Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Левина Юлия Валентиновна

Рабочая программа составлена с учетом Программы образовательных учреждений «Литература 5 класс.» под редакцией В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2010 г.  и  учебника-хрестоматии «Литература  5  класс. "  для общеобразовательных учебных заведений  в 2-х частях. Авторы: В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2013г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_klassa.docx107.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа учебного предмета «Литература 5 класс»  составлена с учетом:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012г. №373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом

 Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012)  «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 3) Программы образовательных учреждений «Литература 5 класс.» под редакцией В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2010 г.  и  учебника-хрестоматии «Литература  5  класс. » для общеобразовательных учебных заведений  в 2-х частях. Авторы: В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2013г.), рекомендованные Министерством образования Российской Федерации;

 4) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от  31.03.2014   № 253   «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;

5) Учебного плана МАОУ «СОШ №26» на 2014-2015 учебный год (приказ №270-о от  05.08.2014г. ).

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Место предмета

Учебная программа  по предмету «Литература 5 класс» рассчитана на 68 часов   (2часа в неделю)

 В программу  внесены следующие изменения:

  1. На изучение творчества И.А. Крылова отводится  по программе 2 часа. В данной рабочей программе- 1 час, так как изучение басен И.А Крылова более подробно было представлено в курсе 4 класса.
  2. На изучение творчества С.Я. Маршака (пьеса «Двенадцать месяцев») отводится  по программе 2 часа, один из которых приходится на урок развития речи (написание сочинения по пьесе).  В данной рабочей программе  написание сочинения отнесено к разделу «Домашнее задание»
  3. На изучение творчества Г.Х Андерсена про программе отводится 2 часа. В данной рабочей программе- 1 час. Все важнейшие аспекты творчества писателя освещаются на одном уроке за счет объединения тем.  

Рабочая программа на 2014-2015 учебный год рассчитана на  65     часов,  что соответствует учебному графику, рассмотрена на Совете школы 02.06.2014 ( приказ № 3), введенным в действие приказом директора № 253 –О от 30.06.2014г. с 01.09.2014г. и расписанием уроков, утвержденным приказом № 270-О от 05.08.2014г.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается  потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь. Применяется более щадящая оценка знаний и  умений учащихся.

Данная программа предполагает систематическое 3-5минутное чтение (вслух- про себя) текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

  • составление планов;
  • краткие и подробные пересказы текста;
  • устные и письменные сочинения-характеристики героев;
  • анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
  • развитие художественной фантазии у детей;
  • прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
  • придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Поэтому, на    чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений, но принцип вариативности остается.

Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
  • развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
  • формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • воспитание речевой культуры учащихся.

Цели и задачи изучения учебного предмета

Цели:
-  развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;

- воспитать духовно развитую личность;

- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-  развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

- понимать авторские позиции;

- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;

- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.

задачи обучения:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Ключевыми образовательными компетенциями

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

    2. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

  • Одной из главных воспитательных задач является формирование гражданско-патриотического сознания у учащихся, воспитание толерантности, укрепление национальной безопасности, а также формирование нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям



3. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
4. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

  1. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Межпредметные связи на уроках литературы

Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой. Установление органических взаимосвязей литературы с этими предметами не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин:

  • Русский язык  Наиболее естественно осуществляются связи литературы и родного языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. А соответствующие им науки - литературоведение и языкознание в течение столетий развивались в тесной связи друг с другом. Взаимодействие русского языка и литературы как учебных предметов определяет два основных направления в реализации их органических взаимосвязей. Это работа над стилем литературного произведения, которая базируется на основательном знании языка, и развитие речи школьников, невозможное без чуткого понимания изобразительно-выразительных средств языка и их идейно художественной функции в художественном произведении.

