Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Королева Надежда Николаевна

Урок литературы 6 класс. Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ «Лапти».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_kl._koroleva.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6-ом классе.

Тема: Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ «Лапти».

Тип урока:   урок-беседа.

Основной вид деятельности:  углубленный анализ текста.

Оборудование:

- портрет И.А. Бунина;

- текст рассказа И.А. Бунина «Лапти»;

- иллюстрации к рассказу, рисунки учащихся;

- словарь русского языка С.И. Ожегова;

- компьютерная презентация.

Методические приемы:

- чтение с остановками, выборочное, комментированное чтение;

- обращение к личному опыту;

- прогнозирование по названию;

- рисование;

- устное словесное рисование.

Цель урока: раскрыть своеобразие русского характера в изображении И.А. Бунина в рассказе «Лапти».

Задачи урока.

Познавательные:

- выявить существенные черты образа главного героя;

- идейное содержание рассказа;

- особенности художественного мастерства писателя.

Развивающие:

- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность;

- развивать умение оценивать художественное произведение;

- понимать авторский замысел.

Воспитательные:

- рассмотреть поведение человека в ситуации выбора;

- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Ход урока

I этап. Мотивационный

Цель: создание эмоционального настроя на урок и проблемную ситуацию.

  1. Обращение к читательскому опыту, обсуждение ранее изученного.
  2. Первые впечатления от прочитанного рассказа.

II этап. Целеполагание

  1. Словарная работа. Беседа.

На доске слова: сострадание, сочувствие, сопереживание.

- что объединяет эти понятия?

- Приставка со, которая имеет значение «единения в чём-либо»;

- Это слова синонимы, имеющие общее лексическое значение: «Жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем».

- Кто из героев рассказа обладает данными качествами характера?

- Слуга Нефёд.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Варианты ответов:

- Понять душу крестьянина Нефёда

- С какой целью написан рассказ?

- Какова его идея?

- Как И.А. Бунину удалось раскрыть своеобразие русского характера в рассказе «Лапти»?

III этап. Определение темы урока. Постановка задач.

IV этап. Анализ рассказа «Лапти»

 Метод  «Чтение с остановками».

Текст делится на 3 части. Каждая часть перед анализом текста читается наизусть подготовленным учеником.

1 блок вопросов (1-17 предложения)

- Какую роль играет описание природы в начале рассказа?

- Какие слова отражают тревожность ситуации? (эпитеты, риторические вопросы)

- Где происходят события?

- С какими героями вы познакомились?

- Как вы считаете, кто из них главный? Почему вы так думаете?

- Каковы отношения в семье? (родственные)

Опишите Нефёда. (Сообщение ученика)

- Какие вы видите возможные пути выхода из этой ситуации?

- Как можно спасти больного ребенка?

(Ученики оформляют работу в тетрадях в виде кластера)

Варианты ответов: надеяться на лучшее, смириться, вызвать врача, пойдет Нефёд.

2 блок вопросов (18-45 предложения)

  1. Словарная работа. Сообщение ученика. Презентация.

– Какие встретились незнакомые слова? (фуксин, полушубок, лапти, розвальни).

- Почему Нефёд решился идти, зная, что это опасно? Его просила об этом мать?

(«Душа желает». Есть народное поверье, если выполнить желание больного, то он выздоровеет)

Сообщение ученика. «Проблема выбора».

- Как вы думаете, был ли у Нефеда выбор? (Не было мысли «идти – не идти», а дойдет – не дойдет)

Словарная работа. Выбор – путь, который выбираешь.

- Какие средства выразительности используют автор, чтобы передать чувства Нефёда? (лексический повтор)

Продолжение работы с кластером:

Пойдет Нефёд, вернется или не вернется.

3 блок вопросов (47-52 предложения)

- Каким настроением проникнут отрывок? Какое слово предвещает трагическую концовку рассказа? («зловещий»)

- Какие средства использует автор для передачи тревоги?

Сообщение ученика. «Роль цветописи в рассказе «Лапти». Символика красного и белого цвета»

V  этап. Стадия рефлексии.

Словарная работа. На слайде значения слов «поступок», «проступок».

Прием незаконченного произведения «Я считаю, что…..»

- Нефёд совершил поступок. Это подвиг или жертва? Докажите.

Презентация рисунков детей как иллюстрация к обсуждаемой проблеме.

Вывод: Самопожертвование во имя жизни ребенка. Спасая душу ребенка, спас свою душу, спас мужиков.

- Как относится автор к своему герою? (не называет слугой, в конце рассказа «человек». Дал имя только главному герою.)

- Почему рассказа назван «Лапти»?

Сообщение ученика. «Смысл названия рассказа».

Работа в парах.  Клише:

«И.А. Бунин назвал свой рассказ «Лапти». Лапти – это старинная крестьянская обувь. Но в бунинском рассказе это слово обретает новое значение. Лапти становятся воплощением ….чего?»

Работа в группах.

- Какие качества русского характера раскрыл И.А. Бунин в рассказе «Лапти»? (доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование)

- Актуально ли это для нашего времени (воспитания нравственных качеств)?

VI  этап. Подведение итогов.

        Контроль и оценка результатов деятельности. Самооценка на основе критерия успешности.

V II этап. Домашнее задание на выбор.

  1. Развернутый ответ на вопрос: что значит любить людей (в парах)
  2. Придумать свою концовку рассказа.
  3. Составить синквейн «Образ Нефёда» (возможна работа в парах)

Образец: Нефёд – отважный, преданный.

                   Пошёл, не струсил, преодолел.

                  Любовь и веру проявил на деле.

                  Победивший смерть.

Диагностируемый результат проверить через выполнение домашнего задания.

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Конспект урока 11 класс Тема: «Русское солнце».

Конспект урока 11 классТема: «Русское солнце»....

Урок литературы на тему:"Русская литература в XІІ – начале XIII в." (на примере «Слова о полку Игореве»)

Заключительный урок по произведению «Слово о полку Игореве» в 9 классе....

Технологическая карта урока литературы на тему "Человек и природа в стихах И. Бунина" (7класс)

В технологической карте урока представлены задания для работы с поэтическим текстом "Догорел апрельский светлый вечер". ...