Методическая разработка урока по православной культуре «Лето Господне» - церковный календарь ( по повести И. Шмелева) (возраст детей - 15-16 лет, срок реализации – 1 год)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

        Увлекаемая мерным движением колеса времени, жизнь течет по кругу. Бесконечно повторяются  религиозные праздники с их традициями, обрядами и приметами. Иван Шмелев  в своей повести «Лето Господне»  показал  особенный «круглый» мир, от которого исходит  свет  духовно - нравственный к своим традициям  и обычаям, к православной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit_list.docx26.66 КБ
Файл leto_gospodne.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 ст. Зеленчукской»

Карачаево-Черкесская Республика

Северо-Кавказский федеральный округ

VIII ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитании и работы с детьми  и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» 2018г.

Методическая разработка урока по православной культуре

«Лето Господне» - церковный календарь

( по повести И.  Шмелева)

(возраст детей - 15-16 лет, срок реализации – 1 год)

                                                              Разработала: Игнатова Раиса Андреевна,

                                                        учитель русского языка и литературы

                                                       МКОУ «СОШ №2 ст. Зеленчукской»

                                                     Карачаево-Черкесской Республики

Ст. Зеленчукская

2018год

Тема: «Лето Господне» - церковный календарь

 Цель урока.  

1. Познакомить учащихся с  традициями и обычаями своей страны на примере повести  И. Шмелева «Лето Господне».

2. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

3. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

 Основные термины и понятия: Великий Пост. Пасха. Рождество. Масленица. Храм, притвор, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

 Виды деятельности: лекция с элементами беседы, творческая  работа в группах, работа с иллюстративным  материалом.

Оборудование:   презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора, иллюстративный материал,  аудиозапись колокольного звона

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Лекция с элементами беседы. (слайд 2)

            Ребята, мы живем в России и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Сегодня мы с вами познакомимся с повестью Ивана Шмелева «Лето Господне», где ярко и подробно показаны традиции и обычаи российской  жизнь начала нашего века, где воспевается  чувство любви к родине и где ощущается чувство духовной близости со своими предками. Как написал Олег Михайлов: «Книга служит глубинному познанию России, её корневой системы, пробуждению любви к нашим предкам».

         Мир, окружающий нас, как мы уже с вами знаем, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.

 - Вы согласны со мной?

 - А какой есть еще мир? Другой? (духовный мир)

 - А как вы понимаете значение этого слова? (Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)

 - А как иначе можно назвать этот мир? (миром культуры)

          В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями, по ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это богатство нашей многонациональной страны.

 - А на чем основаны культурные традиции? ( на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

 - А в чем истоки русской культуры? ( в православной религии)

- А что означает православие? (верное учение, правильно славить Бога)

   3.«Лето Господне» - церковный календарь

          Главный вопрос, который разрешает Шмелев в своей повести, как формируется нравственное, духовное начало в человеке. Повесть состоит из трех частей: «Праздники», «Радости», «Скорби».

          В первой части писатель показывает, как формируется человеческая душа, соприкасаясь со святынями, с духовными традициями, идущими из старины. Главный герой повести – маленький мальчик Ваня. Что кажется значительным маленькому герою в жизни? Нет какой-то иерархии ценностей, всему придается значение, все важно, на все откликается его душа. В повести  каждая глава – это описание очередного религиозного праздника и переживаний ребенка, связанных с этим.

-А какие церковные праздники вы знаете? (Великий Пост, Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха).  (слайд 3)

-Какие обряды, традиции, связанные с этими церковными праздниками, вы знаете?

4.Чтение некоторых глав из повести «Лето Господне» (слайд 4)

         (Знакомлю ребят с некоторыми главами из повести «Лето Господне», где описываются те или иные религиозные праздники, дети слушают чтение самого учителя, чтобы почувствовать в интонациях его голоса неравнодушное, задушевное и проникновенное звучание каждого слова). В первой главе «Великий Пост» идет описание выкуривания масленицы. «В медный таз кладут горячий кирпич и мяту, и на них поливают уксусом. В тазу шипит, и поднимается кислый пар, - священный. Незабываемый, священный запах. Это пахнет Великий Пост»  «Пост дан, чтобы к церкви держаться больше, Святого Дня дождаться»,- так Ване  говорил Горкин.

