Уроки по творчеству Бунина в 11 классе.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Буркало Любовь Николаевна

Урок 1. Иван Алексеевич Бунин. «Антоновские яблоки»(1900).

 Цели урока:

1)    Научить определять тему и идею текста.

2)    Научить раскрытию внутреннего мира писателя через восприятие его произведения.

3)    Ввести понятие «синестетическое восприятие мира».

4)    Обучить составлению таблицы «Синтез».

5)    Научить делать краткие записи и выводы.

Урок 2 по рассказу И.А.Бунина «Антоновские яблоки».

Цели урока:

1)    Научить осуществлять ассоциативные связи.

2)    Научить стратегии мышления «Перекрестная дискуссия».

3)    Научить выявлять тему и идею произведения.

4)    Научить осуществлять связь между идейным содержанием произведения  и личностью писателя, его мироощущением.

5)    Воспитывать эмпатию.

6)    Подготовить учащихся к рассуждению типа эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_tvorchestvu_i.a.bunina_v_11_klasse.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки по творчеству И.А.Бунина в 11 классе.

Урок 1. Иван Алексеевич Бунин. «Антоновские яблоки»(1900).

 Цели урока:

  1. Научить определять тему и идею текста.
  2. Научить раскрытию внутреннего мира писателя через восприятие его произведения.
  3. Ввести понятие «синестетическое восприятие мира».
  4. Обучить составлению таблицы «Синтез».
  5. Научить делать краткие записи и выводы.

Урок проводится после предварительного домашнего прочтения рассказа. Тема урока не конкретизирована, это должны сделать сами ученики в ходе работы над текстом.

Вызов: Учитель сообщает, что рассказ был встречен современниками с недоумением. Писатель Потапенко говорил о рассказе: «Бунин пишет красиво, умно, красочно, читаешь его с удовольствием и все никак не можешь дочитаться до главного…»

Группам предлагается игра «Как вы думаете»? Каждой группе раздаются карточки со строчками из стихов И.Бунина (Приложение №1) и предлагается выбрать те строки, которые подошли бы, по их мнению, в качестве эпиграфа к рассказу. Каждый из членов группы прочитывает свои строчки и выкладывает их на поле для карточек. Проходит обсуждение в группах, делаются выводы, заслушиваются мнения групп. Общий вывод может быть и таким: тему и идею текста невозможно определить без повторного прочтения.

           На стадии осмысления содержания учащимся предлагается составить таблицу «Синтез» на основе 1,2 главы (Приложения №2,3).

           На стадии рефлексии учитель вводит понятие « синестетическое восприятие мира» через запахи, звуки, зрение, осязание. Дополняет, что Бунин был наделен обостренным восприятием  и эта способность воспринимать мир во всей его красоте и полноте проходит через все  его творчество. Ею он наделяет и своих героев. Один из них, Алексей Арсеньев(«Жизнь Арсеньева»), наиболее близкий автору, говорит: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».  Учащиеся делают выводы по главам 1 и 2, возвращаются к стадии вызова и оценивают правильность выбранного эпиграфа.

Домашнее задание: составить таблицу «Синтез» по 3  главе; резюмировать.

                                              Приложение 1 к уроку №1.

  1. Ты раскрой мне, природа, объятья,

          Чтоб я слился с красою твоей.

                                          ( 1886)

  1. Грустно видеть, как много страданья

И тоски и нужды на Руси!

                                        ( 1886)  

  1. Горько думать, что пройдет

Жизнь без горя и без счастья

В суете дневных забот,

Что увянут жизни силы

Без борьбы и без труда,

Что сырой туман унылый

Солнце скроет навсегда.

                                (1888)

   

  1. Мне снилась даль, мне снилась сказка,

Мне снилась молодость моя.

                               ( 1903-1904)

     

  1. Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

                                                   (1909)

                                          Приложение 2 к уроку №1.

                        Таблица «Синтез» по 1 главе.

Ключевые слова, понятия

Выписки из текста, связанные с ключевыми понятиями

Почему эти  факты важны для меня

Память (помню)

Вспоминается ранняя погожая осень, раннее свежее утро, большой сад.

Эти воспоминания связаны с прошлым: юностью, детством.

Запахи (чувствую)

Тонкий аромат опавшей листвы; запах антоновских яблок и меда; осенней свежести; запах дегтя; сарафаны девок, сильно пахнущие краской; ржаной аромат новой соломы и мякины; душистый дым вишневых сучьев.

Эти запахи остались в памяти автора и ассоциируются с юностью.

