Михаил Булгаков
статья по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Михаил Булгаков и его творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihail_bulgakov.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Михаил Булгаков

Родился Булгаков 15 мая 1891 года в Киеве, в семье доцента, потом профессора духовной академии. Был Булгаков первым ребенком в семье. После него семья пополнилась еще двумя сыновья и четырьмя дочерями. Жили они в том самом доме, куда писатель поселил героев «Белой гвардии» и «Дней Турбиных». В 1907 году умер отец Булгакова, и на плечи матери легла обязанность воспитать всех детей. В 1916 году он закончил медицинский факультет Киевского университета. Был призван в армию. После нескольких месяцев службы был направлен в земскую больницу в село Никольское Смоленской губернии. Приобрел такую популярность, что в день к нему съезжалось около ста больных. Через год его перевели в Вязьму. А в начале 1918 года он вернулся в Киев. И уже вместе с семьей пережил те семь переворотов, которые совершались в городе в 1918 – 1919 годах. Сопровождались они кровавыми расправами, расстрелами и навсегда сделали Булгакова врагом всякого насилия. Осенью 1919 года Булгаков был мобилизован в белую армию, направлен во Владикавказ, а весною 1920 года белые были разбиты, заболел Булгаков и на ноги он встал уже при новой большевистской власти. Бросил врачебную практику и стал зарабатывать как журналист и литератор. В конце 1921 года приехал в Москву и остался в ней навсегда. Как он жил в Смоленской губернии можно узнать из цикла рассказов «Записки юного врача». О киевских событиях из романа «Белая гвардия». О начале новой жизни в Советской России – из повести «Записки на манжетах». Булгакова выгнали из наробраза. Он проводил вечера о юморе Чехова, лирике Пушкина. И оказался на грани голодной смерти. Спасла драматургия. Поставил три пьесы на местной сцене и возвратился в Москву в 1923 году. Несколько месяцев работал в московском Лито. В «Записках на манжетах» рассказывается о рождении московского Лито, служба в нем помогла писателю остаться в Москве. Через три месяца ему пришлось искать работу, Лито распался. Булгаков  выполнял мелкие репортерские поручения, сочинял рекламные объявления, вел хронику в частной торгово-промышленной газете.  Работал с газетой «Накануне», которая издавалась в Берлине. В самое трудное для него время газета опубликовала первую часть «Записок на манжетах», несколько фельетонов, очерков и рассказов. В конце 1922 года нашлась постоянная работа в газете «Гудок» литправщиком. К 1923 году чаще стали печатать его произведения. Очерки и фельетоны. Газетная публицистика Булгакова: «Москва, краснокаменная, Столица в блокноте, Сорок сороков, Киев-город» и другие. К своим газетным трудам писатель относился скептично. В 1923-1925 годах он работал над «Белой гвардией», «Дьяволиадой», «Роковыми яйцами» и «Собачьим сердцем». «Дьяволиада» - судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Который выпал как-то из своего гнезда. Пытался зацепиться за общий ход. Но сошел с ума. Друзья и недруги писателя не заметили это произведение. А похвалил его Е. Замятин. История героя Короткова позволяет увидеть беззащитность и бессилие обыкновенного человека перед могуществом бюрократического аппарата. Приводит к мысли, что опасно для общества существование этого аппарата, и люди привыкают к такому положению, начинают считать их естественными, какие бы уродливые формы они не принимали. Со временем это подтвердилось. Как и предвидение в повести «Роковые яйца». Эта повесть заставила и читателей, и критиков обратить на себя внимание. Действие в повести, написанной в 1924 году, происходит в будущем – в 1928 году. События внешне фантастические. Но по сути реальные, как раз близкие к концу 20-х годов. Герой повести, профессор Персиков, открыл некий красный луч, в поле которого