В главе «Святки»  Шмелев сумел передать атмосферу веселья (ученики рассказывают о торжественном ужине, гаданиях, шутках, описанных в главе). Глава «Масленица». По традиции каждый день Масленицы имеет свое название, за каждым закреплены правила поведения, действия.

-Перечислите все обрядовые действия, обязанности и поступки. Дополняющие эти дни.

(ответы детей)

         Каждому религиозному празднику соответствует не только описание застолий, связанных с этими традициями, где Шмелев создает поэму о культуре русской кухни, сейчас уже утерянной, но и свой цвет, запах, звук: уксусом и мятой пахнет Великий Пост, Рождество «пахнет мясными пирогами, жирными щами…». На смену «серенькому» посту приходит многоцветная Пасха: «розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки светятся…Красен и день и звон».

          Умиротворением в жизни, ощущением спокойствия во всем заканчивает первую книгу писатель. Последняя и первая главы составляют единое целое, неразрывную цепь прошлого, настоящего и будущего. Круг замкнулся. Мир существовал до этого, будет и после.

          Вторая часть повести рисует человеческую душу в радости, в ярких проявлениях ее счастья. (слайд 4)

Здесь описываются события в порядке движения от праздника к празднику. Это уже второй круг. С православным календарем связаны не только ритуальные действия: крестных ход, именины, говенье, но и хозяйственные работы: заготовка льда, засолка огурцов, капусты, а также купеческие дела отца Вани: наем рабочих, катание на лодках (на троицын день), катание на санях с горки (на масленицу), подготовка проруби (на крещение).

           Третья часть – скорбное, лирическое, трогательное повествование о человеческих утратах, которые на жизненном пути настигают каждого из нас. Это третий круг по православному календарю. Маленький герой переживает страшную трагедию – смерть отца. Время скорби противопоставлено счастливому, праздничному. Жизнь – это не только праздники, но и скорби.

           Во второй и третьих частях также постоянно упоминается церковь, как начало духовного становления человека. Русская церковь здесь  является полноправным героем повести. (слайд 5)

            Сейчас немного поговорим о храмах, которые увидел Ваня с Воробьевой горы.  « Вон Казанская наша, башенка-то зеленая! – указывает Горкин мальчику. – А вон, возпя-то ее, белая-то…Спас-Наливки.  Розовенькая, Успенья Казачья…а за ней, в пять кумполочков, розовый-то…Донской монастырь. как свеча…то Симонов монастырь, золотой куполок Храма Христа Спасителя… Кака Москва-то наша!...» (Только Храм Христа Спасителя Шмелев рисует несколько раз в разных ракурсах.)(слайд 6)

      Ребята. вы должны знать, что форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды. (слайд 7)

 - Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы? (Корабль спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни) Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные.  Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

5. Виртуальная экскурсия в храм. (слайд 8)

       Вначале увидим храм Ваниными глазами: «Горкин ведет меня  в церковь, прикладывает к малой Плащанице на столике. Образа в розанах….Иконостас  чуть виден…Лики икон кажутся мне живыми…Диакон проходит в алтарь царскими вратами…Батюшка стоит на коленях, на амвоне, читает грустно, и золотые врата закрыты…Ставят канунный столик.. Меня поставил к аналою и велел строго слушать…

6.Работа в группах.

Объяснить значение слов: Плащаница ( покрывало с изображением Христа в гроб, употребляемое в церковном пасхальном обряде), образа в розанах (икона в цветках роз, розан-цветок розы),  иконостас ( покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме), алтарь ( восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом), лики икон (изображение лица на иконах), царские врата (средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарь), золотые ворота (центральные двери иконостаса),канунный столик (стол для  поминания, а канун-это четырехугольный стол, на котором расположены ячейки для поминальных свеч ), аналой ( высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут  иконы, книги, крест).

       Сейчас  видим  православный храм внутри ( слайд 8). Мы знаем, что все храмы несут духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. Заметим, что внутреннее устройство храмов одинаковое.  Итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».

        Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни. Целая стена из икон называется иконостас. В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа.

Слева – всегда икона Божией Матери. За иконостасом находится алтарь, место святое, поэтому туда никому нельзя заходить, кроме служителей церкви.

        Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете.  

 7.Творческая работа учащихся (один ученик выразительно читает, а другой выполняет действия)

           

 «Как вести себя в храме».

 Прежде чем зайти в собор,

 Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

 Не нужны тебе они...

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

 Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

 Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

 Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

 К чину в храме привыкай.

 Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

 Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

 О грехах своих грусти.

 -Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме? (Ответы детей.)

        Вы должны знать. что люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести. И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

       Любовно рисует писатель и служителей церкви, например: умного, доброго старого архиерея или протодьякона Примагентова, поющего так, что в окнах вылетают стекла.

-А кто такие церковнослужители (Люди, занимающие какую-то церковную должность (пономарь ,архиерейский служка, псаломщик)

-Кого вы еще знаете, кто исполняет церковные службы? ( архиерей, священник, протодьякон, дьякон)

8.Колокольный звон (слайд 9)

         Особо надо обратить ваше внимание на описание колокольного звона.

 -Какие чувства вызывает у вас колокольный звон? Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

- Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). «Благовестят, к стоянию торопиться надо,- прислушивается Горкин.- От Кремля благовест, вперебой,- другие колокола вступают…»

- Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника, совершается в самые торжественные моменты Богослужения и  называется «трезвон». «Митя! Как в большой ударишь разок пяток, сейчас на красный - согласный переходи, с перезвону на трезвон, без задержки…» И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди.

-Медленный звон поочередно в каждый колокол называется «перезвон». Он символизирует  собою «истощение» или смерть Иисуса Христа ради нашего спасения. Такой перезвон должен совершаться только два раза в году: в Великую Пятницу и в Великую Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Частый же перезвон по нескольку раз в каждый колокол есть торжественный звон.

- Звон колоколов по поводу печального события называется «перебор» или «похоронный, погребальный звон» - это медленный звон поочередно  в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол  ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз. Этот скорбный похоронный перебор  обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру воскрешения усопшего.

Колокольный звон напоминает нам о высшем, небесном мире. (слайд 10)

9. Итог урока. Рефлексия.

 Продолжите предложение:

-Сегодня на уроке я узнал (а), что…

-Мне было интересно, потому что…

-Я понял (а), что…

-Мне захотелось больше  узнать о том, как…

-Я сделал (а) вывод, что…

         Итак, Увлекаемая мерным движением колеса времени, жизнь течет по кругу. Бесконечно повторяются  религиозные праздники с их традициями, обрядами и приметами. Иван Шмелев  в своей повести «Лето Господне»  показал  особенный «круглый» мир, от которого исходит  свет  духовно - нравственный к своим традициям  и обычаям, к православной культуре.

10. Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос «О чем и как рассказал мне писатель?»

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока по православной культуре « Лето Господне » - церковный календарь ( по повести И. Шмелева) Разработала: Игнатова Раиса Андреевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2 ст. Зеленчукской» Карачаево-Черкесской Республики 2018год

Слайд 2

Повесть Ивана Шмелева «Лето Господне» « Книга служит глубинному познанию России, её корневой системы, пробуждению любви к нашим предкам » . Олег Михайлов

Слайд 3

Церковные праздники Великий Пост, Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха.

Слайд 5

Церковь Покрова в Филях в Москве

Слайд 6

Храм Христа Спасителя

Слайд 7

Храм Василия Блаженного

Слайд 9

Колокольный звон напоминает нам о высшем, небесном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святой храм. Методическая разработка урока по православной культуре

Данная разработка уникальна в своем роде. Разнообразный материал, повествующий о внешнем и внутреннем устройстве православного храма. Урок интегрированный ПК плюс геометрия. В основании любого храме л...

Программа кружка декоративно – прикладного творчества «Мастерица» Возраст детей 2-5 классы Срок реализации 1 год

          Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть  духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связан...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная образовательная программа «Тропинка» Возраст детей: 10-12 лет Срок реализации 2 года

Дополнительная образовательная программа «Тропинка» относится к эколого-биологической направленности. Составлена на основе учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабо...

методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")

Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.Обычаи чистого п...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)

Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях,  как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...