"Нам бы про душу помнить" (проектный урок в 10 классе).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок по рассказу В.М.Шукшина является проектным и включает 3 проекта: информационный, творческий, исследовательский . Включены различные средства ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shukshin.ppt770.5 КБ
Microsoft Office document icon proektnyy_ur_chudik_2.doc74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле… Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее… В.М. Шукшин

Слайд 2

В.М. Шукшин (1929- 1974)

Слайд 3

Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной рос-сыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье. (В. Проскурин).

Слайд 4

Разметалось… Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха, и горя. Стародавнее это сёло. Край сибирский. Пейзаж неброский. Бьет в берег Катуни волна. Знает каждый в России, что Сростки - Это родина Шукшина.

Слайд 5

Мария Сергеевна Шукшина

Слайд 6

Василий Шукшин с семьей, 1974 год...

Слайд 7

Популярные рассказы А поутру они проснулись... Алеша Бесконвойный Артист Федор Грай Беседы при ясной луне Беспалый Бессовестные Билетик на второй сеанс Боря Брат мой... В воскресенье мать-старушка... В профиль и анфас Ванька Тепляшин Ваня, ты как здесь?! Ваш сын и брат Версия Верую! Вечно недовольный Яковлев Воскресная тоска Выбираю деревню на жительство Вянет, пропадает Гена Пройдисвет Генерал Малафейкин Горе Гринька Малюгин Даешь сердце! Далекие зимние вечера Два письма Двое на телеге Дебил Демагоги Други игрищ и забав Жена мужа в Париж провожала Живет такой парень Жил человек... Забуксовал Залетный Змеиный яд И разыгрались же кони в поле Игнаха приехал Из детских лет Ивана Попова Калина красная Капроновая елочка Классный водитель Крепкий мужик Критики Крыша над головой Кукушкины слезки Леля Селезнева с факультета журналистики Ленька Леся Лида приехала Мастер Материнское сердце Медик Володя Мечты Мой зять украл машину дров Одни Опыт документального рассказа Осенью Приезжий Солнце, старик и девушка

Слайд 8

Книги В.М.Шукшина

Слайд 9

Основные даты работы в кино 1958 – снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора». 1959 – снялся в роли Андрея Низовцева в кинофильме «Золотой эшелон». 1960 – роль Ивана Лыкова в кинофильме «Простая история». «Из Лебяжьего сообщают». 1960, декабрь – окончил ВГИК, получил диплом кинорежиссера. 1961 – роль Степана Ревуна в кинофильме «Аленка», роль председателя колхоза в кинофильме «Когда деревья были большие» , роль Геннадия Николаевича в фильме «Мишка, Серега и я». 1964 – фильм «Живет такой парень» . Сценарий и режиссура В. Шукшина. 1965 – фильм «Ваш сын и брат» . Роль Жорки в кинофильме «Какое оно море». 1966 – роль Евгения Корпачева в фильме «Журналист». 1968-1969 – снимает по своему сценарию фильм «Странные люди». 1971 – роль инженера Черных в фильме С. Герасимова «У озера». 1972 – вышел фильм «Печки-лавочки». Сценарий и режиссура В. Шукшина. 1973 – фильм «Калина красная» (сценарий и режиссура, главная роль – В. Шукшин). 1974 – начались съемки фильма С. Бондарчука «Они сражались за Родину». Шукшин приглашен на роль Петра Лопахина. 1974, май – на Дону начались съемки фильма С. Бондарчука «Они сражались за Родину». В.Шукшин приглашен на роль Петра Лопахина.

Слайд 11

1974, 2 октября - умер на съемках фильма «Они сражались за Родину».