Звуки (слышу)

Тихое утро; голоса и скрип телег; сочный хруст; квохтанье дроздов; гулкий стук яблок; игра тульской гармоники; смех, говор, топот пляски; голоса и скрип ворот на студеной заре; громыхание и стук поезда; бодрое эхо.

Звуки бодрые, веселые. Автор улавливает каждый звук, и эти звуки создают ощущение радости .

Краски (вижу)

Золотой сад, коралловые рябины, голубоватый дым, красные уборы с золотым позументом, багровое пламя

Цвета сочные, яркие, радостные говорят о позитивном восприятии мира.

Объекты наблюдения

Народ: тархане, мещане-садовники; мужик, насыпающий яблоки; бойкие девки- однодворки; молодая старостиха; мальчишки в белых замашных рубашках; чахоточный мещанин в белом сюртуке - весел.

Шалаш, ярмарка, сад; в глубине сада - сказочная картина; бриллиантовое семизвездие Стожар; Млечный Путь; черное небо.

Герой молод, с интересом наблюдает за людьми разных возрастов и сословий, за их одеждой, поведением.

  Все вокруг – необыкновенно, сказочно, загадочно.

Народная мудрость

«Осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».

« Много тенетника на бабье лето- осень ядреная».

« На сливанье все мед пьют».

Внутренний мир героя богат народной мудростью.

Осязание

Свежесть, дрожь земли, ощущение смены времени суток, «к ночи холодно и росисто».

Автор как бы сливается с природой, чувствует ее телом, кожей.

 

           На стадии рефлексии сведения из таблицы резюмируются: в 1 главе автор передает неповторимые ощущения жизни, которые человек получает в молодости и проносит через всю жизнь. Это целая гамма ощущений: запахи, звуки, краски, это осязаемые предметы и явления, зрительные образы. У Бунина, как и у каждого человека, эта память субъективна: его лучшими воспоминаниями становятся дни, прожитые в деревне ранней осенью во время созревания антоновских яблок. Этот запах выделен в название произведения, очевидно, потому, что он сезонный, самый недолговечный из всех, но самый запоминающийся, как и этот краткий миг жизни - юность.

        Строки из стихотворения, « Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне»,  выбранные в качестве эпиграфа к 1 главе, очевидно, наиболее четко отражают ее идейную направленность. Тому же свидетельствуют и заключительные строки 1главы: «Как холодно, росисто и хорошо жить на свете!»

Урок 2 по рассказу И.А.Бунина «Антоновские яблоки».

Цели урока:

  1. Научить осуществлять ассоциативные связи.
  2. Научить стратегии мышления «Перекрестная дискуссия».
  3. Научить выявлять тему и идею произведения.

  1. Научить осуществлять связь между идейным содержанием произведения  и личностью писателя, его мироощущением.
  2. Воспитывать эмпатию.
  3. Подготовить учащихся к рассуждению типа эссе.

  1. Проверка домашнего задания: учащиеся  зачитывают содержание таблицы, заполненной дома по главе  3. Резюме - домашняя заготовка зачитывается, обсуждается и дополняется в группах.    Основная мысль резюме – автор с грустью вспоминает уходящую поместную жизнь.

2.   Вызов. На этой стадии предлагается вспомнить, в каких произведениях русских классиков 19 века мы встречаем описание дворянских усадеб, каким оно было, каким настроением проникнуто. Работа выполняется в виде составления кластера. Учащиеся приводят в пример произведения А.С.Пушкина «Дубровский», «Барышня-крестьянка», поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души», роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».  

            После составления кластера и обсуждения делается вывод: уже во второй половине 19 века писатели изображают умирающую усадьбу.

            На стадии осмысления предлагается   составить таблицу «Синтез» по 4 главе и пронаблюдать, каковы наблюдение и восприятие уходящего привычного жизненного уклада помещиков в последней главе (Приложение №2).  

После составления и обсуждения резюме учащимся предлагается рассмотреть репродукцию картины В.М.Максимова «Все в прошлом», выявить ее идею и ответить на вопросы:

                   « Что общего в картине и рассказе Бунина»? (Смена эпох, контраст прошлого и настоящего, образы – символы умирающей и возрождающейся природы).

                    « Что их отличает»? (В рассказе И.А.Бунина радостное настроение  сменяется грустным от начала к концу произведения, у Максимова ретроспектива выражает явную насмешку над нищей барыней: автор рад, что старая  дворянская жизнь закончилась. В произведении Бунина природа готовится к зиме, на полотне Максимова – весна).

              Ребятам в связи с такими выводами дается задание составить проблемный вопрос, который приблизит к пониманию темы и идеи произведения и станет стержневым на стадии рефлексии.      

