Урок литературы в 9 классе по теме "Жизнь и творчество В.А.Жуковского"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Урок проводится в форме деловой игры как «Заседание художественного совета». Уроку предшествует большая подготовительная работа, рассчитанная на две недели, поэтому такая форма урока проводится не чаще одного раза в четверть. Класс делится на девять микро-групп по три человека с учётом интересов и желания детей: экскурсоводы, художники, библиографы, актёры, литературоведы, журналисты, искусствоведы, критики, организаторы «творческого вечера». Учитель готовится с каждой группой отдельно, и другие ребята не знают, что готовят одноклассники, при этом сохраняется новизна изучаемого материала и заинтересованность учащихся. Выступления дети не читают, а заучивают наизусть стихи или рассказывают прозу близко к тексту. Учащиеся практикуются в использовании литературоведческого материала, соприкасаются с деятельностью экскурсовода, журналиста и актёра. В роли критиков они в ходе обсуждения учатся оценивать работу своих товарищей, видеть в ней положительные стороны и тактично отмечать недостатки.

     Чтобы создать атмосферу театральности, необычности, на урок приглашаются зрители: родители, учителя, школьный библиотекарь, учащиеся параллельного класса. Как правило, ведётся видеосъёмка.    Семинар воспитывает у подростков ответственность, умение сосредоточиться, правильно вести себя перед аудиторией и на видеокамеру. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Любимец нежных муз»

Урок-семинар по творчеству В.А.Жуковского.

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С.Пушкин. «К портрету Жуковского» 1818г.

Оборудование:

  1. Выставка произведений поэта и книг о нём.
  2. Портреты Жуковского работы Кипренского, Брюллова, Соколова.
  3. Аудиозапись. Ф.Шопен. «Революционный этюд №2».
  4. Презентация «По литературным местам Жуковского».

План урока:

  1. «Дела поэта – слова его». В.А.Жуковский.
  2. «Для меня в то время было жизнь и поэзия - одно».

        а) «Он сердцем прост, он нежен был душою». А.С.Пушкин.

        б) «Тебе в наследие, Жуковский, я ветху лиру отдаю». Г.Р.Державин.

        в) «Не ты ль мне руку дал в завет любви священной?» А.С.Пушкин.

        г) «Я помню ночь, как бранный щит,

             Луна в небесном рдела мраке;

             Наш стан молчаньем был покрыт…»

        д) «Он пел любовь, но был печален глас,

              Увы, он знал любви одну лишь муку!..»

  1. «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений…»

Ход урока.

Учитель. Василий Жуковский. Поэт. Переводчик. Высокий сановник. Учитель Пушкина. Участник Бородинского сражения. Защитник обиженных. Художник. О своём призвании поэт пишет в элегии «Вечер»:

Мне рок судил брести неведомой стезёй,

Быть другом мирных сёл, любить красы природы,

Дышать под сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

О песни, чистый плод невинности сердечной!

Блажен, кому дано цевницей оживлять

Часы сей жизни скоротечной!

Сегодня мы прикоснёмся к высокой поэзии «любимца нежных муз», воспевающего «любовь и счастье». Вы познакомитесь с лирическими произведениями Жуковского,  поймёте, почему «его стихов пленительная сладость прошла веков завистливую даль». Проведём мы урок в форме деловой игры – «Заседания художественного совета» по подготовке к творческому вечеру великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783 - 1852).

На заседании присутствуют экскурсоводы (называем учащихся), художники, библиографы, актёры театра, литературоведы, журналисты, искусствоведы, критики, организаторы «творческого вечера».

Начинаем заседание художественного совета. Вы самостоятельно знакомились с биографией В.А.Жуковского, наши экскурсоводы обозначат главные, на их взгляд, события жизни поэта.

Экскурсия. «По литературным местам В.А.Жуковского». Презентация.

В конце XVIIIвека на границе Тульской, Орловской и калужской губерний находились поместья Афанасия Ивановича Бунина. Здесь, в селе Мишенском, в трёх верстах от уездного города Белева, 29 января 1783 года у пленной турчанки Сальхи родился внебрачный сын помещика Василий Андреевич Жуковский. Отчество и фамилию он унаследовал от крёстного отца, ум и порядочность - от Афанасия Ивановича, а доброту, робость и чувствительность – от матери.

Писать стихи мальчик начал рано, причиной этому были не только врождённые способности, но и довольно двусмысленное положение в семье. «Не имея своего семейства, в котором бы я что-нибудь значил, я привык отделять себя ото всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому что всякое участие казалось мне милостью»,- признаётся через много лет поэт в письме к Вяземскому.

Мальчик рос весёлым и добрым, о беззаботном детстве он вспоминает с наслаждением:

И я с весёлой жизнью жил,

Мечтал  и о мечтах стихами

Довольно складно говорил!..  

После смерти отца восьмилетний Жуковский переезжает в Тулу к тётушке Варваре Афанасьевне Юшковой, в доме которой был литературно-музыкальный салон. Здесь он услышал басни Дмитриева и «Бедную Лизу» Карамзина, проявил интерес к музыке и живописи. Он был развит не по летам, много рисовал и сочинял стихи, в двенадцать лет написал драму «Камилл или Освобожденный Рим», свободно говорил по-французски, по-немецки и по-английски. Он отличался наблюдательностью и фантазией:

Бежит волна, шумит волна!

Задумчив, над рекой

Сидит рыбак; душа полна

Прохладной тишиной.

Сидит он час, сидит другой;

Вдруг шум в волнах притих…

И влажною всплыла главой

Красавица из них.

С 1793 по 1796 г. Жуковский учится в тульском приходском училище, из которого исключён за плохую учёбу. В 1797 г. он, благодаря родственникам, поступает в Московский университетский благородный пансион. Здесь изучалось 36 предметов! Большое внимание уделялось развитию творчества воспитанников. Через год на общем собрании Василий Жуковский удостоился звания Первого ученика пансиона. Он усердно занимается живописью, архитектурой, публикует в печати своё первое стихотворение «Майское утро».

Бело-румяно всходит заря

И разгоняет блеском своим

Мрачную тьму чёрныя нощи.

Феб златозарный, лик свой явивши,

Всё оживил. Вся уж природа

Светом оделась и процвела.

В 1800г. Василий Жуковский с отличием закончил пансион. Его имя золотом выбито на мраморной доске в  актовом зале пансиона.

Растроганный, счастливый, радостно-возбуждённый покидал Василий Андреевич Жуковский столицу. Грустно позвякивал колокольчик, Жуковский мчался на перекладных домой, в Тульскую губернию.

Вот таким восторженным и полным благостных ожиданий в жизни изображён он на портрете.

Родные искренне радовались возвращению Василия Андреевича. Он держался скромно, приветливо, но с достоинством, в нём и следа не осталось от пугливой робости. Этот тонкий, изящно одетый и причёсанный по последней моде молодой человек смотрел на мир с ласковой добротой и участием.

Мирные сельские пейзажи способствовали элегическому, задумчивому настроению. Здесь, в Мишинском, на невысоком холме, Жуковский соорудил шалаш. Отсюда открывался вид на лес и поле. Здесь была написана элегия «Сельское кладбище».

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

Элегия Жуковского получила широкую известность, она стала знаменем зарождавшейся новой поэзии русского сентиментализма. Имя Жуковского получило широкую известность, он стал печататься в журнале Карамзина «Вестник Европы».

В городе Белеве, на Ершовской улице, на крутом берегу Оки, Жуковский построил деревянный дом по собственному проекту. Дом был невелик, но удобен и уютен. В кабинете, выходящем окнами на Оку, высокий письменный стол, за которым поэт писал стоя.

В 1805г. Жуковский  переезжает в Муратово, поместье Протасовых, где в течение четырёх лет преподаёт науки Марии и Александре, двоюродным сёстрам. Романтична любовь поэта к Маше Протасовой, закончившаяся трагически:

Любовь…о я в любви нашёл одну мечту,

Безумца тяжкий сон, тоску без разделенья

И невозвратное надежд уничтоженье.

В 1812 году Жуковский записался в московское ополчение. Он участвовал в Бородинском сражении. Через много лет вспоминал: «Всё вокруг страшно гремело, огромные клубы дыма подымались на всём полукружии горизонта, как будто от повсеместного пожара, и наконец ужасной белой тучей обхватили половину неба, которое тихо и безоблачно сияло над бьющимися армиями… »  Под впечатлением этих событий было написано стихотворение «поэт во стане русских воинов».

1814год. Петербург. Жуковский приглашён к царскому дворцу. Сохранилось письмо, в котором Жуковский рассказывает вяземскому о Пушкине: «Я сделал приятное знакомство с молодым чудотворцем Пушкиным. Милое, живое творение! Это надежда нашей словесности!»

Жуковский сотрудничает в журнале «Арзамас», занимается переводами, даёт уроки русского языка жене будущего царя Николая Первого, а затем воспитывает царевича Александра второго, мечтая воспитать для России идеального монарха.

В 1837 году Жуковский вместе с наследником престола совершает путешествие по России: Новгород, Углич, Рыбинск, Суздаль, Вятка, Ижевск, Пермь. Затем Владимир, Курск, Харьков, Полтава, Одесса. Перед поэтом открылась страна, погружённая в невежество, нищету и варварство, и ему хотелось плакать от увиденного.

В 1839 году Жуковский уходит в отставку. Жуковский – личность сильная, не способная кривить душой, человек бесстрашный, уверенный в своей правоте. Он перевёл на современный русский язык древнерусское «Слово с полку Игореве», «Илиаду» Гомера, а также произведения Шиллера и Гёте.

С 1841 по 1851 годы Жуковский с семьёй живёт за границей по причине тяжёлой болезни жены. Вернуться на родину ему так и не пришлось.

Благодарим экскурсоводов за интересный рассказ.

Обсуждение. Слово критикам, журналистам, организаторам творческого вечера.

Литературоведы. Начав свой творческий путь как поэт-сентименталист, Жуковский стал родоначальником русского романтизма. По словам известнейшего в 19 веке критика В.Г.Белинского, романтизм – это «желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершённые надежды, грусть по утраченному счастью… это мир, населённый тенями и призраками; это уныние, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; это – любовь, которая питается грустью и которая без грусти не имела бы чем поддержать своё существование». Одним из основных жанров романтизма является элегия – лирическое стихотворение, основанное на воспоминании, окрашенном в грустные тона. В элегии звучит «ностальгия по прошлому».

В элегии «Вечер» сочетается романтический образ неудовлетворённого жизнью героя с мягким и проникновенным лиризмом, твёрдой, уверенной авторской интонацией. Используется эффект постепенно гаснущего света с помощью ключевых слов: вечер – померкнули –  последний луч умирает – угасает. Луна – символ необычного, невозможного днём.

Цепь авторских вопросов сводится к одному: в природе не может быть несправедливости. Пейзажная зарисовка приобретает философский смысл: природа вечна, а человек в ней – кратковременный гость. В 1806 году, когда идёт война Пруссии, Австрии и России с наполеоновской армией, 23-летний Жуковский поднимает проблему смысла бытия.

Актёры читают отрывок из элегии «Вечер». «Уж вечер… облаков померкнули края…» до слов «с твоим блаженством и страданьем!»

Критики. Элегия звучит взволнованно. Это настроение удалось передать чтецу. Автор добивается приподнятости, торжественности «высокой» лексикой и вольным ямбом, риторическими вопросами и анафорами…

Учитель. Каждому человеку, а в особенности поэту, свойственна определённая мелодия. О музыкальности произведений В.А.Жуковского расскажут искусствоведы.

Искусствоведы.  Жуковский любил музыку. Композиторов и музыкантов он встречал в своём доме не менее радушно, чем писателей. Композиторы ценили музыкальность поэзии Жуковского и охотно сочиняли музыку к его произведениям.

Михаил Иванович Глинка рассказывал, что в молодости, когда он писал музыку к стихотворениям Жуковского «Певец» и «Утешение», он был растроган до слёз.

Самые известные русские писатели: Алябьев, Вестовский, Рубинштейн, Даргомыжский, Варламов, Чайковский, Рахманинов – постоянно обращались к творчеству Жуковского. Случалось, одно стихотворение перекладывалось на музыку несколько раз. Написано три романса Алябьева, Варламова, Рубинштейна на стихотворение Жуковского «Цветок».

Крупные произведения Жуковского – «Сказка о царе Берендее», «Война мышей и лягушек», «Спящая царевна» - легли в основу опер. В Большом театре состоялись премьеры оперы Кавоса «Светлана» и оперы Аренского «Наль и Дамаянти», а также оперы Вестовского «Вадим»и «Громовой». В Петербурге шла опера Чайковского «Орлеанская дева», «Ундина». На стихи Жуковского Чайковский написал известный дуэт Лизы и Полина из «Пиковой дамы». К опере Глинки «Иван Сусанин» Жуковский написал несколько сцен.

 В стихотворениях Жуковского звучит робость и уверенность, лиризм и бунтарство. Те же настроения слышим мы в музыке композитора-романтика Фредерика Шопена. Предлагаем вам послушать Второй этюд Шопена.

Журналисты. Действительно, прослушанная нами мелодия отражает настроение лирики Жуковского. Но мы не можем отразить мелодию на страницах газеты. С удовольствием используем материал, представленный литературоведами, экскурсоводами, критиками, артистами.

Актёры читают балладу Жуковского «Лесной царь».

Литературоведы.  Баллада – это стихотворение со сказочным сюжетом, где действуют фантастические существа, где призраки вмешиваются в судьбы людей.

Актёры инсценируют балладу «Светлана».

Литературоведы.   Если элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое грустью, то баллада – жанр лиро-эпической поэзии, сюжетное стихотворение, в котором поэт передаёт свои мысли, чувства и изображаем то, что вызывает эти переживания.

Критики. Артисты сумели передать своеобразную романтическую особенность баллад, которые начал писать с 1808 года. Это в основном переводы Шиллера и Гёте. Жуковский переводил лишь то, что было родственно его взглядам и настроению. По-родному, по-русски повествует он о крещенских гаданиях, и  замечательно передан замысел автора актёрами и в костюмах, и в народной песне, уместно вставленной в мини-спектакль.

