Системно-деятельностный подход к формированию творческой направленности личности" Методическая разработка.
методическая разработка по литературе (9 класс)

Данцова Лариса Алексеевна

Русский язык и литература в свете требований ФГОС - одни из основных инструментов формирования ключевых личностных и метапредметных компетенций. Опыт актуален и распространяется на все виды деятельности: учебную, внеурочную,  внеклассную работу как формы развития творческих способностей обучающихся. В каждом направлении  деятельность структурирована. Формируются метапредметные компетенции в условиях образовательного пространства школы и образовательного округа на  принципах интеграции обучения русскому языку и литературе, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Представление опыта работы1021 КБ

Предварительный просмотр:

                         

ИНФОРМАЦИЯ

о профессиональных достижениях

учителя русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

города Ростова-на-Дону «Школа №10»

ДАНЦОВОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСЕЕВНЫ

2019 г.

                                                  Содержание

 

1. Наличие у учителя собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе        3

2. Высокие (с позитивной динамикой за последние три года) результаты учебных достижений обучающихся, которые обучаются у учителя ………        6

3. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету, который преподаёт учитель         7

4. Создание учителем условий  для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно-опасным) поведением)         11

5. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий или электронного обучения…………………………  ……………12  

6. Непрерывность профессионального развития учителя………………………14

 

  1. 1.  Наличие у учителя собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе.  
  2. Тема  методической разработки: «Системно-деятельностный подход к формированию творческой направленности личности».  

Цель: всестороннее развитие личности обучающегося, устремленной к творчеству.

Задачи:

  • создание условий для совершенствования речемыслительных способностей обучающихся на основе современных педагогических и информационных технологий;
  • развитие метапредметных УУД обучающихся;
  • формирование и развитие и творческих способностей обучающихся.

1. Актуальность моей педагогической деятельности заключается в реализации следующих направлений:

  • креативный подход к усвоению обучающимися универсальных учебных действий;
  •  развитие социального партнерства.

Инновационный характер разработки заключается в самой идее уникальности творчества:

  • разнообразии организационных форм и трансляции творческих способностей обучающегося;
  • принципе интеграции процесса обучения русскому языку и литературе и внеурочной деятельности.

Творческий подход к развитию метапредметных умений в процессе преподавания русского языка является приоритетным в моей педагогической деятельности. Мотивирую учеников в необходимости изучения русского языка и русской классической литературы. Этот процесс опирается на мотивацию творческого подхода обучающихся к применению универсальных учебных действий.  

Теоретической базой методической разработки послужили современные технологии развивающего и проблемного обучения, взгляды на культуру и воспитание Д.С. Лихачёва. 

Средством реализации этих идей стал креативный подход к урочной и внеурочной деятельности.

Продуктивность опыта состоит в том, что его использование обеспечивает обучающимся:

  • оптимальное достижение планируемых результатов;
  • рост творческого потенциала.

2. Размещение информации о  методической разработке  на сайте МБОУ «Школа №10», в открытом доступе в сети Интернет, в т.ч. на платформах предметных сетевых сообществ: https://infourok.ru/user/dancova-larisa-alekseevna shttp://school10rostov.ru

http://multiurok.ru/nakanyne/

http://nsportal.ru/dantsova-larisa-alekseevna

Международный педагогический портал «Солнечный свет», «Педразвитие.ру», Портал Педагога и др. (Приложения 1.2)

3. Подтверждение документально положительных оценок  профессионального сообщества. Рецензия Всероссийского издания СМИ «Портал образования» на «Информацию о профессиональных достижениях», 2017 г.

Свидетельство об обобщении и представлении на Всероссийском уровне педагогического опыта работы, который прошел редакционную экспертизу и доступен для ознакомления на страницах официального сайта издания «Портал образования», 2017 г. (Приложение 1.3)

Свидетельство о публикации на страницах образовательного СМИ. Методический материал получил положительную экспертную оценку и опубликован на сайте Академия Развития творчества «АРТ-ТАЛАНТ». www.art-talant.org 2017 г. Территория распространения РФ и зарубежные страны.

Свидетельство о публикации на сайте Инфоурок методической разработки, которая успешно прошла проверку и получила высокую оценку сообщества «Формирование духовной жизни и эстетического вкуса на уроках литературы в условиях читательской активности обучающихся»,  2019 г.

