Что важнее: воспитание или образование? (По комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Князева Елена Игоревна

Конспект урока-игры  по литературе в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_po_komedii_d.i.fonvizina_nedorosl.docx50.69 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Князева Елена Игоревна, 

учитель русского языка и   литературы

МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная»

г. Нефтеюганска

Пояснительная записка

В связи с переходом на ФГОС меняется роль учителя, формы проведения урока и его подготовка. Модернизация образования делает акцент на  необходимость применения новых технологий обучения, формирования информационной компетентности как одного из главных показателей качества образования. Для этого просто необходимо грамотно владеть информацией, уметь видеть главное и второстепенное, научиться быстро принимать решения и как можно быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям работы.

Как же использовать технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям на уроках литературы? Насколько эффективно их применение? Использование такой технологии, как урок-игра, открывает огромные возможности для целостного осмысления литературного произведения учащимися, развивает их творческие способности, способствует многостороннему развитию личности, вызывает интерес к предмету,  активизирует деятельность учащихся, помогает добиться эффективности результатов.

           Игры на уроках литературы обладают образовательной, развивающей и воспитательной функцией, которые способствуют целостному анализу литературного произведения. На таком уроке ученик  знания получает в свободной, непринужденной форме. Поэтому то, что на уроке могло показаться  трудным, во время игровой деятельности легко усваивается. Здесь интерес и стремление к победе являются показателями игры. Ведь игра на уроках литературы – это коммуникативная деятельность, которая вводит учащихся в мир писателя, его творчества. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её творческой активностью, самореализацией. Считаю, что литературная игра помогает расширить представления о прочитанном произведении, расширяет мировоззрение учащихся, активизирует мыслительную деятельность, создает условия для успешного развития ученика как многогранной личности.

Актуальность применения игровых технологий на уроках литературы:
1) игровые технологии помогают учащимся развивать коммуникативные и когнитивные  навыки, элементы соревновательности;
2) игровые технологии развивают внимание и читательский интерес к предмету, способствуют качественному усвоению литературного текста;

3) игровые технологии развивают навыки литературного анализа;
4) игровые технологии способствуют приобретению конкретных практических и творческих навыков.

Предлагаю проект урока в 7 классе, разработанный на основе рабочей программы   по литературе для  общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы/автор-сост. В.Ф.Чертов.  Урок по теме «Что важнее: воспитание или образование?» (по произведению Д.И.Фонвизина  «Недоросль») рекомендую проводить с использованием  игры.  

Тема: Что важнее: воспитание или образование?

Цели урока

Образовательные:

– систематизировать и обобщить знания учащихся по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»;

– активизировать коммуникативную, познавательную деятельность.

Развивающие:

– формировать целостное  представление о литературном произведении;

– развивать творческие навыки и навыки монологической речи;

– развивать умение отвечать правильно и быстро в нестандартной ситуации;

– формировать навыки грамотной устной речи;

– развивать познавательную активность:

Воспитательные:

– прививать интерес к творчеству писателя;

– прививать любовь к литературе, к семейным ценностям.

Оборудование:

проектор, компьютер, портрет драматурга, иллюстрации к произведению, рисунки учащихся, предметы для V конкурса.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: иметь целостное представление о героях, представленных в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Метапредметные: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, самостоятельно определять способы действий в рамках тех условий и требований, которые необходимы на уроке, корректировать свои действия в зависимости от ситуации, использовать речевую активность в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности предмета; положительно относиться к процессу получения новых знаний, стремиться к приобретению умений, навыков, совершенствовать имеющиеся знания. 

Описание игры

1. В игре  принимают участие победители отборочного тура, набравшие наибольшее количество баллов. В отборочном туре принимают участие все учащиеся класса. Каждый ученик получает карточку с характеристикой героев комедии и бланк ответов. На выполнение данной работы отводится 5 минут. По истечении времени проводится взаимопроверка, выставляются баллы и оценка в бланк ответов.  Полученные баллы также фиксируются в маршрутном листе урока.