    3. На стадии рефлексии используется стратегия «Перекрестная дискуссия». Стержневой вопрос вписывается в центральную часть таблицы:

Аргументы «за»

Вопрос для дискуссии

Аргументы «против»

Согласны ли вы, что Бунин грустит о разорении « дворянских гнезд» и воспевает дворянское сословие?

Предлагается привести 4-5 аргумента «за» и предугадать аргументы оппонентов «против». Работа изначально проводится в парах, затем пары для обсуждения объединяются в четверки, затем в восьмерки. После каждого обсуждения вывод выписывается на демонстрационный лист и вывешивается на стену. В процессе перекрестной дискуссии каждый учащийся должен прийти к какому - либо определенному выводу. Поэтому после дискуссии предусматривается индивидуальная работа.

 Учащиеся индивидуально формулируют вывод по перекрестной дискуссии, оформляют его в виде резюме.

       

Домашнее задание: написать эссе «Какой он, Бунин?» на основе рассказа «Антоновские яблоки».

                                 

                                    Эссе.

                       Какой он, Бунин?

      Удивительно, как много узнаешь об авторе после внимательного прочтения лишь одного его произведения.

     Рассказ «Антоновские яблоки» раскрывает многие стороны личности и творческого кредо писателя. Само название рассказа настраивает на волну ощущений, пробуждает память запахов,                                        

                                                                      личные ассоциативные воспоминания.

       Бунин – писатель глубокий, мыслящий философски. Его, вероятно, волнуют многие жизненные проблемы. Одна из них – проблема человеческой памяти – традиционна для классической литературы, но в то же время у Бунина решается очень самобытно. Произведение создается на сломе эпох, само время требует перемен, а Бунин грустит о разорении «дворянских гнезд»! Не подлаживается под ход времени, не пытается забежать вперед, а смело заявляет о своем праве на любовь и память к той России, которая была.

        Произведение Бунина пробуждает в читателе не только чувства, но и мысли, заставляет думать, рассуждать. И, естественно, порождает массу вопросов о писателе. Понятно,  что в «Антоновских яблоках» нет решения социальных проблем. Но, судя по наблюдениям, Бунин – глубокий знаток русской деревни, русских традиций, мужицкого быта. Знает ли он проблемы своего народа? Решает ли их в других произведениях?

       Пока ответа на возникшие вопросы нет. Необходимо читать Бунина еще.

                       Приложение №3 к уроку 2.  Таблица для перекрестной дискуссии.    

Аргументы «за»

Вопрос для дискуссии

Аргументы «против»

Согласны ли вы, что Бунин идеализирует патриархальное прошлое России и воспевает дворянское сословие?

Он видит только хорошее в прошлом, не знает крепостного права, не хочет замечать жизни нищих мужиков.

Писатель не пытается решать в произведении социальных проблем, в нем нет противопоставления мужика и барина, но автор явно знает крестьянскую жизнь изнутри.

Картины природы и крестьянского труда у него слишком идиллические.

Он стремится подчеркнуть красоту жизни, это поэтическая проза, в которой он передает свое видение прошлой жизни.

Он еще достаточно молод, а грустит о прошлом, «цепляется» за него.

Он вспоминает с грустью о том, что невозможно вернуть не в силу времени, а в силу обстоятельств (рубеж эпох, смена экономических отношений). Бунин трезво понимает необходимость перемен. Но человек не выбирает времени для своей  жизни и сохраняет в памяти все самое дорогое.

Автор заставляет читателя увериться, что та жизнь была прекрасна, навязывает свое мнение.

У каждого человека свои воспоминания о прошлом, своя память о нем. Автор лишь хочет доказать право каждого человека на память, в том числе и свое.

Резюме: Автор не идеализирует дворянское прошлое России, видит недостатки его, но он любит родную землю, дорожит памятью своих предков, чувствует живительную силу природы.

        Каждый человек, независимо от своего социального положения и личной биографии, имеет  не только право на память о своем прошлом, но и священный долг помнить о нем. «Знать историю своих предков не только можно, но и должно»,- изрек в 19 веке А.С.Пушкин.

        Память о прошлом, которой дорожит Бунин,- не только память семьи, рода. Жизнь в поместьях, невозвратно исчезающая на глазах автора «Антоновских яблок», создала свои обычаи, свой быт - те самые, о которых писали лучшие русские поэты и прозаики. Что еще важнее - создала эта жизнь и замечательную художественную культуру, в первую очередь, литературу, отложившуюся в шкафах усадебных библиотек.

