1. Сценарий «Литературная гостиная-2017»
занимательные факты по литературе (5, 6, 7 класс)

Мефодьева Елена Викторовна

Литературная гостиная включает в себя 3 блока:

1- День матери

2 В.И.Даль

3.Ф.М.Достоевский

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

...там, в небесной вышине, кто-то плачет обо мне."

Слайд 3

. Мама – главное слово в каждой судьбе

Слайд 5

Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя! М.Горький

Слайд 6

МАМА! 1 слово…..4 буквы…..2слога…… Смысл длиною в жизнь…….

Слайд 7

Владимир Иванович Даль (1801-1872) «Даже фамилия его звучит как прекрасная русская ширь и вольность»

Слайд 8

Родился 22 ноября 1801 года в Луганске

Слайд 9

Его отец , датчанин, Иоганн Христиан Даль Слыл знатоком новых и древних языков. Екатерина II выписала его в Россию и определила придворным библиотекарем.

Слайд 10

Его мать – Мария Христофоровна Фрейтаг . Она владела пятью языками, была музыкальна, прекрасно пела и играла на фортепиано

Слайд 11

« Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит: я думаю по-русски» ( В.И.Даль )

Слайд 12

Его мать – Мария Христофоровна Фрейтаг . Она владела пятью языками, была музыкальна, прекрасно пела и играла на фортепиано

Слайд 13

Словарь кадетского жаргона из 34 слов

Слайд 14

КАЛУГА МОЧАГ МОЧАЖИНА ЛЫВА ЛУЖА

Слайд 15

Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана Даля. Первое слово- ЗАМОЛАЖИВАЕТ .

Слайд 17

« Какова выползина !»

Слайд 20

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский

Слайд 21

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Сценарий

   «Литературная гостиная-2016»

(День матери   и писатели-юбилеры  В.И.Даль, Ф.М.Достоевский)

Ученики сидят на скамейках. По ходу действия встают, говорят реплики в зал, выстраиваются около лужи, вступают в диалоги….

Ведущие:

1ведущий:

Сегодня особый день!

Мы собрались с вами, чтобы говорить о маме…

2 ведущий:

О твоей, о моей  и конечно же его….

Звучит песня «Мама» на русском и ингушском языке.

Ведущий 1

Вся гордость мира от матерей. 

Ведущий 2

 Без солнца не цветут цветы,

Ведущий 1

без любви нет счастья, 

Ведущий 2

 без женщины нет любви,

Ведущий 1

без матери нет ни поэта, ни героя! 

Ведущий 2

Мама слово в четыре буквы, два слога, а смысл длиною в жизнь…

Этот смысл в словах и искал в своём творчестве Владимир Иванович Даль…..

Учитель:

Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но как извечная трава,

Всё пробивается сквозь плиты.

Кто нынче скажет «окоём»,

Иль «росстани», иль «первопуток»-

Всё, что Толковым словарём

В безвестный загнано закуток?

Дети видят большой словарь  и страницы рассыпаются. Свет гаснет

Появляется человек в черном плаще.

Дети в испуге

- вы кто????

-Я, Владимир Иванович Даль! Я родился очень давно…22 ноября 1801 года в Луганске

-Ученик 1

Вы ,вероятно,  Владимир Иванович Даль. Мы еще писали изложение. Там было слово, такое странное, ЗАМОЛАЖИВАЕТ (слово написано на старом листочке)оно и стало началом словаря….

-Даль

Ну я вижу, что вы уже знакомы со мной.

Мой отец, слыл знатоком новых и древних языков.Моя мать обрусевшая немка  была хорошо образованна: владела пятью языками, была музыкальна, прекрасно пела и играла на фортепиано. Увлечение языками было нашей общей семейной традицией.

-Ученик 2

 "Отец при каждом случае напоминал нам, что мы русские" и "в доме говорили только по-русски

-Даль

-"На каком языке человек думает, тот тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски".

В 1814 году отец отправил меня в Петербург, в  морской кадетский корпус, от  этой учебы «в памяти остались только розги».