  • Изобразительное искусство Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы - широкое использование на уроках произведений изобразительного искусства, которое в своем развитии неизбежно отражает те вечные вопросы, которые волновали и художника слова. Расширяя обще эстетический кругозор школьников, произведения изобразительного искусства в их сопоставлении с литературными произведениями служат одним из эффективных средств постижения специфики литературы как искусства слова.
  • Музыка Традиционным в методике преподавания литературы стало использование звукозаписей в ходе анализа литературных произведений, преимущественно стихотворных, получивших музыкальную интерпретацию в песне, романсе. Сопоставление словесных изображений музыки с прослушиванием музыкальных записей усиливает эмоциональную сторону анализа литературного произведения. Изучение литературы, предусматривающее широкие межпредметные связи, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников.
  • История  Одним из действенных путей преодоления пробелов в воспитании и повышении уровня знаний учащихся является налаживание межпредметных связей истории и словесности в курсе преподавания литературы в 5-8 классах. Литература и история одновременно являются неотъемлемыми частями целого - национальной культуры. Отталкиваясь от такой постановки вопроса, при которой целью изучения литературного произведения, созданного на основе исторических фактов, является приобщение к культурным истокам, важно отметить, что литература, ни в коем случае не являясь иллюстрацией к историческому событию, тем не менее помогает глубже проникнуть в сущность исторического процесса: она акцентирует своё внимание на характерах людей, народном духе, моделирует, адекватное той или иной эпохе этико-психологические категории.

Качественно оценки событий можно разделить на три группы: I) оценка, вырабатываемая непосредственно во время данного события (то есть оценка современника); 2) оценка автора с позиций его времени; 3) оценка читателя нашего времени. Естественно, что во многом эта оценка не будет совпадать, ибо каждое поколение обладает своим запасом культурно-исторических знаний.

Этнокультурный компонент Данная рабочая программа включает в себя изучение не только классиков русской литературы , но и творчество самобытных башкирских поэтов и писателей таких, как М.Гафури,( « Желание старого батыра», «Однажды ночью»), М. Карима ( «О березовом листе», « Может звуки этой песни» ).

. Учебно-тематический план.

№ темы

Тема

Количество

часов

Развитие речи

Внеклассное

чтение

Контрольные работы

1

Ведение. Книга в жизни человека

1

2

Устное народное творчество

6

1

1

3

Древнерусская литература

2

4

Русская литература 18 века

Русская литература 19 века

9

1

5

6

Русская литературная сказка

16

3

1

1

7

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе

1

8

Русская литература 20 века

16

2

1

1

9

Поэты о Великой отечественной войне (1941-1945г.)

2

10

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

3

11

Писатели улыбаются

3

12

Зарубежная литература

6

1

1

ИТОГО

65 часов

7

5

2

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

  • Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

  • Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

  • Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

  • Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Ночь перед Рождеством» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

  • Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

  • Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

  • Русские поэты о Великой Отечественной  войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
  • Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

  • Из зарубежной литературы.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. Ж. Санд «О чем говорят цветы»

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

Повесть «Сказание о Кише». Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья...»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «ВОВ» 1-2 стихотворения по выбору учащихся (А.Т. Твардовский, К.М. Симонов и др.)

Из раздела  «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Список литературы для самостоятельного чтения.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы

5 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- учить наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

-основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

-работать с книгой

-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Дата     проведения

Примечания

По плану

Фактическ

Введение (1ч)

1

Книга в жизни человека

1

Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги

5.09

М/п история, лингвистика, живопись, МХК

АК- воспитание уважения к труду

Устное народное творчество

(6 ч)

2

Малые жанры фольклора. Загадки.

Частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни

1

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора

6.09

Э

УНТ народов Башкортостана

АК- воспитание уважения к труду

М/п история, лингвистика, живопись, МХК

3

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Народные идеалы в сказке

1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам

12.09

4

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли

1

Патриотический характер сказки «Иван-царевич и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины

13.09

5

«Журавль и цапля . «Волк и лиса».  Сказки о животных.

«Солдатская шинель» Бытовая сказка

1

 Народное представление о справедливости. в сказках о животных. Иносказательный

смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок.

Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки о животных

19.09

Э

Бытовые сказки народов Башкортостана

Р.р. Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»

1

20.09

М/п

 История, живопись, МХК

7

Вн.чт.