Литературоведы.  Белинский говорил: «Под балладою разумеем краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; привидение, ночь, луну.» в основе баллады чаще всего лежит какое-либо предание или легенда.

Художники. «У портретов Жуковского». Василия Андреевича Жуковского, как известного поэта, родоначальника нового направления в литературе романтизма рисовали многие художники. В 1816 году сестра Маши Протасовой, Александра, подарила Жуковскому миниатюрный акварельный портрет: открытое, одухотворённое лицо; лёгкая полуулыбка; устремлённый вдаль мечтательный взгляд. Таким видела Александра Воейкова близкого с детства друга, своего учителя, автора элегий и баллад Василия Жуковского.

В 1817 году появился один из лучших романтических портретов В.А.Жуковского – гравированный портрет Вендрамини с подписью поэта Иванчин – Писарева:

Красавицы! Он вас Людмилами дарил,

Героев гимнами, друзей дарил собою;

Дарил несчастных он, чем только мог – слезою.

От Славы  сам венец в подарок  получил.

Перед вами портрет поэта, выполненный замечательным портретистом Петром Фёдоровичем Соколовым  в 1820 году. Автором подписи к портрету стал Батюшков:

Любимец нежных муз! Пред нашею столицей

Он храбры гимны пел, как пламенный Тиртей;

В дни мира, новый Грей,

Пленяет нас задумчивой цевницей.

Об известном портрете Жуковского работы Кипренского современник писал: «Портрет Жуковского имеет меланхолическое выражение. Поэт представлен в задумчивости. Окружение дико и мрачно: на небе ночь, и в облаках виден отсвет луны».

А этот портрет выполнен художником Рейтерном для воспитанника Жуковского, будущего Александра Второго. Жуковский стоит у окна, глядя на озеро. Слева камин, в котором горят дрова. Неожиданный ракурс придаёт картине настроение спокойствия и ожидания.

Обращаю особое внимание на портрет Жуковского, подаренный Пушкину с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Но, пожалуй, более всего замечательна история портрета Жуковского, написанного Карлом Брюлловым в 1838 году. Удивительная свобода, звучность красок, во всём облике стареющего поэта светится его «небесная душа». Этот портрет был разыгран в лотерею, куплен царицей за две с половиной тысячи рублей. На эти деньги Брюллов и Жуковский выкупили из крепостной неволи известного украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко.

Портретов Жуковского много. Мы рассказали  о тех, история которых показалась нам особенно интересной. За этими портретами – людские судьбы.

Каждый талантливый читатель воспринимает художественное произведение по-своему. Изображаемое в балладе мы представляем образно. Мы познакомим вас с иллюстрациями художников к стихотворениям поэта и покажем своё видение поэзии Жуковского.

Библиографы.  Творческая судьба Жуковского привлекала не только художников, но и писателей. Названием к выставке книг о В.А.Жуковском мы взяли слова Э.Голлербаха: «Кто умеет видеть портреты, кому доступна их тайна, для того искусство – открытая книга, для того прошлое становится настоящим».

Организаторы творческого вечера. Наш творческий вечер призван напомнить о человеке, имеющем особые заслуги перед родиной. Прекрасные поэтические шедевры, литературно-критические статьи, труды по лингвистике,  зарисовки и этюды живописца, размышления философа, письма к друзьям и ученикам -  всё это разговор с будущим, с нами.

Журналисты: Наша сегодняшняя встреча найдёт отражение в газете «Школьные новости», и мы обращаемся к вам с просьбой принять участие в конкурсе сочинений-эссе «Слово о Жуковском».

Учитель. Я благодарю всех участников сегодняшнего заседания художественного совета за интересный, глубокий, содержательный материал, представленный нашему вниманию.

Искусствоведы. В 1883 году Россия праздновала столетие со дня рождения великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского. В Императорской Академии наук состоялось заседание, открывшееся торжественной речью, которая и сегодня  звучит по-современному:

- В современную жизнь нашу, материальную и тревожную, неожиданно является духовно ясный и спокойный образ идеального поэта. Невольно спрашиваешь себя: способны ли мы, погрязшие в эгоистических интересах настоящего, вполне понять и ценить это светлое явление? Попытаемся на несколько минут отрешиться от своих забот и стремлений, чтобы приветливо встретить дорогого пришельца из другой, чуждой нам среды, и отнестись к нему с любовью, с полной готовностью принять те духовные сокровища, которые он несёт нам в своём чарующем слове, в своей назидательной жизни.

Эти слова имеют особое значение, это мост, перекинутый из прошлого в настоящее и будущее. Читая стихи Жуковского, радостно согласиться с пророческими словами: «Его стихов пленительная сладость пройдёт веков завистливую даль!»

Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского по выбору ИЛИ написать сочинение – эссе «Слово о Жуковском».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...