Статья Пути повышения качества в образовании на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)
статья по литературе (11 класс) по теме

Максименко Лариса Михайловна

В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути осуществления инновационных изменений в преподавании учебных предметов, своеобразный подход к проведению уроков, которые приведут к высоким результатам.  Данная технология способствует лучшему усвоению изучаемого материала и повышает учебную мотивацию.

  Статья будет полезна педагогам, реализующим программы ФГОС НОО, ООО, СОО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения качества в образовании

на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)

Максименко Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Бийска, Алтайского края.

maxilm29@mail.ru

Аннотация

   В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути осуществления инновационных изменений в преподавании учебных предметов, своеобразный подход к проведению уроков, которые приведут к высоким результатам.  Данная технология способствует лучшему усвоению изучаемого материала и повышает учебную мотивацию.

  Статья будет полезна педагогам, реализующим программы ФГОС НОО, ООО, СОО.

   Задача учителя русского языка и литературы сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, вызывающие затруднения, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы, какими бы они ни казались хорошими, привычными, оказались как минимум недостаточными.

  Конечно, только сам учитель может найти своеобразный подход к проведению уроков, конкретную методику, которые приведут к наилучшим результатам.          В целях повышения качества знаний обучающихся использую интерактивную технологию БиС (Биоинформатика и синергетика).

   Автором уникальной технологии управления качеством образования является казахстанский ученый Вассерман Федор Яковлевич – кандидат педагогических наук, президент Общественного Фонда «Качество и образование».
Данная технология позволяет развивать у обучающихся скорость мышления, объем памяти, словарный запас, лидерские качества.
Измерение и оценка качества независимы от учителя. Работает каждый ученик в классе и на каждом уроке.

Обратимся к ключевым словам.

  • Биоинформатика - способность мышления обрабатывать информацию.
  • Синергетика - взаимодействие всех субъектов обучения, направленное на качественное усвоение учебной информации.

Ученый-практик Вассерман Ф.Я. в результате проведенных исследований  установил нормативный показатель качества обучения –  не ниже 63%. 

К главным инструментам управления качеством автор относит:

  1. МПМ – матрицу посадочных мест.

Она разработана для  увеличения уровня охвата учителем обучающихся на уроке.

Применение заключается в следующем:

МПМ рисуется на доске и отражает порядок, в котором ученики сидят за партами в классе. У каждого - своя ячейка, куда заносятся все отметки о его достижениях в ходе урока.

Рассмотрим фрагменты урока литературы по теме: «Художественный мир поэмы А.А.Ахматовой «Реквием».

МАТРИЦА НА СЛАЙДЕ

Перед вами Матрица Посадочных Мест - это своеобразный дневник как всего класса, так и каждого из детей в отдельности. Все ответы будут фиксироваться, а в конце урока – результат

4 плюса - 5,

3 - 4,

2 - 3.

На данном уроке присутствует 18 учеников.

Надеюсь, что сегодня оценку 4 и 5 получат не менее 12 человек!

Итак, I этап. Перекрестный опрос.

- Вспомните, что вам уже известно, о жизни и творчестве А.Ахматовой с предыдущих уроков. (По ходу заполняется МПМ)

- Ответы детей.

- Подведем итог I этапа. (Посчитать +, должно быть не менее  12).

II этап. Ключевые слова.

На обратной стороне доски висят напечатанные слова: Реквием, тоталитарное государство, ежовщина, репрессия.

Посмотрите на них внимательно, запомните и их правописание. Запишите в столбик в тетради. У вас 15 сек.

- Объяснить лексическое значение ключевых слов. В случае затруднения можно обратиться к толковому словарю, учебнику истории либо к интернет-ресурсам. Работа с мобильным классом.

2. Норматив 5+30. Управление качеством невозможно без точных измерений во времени. Для этого разработан норматив времени выполнения задания «5+30».

Работает следующим образом: перед началом выполнения задания учитель предупреждает обучающихся, что после того, как первые 5 учеников выполнят задание, всему классу останется всего 30 секунд для окончания работы. Это позволяет ориентироваться на лучших обучающихся и стандартизировать время выполнения заданий.

- Подведем итог работы с ключевыми словами. Проверка.

Подведение итогов II этапа. (Посчитать +, должно быть не менее  12).

III этап. Исследовательская работа.

 1 ряд.  Как переплетается материнское горе и фольклорные образы в поэме? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

 2 ряд. Библейские мотивы в поэме. Назовите изобразительно-выразительные средства.

 3 ряд. Образ Города Ленинграда. Сопоставьте его с Петербургом Пушкина, Достоевского. Как расширяются рамки повествования? Назовите используемые изобразительно-выразительные средства.

Подведение итогов III этапа. (Посчитать +, должно быть не менее  12).

  • Механизм измерения и контроля дифференциации содержания по уровню усвоения учебного материала состоит из трех единиц измерения:
  • НПС
  • ППС
  • ВПС. 

 IV этап. Контрольный срез.

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку предусматривает проверку знаний по языковым особенностям текста. Задание содержит пропуски четырех терминов, каждый из которых оценивается одним баллом. Располагать ответы нужно в правильной последовательности.

Детям предстоит выполнить такое задание по нормативу 5+30.

НПС (нижний порог сложности)– 2 правильных ответа.

ППС (промежуточный порог сложности)– 3.

ВПС (верхний порог сложности)– 4.

Задание на слайде.

Проверка (обмен тетрадями).

Подведение итогов Контрольного среза. (Посчитать +, должно быть не менее 12).

    К концу урока заполнена МПМ. После урока по количеству отметок ставится оценка в журнал. Опрос происходит произвольно и не по порядку. Никто из обучающихся не знает, когда и на какой вопрос ему нужно ответить. При помощи МПМ удается достичь высоких скоростей включения всех обучающихся на уроке и добиться показателя в 90 ответов на одном уроке в классе из 30 человек. Важно, что самим ученикам это нравится, для них это игра, которая развивает скорость мышления, внимания и логику. Не возникает никаких вопросов по поводу оценок. Заполнение МПМ происходит у всех на глазах, и каждый ученик получает и принимает спокойно то, что заслужил на уроке.

   Таким образом, технология легка, проста и эффективна в применении. БиС помогает учителю чувствовать себя свободно на уроке, есть достаточно времени, чтобы анализировать работу детей сразу в ходе урока, не тратя для этого много времени после него, ребята работают с большим желанием, у них высокая мотивация, результат получается даже больше, чем 63% .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов

Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья "Формирование творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы через использование проблемно-поискового метода обучения»

В материалах статьи содержатся теоретические выкладки применения проблемно-поискового метода  обучения и практические примеры на уроках русского языка и литературы. Умелое сочетание технологий ра...