Песня в солдатской шинели (по творчеству М.Джалиля)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

  Песня в солдатской шинели (по творчеству М.Джалиля)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesnya_v_soldatskoy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : - познакомить с поэзией военных лет ;

                      - заинтересовать учащихся творчеством Мусы Джалиля ;

                      - воспитывать в них чувство уважения к ветеранам войны , к людям старшего поколения.

Оформление класса : на доске тема урока « Песня в солдатской шинели « и эпиграф к уроку « Песней друга утешал и славил , Песней бил врага в суровый час ! « ( М.Джалиль );

Таблица

Дата

автор 

Название стиха.

23 июня

А.Сурков

« Присягаем победой «

24 июня

В.Лебедев-Кумач

« Священная война «

25 июня

А.Сурков  

« Песня смелых «

Выставка книг поэтов – фронтовиков ; материалы о М.Джалиле , свечи и цветы , фонозаписи песен.

Ход урока.

  1. Объявление цели урока.
  2. Вступительное слово учителя.

Наше время полно ярких , больших дел. Но и сегодня , когда выросло и стало зрелым поколение , не знавшее ни воя сирен  , ни визга осколков , ни героя « похоронок « , священна наша память о войне.

 Что может быть дороже человеческой памяти , о которой говорил Е.Исаев :

    И ходит по земле

    Босая память – маленькая женщина.

Медленно идет она по земному шару , останавливаясь у обелисков и могил , без стука входя в наши дома. И всюду , где она прошла , звучит колокол нашего сердца. И мы свято бережем эту память : литература вновь и вновь возвращается к ней.

- Почему и сегодня мы вновь заговорили о Великой Отечественной войне 1941 – 45 годов ?

Что вы знаете об этой войне ?

  1. Беседа с учащимися. Вывод.

Война –

Это жизни безумный оборот ,

Время , текущее назад , а не вперед ,

Война – это разума

Убийственные издержки ,

Война – это враг человека злейший.

  1. Песней друга утешал и славил ,

Песней бил врага в суровый час ! « - писал татарский поэт Муса Джалиль.

Трудно было солдатам в годы войны , трудно было их женам , сестрам и матерям в тылу врага , в колхозах и совхозах , на заводах и фабриках , где они трудились. Но им воевать и работать помогала песня , художественное слово. Именно песня вселяла в них надежду , уверенность в победе. Тем более стихи и песни были самым оперативным и доступным жанром.

- Почему ?

- А каких писателей – фронтовиков вы знаете ? Назовите их.

- Среди них есть и ныне здравствующий народный поэт Башкортостана Мустай Карим , которому недавно исполнилось 85 лет.

5. Чтение стихов М.Карима « Я ухожу на фронт «.

- Ради чего уходили на фронт наши деды ?

6. Работа с таблицей.

А первой песней была песня « Священная война «. Музыку на стихи В.Лебедева – Кумача уже 25 июня написал композитор А.В.Александров. На шестой день « Священная война « зазвучала по радио.

7. Прослушивание грампластинки с песней « Священная война «.

Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны . Здесь , в суровых снегах Подмосковья , родилась одна из песен замечательного поэта А.Суркова. Сурков не писал песню. Он написал письмо в стихах жене. В ноябре 41 – го написал «В землянке». Слова стали известны его товарищам по перу и по боям . Переписывали из рук в руки. Когда в начале 1942 – го в Москве проездом находился композитор К.Листов , он написал на эти стихи мелодию.

8. Исполнение песни « В землянке «.

        Песня меня научила свободе ,

        Песня борцом умереть мне велит.

        Жизнь моя песней звенела в народе ,

        Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Так писал в стихотворении « Песни мои « , написанном в 1943  году , человек легендарной судьбы , татарский поэт Муса Джалиль. Именно песней , вдохновенной и бесстрашной , прозвучала вся поэзия Джалиля , прошла вся его жизнь.

10. Краткий рассказ о жизни М.Джалиля

Родился М.Джалиль в 1906 году в деревне Мустафино Оренбурской губернии. Начал писать стихи с ранних лет , а в 1922 году приехал в Казань. Работал в редакциях газет и журналов. Писал стихи , поэмы , оперы. К началу войны он был уже известным поэтом. С первых дней войны Мусса ушел на фронт. Тяжело раненный поэт попал в фашистский плен , но и там , в тяжелых условиях фашистского застенка – тюрьмы Моабит , продолжал воспевать героизм русского народа , твердо веря в его победу.

  Но имя поэта долгое время было скрыто завесой неизвестности. Никто не мог сказать о нем что – то определенное. А сам Муса в фашистском застенке писал :

           Коль обо мне тебе весть принесут ,

           Скажут : « Изменник он ! Родину предал « , -

           Не верь , дорогая ! Слово такое

           Не скажут друзья , если любят меня.

Строки эти мог написать только человек кристально честной души. Но для доказательства искренности этих строк понадобилось около десяти лет

А) В последних числах апреля 1945 года одно из подразделений советских войск , штурмовавших Берлин , ворвалось с боями во двор фашистской тюрьмы Моабит. Здесь уже никого не было. Ветер носил по двору мусор и обрывки бумаги. И тут один из бойцов обратил внимание на валявшийся на земле клочок бумаги , на котором было написано что – то по – русски . Боец поднял листок , разгладил и , не веря своим глазам , прочитал :

« Я , известный поэт Мусса Джалиль , заключен в Моабитскую тюрьму , как пленный , которому предъявлены политические обвинения и  , наверное , буду скоро расстрелян. Если кому – нибудь из русских попадет эта запись , пусть передадут привет от меня товарищам – писателям в Москве.»

