Литературно-музыкальная композиция в форме театрализованного представления, посвящённая 69-ой годовщине Великой Отечественной войны.
материал по литературе на тему

9 Мая – День Победы, священный, святой праздник для каждого гражданина нашей Родины. 1418 дней наш народ шёл к Победе, к Берлину, к Маю.

Годы Великой Отечественной войны -  в памяти каждой семьи. Наш солдат отстоял независимость Отчизны. И сегодня  мы будем говорить о  нашей доблестной армии, защитнице народа, оплоте  государства и мира в стране.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция в форме театрализованного представления, посвящённая 69-ой годовщине Великой Отечественной войны.

Ролик «Довоенный вальс».Поёт Иосиф Кабзон.Сл.Ф.Лаубе, муз.П.Аедоницкого.

Вальс в исполнении ребят 8-ых, 9-ых, 10-ого, 11-ого классов.

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА. ЧТЕЦ ПЫДЫК КАТЯ. 9 «Б».

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.

1943.                           Степан Щипачев. Стихотворения. Россия - Родина моя.

Ведущий 1 (Кириченко Анна. 9 «Б»). 9 Мая – День Победы, священный, святой праздник для каждого гражданина нашей Родины. 1418 дней наш народ шёл к Победе, к Берлину, к Маю.

Ведущий 2 (Баянкин Степан. 10 кл). Годы Великой Отечественной войны -  в памяти каждой семьи. Наш солдат отстоял независимость Отчизны. И сегодня  мы будем говорить о  нашей доблестной армии, защитнице народа, оплоте  государства и мира в стране.

В 3 (Дорожкина Марина.11 кл.).  Император Александр 3 говорил : «У России два союзника: армия и флот». И это так. В трагические вехи страны только армия спасала жизнь народа.Звук сирены, артналёта.

В 4 (Иванков Дмитрий. 11 кл.). 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, немецко-фашистские войска атаковали границы нашей Родины. Началась самая страшная в истории нашей страны война.

Песня «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». Ролик.22 июня 1941 г.

В1. Осенью 1941 года фашисты предприняли попытку наступления  на Москву, Сталинград , Ленинград. Адольф Гитлер намеривался захватить нашу страну за 6 недель.

В2. Июнь…Тогда ещё не знали мы,

 Со школьных  вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-ом, в мае.

8б класс«Баллада о прокуренном вагоне» (Зеленский П. Шведова К) + сценка.

В 3. От Москвы до Берлина 2.600 км. Если ехать поездом, то это менее двух суток, самолётом – 3 часа. Перебежками и по-пластунски – 4 года!

В 4. Тысяча четыреста восемнадцать дней и 27 миллионов погибших!

6 «Б».

1 ученик.АбагянАрсен.27 миллионов погибших на 2.600км. Это значит 10.400 убитых на один километр, 10 человек на каждый метр земли.

2 ученик.Кичан Настя.27 миллионов погибших за 1 418 дней. Это значит 19 тысяч убитых ежедневно, 800 человек в час,13 человек каждую минуту.

3 ученик. Шорохов Толик. 27 миллионов – это каждый шестой житель нашей Родины погиб в годы Великой Отечественной войны.

4 ученик.Шеремет Юля.  27 миллионов погибших… А сколько это не родившихся детей? Сколько вдов и сирот? Чем измерить человеческое горе?

5 ученик.Задоя Саша. Разве погибнуть ты нам завещала,

 Родина?

Жизнь обещала,

Любовь обещала,

Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти ,Родина?

Шорохов Т:

Не  рождён  ,  не  рождён  в  сорок  первом.

Не  рождён  , не  рождён  в  сорок  третьем

Не  рождён,   не  рождён  в  сорок  пятом.

Не  кричат  нерождённые  дети.

Нет  ни  плит,  ни  ветров  над  вами.

Нет  ни  солнечных  дней , ни  туманных.

Нужно  тело  ,чтоб  вспыхнуло  пламя.

Нужно  имя  ,чтоб  стать  безымянным.

Не  рождён,  не  рождён  в  сорок  первом,

Не  рождён  ,  не  рождён  в  сорок  третьем,

Не  рождён , не  рождён  в  сорок  пятом.

Не кричат нерождённые дети!

1 ученик.АбагянАрсен .Помните!

                Через века, через года,-

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,-

Помните!

Песня + ролик без звука. «От героев былых времён не осталось порой имён…». Хор 9 «Б».исполнение песни. Затем -минута молчания.

В1. Вспомним героические вехи Великой Отечественной войны.

В2. Брест- город на границе с Польшей – принял на себя первый удар врага. Немецкое командование планировало захватить город и крепость в первые часы войны. На жителей и защитников крепости был обрушен огонь 600 орудий и миномётов, сотни самолётов сбрасывали свой смертоносный груз.

В3.  Почти месяц её защитники во главе с майором Петром Михайловичем Гавриловым вели неравную борьбу… Крепость не сдалась. Она истекла кровью.