      Листает рассказчик дедовские книги, а перед его глазами проходит целое столетие: от екатерининской старины к «романтическим временам» Жуковского, потом к бабушкиной эпохе, игре на клавикордах и чтению «Евгения Онегина». Несомненно, нельзя забывать о темных сторонах того времени, но прошлое нельзя переменить. Необходимо сохранять лучшее в памяти о его наследии. Этому нас учит Бунин в рассказе «Антоновские яблоки.

        Без памяти о прошлом нет будущего.

                            Приложение № 1 к уроку 2.

Таблица «Синтез» по главе 3. Домашнее задание.

                                               Глава 3.    

Ключевые слова, понятия

Выписки из текста, связанные с этими понятиями

Почему эти факты важны для меня

Угасающий дух помещиков

Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и самого обладателя всего этого.

Жизнь в усадьбах уже не та.

Досуг помещиков в прошлом:

охота   и

культурное времяпровождение  

Лай, крик, визг собак; звон охотничьих рогов; убитый матерый волк.

Дедовские книги в кожаных переплетах, славно пахнущие; священная тишина; полонезы на клавикордах; старинные портреты аристократок.

Автору памятны и дороги дворянские забавы; ему вспоминается неповторимая атмосфера духовности дворянского дома

Вывод: Дух прежней помещичьей жизни угас, но в этом столь знакомом автору укладе жизни было немало ценного: охотничьи забавы, которые способствовали добрососедским отношениям, сохранению традиций русского гостеприимства и хлебосольства; сохраняемые бережно семейные реликвии. Славный запах дедовских книг погружал здесь в удивительную атмосферу, а портреты на стенах напоминали о связи поколений.

                                           Приложение №3 к уроку 1.

                       Таблица «Синтез» по главе 2.

Поместье Выселки осенью. Старики.

Старики и старухи жили в Выселках подолгу – первый признак богатой деревни.

Старик, который прожил бы до ста лет, « если бы не объелся на Петровки луку».

Жизнь в усадьбах была основательной, безбедной. Присутствует все же легкая авторская ирония относительно образа жизни старых помещиков.

Усадьбы крепких мужиков.

Под стать старикам кирпичные, строенные еще дедами избы.

Крепкие мужики содержали усадьбы в порядке, водили пчел, гордились жеребцом – битюгом, На гумнах у них – густые и тучные конопляники, полные овины и риги, в пуньках и амбарчиках – железные двери, за которыми хранились холсты, прялки, новые полушубки, наборная сбруя и пр.

Автору казалось, как хорошо быть мужиком: косить, молотить, спать на гумне, а в праздники обедать у бородатого тестя.

Средняя дворянская жизнь.

Склад жизни имел много общего со складом крепкой мужицкой жизни.

Нет большого отличия между укладом и благосостоянием  крепких мужиков и помещиков.

Усадьба Анны Герасимовны.

Чувствуется в усадьбе крепостное право. Усадьба небольшая, но старая и прочная. Дом основательно глядит из-под высокой соломенной крыши. На фронтоне – сытые голуби. В доме – запах яблок, всюду чистота и тишина, мебель прочная, под стать ей и хозяйка. Удивителен обед, состоящий из множества блюд.

Автор создает идиллическую картину сытой жизни в дворянской усадьбе, для которой характерна особая атмосфера уюта и прочности.

Вывод: Глава 2 погружает читателя в атмосферу сытости, прочности, долговечности  усадебной жизни. Кажется, ничто не может разрушить этой основательности, этого домостроевского уклада. Бунин симпатизирует зажиточной, крепкой мужицкой жизни, очень, по его мнению, похожей на жизнь среднего помещика. Усадьба Анны Герасимовны является  как бы олицетворением нерушимости этого мира. Вместе с тем в описаниях этих чувствуется усмешка автора, очень напоминающая иронию Гоголя по отношению к его «старосветским помещикам», а  для образа Анны Герасимовны прототипом, вероятно, послужила Коробочка из «Мертвых душ».

                                   

                             

         Приложение № 2 к уроку 2.

Ключевые слова, понятия

Выписки из текста, связанные с этими понятиями

Почему эти факты важны для меня

Мелкопоместная жизнь

«Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч…Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!»

Возникает параллельный сюжет: автор изображает современную ему мелкопоместную жизнь.

Все изменилось: многие помещики исчезли, другие обнищали. Но и эта мелкопоместная жизнь еще напоминает прошлое.

Запахи

Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб; запах дыма и жилья из усадьбы; в лакейской ворох соломы, уже пахнущей зимней свежестью; в запертых сенях пахнет псиной; запах озябшего за ночь, обнаженного сада;      

Обоняние уже не находит прошлые праздничные запахи, исчезает прелесть запаха антоновских яблок из помещичьих усадеб.