Т. Александрова «Светофорчик»

1

Литературная (авторская) сказка, композиция сказки

26.09

Древнерусская литература (2 ч)

8

Понятие о древнерусской литературе

«Повесть временных лет» как литературный памятник

1

Возникновение древнерусской литературы Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

27.09

М/п история, география, живопись, музыка, МХК

Э Эпос башкир

9

«Подвиг отрока киевлянина и

хитрость воеводы  Претича»

1

Словарная работа. прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

3.10

АК воспитание  патриотизма , восхищение героями Отечества

Литература (18-нач,19 века)    9 часов

10

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру»

1

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два астронома в пиру…»

17.10

М/п история, астрономия, МХК

11

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

1

Понятия об аллегории. Мораль басни. Расцвет русской басни в начале  XIX  века. Поучительный характер басен.

18.10

АК

 Воспитание морально -нравственных качеств : совесть, честь, достоинство, добропорядочность

12

И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом»

1

Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басен «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под дубом» в актерском исполнении, обсуждение

24.10

АК

 Воспитание морально -нравственных качеств : совесть, честь, достоинство, добропорядочность, нетерпимость ко лжи и халатности

13

В. А. Жуковский «Спящая царевна». Сюжет и герои

Черты литературной и народной сказки

1

Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский – сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создании сказки «Спящая царевна» (с. 79-80)

25.10

МХК, история, иностр яз., философия

14

В. А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе

1

Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады

31.10

15

А.С. Пушкин. Родословная. Детские и юношеские годы.

Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер»

1

Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с. 301-302).

1.11

М/п

Живопись, история

16

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты».

1

Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актерском исполнении, обсуждение. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина

7.11

М/п

Живопись, история

17

Вн.чт Мои любимые сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне»

1

Истоки рождения сюжета «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов сказки. народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа

8.11

М/п

 История, живопись, МХК

18

Стихи и проза. Рифма и ритм

1

Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Наблюдения над рифмовкой и ритмом в поэтических текстах А.С. Пушкина

14.11

М/п литературоведение

Литературные сказки 20 века  (16часов)

19

Русская литературная сказка А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

1

Биографическая справка об А. Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. словарная работа

15.11

20

Гаршин «Attalea Princeps”. Героическое и обыденное в сказке

1

Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения

21.11

21

М. Ю. Лермонтов. Детские и юношеские годы. История создания стихотворения «Бородино»

1

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

22.11

АК

Воспитание чувства патриотизма, нетерпимости к врагам Отечества

22

Образ воина. Героика произведения

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»

1

Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос.

Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафора, эпитет, гипербола, звукозапись), их роль в стихотворении. Словесное рисование. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение

5.12

АК

Воспитание чувства патриотизма, нетерпимости к врагам Отечества

23

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Сюжет. Конфликт.

Система образов рассказа.

1

Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173-174). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа

6.12

24

Н. А. Некрасов «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

1

Слово о Н.А. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Словарная работа

12.12

АК

 Воспитание морально -нравственных качеств : совесть, честь, достоинство, добропорядочность, нетерпимость ко лжи и халатности

25

Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…»

1

Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме

13.12

26

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко  к поэме

19.12

27

И. С. Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни.

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

1

Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места Росси», с. 304-306). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение

20.12

М/п  живопись

28

Р.р.  Нравственный облик Герасима. Осуждение крепостничества.

Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1

Отношение Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Обсуждение крепостничества в рассказе Работа с иллюстрациями П.М. Боклевского  и И.И. Пчелко

26.12

М/п

история России

29

Р.р.  Подготовка к написанию домашнего сочинения  по повести Тургенева «Муму»

1

Обсуждение тем сочинения:

1. «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?»

2. «Друзья и враги Герасима»

3. «В чем вина и беда барыни?»

Составление плана, подбор материала. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое

27.12

30

А. А. Фет «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении

1

Слово об А.А. Фете. Основные мотивы лирики поэта. Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь». Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы

16.01

Э

 Поэты Башкортостана  о природе родного края

31

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

1

Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Прослушивание первой главы в в актерском исполнении, обсуждение

17.01

32

Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики

1

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношение героев с горцами. Отношение рассказчика к героям. прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описание иллюстраций, их сравнительная характеристика. Обсуждение тем сочинения:

1.Друзья и враги.