Свидетельство о публикации на сайте Инфоурок методической разработки, «Внеклассная работа по литературе в условиях ФГОС», 2017 г.

Свидетельство о публикации на сайте Инфоурок методической разработки, «Нормы оценки по литературе в 10-х классах», 2017 г., «Путешествие по книжной полке. Лингвистические словари», 2017 г. Контрольная работа в формате ОГЭ по русскому языку. СПП», 2018 г.

Благодарность за существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей «Мультиурок», 2017 г., «Инфоурок», 2018 г. (Приложения 1.3).

4. Представление содержания методических разработок в форме публикаций. (Приложения 1.4).

5. Участие в мероприятиях по обмену педагогическим опытом. Свидетельство о публикации «Мастер-класс «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс) (Приложения 1.5).

  1. 6. Наличие научных и учебно-методических публикаций:
  2. 1) Доклад на научно-практической Международной дистанционной педагогической конференция «Педагогика и образование» часть 1, июль 2017 г. Красноярск, статья «Чтение-понимание смысла художественного текста»;
  3. 2)  Статья в журнале российского педагогического издания «Вестник просвещения» №3, Липецк, 2018 г. «Игровой тренинг «Учимся слушать». (Приложение 1.6)

3) Международная онлайн-конференция, проводимая на портале «Солнечный свет». Секция «Педагогика и образование». Тема доклада: «Отцы и дети»: воспитательное значение литературы», 2018 г.

2. Высокие  (с позитивной динамикой за последние три года) результаты учебных достижений обучающихся, которые обучаются у учителя.

  1. Система деятельности педагога по оценке уровня и качества освоения обучающимися учебных программ.

2. Динамика уровня освоения обучающимися предмета «Русский язык»

Учебный год

Кол-во обучающихся

Средняя оценка по предмету

Количество обучающихся на «4» и «5» в %

2016-2017

100

4

46 %

2017-2018

100

4,2

48 %

2018-2019

100

4,3

50%

                         предмета «Литература»

Учебный год

Кол-во обучающихся

Средняя оценка по предмету

Количество обучающихся на «4» и «5» в %

2016-2017

100

4,5

60 %

2017-2018

100

4,6

61 %

2018-2019

100

4,7

62 %

3. Подтверждение высоких учебных результатов с указанием среднего балла в ходе проведения:

внутришкольный контроль, средний балл- 4,2

-муниципальные мероприятия по контролю качества образования, средний балл- 4,3.

-независимая экспертиза знаний в 7-х классах 2016 г. - средний уровень грамотности -80%. (Приложение 2.3)

ВПР- средний балл- 4,5

ОГЭ-  средний балл-4,7  

 ЕГЭ- средний балл- 4,6.  

  1. 6. Свидетельства, подтверждающие общественное признание местным сообществом высоких результатов обучающей деятельности  учителя.
  2. - Сертификат о подготовке к участию в Международном конкурсе по русскому языку «Олимпис 2018- Весенняя сессия» учащихся, ставших обладателем 1 диплома. (Приложение 2.6)
  3. 3. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету, который преподаёт учитель.  

1. Характеристика содержания и результатов реализации образовательной программы внеурочной деятельности по предмету, размещенной в открытом доступе на сайтах: https://infourok.ru/user/dancova-larisa-alekseevna

shttp://school10rostov.ru

http://multiurok.ru/nakanyne/

http://nsportal.ru/dantsova-larisa-alekseevna Международный педагогический портал «Солнечный свет», «Педразвитие.ру», Портал Педагога и др. (Приложения 1.2)

Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе способствует повышению мотивации учения, качества обученности, развитию творческого потенциала ученика. Эффективность внеурочных занятий напрямую зависит от творческого партнерства ученика – учителя, добровольной заинтересованности учащихся познавать новое.                                       

Внеурочная деятельность в рамках школы. Использование разработанных программ для внеурочной деятельности школы «Литературное краеведение», «Юный читатель-краевед», «Литературная гостиная», широко представлен региональный компонент.             

Проблема, над которой работаю «Формирование творческой направленности личности на основе регионального компонента». 

Цель внеурочной деятельности — развитие личности учащегося.

Задачи:

  • создание условий для развития творческого потенциала, воспитание патриотизма.

Актуальность заключается в реализации следующих направлений:

  • развитие творческой направленности личности на основе регионального компонента;
  • развитие социального партнёрства.

