М. Булгаков. Мастер и Маргарита
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки литературы по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Совесть, истина, человечность

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

11 класс

Планирование уроков по роману.

1 урок. Громада и тайна романа. Судьба художника. Обсуждение читательских анкет учеников после восприятия романа. Личность, биография писателя как одна из «разгадок» тайны романа. Обзор романа «Белая гвардия», повести «Собачье сердце», пьесы «Кабала святош». Комментированное чтение отрывков из 1 и начала 2 главы. Словесное мастерство.

2 урок. Философско-этические проблемы романа. Роль библейских глав. Тема совести.

3 урок. Судьба Мастера. Проблема творчества и судьбы художника. Любовь на страницах романа.

4 урок. Гениальный художник. Мастерство Булгакова-сатирика. Традиции русской и мировой классики в творчестве писателя. Значение трех планов повествования в романе. Семинар.

1 урок – Лекция с элементами комментирования.

2 урок – Чтение 1 и начала 2 глав романа. Эмоциональность первой фразы Понтий Пилат: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Сложный внутренний мир фразы. Она отчетливо разделена на 6 разновеликих ритмических отрезков. Первые два отрезка сходны, далее строки разрастаются, но определенная упорядоченность ударений, создающая сложный ритмический рисунок есть. Число ударных слогов увеличено вдвое. Тут каждое слово весомо и значительно, это образ человека, наделенного большой властью, не лишенного государственной мудрости, вызывающего трепет и уважение. Но вот следующая фраза снимает ореол значительности, подчеркивая земные слабости человека, несколько приземляя его: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета». Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет скрываемая ото всех и, даже от себя, трусость перед более высокой властью. Чтение 2 главы до конца. Домашнее задание: перечитать ершалаимские главы, подумать, какие философские, этические проблемы в них поставлены, какие из них можно обнаружить и в московских главах. Подготовить рассказ об евангельской истории Иисуса Христа и его распятии (Евангелие от Матфея, гл. 27, 28). Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы – парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти 2 тысячи лет назад, в начале новой эры истории человечества. Но следует сравнить: возраст 33 года Иисусу – 27 Иешуа. Мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит. Не Бог, царь, сын Божий, а нищий бродячий философ самого низкого происхождения. Отсутствие учеников – не 12 апостолов, а только Левий Матвей. Неточно и невнятно записывающий слова учителя. Отсутствие популярности  в народе: Иешуа, когда он вошел в Ершалаим (не въехал на осле), никто в городе не знал. Изменен характер проповеди, оставлено одно нравственное положение: «Все люди добрые» - краткое обращение всех призывов к добру в Нагорной проповеди. После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей, единственный друг и ученик, который не смог выполнить своего главного намерения, сократить страдания Иешуа на кресте. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть. Наконец, оспоренно божественное происхождение Евангелий, которые имеют своим источником пергамент Левия Матвея, где «записанное представляет собою несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических обрывков». Писатель переосмыслил библейские тексты. Даже слово «крест» или «распятый» использованы грубо, приземленные «повесить» и «столб». Еще одно различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видимо, в концепции романа Булгакова особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копье. Чтобы понять его, проследим за поведением Пилата Понтийского в сцене допроса Иешуа. К мучающемуся гемикранией прокуратору привели обвиняемого. Первым побуждением Пилата было «повесить его», не обременяя себя допросом, но из чувства долга он продолжает задавать вопросы, сам понимая их бессмысленность, и среди них вопрос об истине. «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». Чудо? Нет. Исцеление словом (внушением) – не такое уж редкое явление в практике хорошего психотерапевта. В основе его огромная проницательность, но не сверхъестественного происхождения (сам объясняет, как узнал о собаке), ум, наблюдательность, понимание человека и главное качество – сострадательность. Игемон убеждается в невиновности Иешуа, хочет его спасти, но тут звучит новое обвинение. Булгаков дает глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Понтием Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, Пилат склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю». Постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, хотя бы смягчить укоры совести. Но нет, и не может быть морального выкупа за предательство. А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Но неужели бесстрашный на поле боя воин, всадник Золотое Копье, в самом деле трус? И отчего Булгаков так настаивает на этом обвинении? «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», - слышит во сне Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», - неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого автора. Почему же такая резкая оценка? Вероятно, писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. И наказан Пилат страшными муками – муками совести. Тема совести – одна из центральных в романе. Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть – искупление вины, возможность внутреннего очищения. Еще проблемы этих глав. Что такое добро и что такое зло? Что есть истина? В чем смысл человеческой жизни? Ответственен ли человек за свои деяния? Человек и его вера. Человек и власть. Это важнейшие вопросы человеческого бытия. Они волнуют людей всех народов во все времена. Можно сделать запись этих вопросов. Они пригодятся. Главные выводы по ершалаимским главам.

