Сценарий по творчеству М. Ю. Лермонтова
классный час по литературе на тему

Шустова Наталья Владимировна

Композиция. М. Ю. Лермонтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

М. Ю. Лермонтов

Сценарий литературно-музыкального вечера

Пролог. «Душа с душою говорит» (Звучит романс Варламова «Горные вершины», На сцене 4 чтеца)

1 чтец. Первой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного большеглазого гусара… лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук.

2 чтец. На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

1 чтец. Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утесе и золотой тучке. Как жалко было сосну, утес, дубовый листок! Почему же все это и было про меня? Почему – вместе с сосной и утесом – так мучительно жалко себя, почему я одна, совсем одна на свете и так одиноко, так плакать хочется, почему меня никто не любит? Нет, я не вынесу этого…  я больше не могу! (Пауза, затем громко звучит романс Варламова «Парус», постепенно звук уменьшается и на фоне музыки продолжается чтение)

1 чтец. Если б умчаться в море, как парус одинокий! В огромное море – одной…  ведь в море одной не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже! О, как сладостно было это мученье, эта тоска о невиданном, желанном друге…  мечта о бесстрашии перед бурей – перед гибелью, как я счастлива, что еще на рассвете сознания мне дано было изведать это упоение…  эту власть поэзии, это приобщение ко всему миру через ее волшебные…  напевы…   Она все может…  Нет подчинения более добровольного и более неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви более вознаграждаемой, чем любовь к поэзии: любящий поэзию – дважды поэт. Но доверять ей нужно безгранично и безоглядно. Потому что она бескорыстна, потому что ведь она-то доверяется тебе вполне, она готова отдать тебе всю неисчерпаемость свою, весь сумрак свой и все дневные звезды. (О. Берггольц)

3 чтец. Я с самого детства. Больше всех поэтов люблю Лермонтова (Н. Гумилев)

4 чтец. Какое дарование! 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи – словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто б физическое наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца. (Ф.М. Достоевский)

Часть первая

«Узнают ли друзья и братья страдальца, после многих лет»

Какое дело нам, страдал ты или нет?

Пускай забудет свет

Столь чуждое ему существованье:

Зачем тебе венцы его вниманья

И терния пустых его клевет?

(Начинается своеобразная экскурсия по галерее портретов Лермонтова. Портреты, проецируемые на экран)

1 экскурсовод. Когда по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Будкину его парадный портрет (портрет на экране). С полотна пристально смотрит на нас спокойный благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке – шляпа с плюмажем.

Чтец. (Встает из зрительного зала) Можем засвидетельствовать, что он очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова. (Кланяясь: Михаил Логинов, родственник поэта).

2 экскурсовод. Но как согласовать это изображение с другими портретами (на экране портреты художников П.Е. Заболотского, А.И. Клюндера, К. И. Горбунова, других художников – современников поэта), на которых Лермонтов представлен с неправильными чертами, узеньким подбородком, с коротким, чуть вздернутым носом? Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. Они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в их изображениях нет главного – нет поэта!

1 экскурсовод.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

С. Есенин

(На экране автопортрет Лермонтова. Начинается «перекличка» современников поэта: контрастно-противоречивые, субъективные мнения; чтецы встают из разных мест аудитории)

Что за человек! Экой умница, а его стихи – музыка, но тоскующая (И.Е. Дятьковский, врач, проф. МГУ)

В его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата по человечеству. (В.Г. Белинский)

Он был вообще нелюбим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах. (Кн. Васильчиков)

У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Ну, так это неправда. Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними сам был прост и ласков. (Н.П. Раевский)

Славный малый – честная, прямая душа – не сносить ему головы. Мы с ним подружились и расстались со слезами на глазах. Какое-то черное предчувствие говорило мне, что он будет убит. Жаль, очень жаль Лермонтова, он пылок и храбр, не сносить ему головы. (Р.И. Дорохов)

Лермонтов остался русским и слабым отголоском Байрона. (П.А. Вяземский)

Поэт. Нет, я не Байрон, я другой.

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Вторая часть

«Гонимый миром странник с русскою душой»

(Фрагмент из «Песни про купца Калашникова». На сцену выходят гусляры, кланяются в пояс публике, тихо перебирают струны)

1 гусляр. Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы.

2 гусляр. Про твово любимого опричника.

3 гусляр. Да про смелого купца про Калашникова.

(Тихо звучит «Рассвет на Москве-реке Мусоргского, чтение на фоне музыки)

1 гусляр. Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной крмлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

2 гусляр. Разметала кудри золотые.

3 гусляр. Умывается снегами рассыпчатыми.

4 гусляр. Как красавица, глядя в зеркальце.

5 гусляр. Уж, зачем ты, алая заря, просыпалася?

6 гусляр. На какой радости разыгралася?

(Расходятся группами вправо и влево, в середине – царь)

1 гусляр. Как сходилися, собиралися, удалые бойцы. На Москву-реку, на кулачный бой,

2 гусляр. Разгуляться для праздника.

3 гусляр. И приехал царь со дружиною,

4 гусляр. Со боярами и опричниками.

5 гусляр. И велел растянуть цепь серебряную. И выходит удалой Кирибеевич. Царю в пояс кланяется.

6 гусляр. Ожидает он себе противника.

7 гусляр. Вдруг толпа раздалася, и выходит Степан Парамонович.

8 гусляр. А поведай чей ты сын?

9 гусляр. А зовут меня Степаном Калашниковым. Я родился от честного отца. К тебе вышел я, бусурманский сын. Вышел я на страшный бой, на последний бой.

10 гусляр. И услышав то, Кирибеевич побледнел в лице

Чтец. Если это первый опыт молодого поэта, то не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование.

Поэт. Так жизнь скучна, когда боренья нет.

В минувшее проникнув, различить

В ней мало дел мы можем, в цвете лет

Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка

И все боюсь, что не успею я

Свершить чего-то!

(«1831 июня, 11 дня)

(Звучит музыка Чайковского из оперы «Евгений Онегин», действие 2, картина 2. На фоне музыки продолжается чтение)

Чтец. За Черной речкой в снеге талом

Раздался выстрел – и на снег

Со взором мутным и усталым

Упал усталый человек.

Чтец. «Пушкин, убит, Яковлев! Как ты мог допустить это?

Поэт. (Читает 1 часть стихотворения «Смерть поэта»)

Бенкендорф. Самое лучшее на подобные легкомысленные выходки не обращать внимания, тогда слава их скоро померкнет.

Поэт. Читает последние 16 строк стиха «Смерть поэта».

Чтец. (из зала). «Смерть поэта» - это поступок Лермонтова и восход его на русском поэтическом небосклоне. И не только на поэтическом. Подвиг Лермонтова означился 14 декабря защитой чести и имени Пушкина.

Бенкендорф. Власти решат вопрос о Лермонтове. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – вольнодумство.

Николай 1. Приятные стихи, нечего сказать. Я послал Веймарна осмотреть бумаги Лермонтова. Затем мы поступим с ним согласно закону.

Поэт. Мне иногда кажется, что весь мир на меня ополчился.

Чтец. Высочайшее повеление. Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк».

Поэт. Святославу Раевскому. Прощай, мой друг. Я буду к тебе писать про страну чудес – восток. Меня утешают слова Наполеона: «Знаменитости создаются на Востоке». Прощай, твой навсегда М. Лерма.

(Дорожные звуки: скрип колес, цоканье копыт, унылая песня)

Чтец. Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, как я страдал,

Тому судья лишь бог да совесть!

Чтец. (жен. голос) Марии Александровне Лопухиной. «Милый и добрый друг. У меня здесь славная квартира. Эльбрус».

(Поэт далее будет находиться в правом от зрителей углу сцены и иногда комментировать происходящее на сцене. Фрагмент из «Героя нашего времени»)

Печорин. Вчера я приехал в Пятигорск. Нанял квартиру на краю города. На самом высоком месте, у подошвы Машука. Во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Воздух чист и свеж как поцелуй ребенка. Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, собирается все водяное общество.

Грушницкий. Печорин! Давно ли здесь?

Печорин. Грушницкий! (обнимаются)

Поэт. Грушницкий – юнкер. Он только год в службе. Он на все случаи жизни имеет пышные фразы. Производить эффект – наслаждение.

Печорин. Я его понял, и он меня за это не любит. Я его также не люблю. Одному из нас на узкой дороге несдобровать.

(Через аудиторию идут на сцену  княгиня Лиговская и Мери, могут перемещаться в зал и на сцену, создавая тесную связь между актерами и зрителями)

Грушницкий. Вот княгиня Лиговская. И с нею дочь Мери. Она здесь три дня.

Печорин. Однако ты знаешь уже имя.

Грушницкий. Да, я случайно слышал. Это знать. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?

Печорин. Бедная шинель (усмехаясь)

Грушницкий. И есть за что.

Печорин. О! Право?

Грушницкий. Милый мой, я ненавижу людей, чтобы их презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом.

(Мери, проходящая мимо, оглядывается и смотрит на Грушницкого с любопытством. Грушницкий роняет стакан. Поднять не может из-за ранения в ногу. Мери подбегает и поднимает стакан)

Грушницкий. Ты видел? Это просто ангел!

Печорин. Нет, видел.

Грушницкий. И ты не был тронут?

Печорин. Нет. (Грушницкий уходит) я лгал. У меня врожденная страсть противоречить: противоречия сердца и рассудка. Нынче поутру зашел ко мне доктор Вернер.

Поэт. Вернер – человек замечательный. Он скептик и материалист. И поэт. Но не написал и двух стихов.

Вернер. Что до меня касается, то я убежден только в одном.

Печорин. В чем это?

Вернер. В то, что я в одно утро умру.

Печорин. Я богаче вас, у меня есть убеждение – в один прегадкий вечер я родился.

Вернер. В этом есть идея.

Печорин. Две!

Вернер. Вам хочется знать насчет приезжих?

Печорин. Доктор! Судьба заботиться, чтобы мне не было скучно.

Поэт. Эта книга испытала на себе доверчивость читателей. Герой Нашего Времени – портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Печорин. Я часто спрашиваю себя, зачем я добиваюсь любви молоденькой девочки?

(входит Мери)

Мери. Вы опасный человек. Лучше попасть на нож в лесу, чем вам на язычок.

Печорин. Разве я похож на убийцу?

Мери. Хуже.

(Мери смотрит пристально, качает головой и уходит)

Вернер (входя) Правда ли, что у вас свадьба с Мери? Весь город судачит.

Печорин. (в сторону) про меня и Мери распущены дурные слухи. Грушницкому это даром не пройдет!

(на сцене группа, в которой драгунский капитан и Грушницкий)

Драгунский капитан. Господа! Это ни на что не похоже. Печорина надо проучить!

Собеседник. И что за надменная улыбка! Я уверен, что он трус!

Грушницкий. Я думаю то же.

Собеседник. Грушницкий на него зол за то, что он отбил у него княжну.

Грушницкий. Вот еще что вздумали!

Драгунский капитан. Хотите испытать его храбрость? Это вас позабавит.

Голоса. Хотим, только как?

Грушницкий. (незамеченным появляется Печорин и слушает.)

Я вам расскажу истину. Только не выдавайте меня. Вчера к княжне прокрался кто-то в комнаты. Мы хотели его схватить, только он вырвался и, как заяц, бросился в кусты; тут я по нем выстрелил.

(Вокруг Грушницкого ропот недоверия)

Грушницкий. Не верите? Даю вам честное благородное слово, что все это сущая правда.

Голоса. Скажи, скажи, кто он?

Грушницкий. Печорин

(Подходит Печорин. Грушницкий поднимает глаза и видит Печорина)

Печорин. Мне очень жаль, что я вошел после того, как вы дали клятву после отвратительной клеветы. (Грушницкий стоит, опустив глаза, драгунский капитан толкает его локтем)

Грушницкий.  Я не боюсь ваших угроз и готов на все.

Печорин. Последнее вы уже доказали. (все уходят, кроме Печорина). Пробегаю в памяти все свое прошлое. Зачем я жил? Для какой цели родился? Верно она существовала. Я чувствую в душе силы. Но не угадал назначения, я увлекся приманками страстей пустых, из них я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни. И, может быть, я завтра умру!

Поэт. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души. Едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою.

Чтец. 11 октября 1837 года отдан приказ о переводе прапорщика Лермонтова в Гродно.

Поэт. Гляжу на будущность с боязнью.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

Чтец. 9 апреля 1838 года опубликован приказ о переводе Лермонтова в Царское Село.

Часть третья

«Пестрою толпою окружен»

(Бал-маскарад, плавная музыка, в зале и на сцене танцующие и беседующие группы. Сцены из «Маскарада» и драмы Паустовского «Поручик Лермонтов»)

Арбенин. Князь, вы здесь?

Князь. (недовольно) я то же самое хотел спросить у вас.

Арбенин. Я ваш ответ предупрежу, пожалуй:

Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало,

Смотрел с волнением немым,

Как колесо вертелось счастья.

Князь. Как быть, а целый час хожу.

Арбенин. А! вы желает, чтоб счастье вас ловило?

Князь. Все маски глупые.

(Уходят. Лермонтов стоит с кн. Вяземским у колонны. Он сумрачен, на лице выражение усталости)

Величественная старуха. Кто этот хмурый гусар?

Генерал. Это Лермонтов. Где же ему танцевать, готовит на нас эпиграмму.

Старуха. Не то уж свет. Ни ласки, ни улыбки.

Вяземский. Вы больны, Михаил Юрьевич? Или тоска?

Поэт. Да, пожалуй, тоска.

