Нравственные уроки Толстого
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

 Урок обобщения по творчеству Л.Н.Толстого "Нравственные уроки Толстого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennye_uroki_tolstogo.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Нравственные уроки Льва Толстого.

Цель урока: - закрепить  и обобщить полученные знания о жизни и

                        творчестве писателя;

                     - развить навыки анализа художественного произведения;

                     - воспитать интерес к творчеству Толстого.

Оборудование: портрет писателя, книжная выставка, ноутбук, проектор,

                        карточки со словами

                        зелёная палочка

                        Казанский университет

                        Азбука

                        Каралык

                        «Ильяс»

                        толстовцы

                        Астапово

Эпиграф к уроку: Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев

                        искусства, слово которых – живая вода. Источник бьёт

                        неиссякаемо. Мы снова и снова припадаем к нему, и нам

                        кажется – мы ещё ни разу не пили такой прозрачной, чистой,

                        светлой воды.

                                                                                      К.Федин

Ход урока.

  1. Объявление темы урока. Знакомство с эпиграфом.
  2. Вступительное слово о Толстом.
  3. Этапы нравственных исканий Толстого:  
  1. 1828-1840-е годы – «Муравейные братья»

- Что вы можете рассказать о зелёной палочке, об истории «Муравейных братьев»? (Эту историю, эту на всю жизнь запомнившуюся Толстому игру придумал его брат Николай. Однажды он своим маленьким братьям Льву, Митеньке, Серёже объявил, что у него есть тайна, посредством которой,  когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями.

   Они даже устраивали игру в муравейных братьев, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивая платками, и сидели там, в темноте, прижимаясь друг другу. Муравейное братство было им открыто, но главная тайна о том, как сделать. Чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы счастливы, эта тайна была, как говорил Николенька, написана им на зелёной палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага старого Заказа. Была ещё какая-то Фанфарова гора, на которую может вести братьев, если исполнят положенные для этого условия: стать в угол и не думать о белом медведе).

- И Толстой в продолжение всей своей жизни верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо. Как он об этом рассказывает в повести «Детство»?

- Какова основная мысль истории «Муравейных братьев», автобиографической трилогии?

- Первый урок: «Одно можно выработать в себе - … доброту».

2) 1850-1880-е годы

- Работа со словами    Казанский университет

                                      Азбука

                                      Каралык

                                      «Ильяс»

- Работа по повести «Утро помещика».

В чём вы видите автобиографичность повести «Утро помещика»?

- Какова главная цель графа Нехлюдова?

- Как он пытается изменить жизнь крестьян?

- Почему Нехлюдов завидует извозчику? (прочитать отрывок)

- К какому выводу пришёл Толстой?

- Второй урок: «… в труде, только в труде заключается подлинное счастье».

  1. 1880-1900-е годы

- Толстой переживает душевную драму, ведь, оказалось, что он не смог изменить жизнь крестьян, не смог им помочь, но он постоянно ощущает свою ответственность за неправедно устроенную жизнь. Голос совести заставляет Толстого по-новому взглянуть на жизнь, заново всё переосмыслить.

- Знакомство с содержанием притчи «Зерно с куриное яйцо».

- Какова основная мысль притчи?

- И сейчас одним из важных вопросов является вопрос о земле, о купле-продаже земли. Как вы думаете, нужно ли продавать и покупать землю? Кому должна принадлежать земля?

- Третий урок: «У кого мозоли на руках – полезай за стол».

  1. 1900-…

- Работа со словами толстовцы

                                   Астапово

- Почему Толстой решил уйти из дома? (желал счастья всем)

- Четвёртый урок: «Счастье в руках самого человека».

- Почему 4 этап жизни Толстого мы обозначили так: …?

- Да, путь непрерывных - и всё новых исканий – это жизнь Толстого. На этом пути не могло быть движения к концу. Уходя из Ясной Поляны, Толстой шёл не навстречу смерти, а навстречу новой жизни. А новая жизнь писателя в его книгах. Которые живут и преподают нам уроки доброты и милосердия, уроки любви и взаимопонимания – уроки нравственности.

3. Обобщение урока.

Чтение стихотворения А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Рабочая программа учебного предмета «Проектно – исследовательская деятельность» для 10-11 классов по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н.Толстого» 1час в неделю в 10 (всего 35 часов)

В курсе «Проектно-исследовательская деятельность» для 10 класса по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н.Толстого» используются технологияисследовательского обучения и технология учебн...

Нравственные уроки баллады «Василий Шибанов» А.К. Толстого ( презентация к уроку)

Цель урока:осознать и осмыслить идейное содержание баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов»...

Нравственные уроки Толстого. Презентация к уроку

Урок обобщения по творчеству Л.Н.Толстого "Нравственные уроки Толстого" Презентация  к уроку...

Урок литературы на тему "Нравственные уроки в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "

При прочтении и анализе данного рассказа важно донести до учащихся проблему конфликта между народами и показать, какие человеческие качества важны в жизни  независимо от национальности....

Конспект урока "Нравственные уроки сказки Алексея Николаевича Толстого "Иван да Марья"

Конспект урока "Нравственные уроки сказки Алексея Николаевича Толстого "Иван да Марья"...