Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили...Чтобы поняли..."
классный час по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бордукова Елена Сергеевна

Литературно-музыкальная композиция, в которой охвачены все стороны жизни на войне: любовь, семья, дети на войне, женщины на войне. Разработка будет полезна при подготовке мероприятия, посвященного Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariydocx.doc84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Чтобы помнили… Чтобы поняли…»

  1. Песня «О той весне»

Ведущий 1:

Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом – четверо суток, самолётом – четыре часа, а перебежками по-пластунски – четыре долгих года.

 Ведущий 2: 

Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!». Это добытая огнём и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

 

Ведущий 1: 

Забыть прошлое, – значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины. Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет. И пусть наш рассказ будет обращён ко всем, обязанным вам жизнью, чтобы помнили…

Ведущий 2:

Прошло 68 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история.

Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было…

Видео «Начало войны»

Девушка 1:

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало для юным

Это страшное слово «война».

Девушка 2:

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом, далеком году.

Девушка 3:

От бескрайних степей Украинских,

До Сибирских лесов и болот,

Поднимался народ богатырский,

Наш великий отважный народ.

Девушка 4:

Выходил он свободный и правый,

Отвечая войной на войн,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Ведущий 1:

Так началась война. Словами «Прощай», «До свидания» начиналась долгая дорога войны. Прощание с любимым человеком, с родными... В каждом слове жила надежда на новую встречу…

(на фоне музыки)

Девушка:

Этот маленький белый листок

 Посылаю в землянку к тебе,

 Чтобы строчками этими мог

 Часто думать в бою обо мне,

 Не давая пощады врагу,

 Чтоб, в землянке порой находясь,

 Знал: любовь я твою берегу,

 Вспоминаю тебя каждый час.

 Знаю я: презираешь ты смерть

 Ради нашей с тобою любви,

 И мне хочется чуть посмотреть

 На черты дорогие твои.

 Но ведь, милый, грохочет война,

 Рыщет враг по просторам родным,

 И любовь наша, наша судьба

 Проверяется в дыме войны…

 Не тоскуй же, герой дорогой!

 Этим самым хочу я сказать:

 Далеко ты, но в сердце с тобой,

 Вижу я дорогие глаза…

 Ветер песню мою унесет,

 Чтоб тебе помогала в бою.

 Помни: девушка верит и ждет

 И любовь, и победу твою!

  1. Песня «Вера и любовь»

Девушка 1:

Так случилось – мужчины ушли,

Побросали посевы до срока

Вот их больше не видно из окон,

Растворились в дорожной пыли,

Так случилось мужчины ушли.

Ведущий 1:

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость,

Над страною дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозные годы войны

Присягают на верность твои боевые сыны.

Юноша 1:

Разве погибнуть нам ты обещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина!

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь» - Родина.

Юноша 2:

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина,

Просто был выбор у каждого: я или Родина!

Горе твое – это наше горе, Родина!

Правда твоя – это наша правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава, Родина!

  1. Песня «Последняя весна»

Юноша 1:

За каждый колос опавший

С твоих отчизна полей.

За каждый волос упавший

С головок наших детей.

Юноша 2:

За стон от боли жестокой,

Слетающий с братских губ,

Отплатим мы око за око,

Отплатим мы зуб за зуб.

Юноша 3:

Не быть рабыней отчизны,

И нам рабами не быть.

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить.

Юноша 1:

Нет краше, страна родная,

Счастья тебе служить,

Идём мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!  

  1. Зара «Это просто война»

Ведуший 1:

Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Женщина и война...

Ведущий 2:

В один день мир женщин разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному

балу, первая любовь, мечты о будущем...И война. То, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.

Ведущий 1:

Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти народа, в цветах, весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

 По дрогам войны в разбитых сапогах вы брели, топали, бежали к тебе, вечная весна 45-го!

 И уже никому было не остановить торжествующую поступь Победы!

Ведущий 2:

Как же эти обыкновенные девчонки становились солдатами? Они были готовы к подвигу, но не готовы к армейским будням.

Не сразу и нелегко давалась им воинская наука.

Девушка 1:

Стоим как-то мы с подругой на посту, охраняем склад. А в Уставе говорится, что если кто-то идет, надо его остановить словами:

«Стой! Кто идет? Стрелять буду!» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стой! Кто идет? Вы меня извините, но я стрелять буду».