Инновационность работы заключается в уникальности творчества и его  реализации.  В создании образовательной творческой среды, в  разнообразии форм и приемов работы внеурочной деятельности, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Программы внеурочной деятельности востребованы во профессиональных интернет-сообществах. Особый интерес вызывают у детей нетрадиционные формы: встречи с писателями и поэтами; литературное творчество; конкурсы, фестивали и т. д. 

Дополнительное образование муниципального уровня

Деятельность реализуется по направлению «Краеведение». Как педагог дополнительного образования высшей категории разработала, апробировала и модернизирую программу дополнительного образования «Литературное краеведение». Взаимодействую с учреждениями дополнительного образования:

- Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования детей   г. Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» Первомайского района г. Ростова-на-Дону.

Проблема, над которой работаю «Деятельностный подход к формированию творческой направленности личности». 

Цель: развитие личности учащегося, устремленной к творчеству, способной к самореализации в обществе. Знакомство многонационального состава учащихся школы с укладом жизни донских казаков, расширение знаний по литературе донского края.

Задачи:

  • создание условий для развития творческих способностей обучающихся;
  • воспитание патриотизма.

Актуальность в реализации направления: формирование и развитие творческой направленности личности.

Инновационность работы заключается в творчестве, разнообразии организационных форм и учет индивидуальных особенностей обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе работы использую такие формы: творческий отчёт, ролевые игры, организация мероприятий школьного и муниципального уровней. Вовлеченность детей во внеурочную деятельность по предмету каждый год повышается.

Охват школьников внеурочной деятельностью по предмету в 2016-2017 уч. г. -30 %; 2017-2018 уч. г.- 35%;  2018-2019 уч. г. - 39 %.

В рамках социального партнёрства взаимодействую с МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС, БИЦ им. Н. Чернышевского.                          

2. Достижения (призовые места) обучающихся в конкурсных мероприятиях по предмету, в т.ч. взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта:

Учебный год

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

участники/призеры

2016 -2017

             14

   (1 место - 1,

2 место - 3,

3 место - 1)

-

-

2017 -2018

23

(2 место - 1)

-

2

(1 место - 1,

2 место - 1)

2018 -2019

(3 место-2)

-

-

3. Участие обучающихся с докладами (проектами) по предмету в мероприятиях различного уровня:

Учебный год

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Федеральный уровень

участников /призеров

2016 -2017

2 участника

2 место

3 место

2017 -2018

2018 -2019

6 участников, из них

3 место-2

4. Результативность участия обучающихся в международных конкурсах и проектах.

2016-2017 уч. год-

2017-2018 уч.год - 6 участников, из них  1 место - 5, 3 место – 1.

2018-2019 уч. год-  1 место-4

5. Наличие обучающихся, представивших свою деятельность по учебному предмету в виде публикаций

2016-2017 уч. год- 10

2017-2018 уч.год – 12

2018-2019 уч. год- 3

6. Общественная оценка результатов внеурочной деятельности учителя (Приложения 3. 6)

Благодарственные  письма за помощь в организации и проведении городских массовых мероприятий-  2 (2017 г., 2018 г.)

Благодарность за активное сотрудничество и участие в организации проведения викторины «Открывая Горького» МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС, 2018 г.

Благодарственное письмо за высокий уровень подготовки участников, занявших призовые места в муниципальных мероприятиях (2016 г., 2017г., 2018г.)

 Свидетельства участника образовательных сообществ за сотрудничество и активное участие в развитии образовательных сообществ (2018 г., 2019 г.)

Дипломы педагога, подготовившего победителей 1 и 2 места Всероссийского конкурса сочинений  «Листая книг любимые страницы» в номинации «Сочинение» (2018 г.)

  1. 4. Создание учителем  условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно-опасным) поведением).

1. Система работы учителя по созданию комфортной образовательной среды. Важным направлением деятельности классного руководителя совместно с родителями читаю создание условий для мотивации к обучению, активное участие в жизни школы, реализации активной гражданской позиции. Формы организации деятельности выбраны в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития школьников, Программой воспитания и социализации школьников, которая входит в Основную образовательную программу школы и отвечает требованиям ФГОС.