Вяземский. К чему же вас тянет?

Поэт. К дружеской беседе. Побродить по Летнему саду. К стопке чистой бумаги.

Одоевский (подходит и присоединяется к беседе; с ним и другие)

Скажите, Михаил Юрьевич, вы списали Демона?

Поэт (шутливо). С самого себя, князь.

(Звучит ария Демона из оперы Рубинштейна «Демон». На фоне музыки продолжается действие)

Одоевский (недоверчиво). Но вы не похожи на такого страшного протестанта и мрачного соблазнителя.

Поэт. Поверьте, князь, я еще хуже моего Демона.

И гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

Щербатова. Мне ваш Демон нравится.

Соломирская. Я вашим Демоном увлеклась.

(Разговор о «Демоне» слышат, проходя мимо, высокие особы)

Высокая особа. Поэма – слов нет, хороша.

Великий князь Михаил. Я только никак не пойму, кто кого создал: Лермонтов ли – духа зла или же дух зла – Лермонтова?

Белинский (из зала). Демон сделался фактом моей жизни. Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения. Демон не пугал Лермонтова – он был его певцом.

Маска (Лермонтову). Неужели вы никогда не улыбаетесь?

(Вокруг Лермонтова маски, ему что-то говорят, он выбирается из толпы, выходит к рампе)

(Поэт читает стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен»)

(к Лермонтову подходит Барант)

Барант. До меня дошли слухи, что вы обо мне распространяете порочащие мою честь эпиграммы.

Поэт. Верить сплетням – удел неумелых женщин. Это скучно.

Барант. Вы поступает неблагородно. Советую вам взять свои слова обратно.

Поэт. Я не нуждаюсь в ваших советах, сударь.

Барант (вспыхивая) если бы я был во Франции, то знал бы, как с вами поступить.

Поэт. В России правила чести соблюдаются также как и во Франции.

Барант. Однако дуэли запрещены.

Поэт. Это ничего не значит. Сегодня я пришлю к вам своего секунданта.

Барант. Мы будем драться на шпагах.

Поэт. Как угодно. Пистолеты вернее и решительнее кончают дело. (кланяются и расходятся)

Чтец. Дуэль с Барантом состоялась 18 февраля 1840 года за Черной речкой. Сначала дрались на шпагах. Потом была дуэль на пистолетах. Барант промахнулся, а Лермонтов стрелял в сторону. Противники тут же помирились.

Чтец. Военно-судная комиссия установила, что Лермонтов вышел на дуэль, чтобы поддержать  честь русского офицера.

Великий князь Михаил Павлович. Сверх содержания его под арестом 10 дней, содержать в каземате 3 месяца и потом выписать в армейский полк.

Белинский. Вышли повести Лермонтова, Дьявольский талант!. Недавно я был у него в заточении. Чудная натура.

Поэт.

Есть речи – значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Николай 1. Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский полк.

Чтец. Николай 1 избрал Лермонтова Тенгинский полк, который принимал участие в опасных делах против горцев.

Николай 1. Счастливый путь, господин Лремонтов, пусть он прочистит вам голову.

Поэт.

Я к вам пишу случайно; право,

Не знаю, как и для чего.

Я потерял уж это право.

И что скажу вам? – ничего!

Что помню вас? – но, боже правый,

Вы это знаете давно;

И вам, конечно, все равно.

…….

Но я вас помню – да и точно

Я вас никак забыть не мог!

(Далее стихотворение продолжают читать чтецы, передавая друг другу как эстафету, заканчивает чтение Поэт)

Чтец. В 1840 году Лермонтов получил разрешение на свидание с бабушкой. Провел в столице более 2-х месяцев. В апреле 1841 года срочно выслан обратно на Кавказ.

Чтец. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники.

Толпа (стихотворение делится на реплики по строчке)

- Какое дело нам, страдал ты или нет?

- На что нам знать твои волненья.

- Надежды глупые первоначальных лет.

- Рассудка злые сожаленья.

- Взгляни: перед тобой играючи идет

Толпа дорогою привычной;

- На лицах праздничных чуть виден след забот,

- Слезы не встретишь неприличной.

(Звучит романс Шашиевой «Выхожу один я на дорогу», на фоне музыки читаются стихи «И скучно и грустно»)

Часть четвертая

«Его убийца хладнокровно навел удар»

Генерал. Поручик Лермонтов при своем полку не находился.

Николай 1. Зачем не при своем полку?

Чтец. 13 июля произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым на вечере у Верзилиных. Причиной вызова на дуэль послужили шутки и остроты Лермонтова.