Краски

Дни глубокой осени синеватые, пасмурные; светло и людно в людской; заскорузлые шкурки лисиц в кабинете; низкое сумрачное небо; барин у ворот риги, весь посеревший от хоботья; скоро забелеют поля; на хуторе во флигеле тусклый свет сальных свечей.

Исчезли из поля зрения краски радостные, праздничные: золотые, коралловые, голубые.

На смену им пришли оттенки серые, синие, неопределенные, тусклые.

Звуки

Ветер звонит и гудит в дуло ружья; ранним ноябрьским утром в доме мертвая тишина; похрапывает старая кухарка; две гончие суки повизгивают около ног барина; гудит барабан молотилки (повторяется в главе трижды); погонщик монотонно покрикивает на лошадей; песня мелкопоместных после охоты звучит с грустной, безнадежной удалью ( в песне звучит тема ветра и зимы).

Звуков не так много: в основном это звуки монотонные( гудение барабана молотилки, монотонное покрикивание погонщика).Собаки уже не лают, а только повизгивают. Песня мелкопоместных охотников звучит с грустной, безнадежной удалью.

Осязание

Ветер крепко дует навстречу; рассказчик прозябший.

Появляется мотив ветра, холода, что говорит о душевной бесприютности героя.

Объекты наблюдения

Пустые равнины;  дом: лакейская, людская;  простой, с голыми стенами кабинет; березовая аллея, вырубленная уже наполовину; рига, где идет молотьба; поля, которые скоро покроет зазимок.

Явная картина полного оскудения не только внешнего ( в помещичьем доме, в природе), но и духовного. Нет признаков барской обстановки, сам барин занят наблюдением за тем, как идет работа на риге. Охота еще есть, но уже не та, что прежде, без прежнего помещичьего куража. В природе - признаки  наступающей зимы.

Резюме: Грустно и трогательно заканчивается рассказ «Антоновские яблоки». О чем эта грусть? О невеселых днях хозяев помещичьих усадеб?

Но не так уж много места выделяет автор образам помещиков в главе. И слишком уж жалко  выглядят они. Читатель, скорее, должен испытать чувство  вроде легкого презрения к  этим людям. Не могут они вызывать симпатию писателя, сказавшего однажды: « Я хочу, чтобы жизнь, люди были прекрасны, вызывали любовь, радость, и ненавижу только то, что мешает этому». Автор явно сожалеет об ушедшем невозвратно духе помещичьей усадьбы, при этом выражая свои субъективные ощущения.  

Урок 3. Размышления о России в повести И.А.Бунина «Деревня».        

       

Урок 4. Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан - Франциско»(1915).

Цели урока:

  1. Раскрыть философское содержание рассказа И.А.Бунина
  2. Обучить приему работы со сводной таблицей.

      На стадии вызова учащимся предлагается в группах обсудить и изобразить в виде схемы, рисунка наиболее значимые зрительные объекты, которые возникли в воображении после прочтения рассказа. Ребята изображают различные объекты, проводится презентация и выявление наиболее значимых: океана, парохода, пассажиров парохода.

      -Какие  философские ассоциации возникают в связи с этими объектами-  образами?

           (Океан – символ жизни,  пароход «Атлантида»- «Титаник», «Ноев Ковчег», «Атлантида»- мифологическая вымершая цивилизация)

      -Какие имена собственные называются в рассказе? Прокомментируйте их.

            ( Сан-Франциско, Старый Свет, Ницца, Париж, «Атлантида», Неаполь, Капри…)

      - Кто не имеет имени и почему?

             ( Не имеет имени господин, потому что имя человека указывает на принадлежность родителям, Богу, а, значит, к традициям, вере)

        - Сколько лет господину,  кому  и чему служил он всю жизнь?

             (  58 лет, служил «Золотому Тельцу»)

         -Какой маршрут был выработан господином?

           (Сан-Франциско- Южная Италия –Ницца- Монте-Карло – Флоренция - Рим- Венеция – Париж – Севилья – Афины – Константинополь – Палестина – Египет –Япония)

         - Можно ли сказать, что рассказ послужил изображению частной жизненной истории? Что она собой представляет?

              ( Нет, эта история сама по себе малоинтересна: жизнь и смерть человека, о которой никто не пожалел)

          - Что важнее для Бунина?

       ( Изображение жизни общества, к которому принадлежит господин: американского общества капиталистов и других представителей капиталистического мира)

     -Какой прием лежит в основе изображения?

       ( Антитеза, теза)

Далее стадию вызова продолжит работа по составлению таблицы- схемы «Прием антитезы и тезы в рассказе».

