Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"
презентация к уроку по литературе (8 класс)

В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obraz_rodiny_v_literature.ppt880 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ родины в литературе. М.Ю.Лермонтов «Родина»

Слайд 2

Цели Познакомить со значением слова родина, с биографией Лермонтова. Проанализировать стихотворение «Родина». Задачи Сформировать интерес к творчеству Лермонтова. Учить анализировать текст, отвечать на вопросы, совершенствовать устную речь. Развивать творческие способности. Прививать любовь к природе.

Слайд 3

Значение слова «родина» Любовь к родине, как и любая другая любовь, многообразна. Доказа-тельством тому являются синонимы к слову «родина». Слово «стра-на» буквально значит «сторона», то есть часть света, земля со своими климатическими особенностями и насе-лением

Слайд 4

Важность «родины» Слово «родина» имеет общий корень со словами «родной», «родственники», что указывает: мы породнились с землёй потому, что на ней родились. Таким родством нельзя пренебрегать, оно свято. Недаром наши предки почитали Рода – одного из са-мых древних, суровых и могущественных богов. С поклонением богу рода, свойственному всем наро-дам, связано понятие пат-риотизма, которое буквально означает преданность роду отца

Слайд 5

Отсюда возникло понятие «родина-мать» Слово «родина» отражает самые древние представ-ления наших предков о том, что мир вокруг живой и красивый, а значит, земля, на которой мы живём, обладает душой. У каждого человека есть мать-женщина, которая его родила, и мать-земля, которая его кормит и поит, даёт место под солнцем. В годы Великой Отечественной войны был создан плакат «Родина-мать зовёт», кото-рый обладал огромной силой воздействия на людей.

Слайд 6

Родина – одна из вечных тем русской литературы и всего национального искусства Слово «родина» ис-пользуют в узком и ши-роком смысле. Первое означает место рождения, второе – страну, в которой мы родились. Чаще к ней обращаются и о ней пишут в стихах. В таких произведениях нам встречаются образы-символы

Слайд 7

И. И. Шишкин «Среди долины ровныя» На этой картине ху-дожник создаёт обобщённый образ родины. Поле на его картине – это воль-ный простор, который зовёт вдаль и ввысь. Оно близко и небу и земле. Небо – символ высокого, чистого, божественного. Тучи – символ бури, угрозы, испытаний.

Слайд 8

Родился в Москве. Рано потерял мать. Его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии. Учился в Благородном пансионе. Затем в Московском университете. Поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков. Лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм. За стихотворение «На смерть поэта» Лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 г. вновь возвратился в Петербург. В 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Барантом, в результате чего произошла дуэль. Лермонтов был вновь выслан на Кавказ. В Пятигорске он встретил своего однокашника Мартынова. Из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит. Прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии. М.Ю.Лермонтов (1814- 1841)

Слайд 9

Михаил Лермонтов, стихотворение «Родина» Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье , Разливы рек ее подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.

Слайд 10

Проанализировать лирическое произведение «Родина» ( понять, что хотел сказать автор ) Определить тему стихотворения ( о чём?) , проблему ( зачем? ), чтобы глубже понять идею ( как? ) Выяснить композицию лирического раздумья о Родине ( из скольких частей состоит стихотворение?) Как и с помощью чего поэт создал образы в стихотворении «Родина» ? ( средства выразительности)

Слайд 11

Тема – то, о чём говорится в данном произведении Проблема –главный вопрос произведения Идея –основная мысль произведения Пафос – основное чувство, пронизывающее всё произведение Анафора – единоначатие Инверсия – обратный порядок слов Ряды однородных членов подчёркивают важность темы

Слайд 12

1 часть 2 часть 3 часть Чувства лирического героя Странная любовь понимает значение воинской славы, исторического прошлого России; автором сформулировано сердечное чувство патриотизма Любовь к родной земле ещё не объяснима Признаётся в своих чувствах по отношению к Родине очарован глубиной народной жизни Образ Родины создан отвлечённый образ официальной России степи, леса, реки, дороги, огни деревень с высоты орлиного полёта создан образ России живой, конкретной дымок жнивы, чета берёз ( нерасторжимость образов: природы и человека ) создан целостный образ России, её безбрежная широта Средства выразите- льности (ИВС) Инверсия Люблю отчизну я Анафора Ни слава, ни полный, ни тёмной Эпитеты, ряды однородных членов Эпитеты безбрежных лесов, печальных деревень Сравнение Реки, подобные морям Ряды однородных членов Цветопись жёлтая нива, белеющие берёзы Эпитеты, ряды однородных членов - поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....

Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"

Данная разработка поможет при проведении урока по раману М.Шолохова. Предлагаемые вопросы помогут выявить художественные особенности произведения, раскрыть характеры героев....

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Презентация "Наша малая Родина в большой литературе о войне"

Презентация о пребывании А. Т. Твардовского и А.А. Суркова на валуйской земле...

Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"

Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....

11 класс, родная литература (русская), 1 четверть Контрольная работа по темам «М. Горький. Литературные портреты», «Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»)», «Образ матери в рассказах». А. Белый. Тема родины. Тревога за судьбу Родины

Контрольная работа по родной русской литературе составлена с учётом  материала, изученного в 1 четверти (творчество М. Горького и А. Белого).При её выполнении требется либо выбрать ответ из неско...