живые организмы быстро размножались. Они активны и гигантских размеров. Открытие требует изучения и экспериментов. Но пресса раструбила об этом на весь мир. Аппараты Персикова попадают в руки невежд. И в результате эксперимента с красным лучом вместо безобидных кур, как предполагалось, появляются на свет гады: змеи, крокодилы. Они огромных размеров. Нашествие гадов не могут остановить ГПУ, Красная Армия. Спасает страну лишь чудо – 18 градусный мороз в середине августа. Рассказы Булгакова заставили насторожиться. Рапповцы читали каждую вещь писателя. И громили с ненавистью и злостью. «Собачье сердце», написано в 1925 году и участи критики избежала. Эту повесть до 1987 года не печатали. Появилась она в журнале «Знамя» в 1987 году. В основе повести рискованный эксперимент. Повесть-предупреждение не вмешиваться в естественный ход вещей, последствия могут оказаться плачевными для всех. В 1925 году закончена «Белая гвардия».  Началась ее публикация в частном журнале «Россия». Вышли две части из трех, журнал перестал существовать. Роман был опубликован мизерным тиражом, это не заметили. Лишь через год МХАТ поставил «Дни Турбиных», критика спохватилась и стала ругать повесть и пьесу. До появления романа за Булгаковым закрепилась позиция сатирика. «Белая гвардия» открыла, что сатира лишь одно из средств выражения тех чувств, которые испытывал писатель. Булгаков натыкался на «уродства быта», издержки революционного процесса. А по природе своей он был лирик. Все, что он писал, окрашивалось в цвета его чувств и настроений. Именно интеллигенции он предъявлял самые суровые нравственные требования, считая, что интеллигенция – лучший слой в стране. Презрением окатывает он Тальберга, мужа Елены Турбиной, - за беспринципность, за слабодушие. Лисовича – за трусость и скаредность. Глубоко ему симпатичен Мышлаевский – выпивоха, бабник. Полковник Малышев и Най-Турс тоже не без греха. Но каждый из них человек чести, подлинной порядочности, мужества. И ради этих достоинств писатель прощает им мелкие прегрешения. В романе кровавые вершатся дела. Год 1918.  Несмотря на это в доме Турбиных скатерти, полы лоснятся. Вот это «несмотря» сопровождает весь роман. Писатель радуется любимому Городу. Цветущим садам над Днепром. Ослепительной красоте молочницы Явдохи. Памятнику Владимиру. И еще одна ценность в романе – любовь. Роман открывается образом года, в котором ощутимо дыхание вечности. Автор приглашает читателя взглянуть на события, на людей, на все их бытие в страшном 1918 году. И завершается роман тем же. «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» 1925 был самым удачным для Булгакова-прозаика. Но повесть «Собачье сердце» напечатать не удалось. Первый его сборник «Дъяволиада» был конфискован и уничтожен. Вышли «Роковые яйца»  не полностью, «Белая гвардия». Осенью 1925 года родился Булгаков-драматург. В октябре премьера двух пьес МХАТ «Дни Турбиных» и театр Вахтангова «Зойкина квартира». Обе премьеры прошли с успехом. Рапповцы снова начали громить пьесы. В 1927 году закончил «Бег», в 28-м – «Багровый остров». «Бег» - разгром белой гвардии. «Багровый остров» - пародия на революционные агитки и едкая сатира на высокопоставленных чиновников от искусства, неожиданно была разрешена и в конце 28-го года поставлена Камерным театром. И в 1929 году пьесы были исключены из театрального репертуара. Так началась и закончилась жизнь Булгакова-драматурга, но пьесы он не перестал писать. Секрет был в том, что писатель с детства был влюблен в театр. Знал сцену. Имел высокое литературное мастерство. В 1931 году ленинградский Красный театр заказал Булгакову пьесу о будущей войне. И он написал «Адама и Еву». Театр поспешил от нее отказаться после прочтения. Другая пьеса «Блаженство» тоже не была поставлена. С 1929 года все пьесы Булгакова были сняты. Этими пьесами недоволен был Сталин, поэтому пьесы сняли со сцены. Булгаков