2.Разные судьбы.

3.Почему Жилина называли джигитом?

23.01

33

А. П. Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ

1

Слово об А.П. Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 277-279). Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России», с. 306-308). Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Словарная работа. Понятие о юморе и сатире

24.01

34

Вн. чт.  Рассказы Антоши Чехонте

1

Комментированное чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор».Пересказ, чтение по ролям и инсценирование рассказов А.П. Чехова. Средства юмористической и сатирической характеристики героев. Представление рисунков к рассказам

30.01

М/п

 изо

Русские поэты 19 века о Родине , родной природе и о себе

(1 час)

35

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе

1

Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

31.01

М/п

Риторика, живопись, МХК

Русская литература 20 века

(16 ч)

36

И. А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

1

Слово об И.А. Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 3-4). История создания рассказа «Косцы» (чтение воспоминаний писателя, с. 9). Человек и природа в рассказе. Особенности лиризма в произведении.

6.02

37

В. Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец

1

Уникальность личности В.Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 11). Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения «Вася и его отец». Словарная работа

7.02

АК

 Воспитание морально –этических качеств

38

Жизнь семьи Тыбурция.

Общение Васи с Валеком и Марусей

1

Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. «Дурное общество» и «дурные дела». «Дети подземелья», причины сближения их с Васей. Особенности повествования (от первого лица) как прием достижения достоверности. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог). Словарная работа

13.02

39

Р.р. Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе»

1

Обсуждение тем сочинения:

1.Васина дорога к правде и добру.

2.Дружба в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

3.Что изменило отношения Васи и его отца? составление план, подбор материалов. Развитие образа Васи в повести. Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Иллюстрации к повести

14.02

40

С. А. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

1

Слово о С.А. Есенине. Чтение вступительных статей о поэте (с. 47-48). Сообщение о селе Константиново (рубрика «Литературные места России», с. 276-277). Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

20,02

М/П  история, риторика

41

П. П. Бажов «Медной горы хозяйка». Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова.

1

Слово о П.П. Бажове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 52-53). Выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Словарная работа

21.02

Э

 

42

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова

1

6.03

Э

43

Контрольная работа

1

Творчество И.С. Тургенева, А.А. Фета А.А. Фета, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, В.Г. Короленко, С.А. Есенина и П.П. Бажова. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

7.03

44

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Герои  и их поступки

Нравственные проблемы произведения

1

Слово о К.Г. Паустовском. Беседа о произведениям писателя, прочитанные раннее. История страны в сказке «Теплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа

13.03

45

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Система образов в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

1

Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». Бережное отношение ко всему живому. Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словарная

14.03

46

С.Я Маршак «Двенадцать месяцев»

1

Добро и зло в сказке С.Я.Маршака

20.03

Написать домашнее сочинение по предложенным темам

47

А.П. Платонов  Рассказ «Никита» Реальность и фантастика в рассказе.

1

Слово об А.П. Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа

21.03

48

Вн. чт.Рассказы А.П. Платонова о детстве и детях «Еще мама»

1

«Доброе сердце»  человека Оптимистическое восприятие окружающего мира героями.

27.03

49

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа.

1

Слово о В.П. Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Проведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование

28.03

50

Герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе

1

Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таежным законом». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу

3.04

51 Р

Р.р. Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

1

Обсуждение тем сочинения:

1.Что помогло Васютке выжить в тайге?

2.Законы тайги.

3.Значение образов природы в рассказе В.А. Астафьева «Васюткино озеро». Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя

4.04

Поэты о великой Отечественной войне  1941-1945 г.

2 часа

52

Русские поэты 20 века о Великой Отечественной Войне

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

1

Чтение и обсуждение статьи «Только бессмертно живет…» (с. 142-143). Слово об А.Т. Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Сопоставление стихотворения с балладой М.Ю. Лермонтова «Бородино». Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины Ю.М. Непринцева. Словарная работа

10.04

АК

 Воспитание патриотических чувств

53

К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».

1

Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения. Прослушивание стихотворения в

актерском исполнении, обсуждение.

