Ершалаимские главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Трагедия личности Понтия Пилата.
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Вашему вниманию предлагается конспект урока литературы по теме: "Ершалаимские главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Трагедия личности Понтия Пилата" и раздаточный материал для конкретной работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdat._mater._pp.docx15.68 КБ
Файл bulgakov.pptx1.21 МБ
Файл konspekt_mm_pp_avtosohranennyy_avtosohranennyy.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Фрагменты  романа

 М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Глава 2. Понтий Пилат

И: Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной… Но я однажды заглянул в этот пергамент и  ужаснулся. Решительно ничего, что там записано, я не говорил.

И:  Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление очень умного человека.

ПП: - О да, ты не похож на слабоумного, – тихо ответил прокуратор и улыбнулся какой-то страшной улыбкой, - так поклянись, что этого не было.

И: - И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уж наверное может лишь тот, кто подвесил.

Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!..», потом «Погибли!..». И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало нестерпимую тоску.

ПП: - Слушай, Га-Ноцри, - заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, - ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту.

ПП: - Мне не нужно знать, - придушенным, злым голосом отозвался Пилат, - приятно или неприятно тебе говорить правду. Но тебе придется ее говорить…

Никто не знает, что случилось с прокуратором Иудеи, но он позволил себе поднять руку, как бы заслоняясь от солнечного луча, и за этой рукой, как за щитом, послать арестанту какой-то намекающий взор.

…но в тоне Пилата была уже безнадежность.

Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой.

ПП: - Жены нет? – почему-то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит.

ПП: - Ненавистный город… - вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передернул плечами, как будто озяб,  а руки потер, как бы обмывая их.- …  

ПП: - Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место?

ПП (после слов Каифы «и в третий раз сообщаю, что мы освобождаем Вар-равана»)

Все было кончено, и говорить более было не о чем. Га-Ноцри уходил навсегда… Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение, как и прилетела. Она улетела, а тоска осталась необъясненной, ибо не могла же ее объяснить мелькнувшая как молния и тут же погасшая какая-то короткая  другая мысль: «Бессмертие… пришло бессмертие…» Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке.

Теперь его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия.

Щурился прокуратор не от того, что солнце жгло ему глаза, нет! Он не хотел почему-то видеть группу осужденных…

Лишь оказавшись за помостом, Пилат открыл глаза, зная, что он теперь в безопасности – осужденных он видеть уже не мог.

Глава 26. Погребение

Может быть, эти сумерки и были причиною того, что внешность прокуратора резко изменилась. Он как будто на глазах постарел, сгорбился и, кроме того, стал тревожен. Один раз он оглянулся и почему-то вздрогнул, бросив взгляд на пустое кресло, на спинке которого лежал плащ.

…все силился понять, в чем причина его душевных мучений. И быстро он понял это, но постарался обмануть себя. Ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями.

…пес сразу понял, что хозяина его постигла беда.…Вероятно, действия Банги должны были означать, что он утешает своего хозяина и несчастье готов встретить вместе с ним.

Сон Понтия Пилата: … жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне. Понтий Пилат и Левий Матвей.  

ПП - Почему? – темнея лицом, спросил прокуратор. – Я тебе неприятен, ты меня боишься?

ЛМ - Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне после того, как ты его убил.

ПП - …ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил. Ибо, если б это было так, ты обязательно взял бы у меня что-нибудь ... Ты жесток, а тот жестоким не был.

Глава 32. Прощение и вечный приют

В: - …около двух тысяч лет сидит он на этой площадке… ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

В: - …более всего в мире ненавидит он свое бессмертие и неслыханную славу…

Маргарита: - Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940)

Слайд 7

Н. Ге Что есть истина?

Слайд 9

Н. Ге Что есть истина?

Слайд 10

Истина не отвлеченное понятие, она всегда конкретна , это норма действительности, закон жизни. Вл. Соловьев



Предварительный просмотр:

Елена ПРАСОЛОВА,

учитель русского языка и литературы

 Луганской школы І-ІІІ ступени № 13

имени Александра Молодчего

Тема: Ершалаимские главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Трагедия личности Понтия Пилата.

Каждому воздастся по вере его.

Михаил Булгаков

Цель: путем анализа текста обозначить проблемы столкновения долга и человеческого начала, показать объективную сложность человеческого выбора, учить руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями, привлечь внимание к ценности текста и творчеству М.А. Булгакова.

Оборудование: тексты романа, фрагменты одноименного фильма Владимира Бортко, иллюстрации к роману разных художников.

                                Ход урока:

  1. Проверка знания текста: выполнение тестовых заданий: 3-4 имн

Тест направлен на проверку элементарного знания и запоминания текста, является репродуктивной формой работы, максимальная оценка – 6 баллов. За урок ученик имеет возможность получить 12 баллов: 6 – тест, 3 – активная работа на уроке, 3 – умение обобщать и делать выводы. ВОПРОСЫ:

  1. О ком идет речь? Какой прием использован?

«…мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

  1.  Продолжи фразу: «Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в …» Кто и кому говорит?
  2.  Кого из осужденных трижды предложил помиловать в честь праздника Пасхи первосвященник Каифа?
  3. Какую сумму и от кого получил Иуда за предательство?
  4. Кто такой Афраний?
  5. Кто и когда отпускает Понтия Пилата на свободу?
  6. Когда и кому Понтий Пилат сказал: «Ты жесток, а тот жестоким не был»?

Работы проверяет на уроке один ученик, выставляет оценки.

