Образовательный проект «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
проект по литературе на тему

Сергиевская Любовь Юрьевна

Конкурсный материал на "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_proekta.docx15.76 КБ
Файл obraz_proekt.docx60.06 КБ

Предварительный просмотр:

Защита.

Тема моей работы « Проектная деятельность на уроках литературы как средство достижения метапредметных результатов». Свое выступления я хотела бы начать словами древнегреческого философа Аристиппа «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.»

МИР СТАЛ ДРУГИМ. Чему же надо учить в современной школе? Мобильности, способности ориентироваться в информационном потоке, способности к адекватной самооценке и взаимодействию с другими людьми. И конечно же главное – это умение учиться. Как сегодня нам, учителям, подготовить ребенка к современной жизни?

Не для кого не секрет, что каждый учитель при переходе на ФГОС испытывает определенные трудности, поэтому в своей работе я постаралась обобщить  материал по данной проблеме и составить буклет, в котором отражены основные принципы метапредметного урока и предложен перечень примерных тем проектов по литературе.

Метапредметность сегодня приобретает особую популярность. Это вполне объяснимо, так как метапредметные результаты – ядро нового стандарта.

Для того чтобы шагать в ногу со временем, я решила разобраться в данной проблеме и выяснить, как можно использовать метапредметный метод на уроках литературы.

   

   Метапредметы пытаются говорить о том, чему современная  школа уделяет мало внимания – о смысле жизни, о ценности жизни , помогают ответить  на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?

Одним из способов достижения метапредметных результатов является проектный метод.

     

Школьный курс литературы сам по себе уже является метапредметным. Урок литературы позволяет соединять  разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, театр. Изучая произведения драматических жанров, я говорю о драматургии как жанре искусства. Можно расширить рамки урока и предложить ученикам индивидуальное задание по истории русского театра от зарождения до становления русского национального театра  Островского, либо разыграть сцену в лицах. Таким образом ребята могут ознакомиться не только с содержанием пьесы, но и с историей театра и актерским мастерством.

     Многие произведения школьной программы основаны на исторических событиях.  Изучая роман «Война и мир» не обойтись без обзора основных событий войны с Наполеоном, знакомства  с биографией полководцев, участников событий романа, говорим о роли французских слов в произведении, обращаем внимание на пейзажи, которые помогают понять смысл романа, по окончании чтения мы предлагаем посмотреть фильм. Таким образом осуществляется связь литературы с историей, изобразительным искусством и иностранным языком, киноискусством.

Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы.

Метапредметные уроки позволяют ученику  привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Такие уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о жизни общества, об исторических событиях, о  человеческих чувствах и взаимоотношениях; о мире, в котором он живет. Рисуют целостную картину мира.

Мир многогранен, сложен, гибок,

Но целостен и органичен.

И в дисциплинах, нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом,

А способом познанья.

Эти строки можно считать своеобразным мотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чкаловская средняя школа №5

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

"Учитель года России"

Образовательный  проект

«Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы  как способ достижения метапредметных результатов».

               Выполнила :

    Сергиевская  Любовь Юрьевна,

учитель русского языка,

 литературы

МКОУ Чкаловской СШ №5

Чкаловск

2017 год

Содержание .

 1.Актуальность проекта.

 2.Роль проектного метода в достижении метапредметных результатов.

 3.Использование метапредметной технологии на уроках литературы.

4. Виды проектно – исследовательской деятельности  на уроках  литературы.

5. Примерная тематика проектно-исследовательских работ.

6.Виды учебных исследований.

7. Правила, которые нужно соблюдать при выборе тем проектно-исследовательской работы.

8. Стадии работы над проектом .

9. Проектный продукт .

10.Заключение.

11. Литература.

1.Актуальность.

Новые Федеральные  государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием: вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей ученика самостоятельно  ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формировать умение учиться .

На данный момент существует  ряд проблем, с которыми сталкиваются и учителя, и ученики:

     - при использовании педагогом проектно – исследовательского метода школьники не могут выдвинуть проблему, сформулировать ее; не удается  выдвинуть гипотезу, проверить ее ;

- испытывают трудности в организации собственной деятельности ;

- в обработке информации из различных источников.

     Задача современной школы заключается в том, чтобы подготовить ученика к жизни, поэтому раздробленность учебных предметов в связи с введением ФГОС уступает место метапредметности. Этот метод приобретает сегодня особую популярность, и это вполне объяснимо, так как  метапредметный подход заложен в основу стандартов.  Одним из способов достижения метапредметных результатов является проектный метод.

