Конкурсный урок регионального этапа конкурса «Мой лучший урок» Тема: «Женские образы в литературе и в живописи»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Ооржак Марита Хурен-ооловна

Урок прекрасного. (Урок развития речи)

«Женская красота в русской литературе и живописи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hereezhen.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кара-Чыраанская средняя общеобразовательная школа

Сут-Хольского кожууна Республики Тыва




Конкурсный урок

регионального этапа конкурса

«Мой лучший урок»

Тема:  «Женские образы в литературе и в живописи»

Учитель русского языка и литературы:

Ооржак МаритаХурен-ооловна

2014- 2015 учебный год

   План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2.  Литературная викторина.                                                                                                                                  
  3. Поэзия * музыка.                                                                                                                
  4. Знакомство с портретной живописью.
  5.  Дозировка домашнего задания.
  6.  Итоги. Комментирование оценок.

                           Цитаты к уроку:

  1. «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту»  М. Горький.

  1. «Красота-дело вкусов,  для меня она вся правде… Я человек 60-х годов, для меня ещё не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого… окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст»  И.   Репин.

Урок прекрасного. (Урок развития речи)

«Женская красота в русской литературе и живописи»

Схема оформления доски:

Цитаты.  «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту» М. Горький.

«Красота-дело  вкусов, для меня она вся в правде…Я человек 60-х годов, для меня ещё не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого…окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст»  И. Репин.

Портреты:

С. Ланзы        Рокотов                                Кремской                     «Крестьянка»

«Ие-чаш».        «Струйская»                       «Неизвестная»

Виды искусства.

1.Живопись         2.Музыка         Литература

Цели: формирование представлений об искусстве вообще;

развитие умений выразительного чтения художественного  текста;

умений заинтересовать слушателей ;

 воспитание любви к прекрасному; интерес к литературе .                                                                                    

Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята, мы сегодня поведем нетрадиционный урок-урок прекрасного.

-Что мы называем прекрасным нашей жизни?

(красота природы, вещи, внешняя красота человека).

Сегодня постараемся объяснить значение слова. Прекрасное с другой стороны

-искусство учит нас прекрасному. Какие виды искусства мы знаем?  ( музыка, живопись,…литература…)

Наш урок прекрасного посвящается женской красоте в русской литературе и живописи. Постараемся понять красоту женщины, сопоставляя литературу и живопись, музыку.

 Литературная  викторина (подготовленный ученик).

«Угадать портрет литературной героини»

А)…Но вот толпа заколебалась …

   …по зале шепот пробежал…

К хозяйке дама приближалась,

За нею важный генерал.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорила…(Татьяна Ларина).

-Почему Татьяна-любимая героиня Пушкина?

Б)…И каждый вечер час назначенный

(иль это только снится мне?),

Девичий стан, шёлками схваченный.

В туманном движется окне…(Л.Д.Менделеевой.)

В)…  она была высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалась бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. (мать Пелагея)

- Как меняется облик матери к концу романа и почему?

Г) Вдруг из соседней комнаты послышался бег…, грохот защепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала 13-летняя девочка… Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…

-Каков был идеал женщины  по Л.Толстому?

Учитель: _ мы вспомнили знакомы женские образы: Татьяну Ларину, Наташу Ростову, прекрасную незнакомку, мать – Пелагею Ниловну.

Перенесемся в мир Поэзии и Музыки.

- Еще раз вернемся к поэзии «серебряного века» (стр 115).

-Выразительно прочтем стихотворение М.И.Цветаевой «Мне нравится». На фоне мелодии Таривердиева М.

Музыка наполняет наши сердца отзвуками прекрасных струн души, то что трудно выразить словами, вливается в мелодию души – она вдохновляет, успокаивает…

- Совершим заочное путешествие в Музей изобразительного искусства. Мы познакомимся с двумя портерами – обратите внимание: что общего и чем различаются героини художественного полотна?.

1. Рассказ подготовленного ученика.

Перед нами тип женской красоты порожденной кричащими противоречиями большого капиталистического города, где царит закон купли-продажи. На фоне пустынной улицы Петербурга с застывшим силуэтом Аничкова дворца трон-коляска для возвышения царственной красоты. Надменность осанки и гордого высокомерия, словно продолжение дворцового ритуала в ярмарке тщеславия с его изысканностью манер и блеском форм.

(Крамской. Незнакомка)

Из Парижа Крамской пишет Стасову: «Для нас прежде всего-то странную особенность… Для нас прежде всего – характер, личность, ставшая в системе необходимости в положение, при котором все стороны внутренние наиболее всплывают наружу».

2-й ученик.   А.Г.Венецианов «Крестьянка с бабочками» (1820)

Миру городской суеты с его тревогами и заботами Алексей Гаврилович Венецианов противопоставил мир русской деревни, в котором человек живет в полном согласии с природой, со своим трудом, самим собой. С жизнью. Кровное родство с землей, не осознаваемая разумом душевное целомудрие составляют основу многих крестьянских портретов Венецианова.

Реальная красота этой жизни раскрывается и в «Крестьянке с бабочками» В бесхитрости ее позы, простонародной естественности, серьезности и вдумчивости взгляда отражается искони присущая крестьянству уверенность в незыблемости и правде его жизненных устоев. Венецианов не пытается внешне опоэтизировать облик девушки. Напротив, одухотворенная музыкальность вызвана к жизни высокой прекрасной простой модели.

Учитель:  - Мы коснулись лишь избранных произведений портретной живописи русского изобразительного искусства. Можем ли мы назвать прекрасные женские образы из тувинской классической литературы, произведений тувинского изобразительного искусства?

- Пожалуйста, мы называем имена любимых героинь (Кара – «Хайыраан бот»… поэмы «Чечек» - С.Пюрбю, «Алдын-кыс» - С.Сарыг-оол)

- Сегодня представлю вам репродукцию картины С.Ланзы «Ие - чаш». Работа выполнена вашим одноклассником Ховалыг Орланом. Портрет не цветной, автор использовал карандаш-графит.

Мы видим на фоне летнего пейзажа женщину-мать, на руках которой спит младенец, сладко чмокая губами он сосет материнское молоко. Женщина до пояса обнажена, но в этом ничего предосудительного – видим мы прелесть матери, ее молодое, здорое тело, длинную тугую косу до пояса. Заметнее всего изображено огромное солнце, с щедрыми лучами оно, солнце, ласково обнимает дитя с матерью, родную землю…

Значит и наше тувинское искусство не обошло красоту женщины.

Подведем итоги:  Имена каких художников- портретистов вы запомнили, их произведения?

- Что общего в изображении литратурного портета женщины и портрета живописи?

- Какая красота в женщине ценее для окружающих  (духовная, женственная, человек труда, женщина-мать, мудрость).

При желании и вы можете создавать красоту: создавать портреты, среди вас есть музыкально одаренные.

Домашнее задание:  Сочинение-сопоставление «Моя любимая героиня в произведениях русской литературы, в живописи».

Примерная схема:

  1. Чем  близки вам героини литературы, живописи? (Обоснуйте)
  2. Какими художественными средствами поэт, писатель раскрывает лучшие черты своей героини.
  3. Как художник изобразил внутренний мир своей героини? (тона, краски0
  4. Какое настроение вызывает у вас литературный или портретный образ любимой героини?
  5. К Какому идеалу человека вы стремитесь?
  6. В чем красота человека? Подтвердите цитатами.

Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «С портрете Рокотова снова»  (ученик)

Этим стихотворением завершаем урок.

Итог урока: В человеке характер, открывать в нем личность и ставить в систему социальной обусловленности, как характеризующая лучшие достижения наших классиков- реалистов Толстого, Достоевского, Чехова закрепилась в истории русского искусства конце 19 века, как лучшее его общее достояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы на конкурс "Мой лучший урок"

В 2012 году я приняла участие в конкурсе "Мой лучший урок" . Тема урока " Курение - как социально-экологическая проблема в обществе и пути ее решения". Форма проведения урока : урок- круглый стол. Дан...

ПРОТОКОЛ заседания конкурсной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»

ПРОТОКОЛзаседания конкурсной комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя»...

Эссе "Я- учитель!" для регионального этапа конкурса "Учитель года Кубани по основам православной культуры"

Раскрытие мотивов выбора учительской профессии, отражение собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире....

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...

Пакет документов на региональный этап конкурса "Педагогический дебют - 2022"

Пакет документов на регионаольный этап  конкурса "Педагогический дебют - 2022"...

Разработка урока для муниципального конкурса "Мой лучший урок"

Данная разработка урока принимала участие в конкурсе "Мой лучший урок"...