Конспект урока.Подготовка к ОГЭ. Принципиальные различия между подробным и сжатым изложением
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Горохова Вера Михайловна

конспект урока.Подготовка к ОГЭ. Принципиальные различия между подробным и сжатым изложением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Обучение приемам  и способам сжатия текста.

   Учитель русского языка и литературы Горохова Вера Михайловна

                        ГБОУ СОШ №451

Цель урока:

  • показать принципиальные различия между подробным и сжатым изложением.

Задачи урока:

  • обучение способам и приёмам сжатия текста;
  • формирование навыков работы с текстом;
  • развитие интереса к урокам русского языка

Ход урока:

I. Организационный момент урока.

II. Цели и задачи урока.

  - Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста, попытаемся ответить на вопрос, касающийся важности научных исследований.

III.  Слово учителя.

Что такое подробное изложение? Это максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

        Чем отличается сжатое от подробного изложения? В кратком изложении требуется передать существенную информацию, при которой исключаются подробности.

         Условия успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации:  1) полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное удаление из исходного текста тех или иных элементов. 2) для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.   

       Когда мы пишем сжатое изложение, не обязательно сохранять стилевые особенности; но основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста. Овладение навыками сжатия текста, применение их  – залог успешной сдачи экзамена.

IV. Способы и приёмы сжатия текста.

 

1.Объединение.

2. Замена.

3.Удаление.

V. Практическая работа на уроке.

    Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы. 

Первоначальный вариант

Конечный результат

1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».

«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

« На лугу росли цветы».

3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»

«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном».

VI. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему? 
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора)
  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

    Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

    «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

  • Общая тональность звучания текста;
  • настроение, которое вызывает прочтение текста;
  • отношение автора к событиям, героям;
  • наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

    Назовите композиционные части текста.
   

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения.

Как соединить содержание микротем в текст? 
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

VII. Анализ текста.

   - Познакомимся с текстом, проанализируем его.

    (1) Время меняет людей .(2) Но кроме времени есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. (3) Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. (4) Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. (5) Мне не нравится это соображение. (6) Я верю, что сострадание – это особый талант и без него трудно оставаться человеком.

    (7) Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. (8) Да, несчастья и беды – это неизбежность. (9) Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким. Порой даже нереальным (10) Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным -  счастье. (11) Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

    (12) Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. (13) Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. (14) Плакать от собственной боли нетрудно. (15) Трудней плакать от боли чужой. (16) Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели».

Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

1. О чём говорится в этом тексте?

а) об образе жизни;

б) о сострадании;

в) о счастье и несчастье;

г) о боли собственной и боли чужой

2. Чем отличается человек  безмятежной судьбы от человека несчастного?

а) конечно, знает о бедах;

б) несчастье кажется нереальным;

 

в) несчастье нетипично, а счастье типично;

г) счастье не думает о беде и горе.

3.Почему автор говорит, «если человек запоминает только такие уроки (собственные беды), то у него заниженная чувствительность»? (предложение №13)?

а) плакать от собственной боли нетрудно;

б) собственные беды учат;

в) процветание раскрывает наши пороки, а бедствие – наши добродетели

4.Закончите план этого текста.

1) Кроме времени______________________________ .

2) Сострадание - это _____________________ .

3) Счастье не будет счастьем, если _________________ .

4) Труднее плакать от _______________

Примерный вариант выполнения задания №4,5

1) Кроме времени есть ещё образ жизни, отношение к ней.

2) Сострадание – это талант, без которого трудно оставаться человеком.

3) Счастье не будет счастьем, если оно будет думать о беде и горе.

4) Труднее плакать от боли чужой, чем от собственной.

5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.

   Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («человек безмятежной судьбы» из предложения №7), меткие сравнения (чужая беда – «рассыпанные по миру мелкие песчинки» предложение №10). Цитата знаменитого мыслителя (предложение №16) придаёт тексту пафосную возвышенность.

VIII. Написание  сжатого изложения.

1.(Запишите главную часть первого предложения.)

Сострадание (что делает?)_______________    ___________________    _______________________

2.Существует соображение (что)__________________________ .

3. Но это не так__________ .

4. Человек безмятежной судьбы знает (о чём?) ________ .

5.Если каждый миг думать о беде и горе, счастье не будет (чем?) __________    _____________  .

6.  Плакать от собственной боли нетрудно, трудней (что?) __________ .

7. Знаменитый мыслитель говорил, что наши пороки раскрывает (что?)___,

    а  добродетели – наши (что?)_______

   

    Сострадание меняет людей.

    Существует соображение, что оно воспитывается собственной бедой.

    Это не так. Сострадание – это талант, без которого трудно оставаться человеком.

    Человек безмятежной судьбы знает о бедах и несчастьях людей, но ему кажется, что чужие беды далеки и нереальны. Если каждый миг думать о беде и горе, счастье не будет счастьем.

    Плакать от собственной боли нетрудно, трудней плакать от боли чужой.

     Знаменитый мыслитель говорил, что наши пороки раскрывает процветание, а добродетели – наши бедствия.

IX. Повторение грамматики. Синтаксис сложного предложения.

   Задание: записать предложения, составить его схему, дать комментарий.

А) Ещё звонче стал её лай при поздних встречах, когда он, её единственный друг, приходил добрый, весёлый, смеющийся, и она сама научилась смеяться; верхняя губа её приподнималась, обнажая белые зубы, и потешными складками морщился нос. (Предложение с разными видами связи)

Б) А ещё через полчаса засвистело совсем по-штормовому, так что пришлось полным курсом уходить за Берёзовый мыс, чтобы переждать непогоду. (Предложение с последовательным подчинением придаточных).                                          

X. Итоги урока.    - Чему был посвящен наш урок?

                                 - Какие приёмы сжатия текста рассматривали?

                                 - Что включает в себя таблица, которую рассматривали на уроке?

                                 - Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

XI. Домашнее задание.

       Повторить теоретический материал урока, написать сжатое изложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Технология написания сочинения на основе текста.

Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, заканчивая 9 классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся не умеют ...

Конспект урока "Подготовка к сжатому изложению"

Подготовка к сжатому изложению...

Урок-подготовка к творческой работе по русскому языку. Подробное изложение по тексту В. Ганичева "Адмирал Ушаков"

 Подготовка к творческой работе, написанию подробного изложения с последующим написанием сочинения на одну из проблем текста В.Ганичева. в разработке используются  элементы инновацион...

План-конспект урока подготовки к сжатому изложению в формате ОГЭ

Обучение приёмам сжатия текста,выделение микротем...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"

Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста....

Планы-конспекты уроков подготовки к написанию сжатого изложения в 9 классе

Предлагаемый материал можно использовать на этапе подготовки к написаниюсжатого изложения в 9 классе. Уровень сложности для детей - средний.Способствует развитию познавательных интересов и формир...