«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Кирдяева Галина Александровна

Конспект урока по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе «Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В. Коровина в рамках ФГОС

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 352: Ошманкевич Галина Александровна.

Тема урока: Проект класса «Художественный альбом. Образы родной природы» (на основе изучения стихотворений русских поэтов XIX века).

Цель урока: создать черновики страниц альбома на основе изучения стихотворений  русских поэтов XIX века о природе.

Тип урока: комбинированный

Технологии урока: проектная деятельность, ролевая игра, элементы технологии развития критического мышления, ИКТ-технология, здоровье сберегающая технология, элементы лабораторной работы.

Результаты (УУД урока):

Предметные: знать теоретико-литературные понятия стихотворение, ритм, способы рифмовки, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение; уметь видеть средства художественной выразительности в тексте, отличать их друг от друга,  воспринимать авторские чувства, видеть образы поэтического текста,  выразительно читать поэтический текст наизусть, оценивать чтение друг друга, видеть связь литературы с живописью и музыкой, учить элементам анализа поэтического текста, готовить рабочие материалы по созданию черновика сочинения – миниатюры (художественной зарисовки).

      Личностные: осваивает новые виды деятельности, учится сам оценивать свою деятельность, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидум и одновременно как член общества.

Метапредметные:

Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, учится работать в парах. 

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые операции, действует по плану.

Формы организации деятельности: фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.

Опорные понятия: стихотворение, текст, ключевые слова, средства выразительности ( эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)

Новые понятия: художественный альбом, образ, аллитерация.

Межпредметные связи: русский язык, живопись, музыка.

Образовательные ресурсы: программа  по литературе под ред. В.Я. Коровиной, учебники Литература 5 класс под ред. В.Я. Коровиной, тетради, раздаточный материал, иллюстрации (детские работы), репродукции картин И. Левитана, К. Саврасова, мультимедийный проектор, доска, электронные ресурсы: сайт http://dic.academic.ru/  (Толковый словарь Т.Е. Ефремовой), презентация Power Point, аудиозаписи А. Вивальди «Времена года» (Лето, Presto; Весна, Allegro), П.И. Чайковский «Времена года. На тройке. Декабрь), И.С. Бах «Air».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Подготовка к работе         (проверка готовности рабочего места).

  • Личностные: самоопределение к деятельности.
  • Коммуникативные: подготовка к сотрудничеству.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Использование игровой технологии с целью установки (мотивации) на проектную работу.

 

Участие в РИ. Выдвижение предположения, как ролевая игра связана с задачами урока.

Формулировка темы, предполагающая тренировку отдельных способностей к учебной деятельности.

  • Личностные: самоопределение
  • Регулятивные: волевая саморегуляция – умение осознать и выполнить учебную задачу – умение выполнить роль в соответствии с задачами игры.
  • Познавательные: Общеучебные: Элементы моделирования, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  • Логические: построение высказываний, устного рассуждения.
  • Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

3.Постановка учебной задачи. Стадия вызова.

Фронтальная работа: постановка  задач урока,  Фиксация наиболее значимых предположений, понятий.

Подбор ассоциаций, выдвижение предположений о дальнейшем ходе урока, выбор ориентиров для постановки цели урока.  Формулируют цель (задачи) урока.

  • Личностные: развитие смыслообразования.
  • Регулятивные: целеполагание. 
  • Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; построение речевого высказывания.
  • Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор главной информации из второстепенной, логические: установление причинно-следственных связей, анализ опорных слов с целью построения вопросов; формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Индивидуальная и фронтальная работа с текстом и иллюстрациями. «Мозговой штурм».

Выразительное чтение стихотворения. Фронтальная работа над элементами анализа поэтического текста. Коллективное составление черновых материалов сочинения.

  • Личностные: самоопределение.
  • Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, планируют необходимые действия Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 
  • Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка коммуникации партнеров.

5. Физминутка.

