М.Горький "Легенда о Данко".Анализ произведения.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Крюкова Мария Николаевна


Анализ "Легенды о Данко" М.Горького и Презентация к нему.По умебнику В.Коровиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. ГОРЬКИЙ «ЛЕГЕНДА О ДАНКО»

«…ЗАЧЕМ Я...»?

(УРОК АНАЛИЗА)

Цели:

1) проанализировать идейно - художественное своеобразие легенды о Данко;

2) развить навыки анализа текста;

3) воспитать в обучающихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

Оборудование: презентация, мультфильм «Легенда о пламенном сердце».

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Ход урока

Эпиграф

Если я - не за себя, то кто же за меня?

Но если я – только за себя, зачем я?

М.Горький

Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть,

 а для народа – светить.

 Русская пословица

I. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Тема нашего урока «…Зачем я...»? Это часть фразы, которую М.Горький любил повторять. Продолжите ее.

- Почему так?

Прочитайте эпиграф. На какие 2 части можно ее разделить?

- О чем каждая каждая часть? (О человеке и его отношении к жизни.)

- Как фраза связана с «Легендой о Данко»? (В ней изображено отношение героя к себе и к жизни.)

- Какую проблему мы должны решить? (В чем смысл жизни?)

Учитель. Максим Горький  посвятил этой проблеме все свое творчество. Об этом он говорит в рассказе «Старуха Изергиль

II. Изучение нового материала.

Композиция рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

(Сообщение обучающегося)

Рассказ Горького  «Старуха Изергиль» - размышление о смысле жизни. Произведение состоит из трех самостоятельных частей: первая – легенда о Ларре, вторая - рассказ старухи о своей жизни и третья часть - легенда о Данко. При этом первая и третья часть противоположны друг другу: «огненное сердце» Данко и «каменное сердце» Ларры. Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекает себя». Отчуждение от людей – это корень трагедии и смысл наказания этого человека. Герой попытался презреть священные законы человечности, любви, единения. И потерпел поражение. В разрушении связей между людьми автор видит потерю смысла жизни.  Легенде о Данко предшествуют воспоминания старухи Изергиль о прошлом. Ее окружали равнодушие, жадность, подлость. Сама она жила высокими чувствами, во имя любви, не боясь жертвовать собой.

С восторгом говорит о людях с сильной волей и стойким характером. «В жизни… всегда есть место подвигам». Последняя легенда о том, что Данко ведет свой народ на волю из рабской и ничтожной жизни.

Судьба старухи во многом схожа с судьбами Ларры и Данко. Она прожила бурную жизнь и никогда не была «рабой ничьей». Люди, среди которых живет Изергиль, любят ее, им нужны ее красивые рассказы: ведь в их сегодняшней жизни нет той силы и того огня, которые раньше были в людях. И старуха Изергиль, и Данко творили свои судьбы самостоятельно, каждый прожил свою жизнь для людей, а это, по мнению Горького, и есть настоящий подвиг.  (Автор рецензии Ирина Васильева (http://recenzija.ru/)

- Как закончился рассказ о Данко? Ваше впечатление? (Трагически. Очень жаль Данко. Зря погиб. Не стоит за таких умирать.)

- Вы какого финала хотели бы? (Данко помочь люди должны. После смерти воздать славу и почести. О нем никто не вспомнил, да еще и сердце раздавили, чтобы не напоминало.)

- Кто Данко, жертва или герой? (Если герой, то он одержал победу, а жертва, значит, потерпел поражение, проиграл.)

Время создания произведения.

- Тема смысла человеческой жизни во времена Горького была актуальна?

(Сообщение обучающегося об эпохе, в которую жил писатель)    

Литература конца XIX – начала XX века (История русской литературы в 4-х томах-4) - Н. И. Пруцков)

            Развитие литературы и искусства нового рубежа веков проходит под могучим воздействием ожидания, а затем свершения первой русской революции, которая выдвинула перед всеми мыслящими людьми вопрос о необходимости изменения социально-политического строя страны.

            Деятели искусства и литературы говорили о новом пути России, о ее будущем.

            Вздыбленная Россия, героизм, охвативший народные массы, впервые приобщающиеся к активному революционному действию, пробуждение дремлющего сознания отсталых слоев населения — все это не могло остаться не замеченным людьми искусства.

             В литературе появляется певец новой России — М. Горький.

             Россия стояла на пороге новых сложных перемен и потрясений. Новые герои, показ того, как рушится старое мировоззрение, как происходит ломка устоявшихся традиций, основ семьи, взаимоотношений отцов и детей — все это говорило о коренном изменении проблемы «человек и среда». Герой начинает противостоять ей, и это явление уже не единично.