  1. М.А. Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
  2. Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества заменена земной идеей власти социальных сил.
  3. Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека (прежде всего наделенного властью, но и любого другого) за происходящее вокруг.
  4. Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок – трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в нашем понимании его идеи? Существуют параллели, которые связывают изображение Ершалаима 30-х годов 1 века нашей эры и Москвы 30-х годов 20 века. Некоторые из них. Сходность в описании двух городов, разделенных не только тысячами километров, но и почти двумя тысячами лет. Отдельные детали, ритм, интонация фразы совпадают. Случайность? Но такой мастер, каким был Булгаков, вряд ли стал бы просто повторять найденный удачный образ или деталь. Вечные символы, силы природы: солнце, луна, гроза, тучи, молния, - которые присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Мастера и Воланда. Причем их смена хронологически совпадает: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза. В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми или разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность людей эпохи, а значит, и ее состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Вот такая своеобразная проверка, моральная ревизия общества и совершается в романе Воландом. Появление черта в литературе имеет давнюю традицию (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Гете и другие). Воланд Булгакова написан в лучших традициях русской и мировой культуры: в критике отмечались многочисленные реминисценции с литературными, живописными, скульптурными, театральными образами. Даже имя пришел из «Фауста» И.В. Гете, где Воланд (Фаланд) упоминается как один из синонимов слова «черт». Привлекательность, мрачное обаяние, неторопливое достоинство, спокойствие, мудрость и благородство, которые привлекают читателя в этом герое. Он мало напоминает традиционного демона зла. Воланд Булгакова и его помощники не творят зло и не наказывают порок (это прерогатива самих людей), они почти не влияют на текущие в людской жизни события. Роль этих героев – как в условности искусства вообще – обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выводить на всеобщее обозрение черты и тенденции, которые без этого скрыты от глаз. И все фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственные превращения советских денег в доллары в канализационном бачке и прочая чертовщина – это не столько наказание, сколько доведение до видимого явного результата внутренних пороков человека. В этом ключе легко раскрывается сцена в Варьете, где под видом фокусов происходит испытание москвичей на алчность, милосердие. И вывод: «Ну что же они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни сделаны, из кожи ли, из бумаги, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. Ну, что же и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних. Квартирный вопрос только испортил их». Моральная инспекция всего общества и отдельных его членов продолжается на протяжении всего романа. Вывод  урока. Писатель, вслед за своими предшественниками «золотого века» русской литературы, русскими философами начала 20 века, был убежден: в основе любого общества должны лежать не материальные, классовые, политические, а нравственные основания. Это была проницательность самого автора. Общечеловеческие проблемы. Проследим об этом в истории Иешуа Га-Ноцри. Проблема веры человека и связанной с ней темой совести, человеческой ответственности за себя, за окружающих, за общество, за мир в целом. Слово «вера» много раз звучит в романе не только в привычном контексте вопроса Понтия Пилата к Иешуа Га-Ноцри: «веришь ли ты в каких-нибудь богов? – Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю». В широком смысле «Каждому будет дано по его вере». В сущности, вера дана в более широком смысле, как величайшая ценность, идеал, цель жизни. На этом проверяется каждый персонаж любого уровня. Вера во всемогущество денег, стремление любыми средствами хапнуть побольше – это своеобразное кредо Босого, буфетчика. Вера в любовь – смысл жизни Маргариты. Вера в доброту – главное определяющее качество Иешуа. Страшно потерять веру, как теряет Мастер веру в свой талант, в свой гениально угаданный роман. Страшно этой веры не иметь, что свойственно, например, Ивану Бездомному. В сознании этого, в сущности, очень неплохого человека общественная идеология в лице Берлиоза и иже с ним вытравила прежние устремления к добру, истине, справедливости, попыталась внушить новые, смутные, не принятые сердцем лозунги. Отсюда «чудовищность», как говорит прозревший герой, его стихов. Вероятно, Иванушка – поэт не рюхинского плана. Пройдя через серьезные испытания, обретя с помощью Мастера новую веру, Бездомный оказывается в состоянии выполнить завет учителя: «Вы о нем продолжение напишите». О ком это «о нем»? Об Иешуа Га-Ноцри. Нет, о Понтии Пилате, ведь он был главным героем. О проблеме власти, о властителях разных времен и народов, в том числе, и своего, времени. Не случайно Бездомный в эпилоге романа становится историком. Эту веру за мнимые ценности, за неумение и душевную лень найти свою веру человек бывает наказан, как в романе Булгакова. Персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести. Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность, что в романе свойственно Берлиозу. Он первым появляется на страницах романа. Подробно описывается с полным наименованием чинов и званий. Диалог между Бездомным и Берлиозом в первой главе, вернее, монолог последнего, идет по поводу антирелигиозной поэмы, которая была заказана поэту редактором и последнего не удовлетворила. Появившийся Воланд своими вопросами обнажает искуссственность, примитивность тех догм, которые проповедует Берлиоз. И последней каплей в этом споре, который трудно назвать спором, поскольку позиции явно не равнозначны, является «седьмое доказательство», гибель Берлиоза под колесами трамвая, но не спровоцированная, а лишь предсказанная Воландом. Какова же идейная роль Берлиоза? Берлиозов? Всякая система, имеющая ложные основания, стремится воздействовать, прежде всего, на сознание людей, внушить определенные истины, взять в духовный плен. На выполнение этой задачи брошена не только идеология, но и культура, которая рассматривается как часть идеологии. Берлиоз, руководитель крупной писательской организации (аббревиатура МАССОЛИТ) в сознании читателя ассоциируется с такими новообразованиями, как РАПП, МАПП, Пролеткульт, ЛЕФ). Редактор толстого журнала, не только сам проповедует официально утвержденные истины, но требует этого от своих подчиненных. И постепенно читателю открывается, что Берлиоз является идейным вдохновителем ариманов, латунских, лавровичей, именно под его идейным руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая присущие ей высокие нравственные идеалы. Но если Иван Бездомный, человек без большого духовного багаж, не всегда ощущает примитивность и ложность внушаемых ему тезисов и уж конечно не понимает истинную их подоплеку, то сам Берилиоз, человек достаточно начитанный и образованный, это прекрасно осознает. Это проявляется в споре с Воландом. Каждая фраза взвешивается с позиций внушенных и внушаемых идеологических постулатов: «Надо будет ему возразить так». И тогда становится понятным, почему этому персонажу, единственному в романе, Волан изменяет своему правилу: не вмешиваться в дела людей, а лишь способствовать проявлению их нравственного стержня – у трупа исчезает голова, чтобы потом появиться для последнего вывода на балу у Сатаны. Теория Берлиоза о том, что по окончании жизни человек превращается в золу и уходит в небытие, лишает его нравственной опоры, его жизнь – духовного смысла. «Каждому будет дано по его вере». Тезис, дающий человеческой жизни духовный свет, хотя и он звучит в романе лишь как одна из возможных теорий, а не как истина в последней инстанции. Веру, истину, смысл жизни, понимание «вечных» вопросов бытия каждый человек ищет и находит сам, руководствуясь при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени. Идея романа. К Воланду в его последний день пребывания в Москве обращается Левий Матвей с поручением от своего учителя: «Он прочитал сочинение мастера. И просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. – А что же вы не берете его к себе, в свет? – Он не заслужил света, он заслужил покой». Вопрос о том, почему Мастер заслужил не свет, а покой? Для этого нужен философ П.А. Флоренский. Он считает, что после телесной смерти все души помещаются в единое место, где каждая очищается самостоятельно и в меру совести. Это место философ и называет покоем. Загробное царство у Булгакова изображено без малейшей иронии. Оно делится на «свет» (область Иешуа – некое подобие христианского рая, куда попадают те, кто всю жизнь нес людям Добро и Истину), «покой», которым награждается Мастер, получивший блага: независимость, уединение, условия для творчества. Третья область в романе представлена балом Сатаны. Это тоже своеобразный «рай», поскольку его обитатели, убийцы и насильники, ведут в нем то самое существование, к которому стремились при жизни: купаются в коньяке и шампанском, покупают женщин – рай, с точки зрения злодеев. Правда, отдельные обитатели этого княжества Сатаны мучимы совестью (Фрида), но, вероятно, лишь те, у кого совесть была при жизни. Мистические главы и вопросы к ним – это философия и этика. Элементы, предложенные писателем в романе по мироустройству, можно принимать или отвергать. Но раздумья над вопросами о мире и человеке, смысле жизни, вере и совести открывают сложность бытия и души человеческой. Это основа нравственного совершенствования. Третий урок. Вопросы.

