Н.В. Гоголь "Вечера..."
методическая разработка по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Конспект урока по произведению Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Смешное и страшное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vechera_gogol.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Смешное и страшное в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя

Н.В. Гоголь считал: «Поэзия – это незримая ступенька к христианству». Писатель видел путь к этому в любви. Вопрос о свете, тема душевной черноты – тема «Вечеров». Очень важно у писателя – полюбить людей «черненькими» - это значит, что необходимо спасти их от черноты, убрать ее из души. Великий писатель не отделяет задач очищения и просветления героев от самого себя. Очищающий смех писателя мягок, светел, он не тянет в черные краски. Он возносит над смертью. Но на пути – Смерть. Об нее должны разбиться смех и веселье, сама радость жизни. Гоголь всегда ощущает соседство Смерти и Жизни. Через них Гоголь переносит человека в бессмертие. В этом открытие Гоголя, писателя-гуманиста.

Ход урока

  1. Введение в тему уроку. – Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в романе «Подросток» говорит о человеческом смеха так: «Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет…. а смотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит хороший человек». – Согласны ли Вы с писателем? Почему он так говорит?
  2. Тема урока. Гоголь обладал великим даром иронии. Давайте вспомним его книги, Ответы учащихся «Женихи Солохи сидят в мешках», «Голова есть вареники».
  3. Обобщение ответов. Какой смех у писателя? (веселый, задорный, легкий и светлый)
  4. А Н.В. Гоголь говорил об этом сам так: (книга «Памяти жанра» В.Н. Филимонова) – «Смех значительнее и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, - но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека». – В чем же сила смеха Гоголя? Смех Гоголя очищает героев, помогает бороться с нечистой силой, возвышает над смертью, поэтому о нем можно сказать животворящий, это роднит его с народным юмором, где смех утверждает жизнь, черпает свою силу
  5. О страшном в произведении Гоголя. Поворот канвы урока. Гоголь часто печален, ведь заканчивается повествование тем, что герой один, за границей праздничной ярмарки. – Откуда эта грусть?
  6. Слово учителя после ответов учеников. Печальные страницы «Вечеров» - это лирический голос самого автора, а он – человек той половины 19 века, времени, когда народное единство разрушается и человек остается один. Одиночество. Очень актуально в наше современное время.
  7. – Вспомните вывод после прочтения «Бесов» А.С. Пушкина. В природе человека, отъединенного от целого, таится зло, неживое. – Что же может стать опорой для человека? – В чем его спасение?
  8. Задачи урока. Страницы «Вечеров» - это попытки Гоголя ответить на эти вопросы для себя и нас. Логика сборника, его настроение проясняется при  сопоставлении повестей. Сегодня на уроке «Вечер накануне Ивана Купала» и «Ночь перед Рождеством».
  9. Сравнительно-сопоставительный анализ.
  10.  Общая характеристика сюжета. Беседа-вопрос. – Есть ли основание сравнить эти повести?  (Да, сюжеты похожи).
  11. – Как вы охарактеризуете сюжеты, выявите общее? Сходство очевидно: молодой человек добивается любви красавицы. Он проходит испытание, воспользовавшись нечистой силой.
  12. – К какому раннему жанру восходит сюжет? (сказка) какие силы принимают участие?  (Добро и зло, Жизнь и Смерть). В каких образах у писателя реализованы эти силы? С одной стороны Жизнь, с ней Юность. Красота. Любовь. С другой – Смерть, с ней Старость. Неживое. Образ смерти рождает Страх. Это противостояние, восходя к Масленице – противоборство Весны, а с нею Молодости, Любви и Зимы (Смерти, Старости) – магистральный сюжет творчества Гоголя. Начинается с «Вечеров» и заканчивается «Мертвыми душами». Он произрастает из вечного противостояния Жизни и Смерти, в самом существовании человечества, но когда проникает в душу одного человека, заставляет его страдать. Не каждый сможет выйти из этого конфликта достойно.  Вакуле удается победить черта, добиться счастья, а Петру – нет. В чем же дело? Вспомним самые яркие страницы произведения. Это поможет дать ответ на вопрос.
  13.  Анализ ключевых эпизодов. А) Мы в Диканьке, в атмосфере христианского праздника. Характеристика Диканьки, ее обитателей, атмосферы. – На что обращает внимание писатель? Атмосфера праздничная, яркая, это последний день нечистой силы. Б) Рассказ о купальской ночи. – Каким видит Гоголь этот праздник? (пробуждение нечистой силы) Гоголь не принимает языческого праздника. Почему он бросает своего героя в дьявольскую пучину? (алчность Петра). – Разве легко решиться на кровь младенца? Почему Петр стал способным на такой поступок? Ответ не очень прост. Судьба героя. – Хутор, где живет Петр? В) Характеристика хутора (иллюстративный метод). Главное ощущение? Хутор у дороги, заброшен. Здесь нет порядка. Дома. Это бездомье, шатание. _ Почему в таком месте живет Петр? Он без рода, без корней, одинокий. – Описание внешности Петра. – Верит ли он в счастье? Итак, у Петра нет дома, дела, веры. Нет нравственного стержня. Бог оставил его, и появился Дьявол. Одинокой душе не справиться с ним. Г) Характеристика Вакулы. – Таков ли Вакула? – Какое впечатление он производит? Д) Сопоставительный анализ последних страниц повестей: красивый дом Вакулы – разрушение дома Петра; красавица жена и дети – уход Пидорки в монастырь.
  14.  Обобщение по уроку. Беседа. – Почему Вакуле удается победить нечистую силу и обрести счастье, а Петру нет? – Какие опоры видит Гоголь в жизни? Ответы учащихся.
  15.  Выводы. Одно из постоянных столкновений Гоголя столкновение человека с нечистой силой. Как правило, нечистая сила побеждает изгоя, не привязанного к дому, месту, делу. Так гибнут Петро («Вечера накануне Ивана Купала»), род Петра и Ивана («Страшная месть»), Хома Брут («Вий»), а кузнец Вакула, Левко побеждают. Нечистая сила Гоголя восходит к язычеству, но эти обряды уже не в состоянии спасти отошедших от людей, дома и своих корней. Христианин Гоголь спорит с язычеством. Он видит спасение в Соборности духовной близости, основанной на радостном единении людей, но не на языческом празднике, а в любви к Богу и друг другу.