Мустай Карим
статья по литературе на тему

Шустова Наталья Владимировна

Произведения Мустая Карима (обзор)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mustay_karim.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мустай Карим

Мустай Карим родился в Башкирии. Вернувшись с фронта в мир студентов Мустафа Каримов стал Мустай Карим. Это был поворот в личной и творческой судьбе. В стихотворении «Я ухожу на фронт» любовь к Родине вырастает из конкретной любви к маленькому сыну, к отцу, к девушкам родного края, из любви к Уралу, своей национальной истории.

Отец привел мне своего коня.

Скакун дрожал, он был горяч на диво,

Копытом землю бил нетерпеливо.

А мать вручила дедовский клинок,

Чтобы за павших отомстить я мог.

Поэт избирал интонацию доверительного разговора с читателем. Отсюда интерес к его поэзии военных лет. Интерес не к батальным картинам, а к внутреннему миру, психологическому состоянию воина. К анализу его чувств и мыслей. Переходам и перепадам его настроений. Стихотворение «Дождь». Солдата заливает дождь в окопе. И уже готовы сорваться в адрес хлябей небесных черные слова. Но тут сквозь грохот молний и дым разрывов ему почудилось

Ему показалось: от слез дождя

На Белой волна дрожит.

А сын Ильгиз, как в детстве отец,

Сквозь дождь босиком бежит.

И не грязь, а память о мирном прошлом и надежда на будущее звучат. Идеалом поэзии становится человек – гражданин, осмысляющий жизнь и действующий с позиции коммунистической идейности. В стихотворении «Когда журавли прилетают» создан сложный и противоречивый характер самоотверженного борца, героя и одновременно – смертного из смертных, ошибающегося, заблуждающегося, но не изменяющего голосу совести:

По старому обычаю народа

Тебе помазать губы каплей меда

Мать не смогла…

Не потому ль

Был справедливый твой язык и сроду

Не расточал ты людям сладких слов?!

Этот герой честно смотрел правде в глаза. Жизнь народа – кастальский ключ, который дает поэту вдохновение, наполняя его творчество силой народности. Факт человеческой жизни вбирает в себя и понимание его в настоящем, и исторический опыт прошлого, и предуготовление будущего. Лирика оттого драматична. Борьба с фашизмом создаст эмоциональный узел повести «Долгое, долгое детство». В минуты наивысшего напряжения духа автобиографического героя, лежащего раненным на поле боя, перед ним раскрывается смысл извечной борьбы света и тьмы, жизни и смерти: «И в это смертное утро они сошлись в моей душе – крик первый и крик прощальный. Теперь мне суждено нести их до самых пасмурных и грустных дней своих. Потому тогда я понял – почему у реки – два берега. Потому что два берега держат течение рек, так и между двух берегов течет сама Замана – Время: один берег – небытие, другой – вечность. А человек кладет на это жизнь – пытается соединить два берега: из дерева, камня, железа, из мысли и мечты строит он мост. Уносят мост половодья, крушат ураганы. Человек гибнет, рождается вновь и поднимается за свое извечное дело: строить мост. Потому что всегда живут в его сердце те два крика». Наполняя ум человека знанием, опытом, этот мир не освобождает от мук совести, от суда совести, от поисков ответа на новые вопросы. Во имя счастья создана эта повесть. Она предстает как произведение о победе добра, человеческого духа над злом. Как ступени восхождения к высшему добру, которое есть подвиг во имя правды, воспринимаются и судьбы трех светлых героев драматической трилогии Мустая Карима: Акьегета «В ночь лунного затмения», Салавата «Салават», Прометея «Не бросай огонь, Прометей!» исследования писателя сделаны в исследовании род – личность, народ – личность, человечество – личность. В лирике 60-70 х годов стремление к постижению жизненных противоположностей, многомерности охвата действительности, в стремлении к диалектическому осмыслению парадоксов жизни. Стихотворение «Людям снятся разные сны», «Неизвестному солдату», «В дальний путь седлают непременно», «Все просто».

Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду,

Оставим наш город и ветшающий дом,

Где в красный наш угол уже не мечта и надежда –

Все чаще садится тоска и печаль о былом.

Все сильнее с годами в творчестве поэта пробивается пульс истории, исторического осмысления судеб народа, мира и своей собственной судьбы.

Казалось мне – я время победил,

Я пренебречь пространством торопился.

Не победив – в колокола я бил

И, клич издав побудный, возгордился.

Уроки истории, обычаи предков, почитаемые в качестве закона, позволяющие удерживать людей в узде, - вот что становится социально-философской проблематики в трагедии «В ночь лунного затмения». Осуждая обычай левирата, обязывающей вдову выходить замуж лишь за мужчин рода, в который она вошла невесткой, поэт-драматург призывает всмотреться в те запреты, какими человек заковал себя, свой дух.

Ох, это рабство, будь оно неладно!

Рабы, рабы от мала до велика

Обычаев, придуманных самими,

Благополучья, трусости, страстей. Это слова за свободу личности. Человек свободен, могуч, когда его вера основана на свободе и любви. Только тогда он волен в выборе. О месте человека в жизни, о следе, оставляемом им в душах людей, размышляет Карим и в повести «Долгое-долгое детство». Детство – пора взросления в человеке начал, становящихся его опорой в дальнейшем. Это – точка отсчета, с которой начинается человек. Мир детства с его играми, мечтами, поучительные притчи отца, мудрая чуткость Старшей и Младшей Матери, Круглый Талип, русский мальчик Егорка, смерти которого, согласно Корану, в судный день не хочет допустить его друг-башкир, пусть и ценой собственной жизни, уроки классовой борьбы – всему открыта душа лирического героя. С одной стороны – указания на последствия, а с другой – полынная горечь прожитых лет. Но честный человек не может обойти их. Без этой горькой истины не было бы и настоящего познания. Смещение временных планов дает возможность напомнить человеку о его основной жизненной миссии. Делать добро на земле.

Не надо, юность, не ропщи:

В твоих ушах грохочет звук,

В твоих глазах сияет свет,

Есть у тебя и враг, и друг.

Есть руки, чтобы приласкать,

Есть зубы, чтобы укусить,

Есть слово – истину изречь

Или прощенья попросить…

Есть сила – чтобы жить вовсю,

Смеясь, тревожась и скорбя…

Всего ж дороже и ценней –

То, что есть дело у тебя. (1989)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мустай Карим

Биография Мустая Карима...

Мустай Карим

Мустай Карим стихотворение...

Мустай Карим

Уҡытыусы: Дәүләтшина Мөнирә Сарим ҡыҙы2 синыф башҡорт теле, авторҙары Х.А. Толомбаев, М.М.Набиуллина,...

Буклет "Мустай Карим"

Буклет о башкирском поэте Мустае Кариме...

презентация "Мустай Карим - великий литератор"

Презентация о башкирском писателе, драматурге, поэте Мустае Кариме. Его многогранное творчество в кратце представленно в данной работе....