Семинар по повести В. Быкова "Сотников"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Урок-семинар по литературе в 11 классе. Военная проза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_bykovu.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар

По повести В. Быкова «Сотников»

11 класс

Семинарские занятия развивают навыки самостоятельной работы, способствуют углублению знаний. Пробуждают творческие способности и готовят к самообразованию. При подготовке к семинару необходимо прочитать текст художественного произведения. Познакомиться с критической литературой. Накопить и систематизировать факты в соответствии с планом занятия. Подготовиться к выступлению. Получить консультацию.

Формы работы на семинаре:

- прослушивание и обсуждение докладов и сообщений

- коллективное собеседование, основанное на самостоятельно изученном и осмысленном материале

- дискуссия

- небольшая письменная работа

- оценки получают все

Итоги. Учитывается активность на уроке. Знание содержания произведения. Знание критической литературы. Умение отбирать факты, примеры для доказательства своей мысли. Логичность высказывания. Самостоятельность суждения. Аргументы. Выводы.

Основные этапы семинара:

Вступительное слово учителя о писателе и его произведении

Цели данного урока

Прослушивание и обсуждение докладов

Запись основных выводов

Подведение итогов.

Быков изображает войну и человека на войне в лучших толстовских традициях. Его интересует не технология боя, а нравственный мир человека, поведение его на войне в кризисных, трагических, безвыходных ситуациях.  Для повестей писателя характерны локальность места действия, сосредоточенность его на малом участке (хуторок, переезд, окоп). Краткая временная протяженность действия. Насыщенность динамикой событий. Небольшое количество действующих лиц. Глубокая психологическая характеристика стремлений, переживаний, мотивов поведения персонажей. Герои Быкова – обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной. Быков изображает массовый героизм обыкновенных людей, которые отстояли родину в страшном противоборстве с фашизмом; его главный герой – рядовой великой битвы. На материале военных событий писатель ставит серьезные нравственные проблемы: что такое героический поступок, когда все обстоятельства  оборачиваются против человека? Как поведет себя человек в таком случае? Каковы его возможности?  На консультации – какой подвиг совершил лейтенант Ивановский («Дожить до рассвета»). Человек большой совести и высокой нравственности, который борется до последнего дыхания. До последнего проблеска сознания с враждебными ему обстоятельствами. Преодолевает страх смерти. Тоску одиночества. Нечеловеческие страдания от боли и холода. Конечно, ему хочется уцелеть, выжить, вернуться к своим. Лейтенант мог бы вернуться: базу с боеприпасами немцы перевели на другое место. Но он будет искать сначала базу, потом штаб немцев, потом мечтать о взрыве машины с немецким генералом или полковником. Страстное желание достичь своей цели. Добиться практического результата, который хоть как-то оправдал бы гибель товарищей, овладевает Ивановским настолько, что, несмотря на смертельное ранение, истерзанный, истекающий кровью, он думает только об одном: как доползти до дороги, как не умереть прежде, чем убьет фашиста. Но все обстоятельства против него. И не его вина в том, что, умирая, ему удалось взорвать только одного обозника. Главное то, что он хотел совершить, за что отдал жизнь: «… он делал последний взнос для Родины во имя своего солдатского долга», - пишет Быков. Внешне гибель героя выглядит как поражение. Это характерно и для других произведений Быкова. Так же выглядит гибель учителя Мороза, Сотникова. Но они делают максимально возможное в невозможных условиях. Проявляя такое высокое сознание долга, волю, стойкость и самопожертвование, что их подвиг имеет значение не только для военного времени, но и для новых поколений. Мысль об эстафете подвига, героизма еще более обострена в повести «Обелиск». В ее основе острый драматический конфликт, нити которого протягиваются из военного времени в наше время. Заслуживает ли учитель Мороз, чтобы его фамилию написали на обелиске? Что он сделал? Мороз не убил ни одного фашиста, сам отдал себя в руки полицаев. Произведения Быкова имеют проекцию на современность. Ивановский думал о тех поколениях, которые будут жить после него. В повести «Обелиск» звучит мысль писателя о преемственности поколений. Об эстафете добра и подвижничества. О силе морального героизма. Повести «Обелиск», «Дожить до рассвета» и «Сотников» - своеобразная трилогия. Трилогия, посвященная проблеме нравственного выбора человека в трагических ситуациях войны. Повесть «Сотников» психологически более насыщенная драматическими событиями, более трудна для восприятия. До анализа произведения провести анкеты о прочитанном. Каковы ваши впечатления о героях повести В. Быкова «Сотников»? почему в одних и тех же обстоятельствах Сотников возвысился до подвига, а Рыбак морально погиб? Возможно ли нравственное возрождение Рыбака? Какие вопросы вы хотели бы обсудить? Вначале герои предстают как товарищи по партизанскому отряду. Рыбак привлекает физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников имеет суровую категоричность суждений, замкнут. Автор нигде прямо не высказывает своего отношения к героям, но в конце повести можно почувствовать презрение к Рыбаку, может быть смешанное с жалостью. Анкеты можно использовать во вступительном слове учителя, в докладах и во время диспута. Рыбак сдает свои позиции – он хочет выжить. Этого же жалет Сотников. Но для Сотникова есть другие ценности: гражданское сознание долга, человеческое достоинство, любовь к людям. О людях все время думает герой. Сотников погибает потому, что не подчиняется обстоятельствам. Быков утверждает: физические возможности человека ограничены, но кто определит возможности его духа? «Сотников» - философское произведение. Звучат вопросы о смысле жизни, о духовной силе человека и о тупике без духовности, о том, что остается после смерти человека. Каковы человек и обстоятельства в их взаимодействии в произведениях Быкова? Каковы представления писателя о героизме и героической личности? Как ставится вопрос о преемственности поколений? Какие нравственные проблемы решает автор, обращаясь к теме Великой Отечественной войны? В чем основные особенности творчества писателя?  Биографическая справка о писателе и план семинара (можно распечатать листовки).

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, он обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. В 19 лет отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях. На обелиске под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спастись помогло чудо: он тяжело ранен, выползает из избы, которую через несколько секунд снесли  фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был 2 раза ранен. Демобилизован в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии. Первые рассказы о послевоенной жизни сельской молодежи. «Счастье», «Ночью» и другие. В 1956-1957 создает первые рассказы о войне. «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Альпийская баллада». За повесть «Обелиск» и «Дожить до рассвета» удостоен Государственной премии. В 1984 году присвоено звание Героя Труда.

План семинара.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся.

А) Доклад о Сотникове.

Б) доклад о Рыбаке.

     3. Собеседование по вопросам и письменная работа.

Вступительное слово:

Василь Быков – писатель, верный военной теме. Он пишет о войне как очевидец. Сегодня мы говорим о повести «Сотников». Писателя интересует то жестоко-суровое испытание, которое должен пройти каждый из его героев. Сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить долг перед Родиной? Свои обязанности гражданина и патриота? Герои просты на первый взгляд. В центре повестей несколько эпизодов и 2-3 героя. Война как жестокая и беспощадная проверка внутренней сути людей. Война была проверкой человека на прочность идейную и моральную. Об этом и говорят образы Сотникова и Рыбака.

Доклад о Сотникове.