Ученик 3

-Как же вы работали над словарём?

Работа над сбором слов началась еще "бессознательно", во время учебы в Морском кадетском корпусе.. У меня был дневник, в который я записывал меткие словечки, смешные случаи из кадетской жизни или просто привычки офицеров и воспитанников.

Я составил свой первый словарь: 34 слова кадетского жаргона.

-Ученик 4

Как же так выходило?

-Даль:

Бывало соберу вокруг себя солдат из разных мест, да и начну расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, как в третьей, взглянешь и книжку, а там уже целая вереница областных речений".

...Привал... Солдат оступился, выругался в сердцах:

ученик 1
-Чертова 
лужа!

Ученик 2
-
Калуга!- подтвердил другой костромич.

Ученик3
-Но артиллерист из тверских не согласен, для него 
калугой называют топь, болото.

Ученик 4
-А сибиряк смеётся: кто ж не знает, что 
калуга - рыба красная, вроде осетра.

Ученик 5
-Вестовой северянин, вдруг именует лужу – 
лывой

Даль
-Лыва?- Переспрашивает и записывает Даль...

Ученик 5
-Между тем тамбовец дает злополучной луже новое имя- 
мочажина.

Ученик 6
-Астраханец добавляет:
-Не 
мочажина, а мочаг, озерцо на солончаках
В тетрадке выстраиваются рядком слова: 
лужа, калуга, лыва, мочажина.

Ученик 7

-А на этой  страничке написано выползина.

-Что это за слово?

Вальс Георгия Свиридова «Метель»

Даль:

-Зиму 1837 я провел в Петербурге. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.

«Какова выползина!»

Пушкин: Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции. (Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает). Приметы. 

Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать. (Читает следующую запись)

Подавая соль, смейся, не то поссоришься.

 А вот просто слова: медуница, выползина. Выползина… Это что такое?

Даль: Выползиной называют шкуру, которую сбрасывает змея.

Я вспоминаю диалог, который у меня состоялся с Пушкиным.

Пушкин: Ишь ты!... А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какая выползина! Ну, из этой выползины я еще нескоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..

(Пушкин убегает)

Даль -Он действительно не снял этого сюртука, его спороли с него 27 января 1837 года, чтобы облегчить смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет мне: «Выползину тоже возьми себе». Это будет позже… А тогда… «…какой сильный ветер хлестал землю в этот проклятый день – 27 января 1837 года!»

Ведущий 1

За 50 лет один человек собрал в словарь из 4 томов более 200 тысяч слов. Если эти слова просто выписать столбиками, понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. А в словаре Даля каждое слово объяснено, к каждому приводятся примеры.

Ведущий 2:

То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.

Ведущий 1

без матери нет ни поэта, ни героя! 

Ведущий2

Именно мамы воспитали этих великих людей.

 Нам хочется, чтобы мы поговорили о них.

Ведущий 1

 Это Владимир Иванович Даль и Федор Михайлович Достоевский.

Письмо мамы Родиону  Раскольникову

Ученик 3

Вспомни, милый, как ещё в детстве своём, при жизни отца , ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы. Обнимаю тебя крепко-крепко и целую бессчетно……

Спасибо за внимание!

Все кланяются…..

Я считаю, что  именно такие мероприятия  пробуждают детей к чтению. Знакомят их с новыми сторонами книги. Заново прожить жизнь героя, узнать что-то новое.

Учебно – методический комплекс

  1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010.
  2. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: Электронное учебное пособие
    на СD-RОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.
  3. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс./Автор – составитель Коровина В.Я. М.: Просвещение, 2009.
  4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 7 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2010.

Печатные пособия

  • Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...

Сценарий Литературной гостиной - 2017

Мероприятие "Отец и сын" посвящено творчеству классика татарской литературы Аделя Кутуя и его сыну, писателю и поэту 20 века Рустему Кутую...

Литературная гостиная -2017"На острове средь синих вод..."

Литературная гостиная 2017"На острове средь синих вод..." в честь юбилея школы...