Девушка 2:

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно.

Тот ничего не знает о войне.

Девушка 3: 

А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего.

Но тут услышала крик: «Танк! Танк!», и увидела бегущих солдат ...Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, ушибаясь, но не чувствуя боли. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от своего танка.

Девушка 4: 

А я когда увидела впервые раненого, упала в обморок. А когда первый раз поползла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама себе и перевязала.

Прожектор освещает на табуретке медицинскую сумку, пилотку, пачку писем, стакан водки,накрытый куском черного хлеба.

Юноша 1:

 Сто раненых она спасла одна

 И вынесла из огневого шквала,

 Водою напоила их она

 И раны их сама забинтовала.

Под ливнем раскаленного свинца

Она ползла, ползла без остановки

И, раненого подобрав бойца,

Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз,

в последний раз

Ее сразил осколок мины лютой...

Склонился шелк знамен

в печальный час,

И кровь ее пылала в них как будто…

Вот на носилках девушка лежит.

Играет ветер прядкой золотистой.

Как облачко, что солнце скрыть спешит,

Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на ее

Губах, изогнуты спокойно брови.

Она как будто впала в забытье,

Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла

И вдруг сама погасла в час кровавый...

Но сто сердец на славные дела

Ее посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть, весна.

Но, как заря рождает день, сгорая,

Врагу погибель принеся, она

Бессмертною осталась, умирая.

  1. Песня «Не женщины придумали войну»

Ведущий 1:

Письмо… Держу его в руке…

Что в этом маленьком конверте?

Конечно, грусть в любой строке,

А вдруг и весть о чьей–то смерти?

Ведущий 2:

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нём и горькое лето, и сигналы тревог.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

Ведущий 1:           

Вот таки скромные солдатские треугольники доставляли прямо из окопов с передовой за

десятки и тысячи километров. Как ждали эти писем в тылу, весточки давали надежду на

победу, на возращение любимых сыновей, дочерей, мужей, отцов, женихов…

Ведущий 2:

Но были и письма, которые несли боль и вечную разлуку…

Письма:

Девушка 1.

«Сынок, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт».

Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков.

Пусть спасёт тебя моя любовь. Твоя мама».

Юноша 1:

Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла.

Вылетая в бой, мы кладём на колени наган. Собьют над территорией врага – шесть пуль в фашистов, седьмую – себе в сердце. Это не значит, что мы не любим жизнь. О, как мы её любим! Во много раз сильнее, чем прежде. Но чем больше мы любим жизнь, тем сильнее презираем смерть… Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину.

Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…

Я обязательно вернусь мама, ты только жди

Девушка 2.

«Сашка, дорогой, здравствуй! Скоро к тебе так запросто и не обратишься… Товарищ, лейтенант, и не иначе. Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего выпускного вечера. Как же это давно было… Ровно год… И ровно год идёт война. Наши почти уже все на фронте, даже девчонки.

Я не знаю писали тебе или нет, Маша погибла. В это невозможно поверить, её повесили…

Пятерых наших ребят уже нет в живых, а войне ещё не видно конца. Как подумаю, что для Володьки, Маши, Лидочки, Антона, Сергея уже никогда и ничего не будет, становится страшно. Никогда и ничего…Береги себя. За меня не волнуйся, у меня всё в порядке. Наш медсанбат сейчас располагается в лесу. Пишу тебе письмо, а передо мной зелёный лес. Даже странно, что такая красота – это поле боя, что всего в двух километрах от нас немцы. Недалеко от медсанбата я сорвала большой красный цветок. Я не знаю, как он называется, но он очень красивый, и я сорвала его для тебя. Я знаю, он засохнет пока дойдёт до тебя. А может быть, его выбросит из конверта военная цензура – скажет, вот ещё сантименты на войне. Но я всё равно положу его в конверт, вдруг ты его получишь.

Извини, больше писать не могу, привезли новых раненных. Жду твоего письма. Твоя Таня.»

Юноша 2.

«Милая, Таня! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо.

Немцы скоро пойдут в атаку, а нас осталось только трое…Твой портрет лежит у меня на коленях, значит, ты со мной. Не так тяжело умирать, когда знаешь, что где-то есть человек, который помнит о тебе и любит. Таня милая, прошу тебя, постарайся выжить в этой страшной войне. Выживи, и проживи эту жизнь за нас».