В произведениях В. Быкова о войне с темой нравственных истоков борьбы существует мотив испытания на человечность. Через такое испытание герои проходят на рубеже между жизнью и смертью. Для писателя важно выяснить, каковы нравственные качества наших людей. Сотников стал воевать с самых первых дней войны. Первый бой стал для него последним. Он попал в плен. Затем побег, снова плен, опять побег. В стремлении вырваться из плена чувствуется настойчивость, решительность, сила, мужество характера героя. После удачного побега он попадает в партизанский отряд. Однажды он остается в прикрытии с Рыбаком, когда их отряд напоролся на карателей. В бою Сотников спасает жизнь Рыбаку. После этого они вместе спали, вместе ели из одного котелка. Больной Сотников идет с Рыбаком на очередное задание. В начале повести намечен контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбаком и молчаливым, больным, угрюмым Сотниковым. Сотников не сразу завоевывает уважение. Сотников и Рыбак зашли в поисках продовольствия в избу к старосте Петру. Сотников не доверяет старосте. Научила война. Поэтому от питья, лекарств в этом доме он отказывается. Л Лазарев в книге «Василь Быков. Очерк творчества» считает, что в таком поведении Сотникова проявляется логика его характера: принять чью-то помощь для него – значит взять на себя обязательства отплатить тем же, а он не желает добра людям, связанным с врагами. Потом в подвале у полицаев он узнает, почему Петр стал старостой, понимает, что был не прав по отношению к этому старику, нельзя судить о человеке только по его внешнему поведению. Чувство вины, угрызения совести не будут давать ему покоя. Он будет стараться выгородить старосту и всех других людей, перед которыми он считает себя виноватым. Но то исключение. Он убежден – стоит только протянуть фашистам палец, и придется им служить. Он вытравил в себе все то, что могло обернуться слабостью. Не быть обузой для других, всегда требовать от себя больше, чем от других – принцип Сотникова. Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен? Многие спрашивали в анкетах: почему на чердаке, когда полицейские услышали кашель Сотникова, он не поднялся первым? Может это спасло бы Рыбака? Но Сотников был болен и реакции у него замедленные. И он не из тех, кто сдается в плен. Сотников предпочитает смерть, когда не находит сил для сопротивления. Сотникова первым берут на допрос, считая, что он физически слаб, первым даст показания. Но герой Быкова молчит даже под пытками. В последнюю ночь Сотников видится детство. Это прямая связь настоящего и прошлого. Рыбак спасает жизнь людей. Сотников сначала лжет отцу, потом признается, что он взял маузер без разрешения отца и стрелял из него. Рыбак совершает свой подвиг, рассчитывая на свою физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком мук совести на всю жизнь. Сотников строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. Сотников жил и боролся для людей. Не случайно в последние минуты жизни, с петлей на шее, он захотел видеть людей. Он улыбается мальчику. Понимает, как невыносимо ребенку видеть казнь. Так Быков подчеркивает, что мужество и героизм не исчезают бесследно, а предаются из поколения в поколение. Главное для Сотникова – уйти из жизни «по совести». Он погибает не в бою, а в единоборстве с полицией. Он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. И в этом его подвиг. Автор и его герой помогают понять нам истоки массового героизма наших людей в жестокой битве с фашизмом. Сотников выдержал страшное испытание и показал свою зрелость, идейную и нравственную.

Доклад о Рыбаке.