Русская литература отобразила и острое недовольство жизнью, и надежду на ее преобразование, и волевое напряжение, зреющее в народных массах.

             Рубеж веков был порой романтических ожиданий, предшествующих обычно крупным историческим событиям. Казалось, что сам воздух был насыщен призывом к действию.

             Широко известны слова Горького, что настала пора героического. Сам он  был певцом героического начала в жизни. Читатели ждали от писателей призыва к бодрости и борьбе.

- Вы почувствовали бодрость, которую ждали от горьковских произведений его современники? Какую бы вы написали музыку к финалу? (Скорее всего, оптимистическую)

 Пейзаж. Каменный лес. Наблюдение. Выразительное чтение.    

- Роль пейзажа? Выразительные средства. (Передает настроение людей, их безысходность.)

- Как люди оказались в безвыходной ситуации? Она, действительно, безвыходная? (Проявили слабость, испугались сильных врагов, умирать не хочется.)

- Что такое заветы? Они стоят того, чтобы из-за них умереть? (Наказ потомкам. Не за каждый завет можно умереть.) 

- Что они предприняли, чтобы найти выход?

- Насколько страх силен? Как автор передает его силу?

- Каков Данко? Его портрет? Зачитайте.

- Чем он увлек людей, заставил действовать? (Силой своих убеждений, верой в успех дела.)

Картина грозы. (Анализ)     Выразительно!         

- Какова природа?

- Каковы люди на фоне враждебной природы?

- С кем их сравнивает автор? Почему?

- Какова кульминация легенды?

Просмотреть фрагмент «Легенда о пламенном сердце» (Режиссер И.Гурвич. 1967 год)

- Как режиссер подчеркивает  важность сцены?(Фильм черно-белый, а в эпизоде, где Данко вырывает сердце и освещает им путь, режиссер использует цвет.)

- Что заставило его вырвать свое сердце?  (Разные ответы.Увидел в людских глазах ненависть и злобу: «Схватить и убить Данко».

-Данко видит, что ему от разъяренной толпы  не спастись. Поэтому вырывает сердце, отвлекая мысли людей от ярой злобы.

-Если бы Данко думал о своей жизни, он бы бросил их еще раньше.

-Ожидали, что «он будет бороться с ними». Они думали, что он их ненавидит. В такую минуту слова не помогут остановить кровопролитие. Нужно дело, поступок.

-Он хочет, чтобы люди видели, как он их любит, жаждет спасти их.

-Он совершает поступок, доказывающий силу его любви к людям.)

- Любовь Данко к людям помогла им? (Да. Они вышли на свободу.)

- Они одержали победу?(Не они победили, а Данко.)

- А Данко проиграл, он  погиб. Он жертва? (Данко погиб, но он не жертва, одержал моральную победу, потому что он оказался прав: побеждает тот, кто сражается за жизнь, за людей.)

- Стоило умирать ради неблагодарных, равнодушных  людей? (Данко умер за свободу, за жизнь.)

Описание природы, когда люди вышли на свободу.

- Роль этого пейзажа? (Передает торжество жизни.)

 - Какой цвет преобладает? (Яркий, как сама жизнь.) Что символизирует этот пейзаж? (Жизнь.)  

- А Данко какое место у людей в этом торжестве занимает? (Они о нем забыли.)

- «Смерть со славой и с честью — не жертва, а подвиг». К. Федин. Вы согласны с этим утверждением?

- Вы каким хотели бы видеть поведение людей? (Хотелось бы, чтобы люди были благодарны своему спасителю.)

- Данко напрасно погиб? Он жертва? (Физически он погиб, но его идеи одержали победу.)

- Что в этот момент должен чувствовать забытый людьми Данко? (С точки зрения обывателя – досаду, обиду, ненависть к людям.)

- Как Данко воспринимает людское равнодушие?   (У Данко нет к людям обиды и ненависти.)                  

Учитель: А Горький пишет: «…кинул он радостный взор на свободную землю, и засмеялся гордо… и умер». Получается, что смерть герой воспринимает как победу. Получилось так, как Данко и задумал. Он победил, достиг своей цели. Он радуется. Победа моральная одержана.

- Каков финал легенды о Данко? (Оптимистичен.)

- Почему осторожный человек раздавил сердце?     (Горящее сердце – напоминание о людской неблагодарности.)                                

 - Чего может бояться человек? Чем грозило людям горящее сердце? (Оно напоминало о человеческой трусости и слабости.  Они стыдятся своей слабости.)

- Значит, получилось не так, как хотел Данко. Победил «осторожный человек»? (Победил Данко, его идеи, взгляды на жизнь, её смысл.)

- Почему жанр легенды?