Девушка 3:

«Дорогая, мамочка! У меня сегодня такая радость, получила письмо от тебя. Не обижайся, что редко пишу, очень много работы. Вот и сегодня после боя было много раненых. Мама, невозможно без слёз смотреть на изуродованных молодых парней. У одного оторвало ногу, а он всё кричит, что она у него болит... Но я стараюсь не плакать…

Как дела у вас? Кто из моих одноклассников пишет домой? Почему то долго нет писем от Сашки? Спроси, у его мамы, давно ли она получала весточку от него.

Пиши! Номер моей полевой почты пока тот же. Целую тебя крепко. Твоя дочь Таня».

Юноша 3:

«Дорогая, Светлана Николаевна! Должен

сообщить вам горестную весть. Ваша дочь погибла на фронте смертью храбрых, вынося с поля боя раненых. За боевые заслуги она посмертно награждена орденом Отечественной войны первой степени».

  1. Песня «Письмо, пришедшее с войны»

Ведущий 2:

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей.

В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны: собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков и детей, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Ведущий 1:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Ведущий 2:

Что такое фашизм, они увидели глазами своей души.

Это была жестокая школа,

Школа колючей проволоки и окрика.

Школа пули и виселицы,

Школа мести и жажды справедливости.

Они видели свой народ, его горе, его силу и благородство

Они поняли и узнали цену хлеба и слова.

Они очень рано стали взрослыми.

Ведущий 1:

Мальчишки. Девчонки. На хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Ведущий 2:

Блокада Ленинграда. Как было тяжело. В городе осталось 2,5 млн. человек, в том числе 400 тысяч детей. Голод подкрадывался к городу незаметно. Сто двадцать пять блокадных граммов. С огнём и кровью пополам…

Ведущий 1:

 «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. За все это время погибло 13 миллионов детей.  Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Девушка:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

  1. Песня «Дети войны»

Звучит фонограмма шума мирного города – разговоры, звук проезжающего трамвая, смех и т.д. На площади массовка изображает жизнь города. На фоне фонограммы звучат стихи:

 Ведущий 1:

Запомни эти дни. Прислушайся немного,

 И ты – душой – услышишь в тот же час:

 Она пришла и встала у порога,

 Она готова в двери постучать.

 Ведущий 2:

Она к тебе спешила из похода

 Столь тяжкого, что слов не обрести.

 Она ведь знала: все четыре года

 Ты ждал её, ты знал её пути.

Ведущий 1:

 И вот она у твоего порога.

 Дыханье переводит и молчит.

 Еще чуть-чуть, еще совсем немного.

 Она возьмет и в двери постучит.

 Ведущий 2:

Запомни ж всё! И в будничных тревогах

 На всем чистейший отблеск отмечай.

 Стоит Победа на твоем пороге.

 Сейчас она войдет к тебе. Встречай!

 Звучит фонограмма голоса Левитана: «Внимание! Внимание! ……….» Кто-то, из массовки услышав голос Левитана, поворачивает голову якобы в сторону громкоговорителя. Подходит к воображаемому громкоговорителю. Голос продолжает говорить о наступлении победы. Постепенно вся массовка подтягивается к «громкоговорителю». Звучит слово «Победа!». Секундная пауза. Звучит мелодия «День Победы». Звучит фонограмма салюта, крики «Ура!». Все радуются.

 Кто-то начинает плакать от радости, кто-то пляшет и т.д.

 Неожиданно раздаётся шум ветра, затем тихий колокольный звон. Массовка переглядывается.

 Девушка (из массовки): - что это? Ты слышишь?

 Голос - Это колокола. Колокола памяти. Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами. Обернитесь вслед скользящему над землёй облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего мая.

 Стоп- кадр. Музыкальный фон меняется. Со стороны Вечного огня выходит женщина - Мать. Ходит между стоящими в массовке, всматривается в лица, как будто ищет кого-то. Подходит к 1-му солдату. Музыка смолкает, все замирают.

 Мать (обращается к 1-му солдату): А где ж сынок мой, тихий, русый такой?… Где сынок мой родной ты не знаешь?

 1-й солдат. 

Знаю, матушка, где твой сынок!