Слайд 12

Заслуги в развитии культуры и искусства 1967 г., ноябрь – Указом Президента Верховного Совета СССР награждён орденом Трудового красного Знамени. 1967 г., декабрь – Удостоен Государственной премии им. братьев Васильевых за фильм «Ваш сын и брат». 1969 г., сентябрь – За заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. 1971г. – За исполнение роли инженера Черных в фильме С. Герасимова «У озера» удостоен Государственной премии СССР. За выдающиеся заслуги в области киноискусства удостоен правительственной награды –ордена Трудового Красного знамени. 1974г. – За исполнение роли Егора Прокудина в фильме «Калина красная» признан лучшим актёром года. 1975 г. – За исполнение роли Петра Лопахина в фильме «Они сражались за Родину» признан лучшим актёром года. 1976 г., апрель – За творческие достижения последних лет в киноискусстве В.М. Шукшину присуждена Ленинская премия (посмертно).

Слайд 13

Основные даты писательского творчества 1958, август – в журнале «Смена» (№15) напечатан рассказ «Двое на телеге» - первая публикация В. Шукшина в центральном издании. 1963 – в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник рассказов «Сельский житель». 1965 – в издательстве «Советский писатель» вышел роман «Любавины» . 1970 – в издательстве «Советская Россия» вышел сборник рассказов «Земляки». 1973 – в издательстве «Современник» вышел сборник рассказов «Характеры». 1974 – в издательстве «Советская Россия» вышел сборник рассказов «Беседы при ясной луне ». 1974 июнь – в издательстве «Советский писатель» сдан в набор роман «Я пришел дать вам волю».

Слайд 14

Тема : Нам бы про душу не забыть… (Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина «Чудик»).

Слайд 15

Жена называла его - "Чудик".

Слайд 16

Словарь Чудик – то же, что чудак (по словарю Ожегова). Чудак – странный, со странностями, чудной человек.

Слайд 17

Чудик- чудо, не знающее корысти, злобы, обмана. Чудо, которое всегда подставляет вторую щёку не от страха – от любви. Любви к труду, природе, к людям… Необыкновенной любви к людям, которой, мы, наверное, не заслужили, но без которой жизнь наша невозможна.

Слайд 18

Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул на полу-то, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку. – Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело. На него оглянулись. – У нас, например, такими бумажками не швыряются. Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка – пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки – нет.

Слайд 19

… Чудик вышел из магазина в приятнейшем расположении духа. Все думал, как это у него легко, весело получилось: «У нас, например, такими бумажками, не швыряются!» Вдруг его точно жаром всего обдало: он вспомнил, что точно такую бумажку и еще двадцатипятирублевую ему дали в сберкассе дома. Двадцатипятирублевую он сейчас разменял, пятидесятирублевая должна быть в кармане... Сунулся в карман – нету. Туда-сюда – нету. – Моя была бумажка-то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то!.. Моя бумажка-то. Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: «Граждане, моя бумажка-то. Я их две получил в сберкассе – одну двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну, двадцатипятирублевую, сейчас разменял, а другой – нету». Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить». Нет, не пересилить себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать. – Да почему же я такой есть-то? – вслух горько рассуждал Чудик. – Что теперь делать?..

Слайд 20

Когда утром Чудик проснулся, никого в квартире не было… Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. «Эге! – подумал Чудик, – разрисую-ка я ее». Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено, коляску не узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов – стайку уголком, по низу – цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток… Осмотрел коляску со всех сторон – загляденье .

Слайд 21

… Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъясняла жена (она даже пару раз стукнула его шумовкой по голове), ехал в поезде… Входили и выходили разные люди, рассказывались разные истории. Чудик тоже одну рассказал какому-то интеллигентному товарищу, когда стояли в тамбуре, курили. – У нас в соседней деревне один дурак тоже... Схватил головешку – и за матерью. Пьяный. Она бежит от него и кричит. «Руки, кричит, руки-то не обожги, сынок!» О нем же и заботится... А он прет, пьяная харя. На мать. Представляете, каким надо быть грубым, бестактным... – Сами придумали? – строго спросил интеллигентный товарищ, глядя на Чудика поверх очков. – Зачем? – не понял тот. – У нас за рекой, деревня Раменское... Интеллигентный товарищ отвернулся к окну и больше не говорил.

Слайд 22

Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты. Каждый выбирает по себе. Меру окончательной расплаты Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя . Ю. Левитанский.



Предварительный просмотр:

     Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. И в этом нам помогает использование информационных технологий . Ведь век нынешний – это век информационный.

     Правильная организация уроков с использованием ИКТ способствует максимальной интенсификации процесса обучения, так как за ту же единицу времени учащиеся успевают выполнить большее количество разнообразных упражнений, что в конечном итоге обеспечит качественную отработку знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

    Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.

  Наиболее эффективным средством в процессе обучения являются проектные уроки. Для   школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

       Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Урок по рассказу В.М.Шукшина является проектным и включает 3 проекта: информационный, творческий, исследовательский . Включены различные средства ИКТ.

                                    Тема. Нам бы про душу помнить…( проектный урок) в 10 классе.

Цели:- образовательные:  формирование представлений о судьбе писателя ; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся в сопоставлении с другими произведениями;

-развивающие: способствовать формированию  коммуникативной и исследовательской компетентности; создать условия для развития креативности на уроке и во время подготовки различных видов проектов;  

-воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества.

Оборудование:  портрет В.М.Шукшина; иллюстрации к произведению; групповые проекты на компьютере;  таблица для оценки проекта; цитаты из рассказа, рисунки учеников, слайды, интерактивная доска.

Методические приемы:

- работа в малых группах с выбранными проектами (информационный, исследовательский, творческий) по теме урока;

- выразительное чтение наизусть стихотворений;

- написание статьи в школьную газету .

  Форма организации учебной деятельности: защита проектов.

Ход урока       

       Организационный момент. Знакомство с темой, проблемой  и целями урока.

 Проблема урока: «Способен ли рассказ В.М.Шукшина «Чудик» воспитать в нас Человека?

1-й проект Информационный

«Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье». 

                                                                                   П. Проскурин.

Тема: Противоречия в судьбе и творчестве писателя.

Проблема: В чем заключается новаторство В.М.Шукшина в литературе?

   1 ученик читает наизусть стихотворение «Разметалось…»

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя.

Стародавнее это сёло.

  Край сибирский.

Пейзаж неброский.

Бьет в берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки -

Это родина Шукшина.

        2 ученик рассказывает биографию.

  Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири в селе Сростки. Фамилия его происходит от слова "шукша", что значит "волокна, остающиеся от трепания и чесания льна". Мальчику было три года, когда отец его. Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа. И осталась мать с Василием и малюткой-дочкой Наташей одна, и пришлось мальчику с шести лет работать в колхозе. А в 1942 году (военное лихое время) пришла в семью новая беда: корова Райка забрела на чужой двор, пристроилась к стогу сена и кто-то проколол ей брюхо вилами. Погибла корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета. На некоторое время семья переезжает в город.

     Пятнадцатилетним подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было у подростка желания и способностей ни заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали. В поисках работы Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни - язвы желудка - освободили от службы досрочно. Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем. А затем, получив материнское благословение и деньги, вырученные за продажу телки, Василий отправляется в Москву - учиться дальше. Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен, к тому же не было опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить живые жанровые сценки, этюды, послужила толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем - мастером ярких, коротких, интересных рассказов. Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои - шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила.

        По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы "Конец Любавиных", Живёт такой парень", "Печки- лавочки" и др. В некоторых из них Шукшин снимался сам. Например, в фильме "Калина красная».

В.М. Шукшин прожил очень мало. Судьба отпустила ему только 45 лет. Он умер на съёмках фильма "Они сражались за родину", не выдержало сердце.

Практическая значимость проекта. (Вывод ).

Работая над данной темой, мы задумались над тем, в чем заключается новаторство В.М.Шукшина в литературе, и пришли к выводу, что В.М.Шукшин прожил недолгую, но до отказа наполненную событиями, размышлениями, творческую жизнь. Писатель не принимал шаблонов в жизни, неустанно искал свежие образы, метафоры. Он мастер русской литературы.     Рассказы  Шукшина, "населенные" очень разными  героями, - не просто сборники рассказов. Это книги о добре, которым  люди живы. Это книги о том, что  каждый человек своим путем, может  быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и  равнодушных, добрых и жестоких воспитывают  в нас Человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни.

Учитель. Прошу оценить защиту информационного проект по критериям:

- содержание;

- эмоциональность и речь;

- практическая значимость.

2-й проект Исследовательский

Тема:. Побеждай зло добром.

Проблема : Что есть добро и зло?

Практическая значимость проекта.

Выступления учащихся.

  Чтение и анализ рассказа.

        Шукшин принес в литературу нового героя - сельского мужика. Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного героя. Почему “чудик”, а не “чудак”?  Давайте обратимся к толковому словарю..

Чудик – то же, что чудак (по словарю Ожегова).

Чудак – странный, со странностями, чудной человек.

- Давайте подберем синонимы этого слова (странный, добрый, непутевый, дурачок, чудак, чудной).

- Таким образом, чудик – человек, который постоянно попадает в досадные ситуации.

       Чудик – так мы называем в повседневной жизни людей необычных в своих поступках. Тут слышится насмешка и снисходительное любование, пренебрежение и даже восхищение.

      Чудик… так мы назвали своего героя. От слова «чудо»… Чудо, не знающее корысти, злобы, обмана. Чудо, которое всегда подставляет вторую щёку не от страха – от любви. Любви к труду, природе, к людям… Необыкновенной любви к людям, которой, мы, наверное, не заслужили, но без которой жизнь наша невозможна.

- Почему же из этих двух слов Шукшин выбрал второе?

- Какое первое впечатление производит Чудик?

- Проследим по тексту, как к герою относятся окружающие люди.

-  На сколько частей можно разделить этот текст? (Три части: сцена с пятидесятирублевкой, сцена в поезде, сцена в самолете и диалог Чудика со своим братом.

 1 часть  с пятидесятирублевкой.

       Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул на полу-то, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку.

– Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело. На него оглянулись.

– У нас, например, такими бумажками не швыряются.

Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка – пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки – нет.

- А как поступил Чудик?

- Как через лексические средства языка Шукшин передает нюансы душевного состояния героя? Через какие глаголы передается изменение внутреннего состояния Чудика? Найдите в тексте. («Задрожал от радости», «глаза загорелись», «стал быстро соображать»).

- А как автор называет 50 рублей? («Бумажкой», «зеленой дурочкой».)

- Какое настроение передает приставка по –  в словах «повеселее», «поостроумнее»? (В словах приставка по – передает приподнятое настроение: ведь его поступок принесет радость владельцу денег).  

       …Чудик вышел из магазина в приятнейшем расположении духа. Все думал, как это у него легко, весело получилось: «У нас, например, такими бумажками, не швыряются!» Вдруг его точно жаром всего обдало: он вспомнил, что точно такую бумажку и еще двадцатипятирублевую ему дали в сберкассе дома. Двадцатипятирублевую он сейчас разменял, пятидесятирублевая должна быть в кармане... Сунулся в карман – нету. Туда-сюда – нету.

– Моя была бумажка-то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то!.. Моя бумажка-то.

Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: «Граждане, моя бумажка-то. Я их две получил в сберкассе – одну двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну, двадцатипятирублевую, сейчас разменял, а другой – нету». Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить». Нет, не пересилить себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать.

– Да почему же я такой есть-то? – вслух горько рассуждал Чудик. – Что теперь делать?..

- Почему же Чудик не вернулся за своими деньгами? (Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему протянуть руку за «бумажкой», хотя позже он долго будет казнить себя за рассеянность).

       Сцена в поезде.

…Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъясняла жена (она даже пару раз стукнула его шумовкой по голове), ехал в поезде… Входили и выходили разные люди, рассказывались разные истории. Чудик тоже одну рассказал какому-то интеллигентному товарищу, когда стояли в тамбуре, курили.

– У нас в соседней деревне один дурак тоже... Схватил головешку – и за матерью. Пьяный. Она бежит от него и кричит. «Руки, кричит, руки-то не обожги, сынок!» О нем же и заботится... А он прет, пьяная харя. На мать. Представляете, каким надо быть грубым, бестактным...

– Сами придумали? – строго спросил интеллигентный товарищ, глядя на Чудика поверх очков.

– Зачем? – не понял тот. – У нас за рекой, деревня Раменское...

Интеллигентный товарищ отвернулся к окну и больше не говорил.

- Как вы понимаете значение слова интеллигент? (1. Человек, обладающий большой внутренней культурой).

2. Человек умственного труда, обладающий знаниями в разных областях науки, техники, культуры).

- Как вы считаете, подходит ли определение «интеллигентный» к попутчику Чудика? (Интеллигентный человек никогда бы не отвернулся от героя, рассказывающего о святости материнских чувств. Грубость, высокомерие этого человека несовместимы со словом «интеллигентность». Подкупают больше доброжелательность и непосредственность Чудика).

4) Сцена в самолете.

- Какие новые грани души главного героя раскрываются перед нами? Как он ведет себя по отношению к другим людям? (Он любит людей. Искренен с ними, бросается на помощь без просьб; ищет челюсть соседа, приглашает в гости к брату).

- А как люди порой реагируют на общительность Чудика? (Главный герой раздражает тех, кто «не хочет слушать живого человека». От Чудика отвернулся попутчик, «ничего не сказал, опять зашуршал газетой»).

- А о чем свидетельствует фраза соседа Чудика: «Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз?» (Свидетельствует о черствости, жестокости незнакомца).

- Вы встречались в жизни с такими людьми?

- Но не идеализирует ли Шукшин своего героя? У него ведь есть недостатки? Назовите их. (Чудик рассеян – потеря денег. Может показаться невоспитанным – пристает с разговорами к незнакомым людям. Достиг не самых больших высот грамотности (сцена с телеграммой – это свидетельство уровня образованности).

- А чем же подкупает нас главный герой? (Все перечисленные недостатки героя - ничто по сравнению с его светлой душой).

- Какую сцену в рассказе можно считать кульминационной, т.е. самой напряженной? (Пребывание в доме снохи. Разрисовал коляску, потому что хотел услужить снохе).

- Как же встречает гостя жена брата? (Чудик вызывает ненависть и раздражение).

- Какими словами это раздражение передал писатель? («Спросила зло», «зло, нервно»).

     Когда утром Чудик проснулся, никого в квартире не было…

Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. «Эге! – подумал Чудик, – разрисую-ка  я ее». Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено, коляску не узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов – стайку уголком, по низу – цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток… Осмотрел коляску со всех сторон – загляденье…

  Диалог Чудика с братом.

- Чем похожи Чудик и его брат? Что их волнует? (Их волнует ожесточение людей. Для них важны простые, человеческие отношения, доброта в сердцах).

- Понимает ли брат Чудика? И может ли он что – то предпринять в защиту брата? (Сердцем брат понимает Чудика, потому что сам ощущает к себе презрение жены).

- Над какими нравственными вопросами размышляет Чудик? (Несмотря на свою «простоту», Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: В чем смысл жизни? Что есть добро и зло?).

- А как вы думаете, герои Шукшина находят ответы на свои вопросы? И нужно ли это людям? (Да, это нужно людям. Ведь иначе человечество остановилось бы на месте, перестало двигаться вперед).

- Давайте прочитаем последние строчки рассказа, начиная со слов: «Домой Чудик приехал…»

      Чтение и анализ концовки рассказа.

- Зачем Шукшину понадобилось сообщать читателю биографические данные: фамилию, имя, отчество, сколько лет герою, кем работает, что любит? (Несмотря на то, что герою 39 лет, он бежит босиком по траве, радуясь, как ребенок, «парному дождику», «счастливый, что вырвался на волю, где никто не показывает на тебя пальцем». «Обожал собак» - по своей природной доброте и потому что с их стороны чувствовал привязанность и благодарность». «Обожал сыщиков» - по своей неспособности быть похожим на них, хотя «в детстве мечтал быть шпионом»).

Какими словами сам герой отмечает свою непохожесть на других? («Да почему же  я такой есть – то?»).

  4-й проект  Творческий

Тема :  “Чудики” в русской литературе.

Проблема : Действительно ли «чудаки» украшают мир».

Выступления и творческие работы учеников.

Рисунки  учащихся «Я вижу его таким…»;

1 ученик

- В романе Б.Л.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» чудик - Егор. Образ достигает  величия      от Егора-бедоносца до Егора-победоносца благодаря доброте, любви, достигнутого им единения с природой, великодушию…     А почему?

«Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным – ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть». Совесть – пожалуй, многими забытое, но необыкновенно развитое в нашем бедоносце чувство. Наверное, именно поэтому «Егор от криков и ругани всегда чувствовал себя виноватым . Виноватым не по разуму, а по совести .Природа – неотъемлемая часть жизни Егора Полушкина. Состояние его души.

- Сгубили, - тихо сказал Егор и снял кепку. – За рубли сгубили, за полтиннички».  Рваные раны в Егоровом сердце…

Увидеть лицо девушки в коряге – это под силу только человеку, видящему мир изнутри, видящему души. А в мире Полушкина все имеет душу.

     «Знаю – и милую» - эти слова, последние Егоровы слова комом подкатываются к горлу. Достоин Егор своего тезки – Георгия Победоносца, но не Бог, чтобы казнить, его добродетель – миловать.

Чудик… так мы назвали своего героя. От слова «чудо»… Чудо, не знающее корысти, злобы, обмана. Чудо, которое всегда подставляет вторую щёку не от страха – от любви. Любви к труду, природе, к людям… Необыкновенной любви к людям, которой, мы, наверное, не заслужили, но без которой жизнь наша невозможна.

2 ученик

Рассказ А.П.Платонова «Юшка».

  В рассказе «Юшка» главный герой охарактеризован как «старый на вид» человек, работник кузницы при большой московской дороге. Юшка, так называли героя люди, вел скромный образ жизни, даже «чаю не пил и сахару не покупал», долго носил одну и ту же одежду, практически не тратил тех небольших денег, которые ему платил хозяин кузницы. Вся жизнь героя состояла из работы: «утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег». Люди издевались над Юшкой: дети бросали в него различными предметами, толкали и трогали его; взрослые также иногда обижали, срывая свою обиду или злость. Беззлобность Юшки, его неумение дать сдачи, бескорыстная любовь к людям делали героя объектом насмешек. Даже хозяйская дочь Даша говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка… Зачем ты живешь?» Но герой говорил о человеческой слепоте и считал, что люди его любят, но не умеют выразить это.

     Действительно, и дети, и взрослые не понимали, почему Юшка не даст сдачи, не накричит, не отругает. Герой же не имел таких человеческих качеств, как жестокость, грубость, злость. Душа старого человека была восприимчива ко всем красотам природы: «не скрывал более своей любви к живым существам», «склонялся к земле и целовал цветы», «гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво». Находясь вдали от людской суеты, человеческой злобы, Юшка чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком. Живая природа воспринимала героя таким, какой он есть. Юшка все больше слабел и однажды, указав одному прохожему, который смеялся над героем, что все люди равны, умер. Смерть героя не принесла людям желаемого облегчения, наоборот, жить всем стало хуже, так как теперь не на ком было вымещать всю человеческую злобу и ожесточение. Память о беззлобном человеке сохранилась на долгие годы, так как в город приехала девушка-врач, сирота, которую на свои маленькие деньги воспитал и обучил Юшка. Она осталась в городе и стала лечить людей, больных, как и герой, туберкулезом.