   Образовательный проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта. Я постаралась обобщить имеющийся материал по проектно-исследовательской деятельности, который использую в своей работе. Так как проектная деятельность вызывает множество вопросов у коллег и обучающихся, думаю, что  данное обобщение может быть полезным.

2.Роль проектного метода  в достижении метапредметных результатов.

«Жизнь на уроке должна стать подлинной».

Сделать ее такой – задача современного учителя.

   Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях

  • - личностном,
  • - метапредметном
  • - предметном.

  При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

«Мета» - «за», «через», «над», то есть выход  за рамки собственного предмета.

Метапредметный урок - это урок, на котором происходит взаимопроникновение двух или более предметов, которые соединяются в единую систему знаний о мире.

   Метапредметы пытаются говорить о том, чему современная  школа уделяет мало внимания – о смысле жизни, о ценности жизни помогают ответить  на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?

Цели метапредметного урока:

  1. Формирование метапредметных  и универсальных учебных действий:

  • Личностных
  • Регулятивных– действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность.
  • Познавательных– действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания.
  • Коммуникативных – действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми.

  1. Обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;

  1. Активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;

4. Подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ;

Одним из способов достижения метапредметных результатов является проектный метод. Как получить метапредметные результаты, используя проектный метод в учебной деятельности школьников ?

В последнее время проектная деятельность стала одним из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета.

Проектная деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных  для исследования в научной сфере: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта, презентация.

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.

Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции. Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала.

Проектная деятельность  направлена на выработку  самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания , полученные в ходе учебного процесса. Работа над проектом – это самостоятельная  деятельность учащихся – индивидуальная , парная или групповая.

Учебный проект – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель и согласованные способности, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы , значимой для участников проекта.

Очень важно соблюдать все этапы проектной деятельности.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.
  • Рефлексия.
  • Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта.
  • Презентация проекта.

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

3.Использование метапредметной технологии на уроках литературы.

   Чего наши дети ждут от учителя? – Знаний для жизни. Необходимо так организовать учение, чтобы выявлять имеющиеся у учеников знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал и  применять его на практике.

  Образованный человек в современном обществе – это человек, умеющий добывать и  приобретать знания, применять в любой ситуации  и ориентироваться в мире информации.

Для решения очерченных проблем больше подходит метод проектов, так как   задача школы состоит в том, чтобы

  • научить детей ориентироваться в мире информации,
  • добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания,
  • рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

 Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, совмещающий  в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Главная работа на уроке литературы – работа с текстом, ученик должен  чувствовать текст, уметь определять авторскую позицию, поэтому при работе над проектом по литературе следует учитывать некоторые особенности. Прежде всего, после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу учащихся непосредственно с текстом . Поэтому перед началом работы необходимо провести несколько занятий , на которых актуализировать знания учащихся о методах анализа произведений, о том , как метод выбора связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем  организовать индивидуальные консультации  по  каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован  необходимый материал , сформулированы самостоятельные выводы , можно  предложить ученику поработать в библиотеке , найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует  прочитать , законспектировать , из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор прочитанного, руководителю нужно научить ребят это делать. Здесь  поможет использование таких видов занятий: рецензирование критических статей,  составление тезисных планов , аннотаций, творческие  работы, предполагающие  сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста  и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Школьники, таким образом, не только учатся быть самостоятельными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт  уважительного отношения к работам ученых.

   На уроках литературы уместно привлечение всех видов искусств. Данный способ поможет учащимся:

1) открыть для себя смысл духовных исканий героев;

2) научит соотносить идеалы писателя  со своими жизненными устремлениями и таким образом, поможет выработать собственную позицию, видение мира и человека;


3) привлечёт внимание  к важным нравственным проблемам: войны и мира, жизни и смерти, любви и сострадания, долга и чести и другие;


4) даст возможность поместить «себя», в историческое событие, стать его соучастником, человеком, способным осмысливать происходящее;


5) пробудит чувства (сострадания и нежности, презрения и негодования)

 

Технология проектной деятельности дает возможность

научить школьника:

  • во-первых, прочитывать произведение, исходя из авторского замысла, в контексте времени его создания;
  • во-вторых, соотносить прочитанное с современностью, тем самым актуализируя поднятые в произведении проблемы;
  • в-третьих, анализировать текст, применяя литературоведческие понятия и термины.

    Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Таким образом, при изучении «Героя нашего времени» ребята говорят не только о «лишних людях», но  прежде всего  о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности.

Метапредметные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

1.  умение извлекать информацию из различных источников;

2.  умение составлять план;

3.  умение отбирать материал по заданной теме;

4.  умение составлять письменные тезисы;

5.  умение подбирать цитаты;

6.  умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

умение составлять связное устное высказывание;

умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

умение использовать различные средства наглядности;

умение выражать свое мнение и аргументировать его;

умение оформлять научно-исследовательские работы;

умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);    

умение вести дискуссию.