  1. Определение своеобразия жанра и композиции: роман в  романе                                                                                        3 мин

-  что представляют собой Ершалаимские главы, введенные в роман «Мастер и Маргарита»? (это роман, написанный мастером)

- какое название дает мастер своему роману? каким образом вплетаются главы романа в общий ход повествования, как называются эти главы? (четыре главы романа мастера «Понтий Пилат» органично входят в произведение следующим образом: гл. 2 Понтий Пилат – как рассказ неизвестного на Патриарших, гл. 16 Казнь – как сон поэта Ивана Бездомного, гл. 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа и гл. 26. Погребение – как страницы, возрожденные Воландом из пепла и перечитываемые Маргаритой. Любопытно использование СКРЕПОВ: автор вводит ершалаимские главы, заканчивая одну и начиная следующую одними и теми же словами: «В белом плаще…», «…солнце уже снижалось над Лысой Горой…», «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…»).

3. Объявление темы, эпиграфа и цели урока: «Ершалаимские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», эпиграф: «Каждому воздастся по вере его» (тему и эпиграф записать в тетрадь).                                                                                               1 мин

4. Интерпретация Библейского сюжета.

Основные выводы: расхождение проявляется в нетрадиционной транскрипции имен, в происхождении Иешуа, в отсутствии у него 12 апостолов (есть только Левий Матвей, толком не понимающий Иешуа), в судьбе Иуды, в истории погребения Иешуа и др.                 1 мин

5. Определение особенности языка и стиля ершалаимских глав:

Основные выводы: в «московских» главах прослеживается яркая, нарочито разговорная, несколько развязная лексика, в ершалаимских язык и стиль размеренный, высокий, чеканный, под стать героям этих глав.                                                                                 1 мин

6. Знакомство с героями романа мастера «Понтий Пилат».     2 мин

- назовите действующие лица, с которыми мы встречаемся

Запись в тетрадях: Понтий Пилат, Иешуа, Левий Матвей, Иуда, Марк Крысобой…

- как вы думаете, почему Булгаков главным героем этих глав делает Понтия Пилата?

- можно ли назвать пятого прокуратора Иудеи трагической личностью? – почему это так, нам придется разобраться на уроке.

7. «Что есть истина?»

Чтение вслух отрывка.

  В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утором четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

- в каких словах изначально заложена психологическая характеристика героя?  Цветовой контраст в одежде – противоречивость характера, размеренный стиль – подчеркнутое величие персонажа.

- какой вопрос в диалоге ПП и Иешуа вам кажется самым важным, настолько важным, что подействовал на прокуратора Иудеи?

Давайте посмотрим, как этот диалог увидел режиссер Владимир Бортко.

Просмотр видеофрагмента (2-3 мин)

- какой ответ на вопрос об истине предполагали вы? (абстрактные рассуждения об истине, но Иешуа открывает новое - истина всегда конкретна)

Записать в тетрадь: В. Соловьев: «Истина не отвлеченное понятие, она всегда конкретна, это норма действительности, закон жизни».

- обратите внимание: Понтий Пилат понимает величие арестанта! Какой человек мог это увидеть, оценить и понять? (это мог понять не просто умный, а великий человек)

8. Образ Понтия Пилата в романе.

Давайте попробуем вслед за автором понять характер героя.

Работа с текстом. (чтение вслух фрагментов текста Булгакова из раздаточного материала с кратким комментарием, запись в тетрадях слов с особой смысловой нагрузкой)

Просмотр видеофрагмента 2 «Сон Понтия Пилата»

Чтение вслух: «И, заручившись во сне идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне. Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. Он закрыл глаза, и первое, что вспомнил, это что казнь была.»

- какого момента не хватает для понимания внутренней катастрофы героя в этом сюжете?  (момента пробуждения: «и первое, что он вспомнил, это что казнь была»)

Примерные вопросы:

Как раскрывается характер Понтия Пилата? Перед какой нравственной проблемой встает Пилат? Почему он думает и о своей гибели? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса?

Что предпринимает Понтий Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже не возможно? Как входит в повествование тема бессмертия? Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа самым страшным пороком? Что переживает Пилат после смерти Иещуа? (моральную или духовную смерть). Каково наказание Понтия Пилата?

Предполагаемые выводы: прокуратор – человек сильный, наделенный огромной властью, действующего строго по закону, он наказывает человека, говорившего о ненужности власти. Однако, мучимый внутренними противоречиями, готов поверить арестанту. Понимает невиновность Иешуа, и находится в подчинении власти кесаря. Предлагает компромисс, но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат пытается использовать традицию помилования в честь праздника. Когда казнь предотвратить не удалось, он санкционирует убийство Иуды. Однако все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину и очистить совесть. Наказание Понтия Пилата – в его бессмертии.

       

  1. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?» или «Каждому воздастся по вере его».

- что делает Понтия Пилата главным героем романа? Какие чувства он в вас пробудил? (жалость и сострадание)

Предполагаемые выводы: именно с Пилатом связан комплекс важнейших нравственных проблем: проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, чести и бесчестия, смелости и трусости, истины и смысла человеческого существования.

- в чем наказание Понтия Пилата?

Наказание Понтия Пилата -  в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторолв Иудеи память человечества сохранила прежде всего его имя). Герой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя.

- не слишком ли это много?

- с какими из проблем, раскрытых в образе Понтия Пилата, вы можете столкнуться в своей жизни?

 10. Итоги урока.

Д/з: написать эссе «Какие уроки я извлек из общения с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри»

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

История создания, жанр, композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Материал к первому уроку по изучению романа " Мастер и Маргарита"...

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой          спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...

урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа

Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010».  по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...

Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить...