ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «И БУДЕТ ПОМНИТЬ ВСЯ РОССИЯ…» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ
статья по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Муравьева Светлана Ивановна

В статье рассматриваются  возможности использования педагогом литературной гостиной как формы активной коммуникации обучающихся при подготовке к итоговой аттестации по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.882.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «И БУДЕТ ПОМНИТЬ ВСЯ РОССИЯ…» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ

                       

Аннотация: в  статье рассматриваются возможности использования педагогом литературной гостиной как формы активной коммуникации обучающихся при подготовке к итоговой аттестации по литературе.
Ключевые слова: коммуникация, communication, : integration of subjects,  интеграция предметов, sexhaust composition, выпускное сочинение, литературная гостиная, literary salon

The article discusses the possibility of using the teacher as a form of literary salon active communication students in preparation for the final certification of the literature.

       Важнейшая задача, которая стоит перед современной школой, - литературное и эстетическое воспитание учащихся, привитие бережного отношения к слову, воспитание чувства любви к чтению и книге, формирование интереса со стороны учащихся к литературе как к искусству слова.  

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции учащих является внеклассная работа по предмету.

Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по  литературе:

  •  сформировать коммуникативную компетенцию учащихся (выступление перед аудиторией, защита и презентация рефератов, проектов, организовывать вечера, конкурсы);
  • выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.

На уроках литературы очень сложно обойтись без межпредметных связей (театр, живопись, музыка, русский язык, киноискусство, история, география и т.д.). По мнению В.Г. Маранцмана, «включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определённых представлений в сознании читателя» [1, с.55].

 При этом у ученика не складывается ощущения того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его проявления придаёт возникшему образу личностный характер. «Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора» [1, с.59].  Действительно, они привлекают внимание, создают разрядку, пробуждают интерес.

 В современной школе одним из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, является и интеграция предметов, таких, как история и литература, литература и русский язык, литература и МХК, литература и изобразительной искусство.  Интеграция предметов находит свое воплощение в мастер-классах, «Литературной  гостиной».

Один раз в год  мы  школе проводим «Литературную гостиную», посвященную или творчеству писателя или поэта-юбиляра, или знаменательной  исторической дате.  Основная задача «Литературной гостиной» - пробудить творческие способности учащихся, их интерес к чтению классической литературы и современной прозы и поэзии, помочь в написании итогового сочинения в 11 классе. 

Учащиеся получают достаточно объемную литературную информацию, связанную с музыкой и творчеством поэтов, учатся понимать и анализировать стихотворения.

Изучая  стихотворение, «погружаясь в него»,  подросток одновременно осваивает такие понятия, как совесть, благородство, достоинство, сострадание, честь, любовь, подвиг, самоотверженность и др.  Таким образом, приобретается опыт сопричастности, опыт переживания сильных эмоций вместе с героем. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности. 
           Литературная гостиная как форма интеллектуального общения заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.  

             Литературная гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное.

По мнению Н. Е. Щурковой [2], литературная гостиная - «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость». Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода.

Следует ориентироваться на ведущий тип деятельности подросткового периода — интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности. В связи с этим цели литературной гостиной могут быть следующими:

  • информационно-предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;
  • деятельно-коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
  • ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.  

В ходе подготовки и проведения литературной гостиной получают развитие «универсальные учебные действия», то есть совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса: [3, стр.7].

 Коммуникативные УУД: способность свободно, правильно излагать свои мысли; владение разными видами монолога и диалога; умение выступать перед аудиторией сверстников.

Регулятивные УУД: способность извлекать информацию из разных источников, включая ресурсы Интернета; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность определять  цели предстоящей   творческой деятельности, последовательность действий.

Личностные УУД: совершенствование  духовно-нравственных качеств; уважительное  отношение к русской литературе.

Предметные УУД: глубина освоения идейно-художественного содержания произведения; качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе изучения предмета.

           Знания и умения, которые учащиеся приобретают в «Литературной гостиной», несомненно, помогают им в написании творческих работ, в участии в различных конкурсах, в общении и в жизни. Подростки  познают мир прекрасного. Меняются их поступки, отношение к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы [4,стр.100].

             Таким образом, литературная гостиная воспитывает в учащихся чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности учащихся, творческое воображение, развивает мышление.

"И будет помнить вся Россия…" Мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 года. Форма проведения - литературная композиция. Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории. Задачи: 1- Воспитание гражданина – патриота. 2 - Приобщение к культурным ценностям страны. 3 - Формирование чувства ответственности за судьбу своего народа.

Ход мероприятия

- Бородино! Деревня в 120 км к западу от Москвы, мало кому известная до 26 августа 1812 года, стала местом славы русского солдата, славы России. В этот день на Бородинском поле произошло самое главное сражение войны 1812 года, войны справедливо названной отечественной.