       Вывод: Для автора было необходимо показать всем значимость любви и добра между людьми, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, кажется, невозможно. Писатель показал, что такие люди могут преобразить мир, и Юшка в этом рассказе предстает перед нами человеком, обладающим глубокими чувствами.

      В Библии сказано: «Побеждай зло добром».  И Юшка побеждает людское зло, правда, после смерти.

Украшают мир, творят добро.

3 ученик

Человек приходит в мир радоваться и удивляться жизни: небу, людям, песням. Приходит, чтобы творить добро. Это только кажется, что доброта – неотъемлемое качество каждого человека. В жизни это далеко не так. И когда с грубостью, чванством сталкиваются герои Шукшина, нормальные люди, в которых еще не иссяк запас теплоты, честности, любви, жалости, которые привлекают своей незащищенностью, даже робостью перед хамством, то со стороны они кажутся странными, чудиками. Это они, чудики, люди, для которых жизнь – чудо, время добра и только миг – зла, заставляют нас жить по совести, повелевают почаще заглядывать в свою душу: не стали ли мы равнодушными, жестокими, расчетливыми? Не черствеем ли мы, взрослея...?

   Как хочется крикнуть: "Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими!" Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. "Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека", - говорил Саади.

          Учитель (подводит итог).  Все группы работали  профессионально. И вам удалось доказать, что наши герои  странные люди. И их странность заключается в необыкновенной доброте, которой они делятся с людьми.  Человек приходит в мир радоваться и удивляться жизни: небу, людям, песням. Приходит, чтобы творить добро. Это только кажется, что доброта – неотъемлемое качество каждого человека. В жизни это далеко не так. И когда с грубостью, чванством сталкиваются герои Шукшина, нормальные люди, в которых еще не иссяк запас теплоты, честности, любви, жалости, которые привлекают своей незащищенностью, даже робостью перед хамством, то со стороны они кажутся странными, чудиками. Это они, чудики, люди, для которых жизнь – чудо, время добра и только миг – зла, заставляют нас жить по совести, повелевают почаще заглядывать в свою душу: не стали ли мы равнодушными, жестокими, расчетливыми? Не черствеем ли мы, взрослея...?

   Как хочется крикнуть: "Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими!" Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. "Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека", - говорил Саади.

   Д /з.   Домашнее сочинение «Мне хочется рассказать об этих  странных людях, пример  которых       учит  тому, как жить интересно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока нравственности «Вся семья вместе, так и душа на месте» 10 – 11 класс

Разработка урока нравственности«Вся семья вместе, так и душа на месте»10 – 11 класс...

"Мелодия - душа музыки" - тема урока музыки в 3-ем классе.

"Мелодия - душа музыки" - эта тема урока -мудрости. С детьми мы обсуждаем не только музыкальные произведения, композиторов, мы с нами говорим о жизни, месте человека на земле, о его значимости, душевн...

"Песня-душа народа"открытый урок по музыке в 5 классе

- раскрыть учащимся роль песни в жизни русского человека, в нравственном воспитании;- способствовать развитию навыков анализов текстов лирических песен, раскрывающих замечательные качества русского на...

урок-путешествие по "Мертвым душам" Н.В.Гоголя (9 класс)

Данный материал представляет собой урок-путешествие команд учеников по станциям и проводится ,как итоговый, по творчеству Н.В.Гоголя в 9 классе. К уроку  заранее совместно с детьми готовится план...

"Чтобы душа не оскудела..." ( Урок литературы по рассказу Е.Носова "Лоскутное одеяло" в 7 классе).

Данный урок призван способствовать формированию у учащихся трепетного, ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традициям, ремеслам, родной реч...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....

Нам бы про душу помнить…( проектный урок) в 10 классе.

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. И в этом нам помогает использование информационных техноло...