Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС
статья по литературе (8, 9 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhidkova_doklad.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Подготовила:

Жидкова Лариса Ивановна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ Школы №127

г.о. Самара

Скажи мне – и я забуду, 

                                                                            покажи мне - и я запомню,

                                                                              вовлеки меня – и я научусь.

                                                                                Китайская народная пословица

      Важнейшей задачей современной школы, решаемой различными путями, в том числе и обновлением содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке, является формирование творческой, нестандартно мыслящей личности.

     Учительский труд – это, в первую очередь,  творчество, это беспрестанный процесс слияния мыслей, педагогических и методических открытий миллионов учителей. Учитель постоянно изобретает, пробует, совершенствуется, ему необходимо шагать в ногу со временем. Именно учитель внедряет в практику различные инновации.

   Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.  Перед современным учителем стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация этого подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Конечно же, ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

     Такими педагогическими технологиями, реализующими вышеназванные задачи, являются проектное обучение и исследовательская деятельность.

     Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования выпускники начальной школы должны продемонстрировать умение выполнять групповые проектные исследования, а выпускники основной школы – умение выполнить и защитить индивидуальную проектно-исследовательскую работу.

      Метод проектов появился в XIX в. в США. В его основе лежал принцип «обучение посредством делания». Суть метода – стимулировать интерес учеников к определенным проблемам, а через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов привлек внимание русских педагогов в начале XX в.

      Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слово «проект». Его последователь, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. В 1905 году в России педагог Т.С.Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем. Но в череде серьёзных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. Но в настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов.

        Цель проектной деятельности― создать условия, при которых можно приобрести недостающие знания из разных источников; пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач; овладевать исследовательскими умениями; развивать системное мышление. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка и литературы он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда.

       Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед».

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учениками самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

        В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов.

        Виды (типы) учебных проектов классифицируются (по Н.Ю.Пахомовой):

1. По ведущей деятельности:

- поисковый;

- исследовательский;

- технологический;

- имитационный;

- конструирующий;

- творческий

2. По сфере применения результатов:

- экологический;

- лингвистический;

- страноведческий;

- культурологический;

- социологический;

- маркетологический;

- краеведческий;

- экономический;

- этнографический

3. По используемым технологиям:

- мультимедиа;

- телекоммуникационный;

- театрализованный;

- бумагопластика;

- лоскутная мозаика;

 и т. д.

4. По способам объединения результатов на этапе презентации:

- мозаика;

- конкурс, состязание;

- конференция;

- концерт;

- саммит

5. По составу участников:

- внутриклассный;

- межклассный;

- разновозрастный;

- общешкольный;

- межшкольный;

- международный

6. По видам презентации:

- издательский;

- инсценирующий;

- макетирующий;

- видеодемонстрирующий;

- компьютеродемонстрирующий;

- использующий среду Интернет

7. По организационным формам проведения работы над проектом:

- урочный;

- урочно-внеурочный;

- внеурочный;

- внешкольный.

       Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.

       Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно-практических конференциях.

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках факультативов; кружков; элективных курсов; курсов по выбору; свободной самостоятельной деятельности; научного общества учащихся (НОУ). Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании с привлечением знаний из различных учебных дисциплин.

В помощь ребятам предлагаются памятки для работы над проектом. (См. Приложение 1).

        Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

        На уроках метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

         В ходе выполнения проекта каждый учится общаться, изобретать, проводить собственные наблюдения, сотрудничать с другими, руководить и подчиняться.

        Учитель является связующим звеном и между группами. В процессе работы педагог помогает ученикам в поиске нужных источников, сам является источником информации; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

        Защита проектов осуществляется на отдельном уроке, который проводится в виде конференции; каждая группа представляет результаты своего труда, отвечает на вопросы, обменивается опытом со своими товарищами, выбирает наиболее понравившийся проект.

       Возможными выходами (результатами) проектной деятельности могут быть:

-тематическая выставка (коллективная работа);

-сценарий праздника (групповая работа);

-видеофильм (групповая или индивидуальная работа);

-рекламный буклет (индивидуальная работа);

-костюм (показ собственных моделей);

-музыкальное или литературное произведение;

-оформление кабинета (проект стенда, классного уголка);

-изделие (модель, макет, предмет ДПИ);

-и т. д.

         Проектирование – это процесс разработки и создания прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Проектирование

Исследование

1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

2. Решение практической проблемы

2. Создание нового интеллектуального продукта

3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Принципиальное отличие исследования от проектирования:

Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа, это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Тема исследования может быть:

-фантастической (выдвигается какая-то фантастическая гипотеза);

-экспериментальной;

-изобретательской;

-теоретической. 

          Использование на уроках и компьютерных информационных технологий также открываются возможности для творческой работы: работа над составлением опорных конспектов, схем, рисунков, сочинительство (стихотворения, миниатюры, задачки).

         Проектная деятельность в школе – это трудная, но интересная совместная работа ученика и учителя, которая раскрывает возможности и способности учеников, увлекает их, учит поиску, помогает находить и принимать решения, отвечать на волнующие темы, творить и стремиться создать еще. И такие виды деятельности могут освоить не только одаренные дети.

         Оформление, музыкальное сопровождение, иллюминации и выступление перед аудиторией ― все это составляющие проекта. Дети должны быть оригинальными, каждый проявляет артистичность. А когда эта работа видна, если ее демонстрируют в разных классах школы, если есть признание, то дети хотят еще работать и творить. Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

Приложение 1.

Памятка начинающего исследователя

Шаг 1. Выбери тему исследования.

Шаг 2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы ответил.

Шаг 3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

Шаг 4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

Шаг 5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. Сохрани ссылки на сайты в сети Интернет.

Шаг 6. Сделай выводы.

Шаг 7. Оформи результаты своей работы.

Шаг 8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Этапы выполнения проекта

Шаг 1. Определение проблемной области

Шаг 2. Выбор темы проекта

Шаг 3. Определение цели и задач проектной работы

Шаг 4. Сбор информации по теме проекта

Шаг 5. Анализ собранной информации

Шаг 6. Выбор материала, формы и способов работы над проектом

Шаг 7. Практическая работа – выполнение продукта

Шаг 8. Анализ практической части готового проекта

Шаг 9. Самооценка проекта

Шаг 10. Публичная защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Проектная деятельностьучащихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС...

Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время

Описание системы работы. Проектная деятельность учащихся: организация социально - значимых проектов в школе....

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...

«Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»

laquo;Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»...

Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».

Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования»  представляет собой определенную систем...

«Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время»

laquo;Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время»Выступление на педагогическом совете...