Конспект урока на тему "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Смотрова Эльвира Владимировна

Разработка урока по теме "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_solzhenitsyn_arhipelag_gulag.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ». 

Задачи урока: вызвать интерес к личности и творчеству писателя, увлечь учащихся прочтением его произведений; показать «необычный жизненный материал», положенный в основу книги «Архипелаг ГУЛАГ»; подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Наглядность и оборудование: портрет А.И.Солженицына, выставка книг, презентация биографии и творчества А.И.Солженицына, фрагмент фильма «Побег из ГУЛАГа».

Методические приёмы: аналитическая беседа, исследовательская работа учащихся; чтение эпизодов; групповая работа учащихся.

План урока:

        

                                                                                                  "Жить не по лжи»

А.И.Солженицын

  1. Слово учителя

Сегодня на уроке литературы я предлагаю вам, ребята, совершить небольшую экскурсию, которая позволит соприкоснуться с жизнью и творчеством  Александра Исаевича Солженицына. Этот писатель, несомненно, является фигурой культовой для реабилитационного периода новейшей русской литературы. Кто же он, Александр Исаевич Солженицын?

Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?

Ни одна из этих ролей ему не подходит.

А.Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель, ставший символом открытости, воли и русской прямоты. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы ХХ века, затем исчезло на многие годы.

Он, А.Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора безумно популярным.

  1. Что же о нем известно?

Я предлагаю вам познакомиться с презентацией «Жизнь и творчество А. С. Солженицына» и выполнить тест (просмотр презентации, ее конспект в тетради, работа с тестом)                                                                                                                                

        Тест

  1. Родился А.Солженицын 11 декабря 1918 г. В Пятигорске.
  2. Предки писателя по отцовской линии были  крестьяне.
  3. Мать А.Солженицына родилась в рабочей семье.
  4. В 1925 году А.Солженицын переехал в Ростов-на-Дону.
  5. В 1936 году вступил в комсомол.
  6. В 1934 году задумал «большой роман о революции»
  7. А.Солженицын окончил физико-математический факультет.
  8. В 1942 году был отправлен на фронт.
  9. Получил звание капитана.
  10. В 1944 году был арестован за переписку с Николаем Виткевичем.
  11. А.Солженицына осудили на 8лет лагерей и вечную ссылку.
  12. Первое сохранившееся произведение написал после ссылки.
  13. В 1959 году была написана повесть «Щ-854».
  14. В 1967 году тайно закончил исследования «Архипелаг ГУЛАГ».
  15. В 1970 году присуждена Нобелевская премия.
  16. В 1974 году выслан из страны.
  17. А.Солженицын не получил Госпремию за «Архипелаг ГУЛАГ».
  18. В 2008 году А.Солженицын умер в своем доме в Троице-Лыкове.

Ответы.

Ответ

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Проверка теста в парах.

III. А.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»

  1. Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Эти строчки из поэмы Анны Ахматовой «Реквием» как нельзя точно отображает картины, возникающие перед читателем в произведении А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (Слайд «Архипелаг ГУЛАГ»)

  1. Дома вы должны были прочитать произведение «Архипелаг ГУЛАГ» и отметить эпизоды, которые хотели бы прочитать всем нам. Я предлагаю послушать то, что вы отметили (Чтение эпизодов несколькими учениками).

Что заставляет в услышанном содрогаться нас? ( ответы учеников)

  1. Многие произведения писателя экранизированы. Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Побег из ГУЛАГа», в котором представлена ужасающая картина узников ГУЛАГа (Показ фрагмента фильма).

  1. Что вас особо поразило в этом фрагменте? (Ответ 2-3 учеников)

IV. Вывод. Чудовищна и трагична судьба человека в тоталитарном государстве. Но такова наша история. А народ без истории – это не народ. История страны – тернистый путь, пройденный народом. Будущая история нашей страны теперь будет зависеть и от вас, от ваших дел, талантов и открытий. Мне хочется верить, что этот урок никого не оставил равнодушным. Всем спасибо за сотрудничество.

V. Оценка ответов учащихся.

VI. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве» (По образцу задания С).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».

Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....

Конкурсное очинение на тему "Мои размышления над книгой А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Данная работа представляет собой конкурсное сочинение по творчеству А.И.Солженицына в рамках программы «Большое чтение», выполнена ученицей 11 класса. Автор работы рассказывает о своём прочтении одной...

Стилистический анализ отрывка из произведения А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Пример стилистического анализа отрывка из произведения А.И. Соженицына "Архипелаг ГУЛАГ"...

Презентация к уроку литературы по роману А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Данная презентация содержит не только биографические сведения об авторе, но и материал, который необходим  для анализа произведения...

Презентация к уроку в 11 классе "Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ"

Материал для урока в 11 классе по литературе...