Отражение событий Отечественной войны 1812 года в баснях И.А. Крылова
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Стороженко Татьяна Николаеввна

Урок литературы. Тема "Отражение событий Отечественной войны 1812 года". Использована кейс - технология , проблемные вопросы. Литературный материал : басни "Волк на псарне", !Обоз", "Кот и повар". Литературоведческая справка. Историческая справка. Иллюстрации к басням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_-_urok_krylov_1812.docx241.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы.

Класс 8.

Дата_________

Тема: Отражение исторических событий 1812 года в  баснях И.А. Крылова.(2 часа)

М. цель. Научить работать с предложенной информацией для решения проблемных вопросов.

Задачи:

  1. Познакомиться с баснями, отражающими проблемы Отечественной войны 1812 г., отобрав литературоведческий, исторический материал для ответов на проблемные вопросы урока.
  2. Воспитывать интерес к русской  истории и литературе.
  3. Развивать навыки анализа и структуирования предложенной информации, навыки выразительного чтения басни, развитие устной речи.

Этапы урока

Формирование УУД

  1. этап: Организация урока.

Знакомство с темой. Формулировка цели.

Что такое кейс? Формирование творческих групп. Раздача кейсов. Инструкция по работе с кейсом.

  1. этап: (ВЫЗОВ)

Предложены проблемные вопросы.

1.Какова точка зрения И.А. Крылова на события 1812 года?

2.Как в баснях великий баснописец выразил своё отношение к конкретным участникам событий?

3.Как современники Крылова отнеслись к басням, написанным в 1812 - 1814 годах?

4. Почему басни Крылова были популярны среди солдат ВОВ.

         3 этап: (ОСМЫСЛЕНИЕ) работа с кейсами в группах.

Содержание кейса: басни Крылова  «Обоз», «Кот и Повар», «Волк на псарне», историческая справка, литературоведческая справка, иллюстрации.

Историческая справка

 Участник войны, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю».

 К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием“.

Когда баснописец умер, последовало высочайшее повеление воздвигнуть ему памятник. И. А. Крылову предстояло немедленно после кончины стать  символом духовной силы.

Литературоведческая  справка

 В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали кота ― Наполеона, повара ― Александра I. В басне ясно просматривается критика Александра I, который в то время, когда французские войска перешли русские границы, все еще надеялся на мирное решение конфликта и отослал Наполеону письмо, в котором убеждал его прекратить войну и избежать кровопролития. Кот и повар – это образы двух императоров, поведение которых вызывает недовольство у баснописца.

 «Волк на псарне» Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией. Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову. 

«Обоз» Иван Андреевич использует аллегорию. В лошадке угадываются Александр 1, в коне-Кутузов. Он высмеивает лошадь, которая ругала коня, а сама, как говорится в басне, взявшись за дело, напроказила вдвое хуже, но и жалеет за ее глупость. Крылов говорит о хвастовстве лошади и ее беспомощности. 

  1. этап: (РЕФЛЕКСИЯ)Выступление групп, ответы на проблемные вопросы.
  2. Этап: итоги урока, д/з наизусть басню по выбору(после 1 урока)

РЛП:

П

ПК

ПК

ОБОЗ

С горшками шел Обоз,

И надобно с крутой горы спускаться.

Вот, на горе других оставя дожидаться,

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понес,

Катиться возу не давая;

А лошадь сверху, молодая,

Ругает бедного коня за каждый шаг:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять.

А тут бы влево лишь принять.

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, -

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

Гляди-тко нас, как мы махнем!

Не бойсь, минуты не потратим,

И возик свой мы не свезем, а скатим!»

Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

Но, только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырех ног

                        На славу;

По камням, рытвинам пошли толчки,

                          Скачки,

Левей, левей, и с возом - бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

1812

КОТ И ПОВАР

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

1812

C:\Users\Orion\Desktop\крылов12.jpg

Прочитав басню «Кот и повар», мы понимаем, что Крылов осуждал позицию Александра 1. С наполеоном мир был невозможен.

Император пишет письма, просит мира, а Наполеон приближается к России. «А Васька слушает, да ест»

C:\Users\Orion\Desktop\крыло5.jpg

По высочайшему повелению в северной столице  был поставлен памятник

великому русскому баснописцу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"

Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...

Интерактивный кроссворд «Герои и события Отечественной войны 1812 года»

Интерактивный кроссворд «Герои и события Отечественной войны 1812 года» для учащихся 10-11 классов, выполнен в программном приложении MS PowerPoint.Цель:Создание условий для мобилизации знаний о событ...

кроссворд «Герои и события Отечественной войны 1812 года»

Кроссворд составлен для учащихся 8 классов, может использоваться и учащимися 9-11 классов в рамках внеурочной деятельности.Цель кроссвворда: Обобщить и закрепить знания учащихся  о событиях и гер...

Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова 8 класс

Обзор творчества И.А. Крылова, связанного с войной 1812 года...

Изображение войны 1812 года в баснях Ивана Андреевича Крылова

материал предназначен для уроков литературы в 8 классе...

Изображение событий войны 1812 года в баснях И.А.Крылова

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Изображение событий войны 1812 года в баснях И.А.Крылова"...

Проект Отечественная война 1812 года в баснях Крылова

Проект Отечественная война 1812 года в баснях Крылова...