11.04

АК

 Воспитание патриотических чувств

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

3 часа

54

Писатели и поэты 20 в. о Родине, родной природе и о себе.

1

Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы.

17.04

АК

 Воспитание патриотических чувств

55

Стихотворения Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Аленушка».

1

Сравнительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

18.04

М/п Живопись, Мхк

56

Поэзия Н.М. Рубцова. Стихотворение «Родная деревня».

Дон-Аминадо «Города и годы».

1

24.04

Писатели улыбаются

3 часа

57

Образы детей в рассказе Саши Черного «Кавказский пленник»

Рассказ Саши Черного

1

Слово о С. Черном и Ю.Ч. Киме. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребенка.

25.04

58

Рассказ Саши Черного «Игорь-Робинзон»

1

Мир природы в рассказе С. Черного. Значение названия рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С. Черного и песнях Ю.Ч. Кима

2.05

59

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»

1

Мир природы в рассказе С. Черного. Значение названия рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С. Черного и песнях Ю.Ч. Кима

8.05

Зарубежная литература

6 часов

60

Р.р.  Стивенсон «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.

1

Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

15.05

61

 Д.Дефо роман «Робинзон Крузо». Произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя романа

1

Слово о Д. Дефо. Особенности повествования  в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение

16.05

62

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда. Глубинный смысл сказки.

1

Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

22.05

63

Вн, чт.

Ж. Санд «О чем говорят цветы»

1

23.05

64

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Черты характеров героев

1

Внутренний мир героев М.Твена

29.05

65

Джек Лондон «Сказание о Кише»

Рассказы Д. Лондона

1

Нравственное взросление героя рассказа. Мастерство Д.Лондона в изображении жизни  северного народа

30.05

                                                         Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2012.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2012

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 20

                                                             В состав учебно-методического комплекта входят:

- Коровина В.Я. и др. Литература:Учебник – хрестоматия в 2-х частях. 5 кл. М.: Просвещение, 2013г.

- Коровина В.Я. и др. "Читаем, думаем, спорим…": Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2012 г.

- Полухина В.П. Литература: Учебник-хрестоматия в 2-х частях 5 кл. М.: Просвещение, 2012 г.

- Полухина В.П. "Читаем, думаем, спорим…": Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2012 г.

- Коровина В.Я., Збарский И.С.  Литература: Методические советы 5 кл. М.: Просвещение, 2012г.

- Полухина В.П.  Литература: Методические советы 5 кл. М.: Просвещение, 2012 г.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

1. Фольклор — это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого;                     в) английского;

б) латинского;                     г) русского.

3. Кто является автором фольклорных произведений?

а) поэт;                                 в) певец-сказитель;

б) летописец;                      г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?

а) загадка;                           е) рассказ;

б) песня;                              ж) сказка;

в) пословица;                     з) легенда;

г) повесть;                            и) поговорка.

д) поэма;

5. Выберите пословицы, близкие по смыслу.

а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

1) Слово — не стрела, а хуже стрелы разит.

б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть.

3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

г) С кем поведешься, от того и наберешься.

4) С милым рай и в шалаше.

6. Что такое народная сказка?

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;

б) историческая повесть;

в) жанр устного народного творчества;

г) легенда.

7. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие;                         г) исторические;

б) биографические;                           д) бытовые;

в) волшебные;                                    е) о животных.

8. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

а) Конь;                                               б) Заяц;

в) Змей Горыныч;                               г) Гуси-лебеди;

д) Щука;                                              е) Баба-яга;

ж) Лиса;                                               з) Кощей Бессмертный;

и) Серый Волк.

9. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.               

а) волшебные сказки

1) Цель сказки — весело и поучительно         рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые сказки

2) Задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.

в) сказки о животных

3) Цель сказки — рассказать о необычном происшествии;     действие происходит в обычной обстановке.

ТЕСТ ПО ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА».

1. От чьего имени ведется повествование в поэме?

а) князя Владимира;                     в) Руслана;

б) древнего певца Баяна;             г) автора.

2. О каком историческом лице упоминается в поэме?

а) об Олеге;

б) об Игоре;

в) о Владимире.