  1. Изображение литературного мира на страницах романа (МАССОЛИТ, писательский ресторан, поэты Рюхин, Бездомный). Что и почему отвергает в нем Булгаков?
  2. Судьба Мастера и его романа. Проследите изображенную в «Мастере и Маргарите» историю художника и его произведения. Как вам кажется, трагическая судьба романа – случайность или закономерность? Как вы объясните, почему на вопрос Бездомного:  «Вы - писатель?», герой романа сурово отвечает: «Я – мастер»? что значит, по мнению Булгакова, быть Мастером? В чем, с вашей точки зрения, близок герой писателю и чем от него отличается? Почему Левий Матвей говорит о Мастере: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? в чем, по мнению Булгакова, назначение художника-мастера? Как вы понимаете утверждение Воланда «Рукописи не горят»? согласны ли вы с этим высказыванием?
  3. Счастье, боль, долг Маргариты. Маргарита на страницах романа. Сообщение ученика.
  4. Биографическая основа истории Мастера и Маргариты (Писатель и Елена Сергеевна). Сообщение ученика.

Самые сложные вопросы этого урока. Герой романа, Мастер, появляется не с первых глав романа, а лишь в 13 главе. Прочитать ситуацию появления героя и его описание. Затем диалог двух пациентов психиатрической больницы, в котором впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа: «Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я – мастер», - он сделался суров. Почему в устах героя резко противопоставляются эти слова? Какой смысл они для него имеют? Почему столь негативное отношение вызывает у героя слово «писатель», к которому мы привыкли относиться с уважением. Литературный мир на страницах романа написан колоритно и насмешливо, ведь все эти писатели опошляют великое писательское звание, рассматривают свою мнимую причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя ни душевным трудом, ни счастьем и муками слова, без чего невозможно подлинное литературное служение. Но именно эти люди именовались писателями, широко издавались, тогда, как подлинному художнику было отказано в естественном праве – писать для людей. История Мастера и его произведения. Почему не увидела свет эта рукопись, гениально «угадавшая» прошлое и, как мы убедились, проливающая свет на настоящее? Вывод. Роман Мастера, написанный вдохновенным  талантливым пером с надклассовых, вне идеологических позиций, именно поэтому оказался не только не традиционным, но и враждебным литературному миру 30-х годов, так сатирически описанному Булгаковым. Причин этой враждебности не мог понять сам Мастер, но современный читатель, знакомый с эпохой по литературным произведениям, без труда объяснит этот поток литературной брани не только не традиционностью темы и героя, но прежде всего внутренней независимостью от идеологических постулатов, свободой творческого сознания. Какова дальнейшая судьба Мастера, изменившаяся при участии Иешуа и Воланда? Есть мнение, что Мастер лишился света, поскольку прибег к помощи Сатаны. Вряд ли с этим можно согласиться. В истории с Воландом Мастер – личность пассивная, на своеобразную сделку с дьяволом соглашается Маргарита, но написаны эти страницы так, что не оставляют никакого сомнения в авторском отношении к героине: сила любви, высокое достоинство, история с Фридой не только не снижают уважения к героине и восхищения ею, но еще больше усиливают их. Чтобы понять, почему Мастер получил не свет, а покой следует сравнить судьбу и жизненную позицию двух великих художников – Булгакова и созданного его воображением героя. Между ними много общего: ощущение высокой предназначенности литературы, внутренняя независимость, высокая образованность (историк по образованию, Мастер владеет пятью языками), талантливость, мастерское владение словом. Различия? На вопрос Воланда о будущем Мастер отвечает: «У меня нет больше никаких мечтаний и вдохновения тоже нет. Ничто меня вокруг не интересует. Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал. Свое произведение ненавижу, я слишком много испытал из-за него». Вот эта сломленность под влиянием даже самых суровых испытаний, отказ от своего призвания, таланта – то главное, что отличает героя от автора, который до последних дней жизни боролся за свое произведение, продолжал над ним работать без малейшей надежды увидеть его напечатанным, мечтал, чтобы оно дошло если не до современника, то хотя бы до потомков. Заметим, что автор не судит своего героя. Ведь булгаковский «покой» - это не наказание для тех, кто не смог попасть в «свет», это награда, воплощенная мечта Мастера о не суетности и мудрости, тишине и уединении, возможность свободно творить. Покоя достоин тот, кто честно прожил жизнь, кто не отягощен муками совести, не казнит себя за предательство и трусость, каким и предстает перед читателями Мастер. Как сам Булгаков понимает слово Мастер? Мастер – человек, наделенный не только силой слова, но и великим понимаем жизни, верный своему предназначению. Честные, свободные, открывающие сокровенные глубины мира и человеческой души, талантливые произведения Мастера и мастеров достойны великой участи – быть вечными спутниками людей, обрести бессмертие. Любовь Маргариты. После обсуждения есть вопросы. – При изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы говорили о высокой нравственности Татьяны, отвергнувшей любовь и оставшейся верной своему мужу. Можно ли в этом случае назвать нравственным поведение Маргариты? Она оставила мужа, который ее любил, и ушла к Мастеру. Почему? Взаимная любовь – счастье. Почему же в романе даже эпизод первой встречи и мгновенно вспыхнувшей любви окрашен тревогой, звучит почти трагично? Может быть, писатель считал трагичной великую большую любовь? В чем назначение спутницы большого таланта? Чего эта миссия требует от женщины? Обязательно ли трагична ее судьба? Почему просьбу наградить Маргариту, как и Мастера, покоем Левий просит моляще? Почему он считает, что она менее достойна покоя?

