Рабочая программа по русской родной литературе
рабочая программа по литературе

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОЙ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НА УРОВЕНЬ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2018-2019 учебный год

I Планируемые результаты изучения

учебного предмета «Русская родная литература»

Выпускник научится:

  • осознанному чтению на родном русском  языке и изучению родной русской литературы для своего дальнейшего развития;
  • пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современное  звучание;
  • пониманию ключевых проблем изученных произведений литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков;
  • умению использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;
  • владению навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владению умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • использованию в речи изобразительно-выразительных возможностей русского языка;
  •  умению понимать ключевые проблемы изученных произведений;
  • умению анализировать литературное произведение (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);
  • устойчивому познавательному интересу к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;
  • ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • умению самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умению продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Выпускник получит возможность научиться:

— работать с различными видами и источниками информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, терминологический словарь, писать аннотацию и др.);

— усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;

— системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

— реализовывать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

II. Содержание предмета «Русская родная литература» на уровень основного общего образования.

Программа выделяет в курсе литературы два звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:

5 – 7 кл.

8 – 9 кл.

Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.

5 – 7 кл. Основные образовательно-воспитательные задачи:

 - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического.

Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Программа 5-7 кл. строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от литературы прошлых веков к нашему времени). Однако это не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений: например, в 5 классе хронологический принцип объединяется с жанровым и проблемно-тематическим.

8 – 9 кл. Программа составляет завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, как бы подводит итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовит их к будущим встречам с литературой в рамках старшей школы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

5класс

1.А. Никитин. Из «Хождений за три моря».

2.М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…

3. Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера 4.И.А. Крылов. Басни

5. Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

6.А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.        

7. М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

8.В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».        

9.Н. С. Лесков. «Человек на часах».

10. А. П. Чехов. Рассказы.

11. Е. И. Носов. «Варька».

12. В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»  «Белогрудка».

13. М. Пришвин  "Золотой луг"

14. Ю. Нагибин "Мой первый друг, мой друг бесценный"

6 класс

1.Г. Р. Державин. «Лебедь»

2.Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва”

3.А. С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

4.Е. А. Баратынский. «Родина». Н. М. Языков. «Родина».

5.Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».        

6.М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

7.И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

8.Н. А. Некрасов. «Влас».        

9. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

10.Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

11.А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

12. М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

13.К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

14.В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

15.А. А. Лиханов. «Последние холода».

16.В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех»

7класс

1.А.Г.Алексин. «Самый счастливый день».

2. Ф. Искандер. «День Чика».        

3.Ю.П.Казаков. «Тэдди», «Тихое утро».

4. В.П. Крапивин. «Валькины друзья и паруса», «Та сторона, где ветер»

5. Д.С. Мережковский. «Природа».

6. С.В. Михалков. «Сомбреро».

7. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».

8. А.Н. Рыбаков. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».

9. Ю.В. Яковлев. «А Воробьев стекло не выбивал…», «Рыцарь Вася».

10. К.В. Булычев. «Девочка с земли», «Пленники астероида».

8 класс

1.А.С. Пушкин «Полтава»

2.Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество»

3.Н.В. Гоголь «Миргород»

4.А.И. Куприн «Изумруд»

5.А.Я.Бруштейн  «Дорога уходит в даль»

6. В.П. Аксёнов «Мой дедушка - памятник»

7.В.Ф. Тендряков  «Весенние перевёртыши»

9класс

1.А.С. Пушкин «Пиковая дама»

2.А.Н. Островский «Бесприданница»

3.И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»

4.Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

5.Б. Васильев «А зори здесь тихие»

6.В.Шаламов «Колымские рассказы»

7.А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

8. А. и Б. Стругацкие «Улитка на склоне»

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Русская литература 18 века

3

1

-

-

-

2

Русская литература 19 века

8

10

-

5

6

3.

Русская литература 20 века

5

5

17

12

10

4.

Итоговый контроль

2

2

1

1

1

Итого

18

18

18

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе

Аннотация к рабочей программе по русской родной литературе...

Рабочая программа по русской (родной) литературе, 5 класс

Рабочая программа по новому предмету Русская (родная) литература для 5 класса...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...

Рабочая программа по русской (родной) литературе для 5-9 классов

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру....

рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса

Рабочая программа по русской родной литературе для 8 класса составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС, содержит подробную пояснительную записку, календарное-тематическое планирование,...