 Как такого героя не помнить!

 Ты прости меня, мать, не сберег.

 Опоздала к нему моя помощь.

 2-й солдат 

Сердце встретило пулю вражью,

 И упал он вперед, как бежал

 Уж простите его, да, простите,

 Что не пришел и слова не сдержал.

 3-й солдат. 

Он не вернулся к тебе, дорогая

 Нежным письмам твоим не внемля

 Не подумай, что это другая,

 Это значит сырая земля.

 Мать: Где ж лежит он? Ты запомнил, приметил то место?

 1-й Солдат. 

Знаю, матушка, где он лежит.

 Я запомнил, приметил то место.

 Он лежит где-то там, где убит,

 А убит твой сыночек под Брестом…

 2-й Солдат: Он под Минском убит, под Ельцом…

 3-й Солдат: И под Вязьмою, и под Смоленском…

 1-й Солдат: Он убит под Ржевом, Орлом…

 2-й Солдат: Под Калугою, Курском, под Энском…

 3-й Солдат: 

Но не жить бы нам, мама, с тобой,

 Если б он не погиб под Москвой.

 Музыкальная отбивка Сцена «Горе матери»

 Далее все говорящие подходят к ней.

 Девушка:

Он сохранил тебе и мне

 И человечеству всему,

 Покой и счастье мирных дней

 И счастья тишину.

Мать:

Стою у стелы. Тишина святая.

 А в сердце буря гнева и любви.

 Приходят люди, битвы вспоминая,

 Героев Малой и Большой земли.

 Седая женщина склонилась над могилой,

 Кладёт цветы, и слёзы не тая,

 Чуть слышно шепчет:

 -Встань, сыночек милый,

 Взгляни на мать, кровинушка моя.

Нам вечно помнить их - безмерно близких,

 Кто не дожил до этих дней.

 Носить цветы к подножьям обелисков,

 Любить живых и жизнь ещё сильней.

  1. Песня «Обелиск»

Девушка 1:

Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю.

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Юноша 1:

Он сохранил тебе и мне,

И человечеству всему.

Покой и счастье мирных дней

За это жизнь отдал свою.

Девушка 2:

Пылает днём и ночью пламя

И озаряет шар земной,

Не утихает наша память

О тех, кто был убит войной.

Юноша 2:

Десятки лет легли меж нами,

Ушла в историю война.

Мы в сердце вечными словами

Погибших пишем имена.

Девушка 3:

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(звучит метроном, идёт минута молчания)

  1. Песня «Соловьи»   (слайд-шоу о погибших, о буднях войны)

Девушка 1:

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вас с великим днём,

С днём нашей славы! С днём Победы!

Юноша 1:

Мы много лет спокойно смотрим сны,

А вас – и рядовых, и полководцев –

Несправедливо мало остаётся,

Товарищи, участники войны.

Девушка 2:

Пока нам не хватает тишины,

Пока тревожно светятся заставы –

Мы будем жить по-вашему уставу,

Товарищи участники войны.

Юноша 2:

Мы помним, чтим поклоном низким

Всех, кто войну не пережил,

И тех, ушедших в обелиски,

И тех, кто вовсе без могил.

Юноша 3:

У нас, до этих дней доживших,

О прошлом память не умрёт:

Пока мы чтим за Родину погибших,

Дотоль бессмертен наш народ!

Ведуший 1:

Война закончилась, но память поколений,

 Как фронтовая дружба, вечна и тверда.

 Нас никогда никто не ставил на колени

 И не поставит ни за что и никогда!

  1. Песня«Спасибо вам, родные наши деды»

(слайд-шоу «Последние дни войны, возвращение солдат»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Проект Помнить, чтобы жить

Патриотическое воспитание...

Сценарий внеклассного мероприятия "Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

Данная разработка относится к категории материалов по военно- патриотическому воспитанию. Она  поможет классному рководителю подготовить и провести мероприятие с учащимися, посвящённое героям Гра...

"Чтобы помнили, чтобы поняли" (75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)

Литературно-музыкальная композиция направлена на воспитание патриотизма у молодого поколения. Мероприятие посвящено памяти павших на полях сражений....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Чтобы помнили... Чтобы поняли...»

Сценарий литературно-музыкальной композиции (в рамках отчетного мероприятия кружковой деятельности)...