Современный учитель в повести
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Книги об учителях, анализ произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_uchitel_v.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Современный учитель в «школьной» повести

Талант учителя. Как он пробуждается? Своеобразной попыткой отразить этот процесс повести А. Лиханова  «Благие намерения», Л. Исарова «Война с аксиомой», Е. Воронцова «Нейлоновая туника». Надежда Георгиевна в повести Лиханова предстает в момент расставания со своими воспитанниками. Десять лет вобрали многое. Но память возвращает только первый год учительнице. В это время она начинает свою педагогическую деятельность. Она оказалась воспитателем в первом сложном классе. Этот класс – детдомовцы. Именно этот год стал для нее проверкой на верность призванию, на право называться учителем. В начале повести – это юная Надя, плохо знающая жизнь, склонна к преувеличениям. Считает свою поездку по распределению героическим самопожертвованием. По происшествию многих лет она по-настоящему поймет наивность своего стремления быть принятой в коллективе как подвижница и безжалостно осудит свое поведение  в первые дни работы. Тогда же и придет понимание, что «плакать от собственной боли нетрудно, трудней плакать от боли чужой», что настоящий воспитатель и педагог начинается тогда, когда в центре происходящих событий он видит ребенка, а не себя и свои переживания. Осознание судеб детей как первостепенного в ее жизни заставит Надю искать ключ к тайне учительства, который откроется ей в простой мысли опытного педагога Натальи Ивановны: «С ними… сердца жалеть нельзя… Или их пожалей, или сердце». Так Надя начинает учиться терпимости и чуткости, умению понимать и принимать в своих воспитанниках их право на собственную точку зрения. Учиться признавать ошибки. Избавляться от боязни поколебать учительский престиж. Сохранить верность детям. В этом маленьком городке Надя встретит свою любовь. Сильно искушение уехать в Москву с любимым, где есть перспективы, но она остается с обездоленными малышами. Чувство беспредельной ответственности за растущего человека становится важнейшим. Это момент рождения в ней Учителя. Главное правило «Детям, что недодал, то и не получил». Почему Надежда Георгиевна вспоминает свои ошибки? Ведь «педагогика – дисциплина неточная. У нее есть допуски. Право на ошибку». Но героиня знает, что каждая ошибка безжалостно бьет по доверившемуся тебе человеку. Она осуждает себя. Это доказательство ее высокой учительской самоотверженности и человеческой не успокоенности. Дилогия Л. Исаевой «Война с аксиомой» и «Задача со многими неизвестными». В повести «Война с аксиомой», имеющей подзаголовок «Спорные истории из школьной жизни» - встреча с начинающей свой путь учительницей. Марина Владимировна сразу попадает в 8 класс. И там мало кого волнует ее диплом с «отличием». Первые уроки – поединок. Ищет свою педагогику, но директор находит способ избавиться от неудобного новатора и экспериментатора. Инсарова глубоко вглядывается во взаимоотношения учителей разных поколений, пытаясь ответить на вопрос: неизбежно ли после многих лет работы в школе перевоплощение хорошего учителя в «функционера»? нет, об этом свидетельствует повесть «Задача со многими неизвестными». Это встреча с Мариной Владимировной уже через 10 лет. Писательница доказывает, что невозможно подобное явление, если в характере учителя есть талант человечности, умение ощутить чужую боль как свою, ценить внутренний мир ученика. Увлеченность предметом. Творческое начало. Эти свойства объединяют и молодых и зрелых педагогов. Молодые герои повести Г. Полонского «Доживем до понедельника» и Н. Соломко «Белая лошадь -  горе не мое» утверждают преемственность традиций подлинного учительства. Молодость души не является возрастной категорией. Нравственность стержня учителя – неравнодушие, причастность и личная ответственность за все, что происходит вокруг. Способность делать добро, а не только его провозглашать. Повесть Н. Соломко №Белая лошадь – горе не мое». История взрослеющего учителя. Александр Арсеньевич -  потомственный педагог. Учитель истории Матвей Иванович, прозванный Аристотелем за безграничную любовь к древней Элладе, талантливый педагог протягивает Сане руку помощи в самые критические для того моменты. Принципами Аристотеля меряет молодой учитель свои поступки и решения. Александр Арсеньевич стремится пробудить в своих