- Незадолго до нападения на Россию, император Франции Наполеон говорил: "Через три года буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её".

- Прошло всего три года. Победоносные русские войска вошли в Париж, а сам Наполеон был низложен и отправлен пленником на далекий остров Святой Елены.

- Истекая кровью, армия Кутузова приняла на себя главный удар на Бородинском поле и нанесла смертельную рану завоевателям: 

Мне о России надо говорить

Да так, чтоб вслух стихи произносить

Да так, чтоб захотелось повторить

Сильнее всех имен, сказать: «Россия!»

- Как символичны эти строки. Свято хранит Москва память о своей славной истории. Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце". Но даже, когда он взял Москву, триумфа не получилось.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

- Армия, сохраненная Кутузовым, но по приказу «Отступать!» отошла вглубь страны, ибо, как считал великий полководец, «с потерей Москвы, еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнут и Москва и Россия. Приказываю - отступать!» Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой захватнической войне.

- Собрав армию в кулак, ранним утром 26 августа Наполеон нанес свой первый, казалось сокрушительный удар. Силы были неравны. «В таких условиях немыслимо было удержать в продолжение 3-х часов армию от совершенного разгрома и бегства, - писал Лев Толстой. - А они, русские, продержались не три, а более 10-ти часов и положили 58 тысяч противника против 44-х своих, и тем обескровили основные силы французов, заставив их отойти на исходные позиции». Если выражаться старинным слогом: «Сие есть небывальщина, которую можно придумать разве, то в сказке». Но это было! Результат - спасение России. «Французская армия разбилась о русскую», - так метко сказал участник битвы генерал Ермолов.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!..

- Самым ожесточённым местом в битве были Багратионовы (Семёновские) флеши и батарея Раевского.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

- Приросшие к полю русские умирали там, где стояли. Они бились до последней пули, последнего ядра, бились штыками. «Хоть все бегите, а мы будем стоять до конца! Хоть все сдайтесь, а мы умрем, но не сдадимся. С нами крестная сила!»

- Князь Пётр Иванович Багратион был из рода грузинских царей Багратиони. Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6-ти с лишним часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. 7 атак было отбито. И лишь восьмая французам удалась, да и то не потому ли, что князь Багратион получил смертельное ранение, и это вызвало среди солдат замешательство.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам.

Да, жаль его - сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

- Офицеров 12-ого года отличало какое-то особенное чувство долга, чести и гордости, беззаветной храбрости. Именно это не позволили Андрею Болконскому (герою «Войны и мира» Толстого) упасть на землю, когда рядом пролетел снаряд. Она взорвалась, и князь Андрей получил смертельное ранение.

- Дочь офицера русской армии, Надежда Дурова, мечтала о военной славе. Она ненавидела вышивать, развлекать гостей игрой на фортепиано, презирала домашние разговоры о причёсках и нарядах, и в один прекрасный день, переодевшись, выдала себя за мужчину и поступила на военную службу. В 1812 году Надежда Дурова под именем поручика Александрова с первого дня войны находилась в строю, был участницей восьми сражений. В Бородинской битве «кавалерист-девица» получила ранение в ногу, но даже после этого не оставляла службы, выполняя обязанности адъютанта при фельдмаршале Кутузове.

- Николай Николаевич Раевский, отличившись в польской кампании 1792 года, за героические действия получил чин полковника. К началу Отечественной войны 1812 года он генералом и в критические моменты сражения не раз поднимал солдат в атаку. Согласно легенде, раненный в грудь картечью, со знаменем в руках, увлекая за собой сыновей, 10 и 14 лет, и призывая солдат, ринулись на врага. Он покрыл себя славой в Бородинской битве, защищая важный редут - узел русской обороны, названый в его честь «Батарея Раевского».

Вам не видать таких сражений

Носились знамена, как тени

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел…

- На поле боя геройски погибли два брата из пяти братьев Тучковых. Тучков-четвёртый, Александр Алексеевич, сражался на Багратионовских флешах. В момент, когда бой принял опасный характер и солдаты Револьского полка заколебались, Тучков схватил знамя 1-го батальона и бросился вперёд. Картечь сразила его на месте.

Ах, на гравюре полустёртом

В один великолепный миг

Я встретила, Тучков четвёртый,

Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру

И золотые ордена

И я, поцеловав гравюру

Не знала сна.