Таким образом, метапредметные  уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в метапредметном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Метапредметные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Школьный курс литературы сам по себе уже является метапредметным, т.к. содержит в себе науку о литературе (литературоведение), читательский опыт учащихся, основы сочинительства, т.е. явления разного порядка, связанные между собой на основе целеполагания.

Литература тесно связана с историей. Как раскрыть образ Тараса Бульбы в повести Гоголя без опоры на исторический материал об истории казачества? Как рассказать о судьбе Андрея Соколова, не затронув тему Великой Отечественной войны?

На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

 

  Метапредметные результаты:

  • Наблюдение за явлениями жизни и искусства, понимание их многообразия.
  • Ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума
  • Готовность к логическим действиям
  • Планирование, контроль, оценка учебных действий, умение корректировать свои действия
  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
  • Умение воспринимать окружающий мир во всем его многообразии

Таким образом, современный урок литературы – это метапредметный урок открытий, переживаний, развития чувственного и духовного мира, самореализации, саморазвития, самопознания.

 

4. Виды проектно – исследовательской деятельности  на уроках  литературы.

С моей точки зрения, в зависимости от объекта исследования, ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды :

  1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.
  2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на  основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико- литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический . ( Как раскрывается тема народа , как меняется позиция автора , его отношение к роли народа  в своей судьбе? Стихи Н.А. Некрасова «Несжатая полоса», «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога»).
  3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, изобразительного искусства, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические  подходы к анализу явлений искусства и жизни.  Например : «Поколение 60 –х годов XIXвека в жизни и литературе», «Подросток в литературе и живописи XIX века».
  4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно – психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно – публицистического очерка.
  5. Метод проектов. Выполнение специально подобранных заданий, реализация проекта требует от школьников применения различных способов познавательной деятельности.

        Если же исследование охватывает всё творчество писателя, произведения которого изучаются в школе, то материал для исследования должен усложняться соответственно возрасту, а в старших классах доля самостоятельности учащихся должна увеличиваться многократно. К 10-11 классам ученики уже сами формулируют проблему, выдвигают гипотезы, подбирают необходимый материал в энциклопедиях, Интернете. Это могут быть научные статьи, воспоминания современников, переписка писателя, его статьи о литературе, искусстве. В этом случае уместно проводить исследование, например,  творчества А.С.Пушкина,  Н.В. Гоголя, А.П.Чехова и других писателей, творчество которых изучается во всех классах основной школы.  

 Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы  поставленная  проблема позволяла ученику  самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

 

5. Примерная тематика проектно-исследовательских работ :

5-й класс

1.Художественные особенности русской народной сказки (на примере нескольких сказок).

2. Моя любимая книга.

3. Герои Бородинского сражения.

6-й класс

      1.«Это многих славный путь…» Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник».

2.Сравнительный анализ образов помещиков в романе «Дубровский» А. С. Пушкина

7-й класс

  1. Роль художественной детали в новелле А.П. Чехов «Толстый и тонкий».
  2. Значение эпилога в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
  3. Отличие сказки от легенды (на примере рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» - легенда о Данко).

8- й класс

  1. Общее и различное в характера  Гринева и Швабрина ( по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
  2. Образ купца Калашникова и Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова.

9-й класс

  1. Быт и нравы людей в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  2. Особенности поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
  3. Урок- исследование «Чичиков в гостях у Коробочки»

10-й класс

  1. Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова (на примере нескольких стихотворений).
  2. Трактовка сна Обломова в произведении Гончарова «Обломов».
  3.  «Мысль семейная» в  «Войне и мире» (Ростовы, Болконские, Курагины).

11-й класс

1.Эхо Великой Отечественной войны в моей семье.

2.Пьеса А.М. Горького «На дне» и современное «дно» жизни.

3.Роль снов в литературных произведениях.

 4.Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»

Примерный план работы по формированию метапредметных результатов по  литературе в 9 классе

История русского театра и русской драматургии (с  9-19 век).

1. Д .Фонвизин  «Недоросль».
2. А.Грибоедов «Горе от ума».
3. А.Пушкин «Маленькие трагедии».
4. М Лермонтов «Маскарад».
5. Н. Гоголь «Ревизор».