Верхняя часть парохода

Нижняя часть парохода

Жизнь высшего общества на пароходе

Жизнь высшего общества в Неаполе

Жизнь господина

Смерть господина

Господин

Лоренцо и абруццкие горцы

«АТЛАНТИДА»

Океан

Бог

Дьявол

 

Для осмысления текста предлагается работа со сводными таблицами. Работа проводится в стратегии «Зигзаг»: каждая группа получает свое задание, первоначально проводится работа в «домашних» группах по своему вопросу. После заполнения таблиц  участники «домашних» групп переходят в экспертные, обмениваются сведениями и возвращаются вновь в первоначальные группы.

   

Таблица 1.

Верхняя часть парохода

Линии сравнения

Нижняя часть парохода

Был похож на громадный отель со всеми удобствами -  с ночным баром, с восточными банями, с  собственной газетой…

По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами (чудовище, созданное человеческой гордыней)

Сравнение

…девятому кругу ада была подобна подводная утроба парохода…

…мрачные и знойные недра преисподней…

Двухсветная зала, празднично залитая огнями; смокинг и крахмальное бель; золотисто- жемчужного чертога; в танцевальное зале все сияло и изливало свет, тепло и радость; волны пряного дыма

Цветопись

Люди, багровые от пламени; едкий, грязный пот.

Ее заглушали звуки струнного оркестра; музыка настойчиво, в сладостно бесстыдной печали молила все об одном, все о том же…

Звукопись

Взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена; в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена; гоготали исполинские топки;

Был среди этой блестящей толпы богач, бритый, длинный, в старомодном фраке, знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара,… нанятая играть в любовь за хорошие деньги; на Гибралтаре появился новый пассажир, возбудивший к себе общий интерес, – наследный принц одного азиатского государства; командир, похожий на огромного идола

   Обитатели        

Мерзли от стужи и шалели от от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке;

Люди, облитые едким, грязным потом и по пояс голые, багровые от пламени

Выводы: Пароход - последнее слово техники – является моделью человеческого общества.

Его трюмы и палубы – слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего «на громадный отель», размеренно протекает жизнь богатых, достигших «полного благополучия». Путешественники не слышат зловещего воя сирены, предвещающего гибель,- его заглушают звуки струнного оркестра. Мир на корабле двойственен: в  верхней части  корабля – свет, тепло, наслаждение, искусственный рай,  а «подводная утроба парохода» подобна преисподней.

Таблица 2.

Жизнь высшего общества на пароходе

Линии сравнения

Жизнь высшего общества в Неаполе

Вставали при трубных звуках, резко раздававшихся, пили кофе, шоколад, какао, садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит, совершали туалеты, шли к завтраку, до 11 часов полагалось бодро гулять или  играть для нового возбуждения аппетита

утро

Завтрак в сумрачной столовой; выход к автомобилю и движение по людным, узким и сырым коридорам улиц, осмотр музеев и церквей, в которых повсюду одно и то же;

В11 подкреплялись бутербродами и бульоном, читали газету и ждали второго завтрака, следующие 2 часа посвящали отдыху, дремали на палубе, в пятом часу их поили крепким душистым чаем с печеньями,  «в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего этого существования, венец его…»  

день

В час – второй завтрак; в пять – чай в отеле;

 

По вечерам… великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах;  зала переполнена декольтированными дамами и мужчинами во фраках и смокингах, стройными лакеями и почтительными метрдотелями; обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины , задрав ноги, до малиновой красноты накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами;

вечер

 А там снова приготовления к обеду – снова мощный, властный звук гонга по всем этажам, снова вереницы шуршащих по лестницам шелками и отражающихся в зеркалах декольтированных дам, снова гостеприимно и широко открытый чертог столовой; обеды опять были так обильны, что к одиннадцати часам вечера по всем номерам разносили горничные каучуковые пузыри с горячей водой для согревания желудков

Выводы: Жизнь господ на верхних этажах корабля обозначается длиннейшим неопределенно – личным предложением, занимающим почти страницу: «вставали рано,…пили кофе…» Эти предложения подчеркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Все, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для возбуждения аппетита. Ритм жизни в Неаполе представляет собой зеркальное отражение того ритма жизни, который вели «сливки общества» на корабле. Налицо полная бездуховность, искусственность образа жизни, которую автор подчеркивает отношением к церкви: внутри нее они ощущают только холод, пустоту ,молчание. Такая же пустота в их душах.

Таблица 3.

Жизнь господина

Линии сравнения

Смерть господина

Он был твердо уверен, что имеет право на отдых, потому что был богат и только что приступал к жизни; до этой поры он не жил а только существовал;

Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан- Франциско; сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел  в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла; накуривался гаванскими сигарами и напивался ликерами во время танцев; поглядывал на знаменитую красавицу; был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что поили и кормили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая малейшее его желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи, звали для его носильщиков, доставляли его сундуки в гостиницы. Так было всюду, так было  в плавании, так должно было быть и в Неаполе.