4 урок. Урок-семинар. Вопросы раздавали заранее. Анализ одного эпизода романа. Сочинение-миниатюра «Что в мире и человеке открыл мне роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Вопросы к семинару.

  1. Традиции изображения черта в русской и мировой классике (Гете, Гоголь, Лесаж, Достоевский). Чему служат эти условные романтические образы? Какова роль Воланда и его свиты в романе Булгакова?
  2. Использование М.А. Булгаковым деталей и образов гетевского «Фауста». Следование или полемика?
  3. С позиций мировой культуры. Связь романа с идеями и образами театрального, музыкального искусства.
  4. На какие традиции русской классики опирается Булгаков в своих сатирических главах? Какие пороки человека и общества подверглись в романе особенно сильному осмеянию? Что из осмеиваемых писателем явлений осталось в прошлом, что требует борьбы и сейчас?
  5. Мастерство Булгакова-сатирика (на примере анализа одного из эпизодов романа: место в композиции, сюжетная основа, приемы сатирического изображения).

Список литературы

  1. Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты»
  2. Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  3. Утехин Н. Современность классики
  4. Чудакова М. И книги, книги.

Финал семинара завершаем вопросом – Каково значение необычной композиции романа, переплетения в нем трех планов повествования?

Сочинения – миниатюры.

Пример.

Самый сильный – пока! – роман, который прочитал за свою жизнь. Главные открытия: 1. Мир огромен и сложен, в нем много непознанного. Чтобы соответствовать миру, нужно постоянно думать, искать, понимать. 2. Главная наука – философия, но только не спрямленная, не идеологизированная. 3. Плохо знаю историю. Настоящее можно понять только на уровне прошлого. В истории многое повторяется, но на новом витке. 4. Чтобы познать мир, надо читать великие книги, прежде всего философские и Библию. Но не из-за веры в бога, а из-за веры в опыт человечества. 5. Понял, что такое настоящая литература, нашел для себя ее критерий. Если Булгаков прошлым проверял настоящее, буду уровнем этой книги проверять ценность прочитанного.

Так приоткрыта тайна романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тайна художественного слова. А это делает нас мудрее и человечнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита"

4 конспекта с применением методов критического мышления, рассчитанные на творческого учителя. все права защищены....

Конспекты уроков М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Конспекты с применением методов критического мышления...

Презентация по литературе в 11 классе "По страницам "гениально угаданного" романа" (М.Булгаков. "Мастер и Маргарита")

Презентация по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" представляет собой викторину  "По страницам "гениально угаданного" романа". Викторину можно проводить как обобщающий урок и как внеклассное...

Применение методов продуктивного способа обучения с целью привития навыков самодеятельности учащихся на уроках литературы (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

Применение методов продуктивного обучения, способствующих привитию навыков самодеятельности учащихся, позволит разрешить противоречия: между стремлением личности ученика к саморазвитию между увеличен...

Булгаков "Мастер и Маргарита"

Тест по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"...

М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"

Тест по роману для самостоятельной работы...

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Презентация к уроку по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...