«Коварная судьба заплутавшего на войне человека» - такой фразой завершает В. Быков рассказ о Рыбаке. Судьба – это неотделимая власть обстоятельств. Почему в одних и тех же обстоятельствах один из двух партизан оказался предателем? Рыбак не злодей, многое в нем вызывает симпатию. Ему свойственно чувство товарищества. Он сочувствует больному Сотникову. Делится с ним остатками своей пареной ржи – это не так мало, ведь они давно сидят в отряде на голодном пайке. И в бою Рыбак не струсил. Почему он участвует в казни своего товарища и становится предателем? В сознании его нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Он духовно и идейно не готов к тяжелым нравственным испытаниям. Для него главное – выжить любой ценой. Рыбак хитрит, изворачивается, обманывает сам себя и в результате сдает врагам свои позиции. Эгоист, наделен чувством самосохранения.  Он считает, что в минуту опасности каждый думает только о себе. Проследим его поведение до того, как он попал в плен с Сотниковым. В перестрелке с полицаями Рыбак решил уходить один. Когда перестрелка затихла, он с облегчением подумал, что все закончено. После этого он понял, что уходить нельзя – что он скажет в лесу, в отряде? Не о спасении Сотникова думал он в эту минуту, когда возвращался за Сотниковым, а только о себе. Находясь в плену, он чувствует, что у него есть шанс благополучно выбраться из этой переделки. Это был первый шаг к его падению. И вот последний шаг. На виселице качаются четверо погибших геройской смертью, и над ним медленно раскручивается пустая петля – сильный и зримый образ. И даже теперь Рыбак не понимает – при чем тут он? Он только выдернул чурбан из-под ног Сотникова. И то по приказу полицейских. Он обрекает себя на предательство. Он говорит себе, что ему надо выжить, чтобы бороться с оккупантами. И только увидев ненависть и страх в глазах местных жителей, он чувствует, что бежать ему некуда. Повествование о Рыбаке заканчивается неудачной попыткой самоубийства, после которой наступит примирение с предательством. Возможно ли нравственное возрождение Рыбака? Критик В. Коваленко пишет: «неизвестно, что будет с Рыбаком дальше. Об этом можно только догадываться. Но разве честно и смело прожитая жизнь не могла служить определенной гарантией, что Рыбак останется тем, кем был раньше?».

Уступки Рыбака фашисткой машине приводят его к духовной гибели. Да и как Рыбак может вернуться к своим после того, как он участвовал в казни товарища? Автор рисует процесс постепенного героического взлета души Сотникова и постепенного нравственного падения Рыбака, после которого он не существует больше как человек. Это полное моральное падение. После предательства не может быть и речи о моральном возрождении. Человек проверяется тогда, когда остается один на один с самим собой, со своей совестью. Рыбаку доставало сил нести все тяготы партизанской войны, пока он был со всеми. Один он был не готов к суровым испытаниям. Философская повесть говорит нам о страшном идейном и духовном тупике человека, морально не подготовленного к трагическим испытаниям войны. Актуальность – писатель раскрывает истоки всенародного подвига, показывая, что от каждого человека зависит все и вся в этом мире, от его стойкости, от его мужества, от его прочности идейной и нравственной. Быков как бы заставляет читателей соразмерить свои духовные силы, свои радости и беды с тем, что пережили люди на войне, которые сумели выстоять и победить во имя жизни, во имя радости и счастья будущих поколений.

Составление тезисов.

Основная тема повестей Быкова – война. Основная проблема творчества нравственно-философская: человек в бесчеловечных обстоятельствах, преодоление ограниченных физических возможностей силой духа. В критике есть понятие «быковский герой». Это рядовой. Ситуация экстремальная. Малое пространство, краткая временная протяженность. Чаще одни сутки. Язык образный и философичный. Художественные приемы – детали-символы (дорога, пустая петля), внутренние монологи героев, эпизоды детства и др.

Домашнее задание. Прочитать повесть В. Быкова «Знак беды». Вопросы: как Быков продолжает традицию своих повестей «нравственного эксперимента» в «Знаке беды»? чем отличаются Степанида и Петрок Богатьки от героев других произведений писателя? В чем сходство композиционного построения повестей «Сотников» и «Знак беды»?  какие «уроки человечности» дает повесть?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...

Конспект урока-семинара по повести В.К. Железникова «Чучело"

Конспект открытого урока-семинара в 7 классепо повести В.К. Железникова «Чучело»  «Люди, будьте человечны»...

Письменный итоговый семинар по повести Н.В.Гоголя "Шинель" в 8 классе

Цель этой итоговой письменной работы -  выявить степень усвоения учащимися ключевого произведения русской классической литературы, уметь сравнивать схожия явления образной системы разных авторов,...

Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...

Методическая разработка. Урок - семинар по литературе в 8 классе «Функции вещей в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Тема: «Функции вещей в повести Н.В. Гоголя «Портрет»Цели:образовательные:- познакомить учащихся с литературоведческим понятием "вещь";- определить роль и функции вещей в по...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...