Чтение задания ( слайд № 8)

Фронтальное выполнение  физических и предметных задач.

  • Регулятивные: выбор способа действия

6.Творческая практическая деятельность по реализации проекта

Организация парной работы на основе раздаточного материала, учебника, иллюстраций, музыкальных отрывков.

 

Парная работа над рабочими материалами страниц альбома.Работа со стихотворным текстом, иллюстрациями.

Работа с теоретико-литературными понятиями, подбор слов-ассоциаций, ключевых слов текста, образов стихотворений. Презентация работ. Чтение текстов наизусть. Оценивание, выбор точных ответов.

  • Личностные: нравственно-этическое оценивание ( В чем красота родной природы?), самоопределение.
  • Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция, самооценка; выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

  • Познавательные: Общеучебные: работа с информацией, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • Логические:

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым.

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии. Фронтальный опрос. Индивидуальная оценка собственной работы. Оценка парной работы.

Фронтальное обсуждение. Индивидуальная работа с таблицей.

  • Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания
  • Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка
  • Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 
  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

8.Домашнее задание

Инструктирует учащихся

Анализируют и выявляют степень готовности.

  • Коммуникативные: 

прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

  • Познавательные: поиск необходимых источников информации для выполнения задания.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1мин)

Включение в деловой ритм.  

Подготовка к работе (проверка готовности рабочего места).

2. Мотивация. Установка на восприятие темы урока. Ролевая игра(РИ)«В литературно-художественном издательстве» (6 минут).

Ролевая игра «В литературно- художественном издательстве» (цель – установка на восприятие целей урока, формулировка темы.)

Учитель до выступления:

Внимание ( показ слайда № 2)

Сейчас вам будет представлена сцена «В литературно-художественном издательстве»

Задача зрителей: Предположить тему урока! Оценить выступление игроков.

После выступления:

Проведение дебрифинга

Вопросы зрителям: Чья роль была наиболее убедительной?

Вопросы игрокам: Что удалось? Что нет? Чтобы вы изменили? Оцените себя.

4 человека (Мишарин, Скачков, , Кузякин, Доброходов) получают задание. Представляют сценку. Решают учебные задачи (импровизируют в ролях - добавляют свои реплики).

Издатель: «Поступил заказ «Издание  литературно-художественного альбома под названием «Образы природы в произведениях русских поэтов». Как вы считаете, что мы можем предложить заказчику?»

Художник издательства: «Хорошие репродукции картин художников (Левитан, Саврасов)?

Или интересные   собственные иллюстрации? Необычное оформление?

Редактор: «Надо узнать, какие тексты он хочет видеть? Как их понимает?»

Врывается заказчик:

Мне сказали, что вы самое надежное и недорогое издательство в городе, главное – идея, передать всю красоту, чувства, ведь послушайте, как звучит: (декламирует:  «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера») А главное мне все надо быстро!

Издатель: «Мы постараемся успеть к сроку. Но это не просто, ведь – это альбом! Потому что…

3.Постановка    

учебной задачи.

Целеполагание (4 минуты).

Предположите тему уроку? Что мы будем делать на уроке?

Что такое альбом?  ( См. слайд № 3) Какие альбомы вы знаете? Что такое образ?

К уроку наша группа художников подготовила иллюстрации, все читали стихотворения, готовили  выразительное чтение наизусть.

Как вы считаете, что еще нам понадобится для создания альбома наших впечатлений от прочитанного, увиденного, прослушанного?

Фиксация наиболее значимых предположений, понятий (работа со слайдом № …)

Что необходимо сделать для создания альбома? Каковы наши задачи? При возникшей трудности демонстрируются слова–подсказки на слайде.

Выключить презентацию!!!

На основе  чтения, обсуждения текстов, средств выразительности, эмоций и чувств, создать интересные образы ( толкования), т.е. черновые страницы альбома для себя и одноклассников, конечный вариант страницы доделать дома.