Право ответа принадлежит участнику, первым поднявшему сигнальную карточку. В случае верного ответа участнику игры члены жюри засчитывают балл. Право ответа на следующий вопрос принадлежит тому участнику, который первый поднял сигнальную карточку. Если участником игры дан неправильный ответ, то право ответа на этот вопрос переходит к другому участнику.

  1. В игре встречаются следующие секторы:

I тур.    Отборочный тур

II тур.   «Словарь юного литературоведа»

III тур.  Цитата

IV тур.  Конкурс на внимательного читателя. «Школа «Недоросля»

V тур.   Конкурс «Подсказка»

VI тур.  Беседа с персонажем комедии

Роль учителя

Учитель является ведущим на уроке-игре. Учитель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им принимать активное участие в отборочном туре, объяснять правила проведения игры. Учитель создает такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей. Позиция учителя в игре – активная позиция. Это роль посредника, позволяющая направлять действия ученика, характеризовать его, создавать творческую атмосферу. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.

Технологическая карта урока

I. Мотивация к учебной деятельности

( 2 мин.)

Мотивация к учебной деятельности: назвать тип урока, обозначить цели урока, создать благоприятную эмоциональную обстановку на уроке, познакомить учащихся с условиями урока-игры.

II. Актуализация знаний

( 3 мин.)

Актуализация опорных знаний через домашнее задание: знание художественного текста Д.И.Фонвизина  «Недоросль» через дополнительную информацию о тексте.

Групповая дискуссия

 Работа с эпиграфом.

«Вот злонравия достойные плоды!»

Д.И.Фонвизин

III. Целеполагание

( 5 мин.)

Активизация умственных процессов; систематизация полученных знаний посредством игры.

Проводится I тур игры – отборочный тур. В первом туре участвует весь класс. Подводится итог, выявляются знатоки художественного текста. Баллы фиксируются в маршрутном листе урока.

В отборочном туре участие принимают все ученики класса. Во II тур выходят победители, набравшие не менее 10 баллов.

Вопросы для отборочного тура.

«Кто это?» (герои комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»). Обязательное  условие  –  назвать героя по имени или фамилии. Каждому ученику выдаётся бланк для ответов (Приложение 1). Чтобы выйти в следующий тур, нужно верно ответить на 10 заданий.

  1. Обижает и бьет своих крестьян, обзывает и бьет мужа, безумно любит своего единственного сына Митрофанушку и всячески балует его.  (Простакова)
  2. Робкий и тихий «простачок». Он потакает своей злой жене во всем, терпит ее побои и оскорбления. Очень любит сына Митрофана и гордится им.  (Терентий Простаков)
  3. Ему 15 лет. Глупый и ленивый подросток. Он 3 года учится разным наукам, но ничему не научился. Избалованный, жестокий, неблагодарный человек. (Митрофанушка) 
  4. Очень любит свиней. Грубый и необразованный человек. Хочет жениться на Софье из-за ее приданого. Он не любит читать и думать. (Тарас Скотинин)
  5. Ему около 60 лет. Он нажил свое состояние в Сибири честным трудом. Мудрый, добрый человек.  (Стародум)
  6. Дальняя родственница господина Простакова. Сирота. Добрая, милая девушка. (Софья)
  7. Честный, милый и скромный молодой офицер. Он любит Софью. Дружит с Правдиным и служил с Цыфиркиным.  (Милон)
  8. Честный и гуманный чиновник и помещик. Он ездит по губерниям, чтобы пресекать жестокое обращение с крестьянами. Наказывает Простаковых за их жестокость и берет их имение под опеку государства. (Правдин)
  9. Бывший военный. Он 20 лет отслужил в армии. Малообразованный, плохой учитель, но добрый и честный человек. Он не любит Митрофана за его глупость и лень. (Цыфиркин)
  10.  Дьячок из городской церкви. Малообразованный, плохой учитель. Расчетливый, но трусливый человек. Он также не любит Митрофана за его глупость. (Кутейкин)
  11.  Обманщик и лицемер. Он работал 3 года кучером у Стародума. (Вральман) 
  12.  Служит Простаковым уже 40 лет. Получает мало денег и терпит много обид от хозяев.  (Еремеевна)
  13.  Неглупый, рассудительный крестьянин, который осмеливается спорить со своей злой госпожой. (Тришка)

IV. Повторение и закрепление знаний

(25 мин)

Дети отрабатывают знания, применяют их в игровой практической деятельности; развивают навыки монологического высказывания.

Заносят баллы в маршрутные карты.

II тур. «Словарь юного литературоведа»

        От каждой команды приглашается по одному представителю. Каждый получает карточку, в которой должен одним словом записать композиционный элемент данного сюжетного эпизода. За каждый верный ответ – 1 балл.

  1.  _______________ – самый напряженный момент, когда Простакова хочет похитить Софью и тайно обвенчать её с Митрофанушкой.
  2. ______________ – получение письма Софьей. Узнав, что Софья стала богатой наследницей, Простакова решает женить на ней Митрофана.
  3. _______________ – 2 и 3 действия комедии
  4. _______________ – сцена примерки кафтана (знакомство с семьей Простаковых)
  5. _______________ – состоит из двух эпизодов: Софья собирается замуж за Милона, а имение Простаковой отдается в опеку за жестокое обращение с крепостными. Трагедию Простаковой усугубляет предательство Митрофанушки, сын отталкивает мать.

(Ответы: 1) кульминация, 2) завязка, 3) развитие действия, 4) экспозиция, 5) развязка)

III тур. Цитата

        Участникам будут предложены цитаты, по которым  нужно определить, какому  герою они принадлежат.

  1. «…праздно жить не люблю – на досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьёмся…»
  2. «Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома»
  3. «Я отроду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки»
  4. «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько»
  5. «А ты, скот, подойди поближе»

      6. «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать    изволил»

      7. «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой»

      8. «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»

IV тур.        Конкурс на внимательного читателя. «Школа «Недоросля»

  1. Первый урок называется «дурацкая наука». Что это за наука? Какой учитель ведёт этот урок? Сложение: 3 + 5 (6) + 1 = ? Вопрос: каковы слагаемые и чему равна сумма? Вычитание: 18 – x – 3 – 2 – y = 2. Вопрос: какие два героя пьесы составляют разность? Умножение. Вопрос: что есть умножение? Ответьте словами из текста. Деление. Триста рублей, что нашли, троим разделить. Как решают эту задачу в тексте? Ломаные, или дроби. Кто кому угрожал этой дробью?
  2. Второй урок  – «наука-то не дворянская». Что это за наука? Какой учитель ведёт этот урок? Вопросы: какие города упоминаются в комедии? Как называется большая часть России, упоминаемая в пьесе?  С какой территории Тарас Скотинин хотел скупить свиней на деньги Софьи?
  3. Третий урок. Его ведёт дьячок от Покрова. Что это за урок? Вопросы: дверь в нашем кабинете – существительное или прилагательное? Продолжите фразу: «Аз же есмь червь…». Что означает аз и есмь ? На столе лежат книги: Часослов и книга Фенелона «О воспитании девиц». Кто читает их?

Дополнительные вопросы  для IV тура.

  1. Четвёртый  урок – урок скотницы Хавроньи. Что это за урок? Вопросы:  кто был создан хоть и в шестой день, да немного попрежде Адама?  Кто служил Петру Великому?  Фамилии отца Простаковой и её матери до замужества? «Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота… забыл наклониться. Как хватит себя лбом… Протрезвясь, спросил только: целы ли ворота?» Кто это?
  2. Пятый урок. Урок свиноводства проводит… Кто? Вопросы, которые он задаёт: каких свиней нет в моём околотке? «Я и своих поросят завести хочу». Кого я имею в виду? О ком я сказал: «Одного помёту, да вишь как развизжалась»? У кого железные лапы, у кого клыки, у кого крылья?

