Самоанализ урока
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Самоанализ урока литературы по рассказу НР.С.Лескова "Загадочная русская душа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_m.m.masieva.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока «Загадочная русская душа»

Урок литературы  в 8 классе «Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: определить нравственные проблемы рассказа

Задачи:

- продолжить обучение анализу литературного произведения

- развивать умение ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку

- воспитывать чувство гордости за русского человека, нетерпимость к несправедливости, чувство сострадания и милосердия

Формы и методы: беседа, работа с текстом, словесные, наглядные (презентация), проблемный, частично-поисковый.

Формирование коммуникативной компетентности, как одной из  ключевых компетентностей – важнейшая задача процесса обучения литературе. В основу формирования коммуникативной компетентности положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение) -  всё это, как нельзя лучше, соответствовало именно беседе как форме проведения урока.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационная, технология сотрудничества, развития критического мышления.

Уроки литературы занимают особое место в школьной программе. Это, пожалуй, единственный учебный предмет, который учит жизни. Читая произведения великих писателей, примеряя на себя  мысли и поступки героев, дети пытаются научиться жить, понять на конкретных примерах, в конкретных, а не абстрактных жизненных ситуациях, что есть Истина, что такое Добро и Зло, Любовь, Предательство, Честь и Благородство. И задача учителя, в первую очередь, - научить их думать, научить в строчках текста видеть дыхание мысли и чувства. Понять, что же именно хотел донести до нас тот или иной писатель, в чём главный смысл и цель его творчества – одна из самых важных, и самых трудных задач, возникающих при изучении литературного произведения.

Рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» обычно очень сложен для восьмиклассников. Определение идеи этого произведения им просто не под силу. За внешней непритязательностью и безыскусностью повествования им не удаётся увидеть ни гордости за свой народ, ни вечной загадки такого непредсказуемого русского характера, ни горечи и боли за «униженного и оскорблённого» «маленького человека». Учащимся очень сложно самостоятельно провести параллель между «Старым гением» и «Левшой», увидеть в рассказе своеобразное продолжение и развитие «Станционного смотрителя» и «Шинели».

По сути дела, любой урок литературы – это урок общения. Я общаюсь и с детьми, и с автором. И моя задача – заставить работать и мысли, и чувства. Стараюсь научить нестандартно думать, поощряю неожиданный ход мысли. Мой главный лозунг, который я не устаю повторять: «В литературе нет правильных ответов. Она задаёт вопросы, а ответы каждый находит сам».

 На рассказ Лескова программой отведён только один час, в который нужно ухитриться вместить и краткое знакомство с писателем и его творчеством, и анализ произведения. Я проводила урок в классе достаточно неоднородном по своему составу. Наряду с сильными учащимися есть дети с очень низкой учебной мотивацией, которых  трудно заставить работать самостоятельно. Использование мультимедийной презентации в значительной мере облегчает эту задачу.

Первый этап урока – знакомство с биографией писателя. Самое важное здесь – сделать акцент на безусловной народности творчества Лескова, на его интересе к жизни и проблемам простого человека. Очень важно напомнить о сказе «Левша», который изучался в 7 классе, и, как правило, хорошо запоминается учащимися.

Основной этап – анализ рассказа. Ученики должны были прочитать его дома и попытаться определить проблематику произведения. Задача учителя - подвести их к пониманию основной идеи, отталкиваясь вначале от названия рассказа. Словарная работа с определением значения слова «гений» помогает направить мысли учащихся в нужное русло.

Необходимо заставить задуматься о проблеме власти, служащей лишь сильным мира сего, о тех, кто не имеет прав, о «маленьких людях», не способных защитить себя. Важно, чтобы, вчитываясь в текст, дети увидели не только проблему, существовавшую во времена Лескова, но вечную проблему бесправия и беззакония, прочувствовали актуальность произведения. Здесь обязательна параллель с рассказом Н.В.Гоголя «Шинель», который изучался несколькими уроками ранее.

Следующий момент, на котором следует остановиться, даётся учащимся значительно труднее. Они должны суметь увидеть горячую веру Лескова в простых, честных и порядочных людей, способных противостоять несправедливым законам жизни. Понять его восхищение перед вечной загадкой русской души. Неправедным чиновникам противостоит ведь тоже чиновник, пусть и четырнадцатого класса. Здесь стоит опять обратиться к «Левше», где мотив удивления и восхищения русским человеком звучит особенно отчётливо.

Следующий этап – подведение итогов урока, окончательная формулировка проблем рассказа. Я обратила внимание учащихся, что Лесков относил его к так называемым «Святочным» или «Рождественским» рассказам, тем самым, подчёркивая легкую иллюзорность описываемого. К сожалению, не всегда справедливость торжествует, а зло наказывается. Это закон, обязательный разве что для Рождества.

Далее - выставление оценок самым активным ученикам и объяснение домашнего задания. Учащиеся должны написать сочинение – рассуждение «Кто виноват в страданиях героини?». Это закономерный итог урока. Восьмиклассники должны записать и продолжить свои мысли, высказанные в ходе обсуждения.

Хочу отметить, что учащиеся проявили высокую активность. Все стремились ответить, высказать свою точку зрения. Считаю, что урок удался. Предложенная презентация помогла наглядно продемонстрировать вопросы и ответы. Думаю, что урок имел большое воспитательное значение, способствовал формированию коммуникативной, познавательной и информационной компетентностей. Время, отведённое для разных этапов урока, было спланировано правильно. Общие требования к выбору методов обучения соблюдались (специфика учебного материала, предмет, возраст и индивидуальные особенности учащихся). Контроль знаний осуществлялся с помощью творческой работы проблемного характера (сочинение - рассуждение).

На уроке удалось достичь дружеской, заинтересованной атмосферы сотрудничества между учителем и учащимися. Безразличных к поднятым вопросам не было. Я осталась довольна работой моих учеников и считаю, что помогла им учиться  думать, анализировать и делать правильные выводы из прочитанного. И, надеюсь, что нравственные уроки рассказа Н.С. Лескова не пройдут для них бесследно.

Я думаю, цель и задачи, поставленные на уроке,  реализованы полностью.

                                                                 

                                                                  Масиева М.М., учитель русского

языка и литературы, МБОУ СОШ № 27, г. Сургут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...