Цель программы: воспитание и социализации личности школьников,

Задачи программы:

  • воспитывать гражданско-патриотические качества на основе духовно-нравственных ценностей, культурных традиций;
  • создание условий для приобретения обучающимися социального опыта;

закладывать основы социальных ролей, соответствующих данному возрасту, норм и правил общественного поведения.

Формы работы: классные часы, библиотечные уроки, мероприятия по патриотическому воспитанию. Например, ежегодные библиотечные чтения «Освобождение Ростова от немецко-фашистских захватчиков», библиотечные уроки по творчеству донских писателей и поэтов. Участие в социальном проекте «Мы за здоровый образ жизни», «Выборы по-взрослому».

Формы работы: участие в конкурсах, конференциях, смотрах, публикации в СМИ.

2. Разработка и реализация индивидуальных программ развития  «Программа индивидуального развития ученика «Прояви себя» опубликована на  http://multiurok.ru/nakanyne/  (Приложение 4.2).    

 Формы работы: участие в конкурсах, конференциях, смотрах, публикации в СМИ.  Степень участия позволяет определить траекторию самостоятельности в решении проб лемной ситуации, что способствует развитию личностной позиции ученика, его индивидуальных способностей.

6. Положительные отзывы

Благодарность от  МБУК Ростовская –на-Дону городская ЦБС за активное участие и совместную работу, за активную деятельность, за творческое сотрудничество, за высокопрофессиональную подготовку своих воспитанников, за развитие творческих устремлений молодежи (2016 г., 2017 г., 2018 г.)

Положительный отзыв о работе родителей обучающихся (Приложения 4.6)

Благодарственное письмо Воронежского государственного университета за сотрудничество, участие в просветительских программах молодёжного фестиваля (2017 г.)

  1. 5. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.

3. Краткая характеристика опыта.  С целью активизации познавательной деятельности обучающихся предусмотрены на уроках информационно-коммуникационные средства обучения (интерактивная школьная доска и электронные приложения к учебникам, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, электронные библиотеки, аудиозаписи, презентации).

Личностно-орентированное обучение

Принимая все, что есть продуктивного в обучении, основанном на усвоении знаний, главным считаю развитие творческой личности. Эти результаты можно увидеть в динамике выполнения творческих работ и заданий. Плюрализм мнений учащихся воспринимаю как положительное качество личности ученика и быть терпимым к чужому суждению.  

  1. Технология развивающего обучения

Целью работы учителя-словесника является не только приобщение детей к богатствам русского языка и литературы, но и осмысление языка и литературы как составной части духовной культуры, связанной с творческим наследием человечества. Учебные программы по литературе усиливаю региональным компонентом, дидактическим материалом, помогающим развивать творческие способности учеников. При использовании игровых и поисковых технологий, понимаю, что не только детям это необходимо, но и учителю.  

Информационно- коммуникационные технологии

 Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Для школьного кабинета создали серию виртуальных экскурсий, которую использую в урочной деятельности.        

Игровые технологии

 При использовании игровой технологии первичной для учителя является дидактика, так как она преследует конкретную цель и решает определенные задачи. Поэтому игры на уроках – это игры дидактические.

   Игровые формы используются как элемент урока и как целый урок. Использую накопленный опыт методической литературы и применяю свои игровые элементы, творческие задания, игры, буклеты, интеллектуальные тесты.

Здоровьесберегающие технологии

Стараюсь максимально использовать урочное время, в том числе печатный раздаточный материал, который экономит время, компьютерные презентации для обучения и закрепления материала, даю опережающие домашние задания.  

6. Использую разнообразные тестовые задания по подготовке ОГЭ и ЕГЭ. Опираюсь на Интернет-ресурсы и свои разработки. Создаю сама и совместно с учениками  цифровые образовательные ресурсы. Гласность и открытость реализую в активной работе на порталах: PedRazvitie.ru, “Портал Педагога», СМИ «Педразвитие.РУ», «Педпроспект. Ру»,  Инфоурок.ру, Всероссийский сайт для педагога, Мультиурок, Портал образование, ns.портал, Международное сетевое издание «Солнечный свет», Международный каталог «Контрольные работы», «Конспекты уроков», «Готовим урок», «Копилка уроков-сайт учителей», международный каталог «Презентации» (Приложения 6).

  1. 6. Непрерывность профессионального развития учителя.

1. Авторская характеристика индивидуальной модели. Модель моих профессиональных компетенций формировалась в условиях непрерывного образования: в 1988 году – получила специальность «филолог, преподаватель», окончив филологический факультет РГУ, в 2010 г. получила высшую квалификационную категорию, которую регулярно подтверждаю). Последняя аттестация на подтверждение высшей категории состоялась в марте 2017 года. Модель моего профессионального развития заключается в углублении компетентности. Это для учителя русского языка и литературы понятие достаточно глубокое, вмещает в себя полное представление не только о профессиональных, но и о личностных качествах учителя. Рассматриваю профессиональную компетентность как способность учителя обеспечивать эффективное решение профессионально-педагогических проблем в процессе непрерывного образования и самообразования.

2. Своевременно повышаю квалификацию.  

3. Совершенствую профессиональное мастерство (Приложения 6.3)

Сертификаты участника городских семинаров-практикумов (2017 г., 2018 г.), конференций.

4. Совершенствую систему профессиональной деятельности в соответствии с дипломом. Повышение компетентности учителя вижу в развитии профессионализма и в творчестве. Интерес вызывают наука и творчество. Реализовала себя как поэт, писатель и журналист. Имею авторские сборники стихов (2013 г., 2018 г.) и прозы (2006 г.), публикации в газетах области и города, являюсь редактором нескольких научно-популярных сборников, победителем и участником авторских поэтических и бардовских фестивалей.  

5. Деятельность в профессиональном экспертном сообществе.  Состою в профессиональном экспертном сообществе. Являюсь членом районной и городской комиссии по проверке работ ОГЭ, ВПР, членом жюри районных и городских комиссий по проверке конкурсных работ, являюсь куратором и членом жюри городских творческих конкурсов.

Вхожу в состав судейской комиссии городских краеведческих и творческих конкурсов, исследовательских работ – 2016 г., 2017 г., 2018 г. 2019 г.)

6. Реализую свой исследовательский потенциал. Публикация исследовательской работы «Фразеологизмы Ветхого Завета» (2018 г.) (Приложение 6).

8. Результативность участия в других профессиональных конкурсах

Имею диплом «Лучший учитель России-2015», публикации обо мне в Ростовских газетах.

Дипломы победителя (2 степени) Всероссийского тестирования «Росконкурс. Февраль 2019» и «ПедЭксперт Февраль 2019» квалификационные испытания педагога.

 Благодарственное письмо Международного педагогического портала «Солнечный свет» (2018 г.) за активное участие в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства.

Сертификат участника Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Современный учитель 2018» от проекта Инфоурок, 2018 г. (Приложениях 6).

Главный признак учителя-профессионала для меня – это постоянное и неуклонное развитие, которое предполагает творческую индивидуальность, восприимчивость к педагогическим инновациям, педагогическую мобильность.

За 30 лет работы в школе ещё не «остыла» и люблю свою работу. Способность к генерированию идей, к выбору наиболее эффективного решения, к выражению собственного отношения к избранному варианту приводит к уникальности и неповторимости моих уроков. Что же все-таки требуется от школьного учителя? На мой взгляд, способность «подвести» к открытию, ощущение глубины своей личности и силы духа.

Претендент

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

города Ростова-на-Дону «Школа №10»

                                                      ___________ (Данцова Л.А.)

Данные в информации о профессиональных достижениях проверены и соответствует действительности

Директор муниципального

бюджетного общеобразовательного

учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 10»

                                               ___________ (Щербачёва С.А.)

11.01. 2019 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащихся

психологические характеристики личности, типы мышления учащегося,влияющие на его творческую активность....

Презентация "Системно-деятельностный подход в обучении:особенности и основные направления его реализации"

В презентации раскрыта суть СДП, показаны отличия образовательных стандартов 2004 и 2009 г.,отличия "знаниевого" и системно-деятельностного подходов, отражены приёмы и вопросы по формулированию учебно...

Профориентационное направление при реализации системно-деятельностного подхода через метапредметные связи физики и информатики и ИКТ

В  статье рассматривается  метапредметное  взаимодействие как важнейший фактор при  организации системно-деятельностного подхода к обучению, возможнсть включения  профориентац...

Продуктивное использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....

Технология системно-деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках технологии

Системно-деятельностный метод обучения на уроках технологии,  как одна из основных форм формирования УУД, дающая возможность самостоятельного  усвоения новых знаний и компетентностей, умения...