Чтец. Дуэль состоялась 15 июля у подножия Машука.

(Звучит музыка Чайковского из оперы «Евгений Онегин», действие 2, картина 2)

Поэт. (задумчиво)

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят, будто сны;

И вновь приходят с позлащенной,

Но той же старою мечтой.

Васильчиков. Зарядили пистолеты. Глебов подал команду сходиться. Лермонтов поднял пистолет вверх.

Чтец. Его убийца хладнокровно

Навел удар. Спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно

В руке не дрогнул пистолет.

(Внезапно громко начинает звучать романс Варламова «Горные вершины», затем на фоне музыки словами прощания чтецы завершают 4-ю часть)

Чтец.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять

Чтец.

Отчего не понял свет

Великого, и как он не нашел

Себе друзей, и как любви привет

К нему надежду снова не привел?

Он был ее достоин.

Чтец.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Эпилог

«Суд» над Мартыновым

Еще не знаешь ты, кто я,

Утешься! Нет, не мирной доле,

Но битвам, родине и  воле

Обречена судьба моя.

(Лермонтов. «Измаил-Бей»)

Мартынов. Сегодня минуло много лет, как я стрелялся с Лермонтовым на дуэли. Трудно поверить!

Чтец.

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!

Мартынов. Памятны все события и детали дуэли.

Чтец.

Гроза разразилась. Остынув от зноя,

Машук и Бештау склонились над юношей.

Мартынов. Вспоминая дуэль, я понял, что стою на краю могилы. Я чувствую желание высказаться. Облегчить свою совесть.

Чтец.

Вы не смоете свей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь

Мартынов. Не стану говорить об его уме: эта сторона его личности вне вопроса. Все одинаково знают, что он был умен.

Чтец.

Убит! К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Мартынов. Как писатель, он весьма высоко стоит. Его талант не успел прийти к полному развитию.

Чтец (обращаясь к Мартынову).  Если сообразить, что талант его не пришел к полному развитию

Мартынов. Если вспомнить, как он был еще молод.

Чтец (Мартынову).

Если вспомнить, как он был еще молод

Ты создал сам свое страданье

Ты вечно первую утрату

Не в силах будешь заменить.

(Мартынов медленно уходит)

Чтец. У поэта есть только одна дата – дата рождения.

(Чтецы, исполнители поднимаются на сцену и поочередно читают стихи)

Дай руку мне, склонясь к груди поэта,

Свою судьбу соедини с моей:

Как ты, мой друг, я не рожден для света

И не умею жить среди людей;

Я не имел ни время, ни охоты

Делить их шум, их мелкие заботы,

Любовь мое все сердце заняла

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,

Но для поэта он не тесен.

До самых звезд он кровлей досягает,

И от одной стены к другой –

Далекий путь, который измеряет

Жилец не взором, но душой.

Есть чувства правды в сердце человека,

Святое вечности зерно:

Пространство без границ, теченье века

Объемлет в краткий миг оно.

И всемогущий мой прекрасный дом

Для чувства этого построен,

И осужден страдать я долго  в нем,

И в нем лишь буду я спокоен.

Великий муж! Здесь нет награды,

Достойной доблести твоей!

Ее на небе сыщут взгляды

И не найдут среди людей.

Но беспристрастное преданье

Твой славный подвиг сохранит,

И, услыхав твое названье,

Твой сын душою закипит.

Свершит блистательную тризну

Потомок поздний над тобой

И с непритворною слезой

Промолвит: «Он любил отчизну!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

"Любовь пусть сердце не покинет" Сценарий литературно--музыкального вечера, посвящённого творчеству М .Ю. Лермонтова.

Интегрированный театрализованный проект.( МХК, литература, музыка). Задействованы учащиеся с 5--11 класс....

"Любовь пусть сердце не покинет" (по творчеству М.Ю.Лермонтова) сценарий интегрированного театрализованного проекта

Цель мероприятия: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии Лермонтова; сформировать представление о личности поэта, о его взаимоотношениях с женщинами. Особая атмосфера л...

«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.

«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ТУРНИРА ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Турнир для учащихся 7 - 8-х классов по творчеству М.Ю. Лермонтова....

Разработка сценария литературного вечера по творчеству М.Ю.Лермонтова для 9-11 классов

Сценарий,посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова. Чтениие наизусть  стихотворений поэта, конкурс инсценировок, викторина....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству М.Ю. Лермонтова "Такой разный Лермонтов"

Литературно-музыкальная гостиная по теме "Такой разный Лермонтов" предназначена для учащихся всех возрастов. Данная разработка может быть проведена как своеобразный итог предметной недели в школе или ...