написал письмо «Правительству СССР». Через три недели после того, как письмо было опубликовано, Булгакову на квартиру позвонил Сталин. После самоубийства Маяковского Сталин опасался неприятного резрнанса в стране и мире, которой могла вызвать вторая смерть. Он предложил Булгакову обратиться во МХАТ и Булгакова туда приняли. Шесть лет работал писатель во МХАТе. В 1932 году Сталин в своей речи похвалил пьесу «Дни Турбиных» и ее снова начали ставить на сцене. МХАТ, осмелев, поставил и «Мертвые души» булгаковской инсценировки. Театры стали делать заказы Булгакову. Ленинградский БДТ – «Войну и мир», театр-студия Ю. Завадского – перевод «Мещанина во дворянстве». Весь 1932 год писатель работал над этими произведениями. Все заказы он выполнил. Вместо перевода он написал пьесу «Мещанин во дворянстве». Название пьесы «Полоумный Журден». А биография Мольера стала романом «Жизнь господина де Мольера». Ни одна из этих вещей не была принята заказчиками. Далее последовали «Записки покойника». Дописать их автор не успел. В 1937 году он снова вернулся к роману «Инженер с копытом», который он переименовал в «Мастера и Маргариту». Всю душу, и весь талант отдавал он этому роману. Родилось творение необыкновенное. Ключ романа – истинной свободы и несвободы. Иешуа Га-Ноцри – арестован, избит, приговорен к смерти – остается свободным. В московских главах большая часть персонажей – люди несвободные, окованные путами инструкций, установлений. Кондуктор в трамвае – с котами нельзя. Служащие Управления Зрелищ – загнанные начальством в хоровой кружок и против воли надрывающие глотки «Священным Байкалом». Литературные критики – говорят не то, что хотят. Все эти невольники – дети своего времени. Во всей Москве только в клинике Стравинского, сумасшедшем доме люди раскрепощены. Всем этим разновидностям несвободы противостоит полная внутренняя независимость Мастера. Роман – это плод свободного труда. Вольного творческого полета. Маргарита под стать Мастеру. Она по натуре своей вольная птица. До встречи с Мастером у нее было все для счастья: красивый и добрый муж, роскошный особняк, деньги. Но она не была счастлива. И вот рукопись романа сожжена. Мастер идет в сумасшедший дом. Несвобода победила свободу? А как могло быть в те дни? Но победив, она бессильна оказалась уничтожить то, чем были полны души Мастера и Маргариты. Они на поклон к своим душителям не пошли и пощады не просили. Выбрали другое. Потусторонняя сила позволяет героям романа не только сохранить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой. В «Мастере и Маргарите» эта сверхсила персонифицирована в Воланде. Сами же Булгаковы: и Михаил Афанасьевич, и его Маргарита – Елена Сергеевна – нашли ее и сберегли до смертного часа в самих себе. В романе есть печальные строки, озорные сцены. Булгаков оставался самим собой: не терял ни чувства юмора, ни остроты языка. Значит, не терял свободы. 10 марта 1940 года Михаила Афанасьевича не стало. Ныне все наследие писателя опубликованы. Но не все осмыслено и освоено. Читателю суждено прочесть все по-своему и открыть новые ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита

 «Мастер и Маргарита» – роман великого мастера пера Михаила Булгакова, который относится к категории книг «на все времена». Переплетение любви и смерти, гениального таланта и помешательств...

Михаил Булгаков

Презентация...

Михаил Булгаков "Собачье сердце"

Презентация по литературе  дя 9х классов Михаил Булгаков "Собачье сердце"...

Презентация "Михаил Афанасьевич Булгаков"

Презентация для подготовки к уроку по литературе в 11 классе...

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита". История создания романа, проблематика, жанр, система образов....

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество.

Презентация послужит хорошим иллюстративным материалом на уроке по изучению жизни и творчества М.А.Булгакова....