учениках умение самостоятельно мыслить, принимать жизненно важные решения. Главное в работе учителя – не опыт, не возраст. А умение самостоятельно мыслить, способность видеть существо дела. Быть выше понятия о какой-либо престижности. Способность оставаться всегда человеком и видеть человека в стоящем рядом с тобой. Но встречаются в повестях о школе образы учителей-антагонистов, чьи взгляды отличаются. Это столкновение учителя-новатора и опытного функционера (Марина Владимировна – Марья Степановна «Война с аксиомой»). Интересный вариант таких учителей представлен в повести М. Прилежаевой «Осень», где пожилой учительнице, умеющий растить настоящее поколение противостоит молодой Павел Утянин, чья жизненная программа «Как-нибудь протрубить – и домой». В повести о школе прорабатываются два художественных характера: «настоящего учителя» и учителя - «функционера». Казенщина, формализм, бюрократизм – грубая авторитарность, пренебрежительное отношение к ученикам. Это присуще Генриетте Павловне (Ю. Яковлев «Гонение на рыжих»). Вера Ивановна (А. Кузнецова «Земной поклон»). Нина Петровна (В. Якименко «Сочинение»). Авторам важно знать, откуда это. Повесть М. Прилежаевой «Осень» дает представление об учителе-функционере. Эти люди имеют единственное желание – устроиться, возможно, удобнее, брать побольше, отдавать поменьше. Это не злость, не ненависть, а потребительское отношение ко всему на свете. Даже лучшие учителя допускают ошибки. Учитель Григорий Григорьевич (Гри-Гри, как называют его ребята) из повести М. Прилежаевой «Всего несколько дней» допускает грубую ошибку, оскорбляя не подготовившегося ученика к уроку из-за смерти отца мальчика. Конфликт не исчерпан. Учитель осознает ошибку, но поздно. Ученик уходит из школы навсегда. «Обыкновенные» учителя не ищут выгод, но у них нет и полета. Учительница Галина Петровна в повести «Загадка» В. Каверина. И в рассказе «Отгадка» - одни и те же события показаны вначале глазами учителя, затем – ученицы. Самоанализ учителя, дневниковые записи и внутренние размышления заканчиваются гибелью талантливой ученицы. Главная беда учителя – поверхностное зрение. «Разгадка» принадлежит Пете Бугаеву, худшему ученику школы. Он приходит к выводу о двуличности педагогов. Подлинное право на учительство – это не диплом о профессиональном образовании, это призвание, неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства. Повесть Э. Пашнева «Белая ворона». Пожилая учительница по прозвищу Рыба никак не может понять современных педагогических поисков, когда учеба превращается в игру. И ее уроки постепенно приводят к скуке на них. Умная, душевно тонкая учительница полностью утрачивает качества, видя в учениках лишь легкомыслие и бездушность, принимает внешнее за внутреннее. Так разрушается духовная связь с теми, кто должен быть союзниками. Когда-то молодая, веселая Анна Федоровна превращается в Рыбу. Как это случилось? Когда? Автор не упрощает ситуацию. Постоянное пребывание на людях, необходимость выкладываться, одиночество тяготит пожилую несчастную учительницу. В последние десятилетия современная школа выдвигает вопросы повышенной сложности: ученик все тоньше разбираются в человеческом отношении, общении. Закрытость внутреннего мира молодых затрудняет установку доверительного контакта. Трудно учеников чем-либо удивить. Они не склонны принимать, как данность, авторитет учителя. Требования к учителю повышаются: неординарность его личности, самоотверженность, деликатность, высокий уровень профессионализма. Когда-то Л. Н. Толстой вывел формулу: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не то учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя потребность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Современный учитель и современный урок.

Статья посвящена организации современного урока экономики в школе....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Презентация«Образ учителя в повести Георгия Полонского « Доживем до понедельника»

Задача: проанализировать образ учителя  в  повести Георгия Полонского« Доживем до понедельника». проследить динамику образа учителя в повести Георгия Полонского « Доживем до понедельника». ...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...

Конкурсное испытание «Я - учитель» для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".

Конкурсное испытание «Я - учитель» для  конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".  В современной сис...