V тур.        Конкурс «Подсказка»

Перед участниками игры лежат разные предметы. Необходимо соотнести их с  сюжетом произведения.

1.         Мячик.  Вопрос: кто кем в комедии играет, как мячиком?  

2. Пять булочек да какой-то «тёртый калач». Что это за кушанья?

3. Картинки с изображением голубятни и скотного двора. Что это за   места?

4.        Вязаный кошелёк.  Для чего он предназначен?

5. Очки на столе в книге. Кому они принадлежат?

VI тур. Беседа с персонажами комедии

Для того чтобы беседа с персонажами Фонвизина оказалась интересной и содержательной, заранее распределяются роли и объясняется общий характер вопросов. Каждая команда представляет двух героев. Ведёт беседу учитель. Максимальное количество баллов – 10.

Вопросы госпоже Простаковой

  1. Сударыня, слышали мы, что вы хозяйка опытная и все дела сами ведёте. А ведь руководить людьми, хотя бы и крепостными крестьянами, – труд нелёгкий. Скажите, как же вы управляетесь?
  2. Однако доходы с имения пока невелики. Как, по-вашему, их можно увеличить?
  3. Беспокойная у вас жизнь, сударыня. Какие же книги вы ради отдыха читать изволите?
  4. Говорят, ваш батюшка против учения был. А зачем же вы учителей к Митрофанушке наняли?
  5. Взгляните, сударыня, на девушек в этом зале. Это ведь тоже будущие мамы. Поучите же их уму-разуму, объясните, как нужно детей воспитывать.

Вопросы Стародуму

  1. Господин Стародум, беседа с вами всегда поучительна. Объясните нам, как сумели вы нажить состояние и как решили им распорядиться?
  2. Говорят, вы были при дворе, однако отошли от двора без чинов, без наград, то есть ни с чем. Правда ли это?
  3. Скажите, сударь, кого вы почитаете знатным и богатым?
  4. А кто же, по-вашему, богат из людей нашего, XXI века?
  5. Ваши правила удивления и восхищения достойны. Что бы вы пожелали сидящим в этом зале отрокам?

Вопросы Митрофанушке

  1. Митрофан Терентьевич, не расскажете ли нам, что вчера поделывать изволили?
  2. Матушка ваша – дама с характером, даже супругу спуску ни в чём не даёт. А вот вами она всегда довольна... И как только вы этого добиваетесь?
  3. Слышали мы, в учителях у вас Вральман – немец. Что же вы из его уроков усвоили?
  4. А скажите, как это вы в одночасье решили на племяннице Стародума жениться? Вроде она вам никогда не нравилась...
  5. Вам, сударь, скоро на службу идти. А эти вот, что в зале сидят, вас года на два помоложе будут. Они нас, учителей, не всегда слушают –  мы, дескать, молодёжь плохо понимаем. Так, может, вы им объясните, как себя к взрослой жизни готовить – чему учиться, какие знакомства заводить, какую службу выбирать?

Вопросы Софье

  1. Скажите, сударыня, как случилось, что вы оказались в имении у госпожи Простаковой?
  2. Как она обращалась с вами?
  3. Это были трудные дни. В чём же находили вы отраду и утешение?
  4. А скажите, сударыня, какие книги трогают ваше сердце?
  5. Сударыня, я должна открыть вам важный секрет. Маркиз де Ветрогон, увидев вас в Собрании, где танцевали вы по возвращении в Москву, пленился вами, и чувства его столь пылки, что он молит вас о кратком свидании наедине. Он богат и знатен, он осыплет вас драгоценностями, а мужу вашему, Милону, окажет покровительство. Что вы прикажете ответить на пылкое письмо маркиза?

Вопросы Скотинину

  1. Господин Скотинин, сестрица ваша – особа самостоятельная. Однако ж просила она вас чему-то её поучить, а вот чему –  я запамятовала. Не подскажете ли, в каком это умении вы её превосходите?
  2. Вот вы часто говорить изволите, что ученье – вздор. А из чего же вы это выводите, какими примерами доказать можете?
  3. Вы на Софьюшке, Стародума племяннице, жениться собирались. Неужели вам эта девчонка так понравилась?
  4. Не потаите, господин Скотинин, расскажите, в какие дни вы особенно радостны?
  5. А не скучно ль вам в деревне вашей? Если бы в нашем времени оказались, с кем бы дружбу свели?

Вопросы Вральману

  1. Послушайте, Вральман, а как это вы, кучер, в учителя попасть умудрились?
  2. Неужели что-либо подобное случалось в России и с другими иностранцами?
  3. А каково ваше жалованье в доме Простаковой?
  4. Должна заметить, что Простаковы облагодетельствовали вас. Какие чувства вы питаете к своим русским благодетелям?
  5. Слава Богу, что хоть в наше время изжито преклонение перед всем иноземным... А может, не изжито? Что по этому поводу думаете?

V. Физкультминутка 

(2 мин.)

Смена деятельности

Учащиеся выполняют упражнения

VI. Подведение итогов работы 

(3 мин.)

Подведение итогов урока-игры, определение уровня выполнения поставленных задач

 Что сегодня показалось интересным и необычным на уроке?

 Где можно применить наши знания и умения, полученные на уроке?

 Когда изучение художественного произведения может показаться несложным и интересным?

(Подведение итогов, выставление оценок за урок)

Подводятся итоги, подсчитываются баллы, выставляются  оценки.

 – Вральман в комедии произносит слова, которые перекликаются с эпиграфом нашего урока: «Какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы».

Печально звучит характеристика XVIII века из уст учителя Митрофана, Вральмана. Но ещё печальнее осознавать, что недоросли живы и сегодня. А чтобы слова «невежа», «неуч», «недоросль» не имели к вам никакого отношения, нужно много работать над собой, учиться, самосовершенствоваться, уважать окружающих, а главное – уважать самих себя. Тогда у вас всё получится. Подумайте над этим.  

VII. Домашнее задание 

(3 мин.)

Обеспечение понимания детьми способов выполнения домашнего задания.

Обязательное задание: образ Митрофана (значение имени). Охарактеризуйте его внутренние качества, потребности и желания. Почему он стал таким? Мог ли быть иным внутренний мир Митрофана и при каких условиях?

Творческое задание на выбор: составить  синквейн, используя имена и фамилии героев: Стародум, Софья, Митрофан, Простакова, Скотинин, Правдин, Милон, Простаков.

 

VIII. Рефлексия 

(2 мин.)

Мотивация собственной деятельности

– Какие чувства вы сейчас испытываете?

– Что было сложно для вас на уроке?

– Что было интересно?

Таким образом, я постаралась показать на примере урока-игры, как использовать игровые технологии обучения, соответствующие содержанию и учебным целям. Задача учителя  состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении  интересов учащихся. Школа не должна быть  для детей «скучным» местом. Поэтому я считаю, что в преподавание необходимо внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности. Во время игры присутствует момент социального взаимодействия, формируются  установки профессиональной деятельности и самооценки.

Использованная литература:

1. Д.И.Фонвизин. Недоросль.

2. Л.Пойкова. Игровые уроки по Фонвизину.

Приложение 1

Бланк для ответов

Ф.И. ___________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Итого:

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование  медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...

Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

На данном уроке по теме "Проблемы воспитания  и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" происходитуглубление знаний по содержанию комедии, развитие умения составлять характери...

Патриотическое воспитание является одним из важных направлений воспитания

Слава Отечеству, слава России, С Родиной наши сердца. Мы победим любое насилие, Выполним долг до конца   Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и  респуб...

Герасимчик Л.В. Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } «Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы вос...

Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"

1)      Основные понятия: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание;2)      Знакомство с Государственной программой «Патриотическое воспит...

“Тема воспитания и образования в комедии «Недоросль»”

Урок литературы по произведению Д.И. Фонвизина "Недоросль, целью которого является выявление и обсуждение проблем образования и воспитания в комедии....