3.Жанр легенды. (Сообщение обучающегося по лингвистическому словарю)

       

ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть),
1) в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей
литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
2) В обиходном значении — что-то невероятное, выдумка.

(Источник - Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru)

III. Обобщение.

- Данко герой или жертва? Он победил или проиграл? Дайте ответ, используя цитаты.

Истинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав и гнусная покорность злу.

Д. Неру

Без пользы жить – безвременная смерть.

И.В. Гете

 - Теперь какое у вас настроение после повторного прочтения?

- В чем смысл жизни?  Спрашивал Аристотель. И как вы думаете, что он отвечал? Он отвечал: Служить другим и делать добро.

Составление синквейна.  Данко.

Учитель: Свет, солнце часто использовались как символы другими авторами. Маяковский писал: «Светить всегда…» Что он имел в виду? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Рефлексия.

 - Для нашего времени эта тема актуальна?

- Каково ваше настроение после повторного прочтения?

IV. На дом.

По выбору:

1) рассказ о В.Маяковском подготовить;

2) выписать из стихотворения «Необычайное приключение…» слова, которые вы раньше не слышали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…Зачем я?..» (М.Горький) Урок по произведению М.Горького «Легенда о Данко »

Слайд 2

Эпиграф Если я не за себя, то кто за меня? Но если я – только за себя, зачем я? М.Горький

Слайд 3

Проблемный вопрос В чем смысл жизни?

Слайд 4

М.Горький «Легенда о Данко»

Слайд 5

Композиция рассказа «Старуха Изергиль » Первая часть – легенда о Ларре . Вторая часть - рассказ старухи Изергиль о своей жизни. Третья часть - легенда о Данко. Первая и третья часть противоположны друг другу: «огненное сердце» Данко и «каменное сердце» Ларры .

Слайд 6

Время создания рассказа Конец XIX века – начало XX . Рубеж веков был порой романтических ожиданий, предшествующих обычно крупным историческим событиям. Казалось, что сам воздух был насыщен призывом к действию. В литературе появляется певец новой России — М. Горький. Он говорил, что настала пора героического .

Слайд 7

Ваше настроение после первого прочтения?

Слайд 8

Какое настроение создает пейзаж в начале легенды?

Слайд 9

Словарь С.И.Ожегова ЗАВЕ́Т , -а, м. (высок.). Наставление, совет последователям, потомкам. Жить по ~ам отцов. Великие ~ы . Ветхий Завет дохристианская часть Библии. Новый Завет христианская часть Библии.

Слайд 10

Описание грозы «…стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев … в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей»

Слайд 11

Ирина Гурвич, режиссёр В 1967 году сняла мультфильм «Легенда о пламенном сердце»

Слайд 12

Толковый словарь С.И.Ожегова герой 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои войны, труда. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа. 3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени. 4. кого (чего). Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня. жертва 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо . Ж. богам. 2. Добровольный отказ от кого-чего-н . в чью-н. пользу, самопожертвование (высок.). Принести себя в жертву семье. 3. О ком-н. страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы кораблекрушения. Тигр набросился на свою жертву. Пасть жертвой в борьбе.

Слайд 13

Смерть Данко И вот вдруг лес расступился перед ним...и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была - там, сзади них, над лесом , а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя…и золотом сверкала река...

Слайд 14

Осторожный (Словарь С.И.Ожегова) осторожный 1) сдержанный, бережный , не грубый Пример: Осторожное обращение с больным. 2) предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый Пример: О. человек. Осторожное поведение. Осторожно! ( восклицание в знач. : будь внимателен, грозит опасность).

Слайд 15

Жанр - легенда 1) в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в новейшей литературе всякое произведение , отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

Слайд 16

Люди умирают для того, чтобы жило человечество. В.Белинский

Слайд 17

Ваше настроение После первого прочтения

Слайд 18

Афоризмы Истинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав и гнусная покорность злу. Д. Неру Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других. А. Эйнштейн Без пользы жить – безвременная смерть. И.В. Гете

Слайд 19

Цели: 1) проанализировать идейно - художественное своеобразие легенды о Данко; 2) развить навыки анализа текста; 3) воспитать в обучающихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

Слайд 20

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро . Аристотель

Слайд 21

«В жизни всегда есть место подвигу»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"

Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...

Схема сравнительного анализа произведений искусства

Данная схема поможет обучающимся увидеть общее и выявить различия в произведениях музыки и изобразительного искусства, закрепит понимание формы, лада, жанра, характера мелодии....

«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»

Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их...

«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в...

Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе.

Одной из отличительных особенностей моей методики преподавания литературы считаю системное обращение к сравнительно-типологическому анализу художественного произведения в литературном контексте. Сравн...

Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.

Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...