- Жена Александра Алексеевича, Маргарита Михайловна, всегда следовала за ним во всех войнах и походах. Но в этот раз проводила дорогого, любимого Александра до Смоленска и вернулась в Москву. Больше они никогда не виделись. В сентябре 1812 года она узнала о его гибели. Между прочим, известен такой факт: юной Маргарите Михайловне, вскоре после свадьбы, приснился сон, что Александр умрёт в Бородино. Проснувшись, она рассказала всё близким. Разволновавшись, все стали искать на карте место с таким названием. Не нашли и решили, что это должно быть где-то в Италии, им показалось, что название звучит по-итальянски. Да и благополучно забыли об этом.

- В ноябре вместе с одним монахом, она пыталась среди гор непогребённых воинов найти останки мужа. Чего ей это стоило, - просто трудно и вообразить. Поиски оказались напрасными. Ведь Тучков погиб от прямого попадания картечи. И тогда вдова решает поставить памятник на месте героической гибели русских воинов. Продав всё своё имущество, в 1820 году она осуществляет свое намерение. А после смерти сына постригается в монахини.

- Единый порыв - отстоять Россию, объединил все слои общества. Мальчики рвались на войну. Лицеисты, среди которых учился 13-летний Пушкин, высыпали на улицу, когда проходили мимо гвардейцы на войну: «Сыны Бородина! Я видел, как на брань летели ваши строи и я думой торжественной за братьями летел», - писал Пушкин.

- В Петербурге и Эрмитаже есть галерея 1812 года. В ней в несколько рядов висят сотни портретов героев Бородинской битвы. Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Раевский, Ермолов, Коновницын, генерал Кутайсов, Никита Муравьёв, братья Тучковы, Дохтуров и многие, многие другие, в том числе и Денис Давыдов.

Усач. Умом, пером остёр он,  как француз.

Но саблею французам страшен.

Как вихорь, как пожар на пушки, на обозы!

И в ночь! Как домовой тревожит вражий стан.

Но милым он дарит в своих куплетах розы

Давыдов! Это - ты: поэт и партизан.

- Денис Давыдов в 1812 году был командиром 1-го Ахтырского гусарского полка. Отряд Давыдова из 50 гусар и 80 казаков на конях налетал на тылы французов, на транспорты с продовольствием, с оружием, отбивал пленных. Позднее Давыдов писал о гусарах:

Напрасно думаете вы,

Чтобы гусар, питомец славы,

Любил лишь только бой кровавый

И был отступником любви

Он часто храбрости огонь

Любовным пламенем питает -

И тем милей бывает он.

Он часто с грозным барабаном

Мешает звук любовных слов.

- Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы по старой Смоленской дороге, гибель пятисоттысячного нашествия и погибель Наполеоновской Франции. После Бородинской битвы была учреждена памятная медаль, которой награждались все участники битвы. В указе говорилось: «Воины! Славный год, в который поразили вы лютого и сильного врага - минул. Но не прейдут и не умолкнут громкие дела. Герои Бородина были уверены в нас, уверены, что мы будем благодарными потомками».

- Не за горами 200-летие великой битвы. Этим выступлением мы хотели бы начать подготовку к этой знаменательной дате.

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!

Отдайте мне ваш день, день вековечной славы

И шум оружия, и сечи и борьбу.

О, ринь меня на бой - ты, опытный в боях,

Ты, голосом своим рождающий в полках

Погибели врагов предчувственные клики,

Вождь гомерический, Багратион великий!

Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!

Но где вы? Слушаю: Нет отзыва, с полей

Умчался брани дым, не слышен стук мечей

И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга

Завидую костям соратника и друга.

Литературная гостиная не только углубила знания обучающихся по литературе и истории, но и пробудила у многих интерес к искусству вообще, позволила показать свои умения и раскрыть театральные способности.

                             Список использованных источников:

1.Маранцман, В. Г., Чирковская, Т. В. Проблемное изучение литературного
произведения в школе. – Л., 1977.

2.Щуркова, Н.Е. Собранье пестрых дел. Методические материалы для школьного педагога /Н.Е.Щуркова // Образовательный портал «Слово».- URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/47824.php (дата обращения:19.10.2015)

3.Трунцева, Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2015.-176 с.
4. Граблина, Н.В. Методика подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе: учеб. Метод. Пособие / Н.В. Граблина, Т.Н.Трунцева. – АСОУ, 2015. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И будет помнить вся Россия

Классный час посвященный Отечественной войне 1812 года....

И будет помнить вся Россия...

Классный час о войне 1812 года...

И будет помнить вся Россия ...

Война 1812 года. Реконструкция август 2012 года...

Урок истории "И будет помнить вся Россия...", 9 класс

Конспект открытого урока  по истории России для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку "И будет помнить вся Россия..."

Презентация к уроку "И будет помнить вся Россия...", 9 класс...

И будет помнить вся Россия!

Разработка внеклассного мероприятия по Отечественной войне 1812 года....

И будет помнить вся Россия...

Внеклассное мероприятие с презентацией для 5-8 классов...