3. Какие традиционные элементы сказок встречаются в произведении?

а) сказочный зачин;                         в) герои — животные;

б) волшебные предметы;                г) победа добра над злом.

4. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»?

а) волшебный клубок;                      г) меч-кладенец;

б) ковер-самолет;                              д) живая вода;

в) шапка-невидимка;                        е) молодильные яблоки.

5. О каком о русском городе говорится в произведении?

а) о Москве;                                       в) о Владимире;

б) о Новгороде;                                  г) о Киеве.

6. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие — авторскими.

а) верный меч;                                   д) темная ночь;

б) конь ретивый;                               е) бранная слава;

в) молодая кровь;                             ж) ясны очи;

г) тоскующая душа;                         з) синие туманы.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ».

1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?

а) в основе сказки - реальные события;

б) повторяющийся сюжет;

в) автор сказки — реальный человек;

г) добро всегда побеждает зло.

2. Какого героя сказки называют литературным?

а) положительного героя;

б) любого героя сказки;

в) главного персонажа сказки;

г) героя сказки, автор которой известен.

3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?

а) «Аленький цветочек»;                 в) «Кот в сапогах»;

б) «Царевна-лягушка»;                    г) «Спящая царевна».

4. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

5. Соотнесите определения и литературные понятия:

а) ритм

1) правило чередования ударных и безударных звуков

б) размер

2) созвучие концов строк

в) рифма

3) повторяемость однородных звуковых особенностей, равномерное чередование ударных и безударных слогов

6. Как называется данная часть сказки?

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

     Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

а) зачин;                                в) развитие действия;

б) кульминация;                   г) концовка.

7. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?

а) В.А. Жуковский;              в) И.С. Тургенев;

б) А.С. Пушкин;                   г) П.П. Ершов.

8. Соотнесите произведения с их авторами.

а) П.П. Бажов

1) «Спящая царевна»

б) В.А. Жуковский

2) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

в) А.С. Пушкин

3) «Аленький цветочек»

г) С. Т. Аксаков.

4) «Каменный цветок»

ТЕСТ ПО РАССКАЗУ И.С. ТУРГЕНЕВА «МУМУ»

1. Что описал автор в «Муму»?

а) любовь Герасима к Муму;

б) жизнь столичного дворянства;

в) духовное перерождение человека.

2. К кому из героев рассказа автор относится иронически?

а) к Татьяне; г) к Герасиму;

б) к барыне; д) к Капитону.

в) к Муму;

3. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»?

а) спас Муму;

б) полюбил город;

в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому-то нужен.

4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения.

а) завязка;                             д) развитие действия;

б) развязка;                           е) экспозиция;

в) пролог;                              ж) кульминация.

г) эпилог;

5. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму?

а) распахнул дверь и вышел на крыльцо;

б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку;

в) долго греб против течения;

г) искал лодку.

6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными?

а) описание жизни барской усадьбы;

б) угодливость и бесправие дворни;

в) деспотизм барыни;

г) немоту Герасима.

ТЕСТ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО».

1. К какому роду литературы относится произведение? 

а) эпос;

б) лирика;

в) драма.

2. Кто является рассказчиком в стихотворении?

а) автор;

б) солдат — участник сражения;

в)полковник;

г) молодой воин.

3. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении?

а) повествование; в) монолог;

б) диалог; г) авторское рассуждение.

4. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?

Ну ж был денек!

      Сквозь дым летучий

                         Французы двинулись, как тучи,

      И все на наш редут.

а) завязка;                                     в) экспозиция;

б) кульминация;                           г) развязка.

5. Кто является главным героем в стихотворении?

а) рассказчик;                              в) автор;

б) полковник;                              г) народ.

6. Когда было написано стихотворение?

а) во время сражения;

б) сразу после сражения;

в) через 10 лет после сражения;

г) через 25 лет после сражения.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.

1. Стих — это:

а) синоним слова «стихотворение»;

б) стихотворная строка;

в) строфа стихотворения;

г) троп.

2. Какое произведение не принадлежит перу НА. Некрасова?

