Открытый урок по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Рындина Инна Владимировна

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром; выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение; привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_sergey_esenin.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…» СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. В ГОСТЯХ У ПОЭТА

(ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ)

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром; выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение; привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: портрет поэта; презентация; репродукции известных художников, изображающих природу; компьютер, проектор, карточки с заданиями.

                                                                                 Эпиграф урока:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

                        С. Есенин

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве».

Есенин – народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.

2. Просмотр фильма (проект, подготовленный к уроку).

Учитель. А теперь давайте отправимся на родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново. А также мы побываем с вами в Воронежском Народном музее Сергея Есенина, который находится  в доме №112 по улице Карла Маркса.

(Просмотр фильма, 4.14 мин)

3. Просмотр фильма «Времена года Сергея Есенина» (проект, подготовленный к уроку)

Учитель. Русский пейзаж – одна из постоянных  тем есенинской  лирики. Природа в стихах Есенина  всегда является  очеловеченной – страдающей, ликующей, смеющейся, поющей, тоскующей. Эти стихотворения надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того, чтобы понять, как слова складываются в строфы.

(В ходе просмотра дети читают стихи С.Есенина, посвященные временам года, 4.55 мин)

Игорь А. читает стихотворение «Поет зима, аукает…»

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна
.

Егор Д. читает стихотворение «Черемуха»

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Катя М. читает стихотворение «Восход солнца»

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

Юра К. читает стихотворение «Осень»

Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.
Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.
Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.

4. Продолжение рассказа учителя о поэте.

До девяти лет Сергей Александрович «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась.

От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,

Тянет меня твой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед

Резвого внука подсолнечных лет.

В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта «Радуница». Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа.

Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью. В 1919 году подал заявление о приеме в Коммунистическую партию.

В 1922–1923 гг. – поездки в Германию, Францию, Италию, Америку. «После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому». Западный мир оттолкнул поэта бездуховностью и пренебрежением к простому человеку.

1923–1925 гг. – самые плодотворные в творчестве Есенина, но у него возникает трагическое ощущение своей ненужности, отчужденности от родных мест, где он стал «словно иностранец».

27 декабря 1925 года Есенин ушел из жизни.

5. Просмотр фильма «Несказанное, синее, нежное…» (проект к уроку).

(Просмотр фильма, 3.06 мин)

6. Чтение и анализ стихотворений (работа в группах).

I группа (Подготовить выразительное чтение стихотворения и сделать анализ стихотворения)

«Мелколесье. Степь и дали…» (1925).

– Чему посвящено это стихотворение? (Зимней дороге) (В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом). 

– Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».)

– Чем дороги поэту родные места?

– Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»?

– Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью? (Разливные бубенцы; неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность – для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха).

– А где же здесь метафора? (Юность русских деревень).

– Найдите олицетворение. (Бубенцы зарыдали; ножка у березки).

 – Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (Зримую, живописную картину).

Словарная работа

 – Какие слова для вас наиболее трудные, менее понятные?

Мелколесье – редкие насаждения кустарников.

Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать далеко.

Чахленькую – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь.

Венка – двухрядная гармонь.

Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.

Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.

II группа (Подготовить выразительное чтение стихотворения и сделать анализ стихотворения)

 «Пороша» (1914).

Выразительное чтение стихотворения.

– Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?

– Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения.)

– Какое состояние передано в стихотворении? (В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности.)

-Выразительные средства, используемые автором в стихотворении (просторечные формы слов «понагнулась»«повязалася»,«оперлася; сравнения «словно белою косынкой подвязалася сосна», «как старушка»,; метафоры («заколдован невидимкой», «убегает лентой вдаль»), олицетворения («дремлет лес», «дорога убегает»), эпитеты («серые вороны, «белою косынкой») — делают картину, открывающуюся лирическому герою, зрительно осязаемой.).

(тема дороги, пути, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы)

Словарная работа

Пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных.

II. Творческая мастерская.

– Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли.

Ученики получают текст стихотворения Есенина «Что это такое» с пропущенными тропами.

Задание: самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова.

        Что это такое?

В этот лес _______________________

По пушинкам серебра

Я с винтовкой _____________________

На охоту шел вчера.

По дорожке чистой, ____________________

Я прошел, не наследил...

Кто ж катался здесь _____________________?

Кто здесь падал и ходил?

Подойду, взгляну поближе:

____________________снег изломан весь.

Здесь вот когти, дальше — лыжи...

Кто-то _________________ бегал здесь.

Кабы твердо знал я тайну

Заколдованным речам,

Я узнал бы хоть случайно,

Кто здесь бродит по ночам.

Из-за елки бы __________________

Подсмотрел я на кругу:

Кто глубокий след _______________

Оставляет на снегу?..

Слова для справок: гладкой, завороженный, высокой, хрупкий, заряженной, украдкой, странный, далекий.

Что это такое?

В этот лес завороженный

По пушинкам серебра

Я с винтовкой заряженной

На охоту шел вчера.

По дорожке чистой, гладкой

Я прошел, не наследил...

Кто ж катался здесь украдкой?

Кто здесь падал и ходил?

Подойду, взгляну поближе:

Хрупкий снег изломан весь.

Здесь вот когти, дальше — лыжи...

Кто-то странный бегал здесь.

Кабы твердо знал я тайну

Заколдованным речам,

Я узнал бы хоть случайно,

Кто здесь бродит по ночам.

Из-за елки бы высокой

Подсмотрел я на кругу:

Кто глубокий след далекий

Оставляет на снегу?..

III. Подведение итогов урока.

Сравнить «свой» вариант стихотворения «Что это такое?» с авторским. Прослушивание песен на стихи поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...