Патриотическое воспитание школьников посредством литературного краеведения
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Яндыбаева Елена Владимировна

В статье рассматривается опыт работы учителя русского языка и литературы по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yandybaeva_na_konkurs_.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 31

Красноармейского района  Волгограда»

          г. Волгоград 400055     улица имени  Фадеева, 1    тел. 62-80-05

 «Патриотическое воспитание школьников средствами литературного  краеведения»

Автор: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Яндыбаева Елена Владимировна

Волгоград. 2015

 Вопросы патриотического воспитания, ставшие актуальными в наше время, вызваны необходимостью  сохранения нашего общества как единого  многонационального суверенного государства.  По словам В.В.Путина,  эта проблема  «давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, …она не  обсуждалась…На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну". [1]  

     Как  тут не вспомнить слова русского писателя А.И. Солженицына: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная». [2]     Несомненно, основополагающая роль в привитии патриотических чувств подрастающему поколению отводится, наряду со средствами массовой информации, школе.

      Президент России В.В. Путин  в своем выступлении, посвященном данной проблеме, предостерег: «Мы ничего не должны идеализировать и ничего не должны повторять в том виде, в котором это было в прежние времена, прежние десятилетия или столетия. И уж тем более механически брать какие-либо шаблоны и какие-то клише из прошлого».  А для этого  сегодня «нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности…». [1]   Назревшая проблема поисков действительно «живых» форм работы и стала  источником  данной работы.

     Краеведческая работа является важной составляющей частью  в патриотическом воспитании  школьников. Она осуществляется под руководством педагога и направлена на всестороннее изучение учащимися своего края.  Краеведение призвано воспитывать у школьников причастность к истории своих предков,  формировать желание изучать  языковые особенности, традиции и обычаи родного края, познавать свои корни, что, конечно, способствует формированию  таких нравственных ценностей, как духовность, национальное самосознание, патриотизм.

     Литературное краеведение занимает  важное место в общей системе патриотического воспитания в современной школе. Оно включает в себя три  следующих направления:

  • изучение обычаев, традиций и устного народного творчества данного региона, их влияние на развитие современной публицистики и литературы.
  • исследование литературного прошлого своего региона: первых печатных СМИ, произведений искусства и литературы, их своеобразие, особенности;
  • изучение биографий и творчества литераторов региона;    

      Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух связанных между собой    направлениях: введение регионального компонента в содержание  урочной и внеурочной деятельности по  литературе. В урочной форме деятельности формируются  краеведческие   интересы учащихся, а затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных занятий.  Таким образом,  взаимосвязь этих направлений  в  литературной  краеведческой  деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной проблеме.  Деятельность, направленная на формирование патриотических чувств, способствует  также развитию    интеллектуальных и личностных качеств современных  школьников, их творческих и исследовательских навыков. Задача педагога, на мой взгляд, - через развитие познавательного интереса к литературе родного края  формировать патриотические чувства учащихся, что, несомненно, ведет к  росту духовного потенциала личности.  

     Специфика предмета литературы дает возможность педагогу привлекать краеведческий  материал  в урочной и внеурочной деятельности.  В календарно-тематическое планирование уроков  входит краеведческая составляющая.  Региональный компонент школьной программы по литературе, как и в федеральной программе, предполагает три уровня изучения художественных  произведений:

  • для чтения и изучения;
  • для самостоятельного чтения и обсуждения в классе;
  • для внеклассного чтения. [3]  

             Интересным для изучения в региональном  краеведческом компоненте считаю творчество Б.Екимова, а также поэзию волгоградских авторов.  

            Краеведческая работа в современных условиях активизирует  учебно-воспитательный процесс. Как показывает опыт работы, наиболее эффективной формой привлечения учащихся  к работе по краеведению является поисково-исследовательская деятельность учащихся. Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Эти работы различны как по содержанию, так и по методике их организации и проведения:

  • Письменные работы на краеведческие темы (сочинения и рефераты). Этот вид творческой  деятельности приобщает учащихся к систематическому и  целенаправленному поиску и сбору материала. Они учатся     анализировать, отбирать самые главные, рассматривать любой     краеведческий объект всесторонне, тесно связывая его с жизнью края  и     страны.   Учащиеся пишут трудовые  биографий передовых людей края, очерки  о людях      труда. Все это прививает учащимся любовь к труду, воспитывает уважение к  людям труда, способствует выбору профессии.
  • Литературная обработка воспоминаний участников различных  исторических событий. При таком виде деятельности происходит прямая передача знаний людей различных поколений, профессий подросткам, что создает особую, творческую  атмосферу. Именно в такие моменты  слова    героизм, патриотизм, Родина  приобретают не отвлеченное     значение, а  наполняются конкретным смыслом и имеют значительный  воспитывающий    эффект. [4]

   В процессе работы с текстами художественных произведений особое внимание уделяется рассмотрению образа священной волгоградской земли и духовной красоты людей, живущих на ней.