План  работы

  1. Введение (погружение) в тему, проблему, жанр.
    Теоретический материал блока – драматургия как жанр искусства, особенности.
    История русского театра от зарождения до создания русского национального театра  Островского.
    2. Краткий очерк жизни и творчества великих драматургов
    Политическая и общественная обстановка в России
    История создания и время написания произведения

Характеристика литературного течения, направления, в рамках которого написано произведение.
3. Анализ идейно-тематического содержания пьесы.
Тема .Сюжет Идейная направленность(  конфликт)
Проблемы и их решение
Своеобразие художественного мира  героев 
Авторское видение  решение проблем(ы)
4. Творческая работа ( сочинение, проект.)

Образ «лишнего человека» в литературе 19 века.

1. А. С.  Пушкин «Евгений Онегин».
2. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

План.

1. Погружение в проблему( набор фактов, версий, суждений разных писателей, критиков, направлений, школ и времен)
2. Текстуальный анализ произведений.
Создание психологического портрета героя( ев).Сопоставительный  (сравнительный) анализ произведений (сцен, выборочных глав)с выходом на сквозные проблемы времени: проблема чести и человеческого достоинства , нравственного выбора.
Дуэль  как способ решения конфликтных ситуаций
Любовь в жизни героев.
Проблема смысла и цели  жизни героев
Проблема «отцов и детей», « старшего и младшего» поколений
Проблема нравственного выбора
3. Подготовка и проведение дискуссии по выдвинутым проблемам.
4. Защита творческой работы.

6.Виды учебных исследований:

  1. По доминирующей в проекте деятельности:
  • исследовательские
  • информационные
  • практико-ориентированные
  • ролево-игровые
  • творческие
  1. По количеству учащихся:
  • индивидуальные
  • парные
  • групповые
  • коллективные
  1. По теме :
  • монопроекты (в рамках одного учебного предмета)
  • межпредметные( в рамках нескольких учебных предметов)
  • свободные (выходят за рамки школьного обучения)

4.По времени выполнения :

  • Мини – проект (один урок)
  • Кратковременный ( несколько уроков)
  • Долговременный ( от недели до года)

  1. Правила, которые нужно соблюдать при выборе тем проектно-исследовательской работы:

Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Следует помнить о том, что «Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.»

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5.  Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, необходимо учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

8. Стадии работы над проектом - это «шесть П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Результатом проекта по литературе может быть презентация, видеофильм, публикация, справочник, словарь, книга, викторина,  представление, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама нового произведения, выставка, инсценировка, спектакль, научная конференция, ролевая, деловая, интеллектуально - творческая игра.

9. Проектный продукт .

 Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов по литературе весьма обширен.

Мультимедийный продукт :

-мультимедийная презентация;

-видеофильм ;

Научные или учебные материалы:

-научный доклад;

-словарь;

-тесты;

Публицистические материалы :

- стенгазета;

-школьная тиражная газета ;

-журнал;

-заметка ,интервью, обзор и др.

Творческий продукт :

-сборник стихотворений;

-литературный альманах;

-альбом с иллюстрациями;

-театральная постановка.

                

Заключение.

Проанализировав статьи и обобщив свой опыт по данной теме, я пришла к выводу, что проектный метод на уроках литературы позволяет более глубоко изучать текст произведения: не только запоминать сюжет литературного произведения, но и обдумывать, осознавать его, выражать свои мысли и впечатления. Уроки литературы , в основе которых лежит метапредметный подход , позволяют ученику  привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Такие уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о жизни общества, об исторических событиях, о  человеческих чувствах и взаимоотношениях; о мире, в котором он живет. Рисуют целостную картину мира.

Таким образом, в ходе правильно организованной проектной деятельности у обучающихся проявляются метапредметные результаты, которые заключаются в умении понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно – следственные связи  в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Обучающиеся учатся самостоятельно организовывать  собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод: проектная деятельность представляет собой наиболее оптимальный вариант для организации активной деятельности учащихся и реализации их основных способностей и талантов.

Литература:

1. Новые  педагогические  информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. Наук проф. Е. С. Полат. М., ACADEMA, 2002.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. Аркти, 2008.
3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995 – № 6.
4. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.
5. Горбич О. И. Технологии личностно-ориентированного обучения. Метод проектов. Русский язык. № 21, 2009.
6. Черкашина Т. В. Литература 10 класс. Проектная деятельность. Волгоград: ИТД «Корифей». 2008.
7. Полат Е.С. Как рождается проект. М.. 1995.
8. Исследовательские проекты в практике школы// Библиотека журнала «Директор школы» – 1998 – № 7.
9. Журнал «Литература в школе» – № 7, 2002. Ст. Борисенко Н. Б. «Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»

В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС

В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным ...

Выступление на педсовете «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»

Выступление на педсовете на тему: «Исследовательская деятельность обучающихся как один из способов достижения личностных результатов»...