Создание художественного альбома: «Образы природы родной природы на основе стихотворений русских поэтов XIX века»

Выдвижение предположений о дальнейшем ходе урока, выбор ориентиров для постановки цели урока.

Формулируют цель (задачи) урока.

Существительные                    

Чувства/Настроение

Эпитет/Сравнение/Олицетворение

Рифма /ритм

Текст/картины

Одноклассники/Учитель

Учебники/Ручки

Глаголы

Проиллюстрировать

Понять

Обсудить

Почувствовать

Придумать

Сравнить

Соединить

Искать

Определять

Читать

Смотреть

Подписывать

Придумать страницы альбома, на основе обсуждений текстов.

4. Построение проекта выхода из затруднения совместно с учителем. Фронтальная работа над созданием черновых материалов текстовой страницы литературно- художественного альбома (6 минут).

Прослушайте текст (чтение под музыку А. Вивальди)

Автор. Название - запись на доске.

О чем оно? Какое время года ощущается? Какая картина/иллюстрация подходит (назовите номер)

 Какие слова являются ключевыми? Какой ритм стихотворения? Настроение? Чувства? Средства выразительности?

Продолжите фразы (текст на доске, проверка на слайде№9)

Лето – время ….природы, время …..Я слушаю строчки стихотворения   и чувствую,  как …..

Читаю и вижу, что ….

Можно представить …. Слышно, что …..

Хочется с одной стороны , а с другой – …..

Образ лета – это …..

 

Выразительное чтение наизусть учеником. Слушают чтение, оценивают, перечитывают поэтический текст.

Ответы на вопросы. В случае затруднения обращаются к словарю учебника, тетради. Определяют тему текстов, делятся чувствами, эмоциями, подбирают иллюстрацию, ищу ключевые слова, работают со средствами выразительности, составляют коллективный текст устно ( материал к миниатюре).

Продолжите фразы, ответы могут отличаться.

Лето – время расцвета природы, время проявления ее сил, стихий Я слушаю строчки стихотворения   и чувствую,  как весело надвигается буря на лес, дубраву.

Читаю и вижу, что деревья тревожно гнутся, дрожат, шумят листвой.

Можно представить борьбу земных сил (деревья-исполины) и небесных ( гроза, тучи). Слышно, что гремит гром,  шуршат листья от капель дождя и порывов грозы. Тревожное настроение сменяется грустью от того, что скоро появится первый желтый лист,  начнется осень.

Хочется с одной стороны почувствовать печаль с поэтом, а с другой – увидеть буйство летней грозы, наблюдать за сражением Земли и Неба, послушать раскаты грома.

Образ лета – это торжество летней грозы,  легкая грусть от предстоящей скорой осени.

5. Физминутка «Найди средства выразительности» 2 минуты

Чтение четверостишия с заданием (слайд №8)

Зима злится

Сонный брег

Лес улыбается

Речи ласточек

Крест как свеча горит

Тихие дни

Улыбка веселья

  • Э – хлопок 1 раз
  • М – 2 раза над головой
  • С – 3 раза
  • О – 2 раза

Выполняют движения, в соответствии с заданием.

6.Презентация своей работы в парах, колонках. 11 минут

Выбираются наиболее точные, интересные образы.

Слушают ответы, перечитывают тексты. Отвечают по желанию, дополняют друг друга, оценивают ответы друг друга.

7.Итога урока и рефлексия деятельности. Оценивание.

6 минут

Слайд №10  

Возвращение к намеченным целям в начале урока (слайд №5).

Назовите самые интересные образы урока.

Задание: По данным параметрам оцените свою работу на уроке.

Итоговая таблица (см. приложение №1)  выдана каждому индивидуально.

Обсуждение поставленной цели, возвращение к задачам в  начале урока,  устное дополнение.

Работа с таблицей (выдается индивидуально)   с рефлексией и ответ на поставленный вопрос в начале урока.

8.Домашнее задание 2 минуты

Слайд № 12 .Домашнее задание. Инструктирует учащихся.

  1. Подготовить иллюстрации (см. приложение № 2)  и тексты сочинений-миниатюр «Образы природы в стихотворениях Тютчева, Сурикова»
  2.  Миниатюра пишется в жанре на выбор по стихотворению:

-Сказка о весне/зиме/осени

-Мое стихотворение

-Пейзажная зарисовка (образец разобран на уроке) Например,  весна- утро года… Волшебница-осень и т.д.

3. Всё задание выполняется на выданном альбомном листе ( см. приложение № 2)

Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы.

Приложение № 1

Методика и сюжет игры

Сюжет игры:

Роль 1.

Вы директор издательства. Ваша задача произнести свою реплику, дополнив ее. Помните, главное, чтобы клиент был доволен и выбрал ваше издательство.

Слова в самом начале: «Поступил заказ «Издание  литературно-художественного альбома под названием «Образы природы в произведениях русских поэтов». Как вы считаете, что мы можем предложить заказчику?»

После слов заказчика: Мы постараемся ….. Но это не просто, ведь – это альбом! Потому что…

Роль 2

Вы художник издательств. Ваши слова: «Хорошие репродукции картин художников (….)?Или интересные   собственные иллюстрации? Ваша задача:  «Назовите фамилии русских пейзажистов XIX века».

Роль 3

Вы  редактор издательства. Ваша задача прочитать слова после слов художника: «Надо узнать, какие тексты он хочет видеть? Как их понимает?»

Роль 4.

Вы заказчик художественного альбома. Ваша задача произнести слова и прочитать отрывок любого выученного стихотворения.

Слова: Мне сказали, что вы самое надежное и недорогое издательство в городе, главное – идея, передать всю красоту, чувства, ведь послушайте, как звучит: (декламирует:  «……») А главное мне все надо быстро!

Роль1 – Слова директора издательства. «Мы постараемся успеть к сроку. Но это не просто, ведь – это альбом! Потому что…

Методика проведения РИ «В литературно-художественном издательстве»

  1. Подготовка игрового пространства подготовка таблички с надписью «Издательство» для создания игровой атмосферы на уроке. Бейджики.
  2. Введение в игру. Для того чтобы точнее определить тему цель и задачи урока, проведем игру: «В издательстве».
  3. Погружение в игру:
  • Раздача игрового материала (напечатанный текст на карточках)
  • Получение задания (чтение задания может занять дополнительное время, также может потребоваться время на подготовку).
  1. Реализация игры (проведение сессии)
  2. Завершение игры проводится тогда, когда прочитаны все тексты, а комиссия выставила баллы.
  3. Выявить рефлексию и осуществить дебрифинг
  • Рефлексия. Оценка чтецами своей роли
  • Вопросы зрителям: Чья роль была наиболее убедительной?
  • Вопросы игрокам: Что удалось? Что нет? Чтобы вы изменили? Оцените себя.
  • Предположите тему урока.

Раздаточный материал к уроку. Приложение № 1

Заполните 2 столбика. Оцените свои действия по

следующим параметрам:

  – отлично

 ? – не все сделал, не все понял.

 - плохо получилось

Делал(а)

Оценка

1. Читал (что? и как?)

2.Искал ( что? и где?)

3. Выписывал ( что?)

4. Слушал ( о чем?)

5. Отвечал (когда?)

6. Узнал (что?)

7.Работал( с кем? и зачем?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские поэты 19 века о Родине, природе и о себе.

Конспект урока по литературе в 5 классе. Используемая технология - развитие критического мышления через чтение и письмо....

Конспект урока "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"

Урок литературы в 7 классе разработан в соответствии с ФГОС...

Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"

Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"...

Презентация к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"

В формате пдф. Если кому-то нужен полноценный формат презентации - пишите. Вышлю на электронную почту....