    Таким образом, уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания. Краеведческий компонент может быть элементом урока, а может и составлять содержание всего  урока.  Например, на уроках, посвященных литературе Великой Отечественной войны, элементом содержания  становятся произведения наших земляков. В ходе беседы выявляются вопросы, интересные для учащихся. Они и становятся предметом исследований школьников. Осуществление старшеклассниками проектно-исследовательской деятельности  позволяет им  проявить себя, развивает коммуникативные компетенции. Можно привести примерную тематику проектов по литературному краеведению:

  • «Кровью омытые строки мои…» ( о поэтах, погибших в Сталинградской битве)
  • Поэзия современного Волгограда
  • Тема родной земли и творчестве М.Агашиной
  • Военная тема в творчестве М.Агашиной
  • Тема детства в творчестве М.Агашиной
  • «Женская» поэзия Волгограда
  • Тема семьи в творчестве Б.Екимова

     При изучении поэзии Великой Отечественной войны  в 8 классе,  после знакомства с творчеством поэтов-участников войны учащимся предлагается подготовить проекты-презентации по темам «Поэты, защитившие  Сталинград», «Поэзия пылающего Сталинграда». Также ребята сами могут определить тему своего проекта. Чтобы подготовить  проекты по предложенным темам, школьники проводят индивидуальные и групповые  исследования, привлекая фонды школьной  и районной библиотек, пользуются сведениями из Интернета. Такой вид работы, конечно, формирует  и развивает познавательные, коммуникативные и информационные  компетенции учащихся.   Включение элементов краеведения на уроках  развивает воображение,  память, интерес, внимание.

     Воспитанию чувства сопричастности и близости к родной волгоградской  земле, на мой взгляд, способствует также  проведение на уроках литературы поэтических пятиминуток. Они, как правило, проводятся в преддверие дат, священных для каждого  сталинградца и волгоградца: 19 ноября,  2 февраля,  9 мая.  Ребята читают наизусть  стихи наших земляков по данной тематике,  причем произведения выбирают сами.  Эмоциональность и сопереживание учащихся  –  главный педагогический итог такого  рода деятельности. Для  воспитания современных детей  считаю это немаловажным результатом.

      Предметные декады, проходящие в школе систематически, также входят в систему краеведческой работы. Так, в рамках предметных декад регулярно проводятся интегрированные уроки. Применение технологии интеграции активизирует познавательную деятельность школьников, развивает  их интеллектуальные и личностные качества, позволяет учащимся успешнее усвоить материал. Привлечение литературного  и исторического краеведческого материала, безусловно, делает урок эффективнее, так как развивается интеллектуальный и эмоциональный, личностный  потенциал личности школьника. Учащиеся осознают себя продолжателями и носителями традиций священной земли, на которой они родились.

       Внеурочная деятельность по литературному краеведению является важной частью системы патриотического воспитания  учащихся. Она включает в себя разнообразные  формы деятельности. Из применяемых мною можно говорить о следующих:

  •   Литературные вечера
  •    Конкурсы чтецов
  •    Встречи с земляками
  •    Читательские конференции

      Литературные вечера  проводятся в рамках предметных недель, а также приурочиваются к памятным датам поэтов и писателей-земляков. Для их проведения требуется серьезная подготовка: определяется тема и цель вечера, отбирается  материал, значимый  в идейном и художественном отношении, а также интересный для учащихся.   Затем составляется  программа. Важно, чтобы вечер  содержал именно краеведческий характер. Для накопления материала организуется  изучение литературных произведений местных авторов, собираются сведения о них. При проведении этих мероприятий  используем различные средства – чтение стихов современных поэтов, исполнение песен;  

      Следующей важной формой внеурочной деятельности являются конкурсы чтецов,  проходящие  в школе  регулярно и,  несомненно, развивающие интерес учащихся к творчеству поэтов и прозаиков-земляков. Дети участвуют в  традиционном школьном конкурсе «Край ты мой родной».  К нему ведется планомерная  подготовительная работа, одной из целей ее является привлечение как можно большего числа школьников. Каждый из участников сам подбирает себе произведение, перед выступлением  кратко знакомит зрителей с биографией автора.  Группа  ребят отвечает за музыкальное сопровождение конкурса. Широкий охват детей в школьных мероприятиях способствует повышению интереса ребят к  литературе родного края, формируя духовный облик школьника в общем и патриотические чувства в частности.  

       Важной формой патриотического краеведения также считаю   участие  ребят в  различных районных конкурсах чтецов: посвященных  нашим землякам - героям, участникам локальных конфликтах;  в районном конкурсе «Детство, опаленное войной». В  сентябре 2015 мои ученики приняли участие в региональном этапе международного фестиваля «Литературные чтения в Сарепте». В рамках этого фестиваля состоялась встреча с поэтессой  Е.Иванниковой. Участие в  конкурсах такого уровня расширяет литературный кругозор учащихся, обогащает их жизненный опыт. Внимание  школьников  привлекается  к лучшим представителям родного края, которые становятся образцами для юношества. Эта форма внеурочной деятельности, безусловно, важна для формирования чувства любви к родной земле.

Неотъемлемой частью работы по литературному краеведению является проведение мероприятий совместно с районной детской библиотекой № 6. В рамках празднования 70-летия великой Победы состоялась «Литературная гостиная». Ребята подготовились к  литературной викторине с краеведческим элементом, затем прошла  встреча с нашими земляками - «Детьми Сталинграда». Такие мероприятия, конечно, обогащают личностный опыт школьников, когда ребята не из книг и кино, а  вживую могут пообщаться со свидетелями тяжелого для всех наших соотечественников времени. Обобщением  такого жизненного опыта  становятся  творческие работы - сочинения на основе личных впечатлений.

Еще одной формой внеурочной деятельности является читательская конференция. Главное достоинство ее  в том, что  учащиеся могут выразить свое мнение о книге, аргументировать его, поспорить. С этой точки зрения читательская конференция является эффективным средством углубленного изучения литературы.

        Читательские конференции проводятся не часто. Они требуют очень серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но увлекающей аннотацией. Естественная  трудность состоит в том, чтобы  организовать  по-настоящему активное  и живое обсуждение, чтобы учащиеся не просто рассказывали о  писателе, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы и дискутировали.  На мой взгляд, интересны  читательские конференции, посвященные проблемам, поднимаемым в произведениях Б.Екимова. Именно раскованное и свободное обсуждение школьниками проблем  в художественных произведениях волгоградских авторов  отличает читательскую конференцию от обычной. Данная форма литературного краеведения, на мой взгляд, приобщает учащихся к литературе, в ходе выступлений формируются и развиваются   речевые и коммуникативные компетенции.

              Литературное краеведение является важной составляющей частью патриотического воспитания. Ведь главная задача  современного педагога не только вооружить ученика необходимым  багажом знаний, но и воспитать из него человека, гражданина, патриота.  Не привив школьникам любовь к родному краю, не получится, на мой взгляд, и сформировать патриотические  чувства.

       В свете проблемы  гуманизации образования, естественно, необходим  новый подход к урокам литературы, связь с элементами краеведения. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- эти слова  принадлежат академику  Д.С. Лихачеву. Они близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине. [5]

Список использованной литературы

1.http://ros-idea.ru/site/163

2. https://ru.wikipedia.org

3. Табарданова Т.Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации./ Т.Б. Табарданова, В.Н. Янушевский – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

4. Калашникова О.М. Метод исследования и интепретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения. // Педагогическое обозрение. – 2007. - № 4.        

5. Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О. П. Храпова, С. И. Лепёхина // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 169-171.

6.       Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, Владос, 1994

7. Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. 2006. № 5, 6.

8. Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. - М.:  Просвещение,1976;

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"

Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...

Краеведение - одна из форм патриотического воспитания школьников.

В статье представлено обобщение моего опыта по внекласной работе с использованием музейного пространства. Краеведческая работа является частью патриотического воспитания школьников....

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

Патриотическое воспитание школьников посредством организации хакасских народных игр и состязаний

Основными задачами для учителя физической культуры в школе становится: активизировать двигательную активность школьников; формировать и развивать у них интерес к национальным спортивным играм и состяз...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «УРОКОВ МУЖЕСТВА»

В статье рассматриваются методика организации патриотического воспитания школьников, описывается эффективность приведенных форм и методов воспитательной работы с целью исторического,культурно-нравстве...

Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

laquo;Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познаваякрасоту родного языка! Чью душу...