а) «Крестьянские дети»;                 в) «Теплый хлеб»;

б) «На Волге»;                                 г) «Мороз, Красный нос».

3. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?

а) А.П. Платонов;                            в) Саша Черный;

б) Л.Н. Толстой;                              г) А.С. Пушкин.

4. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?

а) «Медной горы Хозяйка»;           в) «Сказание о Кише»;

б) «В дурном обществе»;                г) «Заколдованное место».

5. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?

а) «Бородино»;                                 в) «Вересковый мед»;

б) «Кубок»;                                       г) «У лукоморья».

6. Какой главный литературный прием лежит в основе загадки?

а) гипербола;                                    в) олицетворение;

б) эпитет;                                          г) метафора.

7. Кто из художников написал картину «Бурлаки на Волге»?

а) И.Е. Репин;                      в) В.М. Васнецов;

б) В.Д. Поленов;                  г) И.И. Левитан.

8. Каким размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...»?

а) ямбом;                               в) дактилем;

б) хореем;                              г) анапестом.

9. Соотнесите авторов и их произведения:

а) «Заколдованное место»

1) С.Я. Маршак

б) «Спящая царевна»

2) Н.В. Гоголь

в) «Двенадцать месяцев»

3) А.С. Пушкин

г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4) В. А. Жуковский

10. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами.

а) Константиново

1) Л.Н. Толстой

б) Тарханы

2) С. А. Есенин

в) Ясная Поляна

3) А.С. Пушкин

г) Спасское-Лутовиново

4) А. П.  Чехов

д) Таганрог

5) И.С. Тургенев

е) Захарово

6) М.Ю.Лермонтов.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.:Просвещение, 2013.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996.

2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2012.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.

4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.:Методическое

пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010.

5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по

литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2010.

6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.: Просвещение, 2012.

7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен»

8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Список литературы на лето для 6 класса

1. И.А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». «Осёл и Соловей».

2. А. С. Пушкин. «Узник». «Зимняя дорога». «Зимнее утро». «Повести Белкина» (из них обязательно читать «Барышня крестьянка» и «Выстрел»). «Дубровский».

3. М.Ю. Лермонтов. «Тучи». «Три пальмы».

4. И.С. Тургенев. «Записки охотника» (5 рассказов по выбору). «Бежин луг».

5. Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…», «Листья»

6. А.А. Фет. «Ещё майская ночь».  «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

7. Н.А. Некрасов. «Железная дорога». «Дедушка»

8. Н.С. Лесков. «Левша». «Человек на часах».

9. Я.П. Полонский «По горам две хмурые тучи…». «Посмотри – какая мгла…»

10. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…». «Чудный град…».

11. А.К. Толстой. «Где гнутся над смутом лозы…»

12. А.П. Платонов. «Неизвестный цветок».

13. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».

14. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

15. В.Г. Распутин. «Уроки французского».

16. Н.М. Рубцов.  «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

17. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

18. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

19. С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

20. В.М. Шукшин. «Срезал».

21. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид».

22. Геродот.  «Легенда об Арионе».

23. Ф. Шиллер. «Перчатка»

24. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».

25. А.П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная  фамилия», «Толстый и тонкий»

26. А.С. Грин.  «Алые паруса».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА.

        Ребята, вам нужно завести читательский дневник – это тетрадь в клетку, где вы будете писать о прочитанных произведениях.

На первой странице пишем:

ПОРТРЕТ ЧИТАТЕЛЯ

Имя:__________________________________

Возраст:_______________________________

Класс:_________________________________

1.Мой любимый писатель (поэт) - __________________________________

2.Моей любимой книгой сегодня является________________________

4.Я люблю читать о ____________________________________________

Затем рисуем таблицу:

автор

название

произведения

жанр (что это - рассказ, стихотворение, миф и т.д.)

имена главного героя (героев)

краткий пересказ любого отрывка

        Не откладывайте ведение читательского дневника: прочитали произведение и сразу заполняйте. Можете рисовать в тетради, писать свои отзывы на произведения – это ваше творчество. Не забудьте обернуть тетрадь! В сентябре вы получите оценки за ведение читательского дневника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...