По пути на остров Капри господин почувствовал себя плохо: в последние дни , благодаря дурной погоде, он пил по вечерам слишком много и слишком много любовался «живыми картинками»;

По пути на Капри господин почувствовал себя, как и подобало ему,- совсем стариком, он уже со злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами; по приезде в гостиницу господина поразил вежливо и изысканно поклонившийся хозяин гостиницы, отменно элегантный молодой человек: господин видел его накануне во сне; гостям отвели те апартаменты, которые накануне занимала очень высокая особа, к ним приставили самую красивую и умелую горничную и самого расторопного коридорного;

Он стал точно к венцу готовиться: повсюду зажег электричество, наполнил все зеркала отражением света и блеска, мебели и раскрытых сундуков, стал бриться, мыться и поминутно звонить; в этот знаменательный для него вечер  только хотел есть; испытал чувство ужаса, когда старческие пальцы не смогли справиться с шейной запонкой; «… вдруг строчки вспыхнули пред ним стеклянным блеском, шея его напружинилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа…Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то.

Он настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него; его внесли и положили в самый маленький, в самый сырой и холодный номер; хриплое клокотанье, вырывавшееся из открытого рта, освещенного отблесками золота, слабело… ; хрип оборвался.

Не будь в читальне немца, быстро и ловко сумели бы в гостинице замять ото ужасное происшествие, мгновенно, задними ходами, умчали бы за ноги и за голву господина из Сан – Франциско, куда подальше, - и ни единая душа из гостей не узнала бы, что натворил он.

Вечер был непоправимо испорчен; дообедали молча, с обиженными лицами; хозяин давал слово, что он примет все необходимые меры к устранению неприятности; хозяин отказался переносить покойника в его комнату  и постарался поскорее избавиться от него, предложив для покойного длинный ящик из-под содовой; мертвый остался в темноте; затем ящик с его содержимым на сицилийской разряженной лошадке увозят на корабль;

« Тело же мертвого старика из Сан –Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого непонимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль.

… и никто не знал, что стоит глубоко, глубоко под ними…  

Выводы: Господин из Сан -Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.  Герой назван  «господином» не случайно, потому что именно в этом его суть. По крайней мере, он сам считает себя господином и упивается своим положением.

Он может позволить себе отправиться на отдых, потому что много поработал и заработал.

Он свято верит, что все удовольствия мира к его услугам, потому что он этого действительно заслужил. «Господин» не задумывается о конечности жизни, считая, что его жизнь только началась.  В нем нет ничего духовного, его цель –стать богатым и пожинать плоды этого богатства – осуществилась, но он не стал от этого счастливее. И вот наступает смерть, неожиданно и неотвратимо, не считаясь ни с чем, даже с грандиозными планами богача, ибо «Человек предполагает, а Бог располагает». Человеческое начинает проявляться в нем только перед лицом смерти: « Черты его стали утончаться, светлеть…» Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут, только ящик из-под содовой, прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан – Франциско», которое возвращается «домой, в могилу, на брега Нового Света», в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.

Таблица 4.

Господин

Линии сравнения

Лоренцо и абруццкие горцы

Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…

Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова.

Портрет

Высокий старик –лодочник, беззаботный гуляка и красавец…;

с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо;

…два абруццких горца: у одного под кожаным плащом была волынка – большой козий мех с двумя дудками, у другого нечто вроде деревянной цевницы;

Он работал не покладая рук – китайцы, которых он выписывал целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!

Встречные слуги жались от него к стене…

Горничные, давясь беззвучным смехом, упали головами на плечи друг другу…

Восприятие окружающими

…знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам;

…до самого Гибралтара пришлось плыть то в ледяной мгле, то среди бури с мокрым снегом…( месяц ноябрь)

Декабрь выдался не совсем удачным…Утреннее солнце неизменно обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее;…город казался особенно грязным и тесным, музеи чересчур однообразными…, про сырость же и вонь гнилой рыбой от пенящегося у набережной моря и говорить нечего.