 Дальше перечислялись фамилии писателей , которым поэт посылал свой прощальный привет. Первой среди них стояла фамилия Александра Фадеева. Эту записку солдаты отправили в Москву.

б) Год спустя , в один из весенних дней 1946 года , в союз писателей Татарии неизвестный человек принес сверток , в котором оказалось два блокнота. Один совсем крошечный , сшитый из разрозненных клочков бумаги и густо забитый убористым арабским шрифтом. На последней страничке рукою Мусы Джалиля было написано : « К другу , который умеет читать по – татарски. Это написал известный поэт М.Джалиль. Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. В плену испытал все ужасы , прошел через сорок смертей , затем был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации , в распространении советской пропаганды и заключен в тюрьму. Его присудят к смертельной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов , написанных в плену и в заточении…»

в) А в 1947 году Советское консульство в Брюсселе переслало в Казань еще одну тетрадку со стихами Джалиля , которую передал в консульство друг бельгийского антифашиста Андре Тиммерманса.

Г) А сейчас , по исследованиям литературоведов , мы уже знаем , что Муса Джалиль был истинным патриотом своей Родины и погиб трагической смертью.Погиб он и еще 10 его товарищей – земляков 25 августа 1944 года в 10 часов утра. Судя по документам , все патриоты были обезглавлены.

д) 25 апреля 1953 года по праву считается днем второго рождения М.Джалиля. В этот день на страницах « Литературной газеты « впервые после более чем 10 – летнего перерыва была напечатана подборка стихов Джалиля.

       И только тогда узнали читатели , какие бессмертные стихи были созданы Мусой Джалилем в эти страшные для всей страны годы.

11. Практическая работа по стихотворению « Красная ромашка «

а) выразительное чтение стих – я учителем ;

б) комментирование содержания ;

в) найти ключевые слова , которыми описываются ромашки ;

г) определить , какие именно это изобразительные средства ;

д) какова основная идея стих – ния ?

е) какие слова подчеркивают эту идею ?

12. Обобщение.

« Мир и мировая литература знают много поэтов , обессмертивших свои имена неувядаемой славой , но таких , как поэт – герой Муса Джалиль , увековечивший свое имя и бессмертными творениями , и смертью , которая сама является подвигом  , не так уж много.

Вот они : великий Байрон , славный народный поэт Венгрии Петефон , герой Юлиус Фучик и , наконец , Муса Ддалиль « , - писал азербайджанский поэт Самед Вургун.

     Имя Джалиля сделалось нарицательным. Оно стало символом беззаветной преданности Родине , мужества и бесстрашия.

       Как волшебный клубок из сказки ,

       Песни на всем моем пути …

       Идите по следу до самой последней ,

       Коль захотите меня найти ! «

Мы нашли его. О нем помнят , его любят. И в нашем небольшом городке есть улица , которая носит имя М.Джалиля. Надеюсь , что и вы полюбите его поэзию , его прекрасные стихи.

    И пусть все стихи  , которых мы сегодня назвали « песнями в солдатской шинели « , напоминают нам о том , что мы в долгу перед теми , « что в землю полегли , в окопах мерзли и в снегу , в морях тонули и в болотах «. Ведь , наверняка , среди них были и ваши родные.

- Кто скажет , чей дедушка или прадедушка участвовал в Великой Отечественной войне ?

С каждым годом становится их все меньше и меньше , этих милых дедушек , инвалидов войны.

      Вот человек – он искалечен ,

      В рубцах лицо. Но ты гляди

      И взгляд испуганно при встрече

      С его лица не отводи.

Остановись , оглянись вокруг : благодарны ли мы им за нашу спокойную жизнь ? Ведь мы обязаны уважать их , почитать и помогать им , быть милосердными к ним за то , что они принесли в нашу страну мир на долгие годы. И пусть всегда будет мир во всем мире , и мы никогда не узнаем , что такое Война.

13. Коллективное исполнение песни « Пусть всегда буду я ! «

Министерство образования Республики Башкортостан

«Песня в солдатской шинели»

(методическая разработка урока литературы учителя русского языка и литературы СОШ № 4 г. Баймак Каримовой Ф.Ф.)

2005 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песня в солдатской шинели"

Классный час в 8 классе (Патриотическое воспитание)...

Песня в солдатской шинели

Литературно - музыкальная композиция к Дню Победы. В сценарий включены стихи и песни разных лет. Даются сведения об авторах, об истории создания произведений....

Викторина - игра "Песни в солдатских шинелях"

Пояснительная записка. Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании личности растущего человека. Сегодня стало очевидным, что в обществе, поглощенном проблемами неос...

Литературно-музыкальная композиция "Песни в солдатской шинели"

Небольшая композиция о Великой Отечественной войне...

Сценарий внутришкольного мероприятия Военно-партиотической песни "ПЕСНЯ В СОЛДАТСКОЙ ШИНЕЛИ" в рамках празднования 70-летнего юбилея Великой Победы

Сценарная разработка внутришкольного конкурса в рамках празднования 70-летнего юбилея  Великой Победы...

Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"

Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...

Фестиваль военной песни «Песня в солдатской шинели» в рамках проекта "Песня года"

Авторы-составители: Манзык М.В., классный руководитель 6а классаСивцова Т.И., педагог орагнизатор Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах...