К. Н. Батюшков в истории русской литературы
статья по литературе (9 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Творчество КН Батюшкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kbatyushkov.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

К. Н. Батюшков

Писатель Батюшков Константин Николаевич получил известность во второй половине 1810-х годов. В 34 года заболел неизлечимой душевной болезнью. Он стал предшественником Пушкина. Батюшков происходил из семьи среднепоместного дворянина, родился в Вологде 18 мая 1787 года. С 10-17 лет он учился в петербургских пансионах, прекрасно овладел французским, итальянским и латинским языками. Уже с юности Батюшков – блестяще образованный человек. Он основательно изучил философию и литературу французского Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо), античную поэзию (Гораций, Вергилий), творчество итальянского Возрождения (Данте, Боккаччо, Петрарка), русскую словесность прошлого столетия. С самого начала оказался членом прогрессивных литературных объединений – Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и кружка АН Оленина. Среди его знакомств оказались ГР Державин, ИА Крылов и другие. С 1805 года Батюшков выступает в печати. Первые его стихи подражательны: сатиры, написанные под влиянием классических образцов «Послание к стихам моим», оды, созданные «по следам» Ломоносова и Державина «Бог». Но не поэтические успехи, ни удачно начавшаяся служба не удовлетворяют поэта. В 1807 он записался в народное ополчение и отправился в Прусский поход, остался в армии и в 1808-1809 участвует в войне со Швецией. Выйдя в отставку, много переезжает. Из деревни в Москву, то поместный дворянин, то развлекается. В 1812 году поступает в Петербурге на службу в Публичную библиотеку. Отечественная война бросает его во Владимир и Нижний Новгород, в Вологду и Москву, в Ярославль и вновь Петербург. В 1913-1814 – участник заграничного похода русской армии: Польша, Пруссия, Чехия, Франция, Англия, Швеция, Финляндия. Далее Петербург, Каменец-Подольский, Москва, Одесса и Италия (куда здоровым он не вернулся). Печальный итог своих скитаний выражен в стихотворной повести «Странствователь и демосед» 1815. Первое зрелое произведение поэта стала литературная сатира «Видение на брегах Леты» 1809. Он хотел определить собственные  литературные ориентации. Батюшков выносит суровый приговор современникам: проверки в Лете никто не прошел. Только Крылов самобытен и народен. Батюшков прославляет радости бытия, дружбу, любовь, свободу личности и ее право на жизнь в соответствии с ее внутренними потребностями. «Полной чашей радость пить» - лозунг из стихотворения «Веселый час» 1810 г повторяется во многих стихах. Рисуя идеальный мир гармоничных людей, живущих под теплым солнцем, вне конкретно очерченного времени и пространства, Батюшков сознает всю условность этой воплощенной в стихах «мечты». За ней ощущается жестокий мир реальности, не позволяющий художнику выйти за границы «сказки». Поэтому в радостных стихах поэта есть картины веселья, которое может в любое время разрушиться вторжением «железного века». Этот образ впервые в русской поэзии употребил именно Батюшков. Поэт ощущает внутренние противоречия, скрывающиеся за видимой гармонией идеального бытия. Упоение жизнью и молодостью соединяется у него с предчувствием кризиса, отражающего сложности человеческой психологии. Естественным продолжением раннего эпикурейства поэта стал комплекс трагического осознания противоречий бытия, приведший к переосмыслению самого понятия «легкая поэзия». В дальнейшем творчество Батюшкова тяготеет к углубленному психологизму в изображении человеческой противоречивости: «К другу», «Последняя весна». К мотивам несчастливой любви, выразившимся в цикле стихотворений 1815 года, посвященных увлечению АФ Фурман «Мой гений», «Разлука» и других. К воссозданию извечного конфликта художника-творца с действительностью «Умирающий Тасс» и другие. Трагический итог поэт подводит в стихотворении «Судьба Одиссея» 1815:

И чашу горести до капли выпил он;

Казалось, небеса карать его устали

 И тихо сонного домчали

До милых родины давно желанных скал.

Проснулся он: и что же? Отчизны не познал.

Поэт обращается к раздумьям о страшных духовных последствиях трагического развития жизни:

Минуты странники, мы ходим по гробам,

Все дни утратами считаем,

На крыльях радости летим к своим друзьям, -

И что же? Их урны обнимаем.

«К другу» 1817

Ближе всего Батюшков к Баратынскому. В поэтически осознанной внутренней безысходности «итога» своих душевных исканий крылось начало жизненной трагедии поэта. Книгу, обобщившую его раздумья  и переживания, поэт назвал «Опыты в стихах и прозе» 1817. 15 статей и 65 стихотворений. Принесли славу первого поэта России. Для своего времени он стал основателем традиций. Его стихи положили начало стихотворной сатире и пародии первой трети 19 века. Дружеские послания. Его элегия – основной жанр, с которым поэт связывал свое стремление – новое слово в русской элегии. Его стихотворная повесть дала начало появлению романтической поэмы. Чистота его стихов определила пути развития русской поэзии во все последующие времена. Проза – это тоже собрание «опытов». Нового взгляда на человека и жизнь. Он пытался создать новую жанровую разновидность, близкую русскому «физиологическому очерку» 1840-х годов. Своеобразные военные мемуары. Батюшков как бы предварил «толстовский» метод изображения войны. В 1821 году поэт, живший в Италии, заболел. Это заболевание было наследственным (по линии матери), но в глазах современников заболевание оказалось связанным с тем художественным миром, который представил «трагический» Батюшков. «Превосходный талант, - писал Белинский, - был задушен временем». Значение поэта велико – он стремился к новаторству и открытию новых литературных тем и мотивов. Батюшков-писатель воспринимался то, как представитель «неоклассицизма», то, как предромантик или романтик, то, как предшественник русского психологического реализма. Белинский писал: «Батюшкову немногого недоставало, чтобы он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.

Презентация к вводному уроку литературы по теме "Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития п\русской литературы" для 9 класса....

Викторина по истории русской литературы

В общей системе мероприятий школы, приобщающих учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе: организац...

Презентация к вводному уроку литературы в 9 классе "История русской литературы"

Уроки-лекции сложны для девятиклассников.  Данная презентация поможет им лучше освоить новый вид работы - конспектирование лекции....

Литературно - музыкальная композиция "Серебряный век в истории русской литературы"

Данная разработка содержит богатый материал на тему "Серебряный век в истории русской литературы"и поможет учителям литературы в интересной форме познакомить учащихся  с поэзией Серебряного века....

Приказ и приложение приказа о прохождении курсов "История русской литературы конца 20 - начала 21 века"

Курсы нужны были к аттестации, но организация не смогла меня отправить на повышение квалификации, поэтому пришлось проходить за свой счёт дистанционно...

Контрольная работа по теме: "История русской литературы. Первый период русского реализма."

Контрольная работа нацелена на проверку знаний, полученных учащимися за период обучения в стредней школе....