он «жил внизу, в двух комнатах со сводами и с маленькими окнами, где когда-то жили приказчики; тут была обстановка простая, и пахло ржаным хлебом, дешевою водкой и сбруей. Наверху же, в парадных комнатах, он бывал редко, только когда приезжали гости.»
  27. Гостиная, отделенная аркой от залы. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п. Налево дверь открыта, оттуда слышны голоса.
  28.  «Самые образованные и талантливые» – это семья...Угадайте что это за семья,    которой восхищались  в губернском городе С: Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности, Екатерина Ивановна (родители зовут ее «Котик»), собирается стать пианисткой, однако ее «исполнительская манера» не свидетельствует о наличии у нее таланта и изображается автором с явной иронией: «ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту». Словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой и бессмысленной работе, цель которой «вбить клавиши внутрь рояля», «Иван Петрович все острит и рассказывает анекдоты». 
  29. Укажите название изобразительной подробности, при помощи которой писатель создает художественный образ: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике..."
  30. Последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения – это…
  31. Чехов писал не только рассказы, но и пьесы: «Вишнёвый сад», « Медведь», «Дядя Ваня» …. Назовите остальные пьесы, написанные драматургом.
  32. Какая пьеса принесла Чехову подлинную славу и какой театр, поставивший эту пьесу, стал называться  чеховским.
  33. Кому  из героев Чехова принадлежат следующие слова о театре: «Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». 
  34. В 1900 году Чехов был избран в число почётных академиков по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности Академии наук. В 1902 году Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика. Почему?

ОТВЕТЫ

  1. Псевдонимы: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Грач; Дяденька; Человек без селезенки; Шампанский журналы:«Осколках», «Стрекоза», Будильник», «Зритель»,  «Русскими ведомостями» , «Новое время».
  2.  Епиходов
  3. Перед вами — цитаты из известных произведений Чехова. Запишите фамилии героев и произведения в той последовательности, в которой приведены цитаты:
  1.  Иван  Великопольский «Студент»
  2.  Лопахин «Вишнёвый сад»
  3.  Гаев «Вишнёвый сад»
  4.  Раневская Любовь Андреевна «Вишнёвый сад»
  5.  Чимша-Гималайский Иван Иваныч «Крыжовник».
  1.  выстрелить
  2. Узнайте персонаж по его портретному описанию. Ответ запишите в виде последовательности заглавных букв и соответствующих цифр.
  1.  Беликов «Человек в футляре»
  2.  Чимша-Гималайский Иван Иваныч — ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов «Человек в футляре
  3.  Чимша-Гималайский Николай Иваныч «Крыжовник»
  4.  Алёхин «О любви»
  5.  Дмитрий Дмитриевич  Гуров «Дама с собачкой».
  6.  Оленька Племянникова «Душечка»
  1.  фискалом", "мерзкой рожей" и "Иудой": "...не понимаю, как вы перевариваете этого фискала*, эту мерзкую рожу..." (*фискал - то есть ябедник, доносчик) "...Я не люблю фискалов..." "...Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой..."
  2.  ремарка
  3.  психологизм)
  4.  ирония)
  5.  комедия)
  6.  кульминация)
  7.   «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
  8. Расселите персонажей по занимаемым ими жилищам: соотнесите цифры, соответствующие номеру дома в их общем перечне, с фамилией персонажа.
  1.  Иван Дмитрич Громов, «Палата №6»
  2. Алёхин «О любви»
  3.  Лопахин «Вишнёвый сад»

 14.  семья Туркиных

15. художественная деталь

16.композиция

17.  «Три сестры», «Чайка», «Предложение», «Юбилей», «Иванов», «Свадьба»

18. « Чайка» МХАТ

19. Константин Гаврилович Треплев «Чайка

20. После распоряжения императора Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почётные академики


II часть

КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ

Задание: угадай героя и из какого он произведения.

I команда

«Вошла и Анна Сергеевна. Она села в третьем ряду, и когда Гуров взглянул на нее, то сердце у него сжалось, и он понял ясно, что для него теперь на всем свете нет ближе, дороже и важнее человека; она, затерявшаяся в провинциальной толпе, эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем, какого он теперь желал для себя; и под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок он думал о том, как она хороша»

II  команда

«Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей, хотя во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом. Она, как почти все сие девушки, много читала (вообще же в С. читали очень мало, и в здешней библиотеке так и говорили, что если бы не девушки и не молодые евреи, то хоть закрывай библиотеку); это бесконечно нравилось Старцеву, он с волнением спрашивал у нее всякий раз, о чем она читала в последние дни, и, очарованный, слушал, когда она рассказывала»

КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ

 Исправьте ошибки (задание  для 1 и 2 команд)

Остров Сахалин,  «Почетный академик по разряду изящной словесности»,  отделение русского языка и словесности императорской академии наук, Острогожского уезда  воронежской губернии.  Таганрогская гимназия, закон Божий,  медицинский факультет московского университета, журнал Стрекоза, «Сказки Мельпомены»,  В. И. Немировичем Данченко, имение Мелихово, Московский Художественный Театр, новодевичий монастырь,  медалью За труды по первой всеобщей переписи населения, пушкинская премия.

Исправленный текс

Остров Сахалин,  Почетный академик по разряду изящной словесности, Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук, Острогожского уезда Воронежской губерниитаганрогская  гимназия, Закона Божьего,   медицинский факультет Московского университета,  журнал «Стрекоза»,  «Сказки Мельпомены»,  В. И. Немировичем-Данченко, имении Мелихово, Московского Художественного театра, Новодевичьего монастыря медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения», Пушкинская премия.

III ЧАСТЬ

ВИКТОРИНА «КИНЕМАТОГРАФ ЧЕХОВА» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

материалы для литературной композиции о декабристах

в преддверии празднования 190-летия со дня восстания на Сенатской площади эти материалы помогут провести классный час или урок литературы, почвященный декабристам...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"

Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста....

Литературная премия имени А.П.Чехова

В данной презентации автор знакомит с историей премии, с лауреатами премии имени Антона Павловича Чехова. Литературная премия имени А.П.Чехова имеет принципиальное отличие от других литературных...

Литературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна  Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга. Задачи:Расширени...

Литературная викторина по произведениям А.П. Чехова (7-9 кл.).

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦели:  Образовательные:1) Повторение, обобщение, а также обогащение сведений о Чехове как человеке и...

Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)

Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...