…он увидел под скалистым отвесом кучу таких же жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных друг на друга у самой воды

…с тоской и злобой думал он обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами…

Восприятие окружающего мира

Шли они - и целая страна, прекрасная, радостная, солнечная простиралась перед ними; На полпути они замедлили шаг: над дорогой, в гроте скалистой стены Монте – Соляро, вся озаренная солнцем, вся в тепле и блеске его, стояла в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце, золотисто – ржавом от непогод, матерь божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного сына ее. Они обнажили головы и полились наивные и смиренно – радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в далекой земле Иудиной…

Выводы: Для господина  и природа, и весь окружающий мир являются предметом развлечений. Отправляясь в длительное путешествие, он ожидает за свои деньги только удовольствия и развлечений. Но если люди управляемы за определенную сумму денег и обеспечивают ему желаемое (обеды, праздники, даже продажную любовь), то природу нельзя ни купить, ни подкупить: совсем не оправдывает его ожиданий погода во время плавания, в Неаполе – тоже дожди и холод. Море пахнет гнилой рыбой. Не устраивают его и виды при подъезде к Капри: убогие домишки рыбаков. С презрением и ненавистью думает он о «людишках», населяющих эту страну,- итальянцах. Прагматичный американец испытывает отчаяние, когда жизнь вырывается из-под его контроля.

        Лоренцо посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя и яркая, неординарная внешность, в отличие от первого героя  Лоренцо останется жить вечно на полотнах многих художников, а старика из Сан – Франциско вычеркнули из жизни, не успел он умереть.

        Абруццкие горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Горцы воздают хвалу своей музыкой солнцу, утру, Божьей Матери. Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых «ценностей» господ.

«Атлантида»

Линии сравнения

Океан

По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами…

…пароход весь дрожал…

И опять , опять пошел корабль в свой далекий морской путь. Ночью плыл он мимо острова Капри, и печальны были его огни…Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в эту ночь.

Был он и на другую, и на третью ночь…

Надо всем кораблем его грузный водитель, похожий на языческого идола.

Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала…

…опять среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном.

Вывод: Конфликт повести далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлением о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». Обреченное на тяжкий путь преодоления мрака, человечество обречено на неизбежную гибель, если не опомнится, не отрезвится, не осознает греховность своего существования: бездумного, беспробудного пиршества в океане жизни. Но пока все пассажиры духовно мертвы. «Атлантида» - корабль, везущий мертвецов, они уже при жизни обречены жить в аду.

      Бог

Линии сравнения

Дьявол

Они обнажили головы и полились наивные и смиренно- радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в далекой земле Иудиной.

Бесчисленные огненные глаза корабля  были за снегом едва видны дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового человека со старым сердцем.

 

Выводы: Православие- духовная основа не только русского народа. «Царство мое не от мира сего» – существеннейшая черта христианского православия. Но человечество, по мысли Бунина, подавлено условиями земной жизни, замкнуто в «адской» общественной машине. Только наивным и простым, как дети, доступна радость приобщения к «вечным и блаженным обителям». В произведении упоминается об абруццких горцах, преклоняющих свои головы перед «непорочной заступницей всех страждущих» и «благословенном сыне ее»,  принесшем в злой мир прекрасное начало добра. Хозяином земного мира остался дьявол, следящий за деяниями «Нового человека со старым сердцем». Что выберет, куда пойдет человечество, сможет ли победить в себе злое начало? Развязка становится проблемной, так как в финале утверждается мысль о Человеке, чья гордыня превращает его в третью силу мира.

     Не случайно  писатель противопоставляет в произведении Новый Свет и Старый Свет.

Безнравственность, аморальность представителей Нового Света (у Бунина – американцев) ведет к саморазрушению нации. Удивительно, но об этом пророчески предупреждал еще А.С.Пушкин: « Государство без полномочного Монарха ( и без веры, соответственно) – автомат, много- много, если оно достигнет того, до чего достигли Соединенные Штаты.

А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина. Человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит». Очень актуально.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по литературе 9 класс по творчеству Бунина "Птицы небесные"

Данная работа предназначена в помощь учителю при проведении урока по рассказу И.А. Бунина "Птицы небесные", в которой затронута проблематика ранних рассказов Бунина: поиски и понимание счастья....

Урок по творчеству Тютчева 10 класс

Урок содержит и видеоматериалы....

Урок по творчеству И. Бунина и А. Куприна

Тема урока: "Тема любви в творчестве И. Бунина и А. Куприна" Урок по педагогической технологии - проектное обучение....

Презентация к вводному уроку по творчеству И.А.Бунина в 11 классе

Презентация к вводному уроку по творчеству И.А.Бунина "На уме у него была только Россия"...

Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс

Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...

Урок по литературе в 11 классе "Тема любви в творчестве И.А. Бунина".

Рассказ И.А. Бунина "Холодная осень", по моему мнению - самый эмоциональный, самый чувственный. В моей практике не было ученика, который остался бы равнодушным после прочтения произведения. Этот расск...