Чтец. Дегтяренко Слава. 9 «Б». Римма Казакова «На фотографии в газете…»

 На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем -

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.
              Никто не знает их фамилий,

              о них ни песен нет, ни книг.

             Здесь чей-то сын и чей-то милый

             и чей-то первый ученик.

            Они легли на поле боя,-

            жить начинавшие едва.

           И было небо голубое,

           была зеленая трава.

 Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

...Они прикрыли жизнь собою,-

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.
Чтец.Юлия Друнина  «Зинка». Рященко Вика. 11кл.  Песня.Аня Кириченко. 9 «Б».«Помни».

В2.        Москва! Как много в этом звуке

 Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

В1. Битва под Москвой  продолжалась 6 месяцев: с сентября 1941 по апрель 1942 года. В ней участвовало с обеих сторон около 2 миллионов человек, две с половиной тысячи танков, тысяча 500 самолётов.

В2. Тогда всей стране стали известны слова политрука  Василия Клочкова, возглавившего горстку бойцов 316-ой стрелковой дивизии под командованием генерала Панфилова : «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»

В 3. 28 героев-панфиловцев в течение 4-ёх часов сдерживали натиск фашистских танков восточнее Волоколамска. Они почти все погибли, но врага не пропустили.

Песня «У деревни Крюкова погибает взвод…». Девочки.???

Чтец. 6 «А» Попов Никита. Роберт Рождественский «Концерт».

Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!
До чего же артисты 
маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них 
с балалайками, 
с мандолинами 
и большими пачками книг.
Что в программе?
В программе – чтение, 
пара песен 
военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых 
входим с трепетом и почтением.
Двое здесь.
Майор артиллерии 
с ампутированной ногой, 
в сумасшедшем бою 
под Ельней 
на себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело…
И другой – 
до бровей забинтован, - 
капитан, 
таранивший «мессера» 
три недели назад 
над Ростовом.
Мы вошли.
Мы стоим в молчании.
Вдруг 
срывающимся фальцетом 
Абрикосов Гришка отчаянно 
объявляет начало концерта.
А за ним, 
не вполне совершенно, 
но вовсю запевале внимая, 
о народной поём, 
о священной 
так, 
как мы её понимаем.
В ней Чапаев сражается заново, 
краснозвёздные мчатся танки.
В ней шагают наши 
в атаки, 
а фашисты падают замертво. 
В ней чужое железо плавится, 
в ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться, 
нравится 
нам 
такая война!
Мы поём.
Только голос лётчика 
раздаётся.
А в нём – укор:
- Погодите…
Постойте, хлопчики…
Погодите…
Умер 
майор… - 
Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо, 
будто в бреду…

…Вот и всё 
о концерте в госпитале 
в том году.

Ведущий 4.Из воспоминаний Чистовой Веры Петровны,  жительницысела  Куркино, Химкинского района, Московской области: «Когда началась война, я закончила 9 классов школы. В 1941-1942 гг. мы, как  все московские жители,  от г. Химки до г. Клин в любую погоду копали окопы, возводили оборонительные сооружения под обстрелами немецких самолетов, вдоль линии Октябрьской железной дороги находили и хоронили мертвых солдат, патрулировали крыши домов и дворы. Гасили, сброшенные немцами бомбы-зажигалки».

Чтецы 8 кл. «Родина». Евгений Храмов. «Баллада о банке варенья» Владимир Радкевич. Класс Марины  Владимировны. 8 «А»,8 «Б».

Ведущий 2. Что помогло выстоять нашим бойцам и гражданам страны в этой жестокой войне?

Ведущий 1. Вера в Победу, любовь к Родине, к семье.

Сценка. 7 «А»,7 «Б». Светлана Семёновна.

Сценка. Бойцы заняты  бытом :  один  что-то зашивает,  другой  пишет письмо,  третий  читает …

1 боец.  (Иосиф Уткин). Мелодия «Тёмная ночь».

На улице полночь. Свеча догорает. 
Высокие звезды видны. 
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, 
В пылающий адрес войны.

      Как долго ты пишешь его, дорогая, 
     Окончишь и примешься вновь. 
     Зато я уверен: к переднему краю 
     Прорвется такая любовь!

Теплее на фронте от ласковых писем. 
Читая, за каждой строкой 
Любимую видишь 
И родину слышишь, 
Как голос за тонкой стеной…

     Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. 
    И время такое придет: 
   Останутся грусть и разлука за дверью, 
    А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою, 
К плечу прижимаясь плечом, 
Мы сядем и письма, как летопись боя, 
Как хронику чувств, перечтем…

Иосиф Уткин, 1942 год.

2 боец  медсестре.  «Петлицы». Уткин Иосиф.
Не могли бы вы, сестрица, 
Командиру услужить?
Не могли бы вы петлицы 
На шинель мою нашить?

Может быть, вдали, в разлуке, 
Невзначай взглянув на них, 
Я с волненьем вспомню руки,
Нашивавшие мне их.

Сердцу станет так приятно! 
...А когда война пройдет,
А когда меня обратно 
К вам победа приведет,

Может быть, тогда, сестрица, 
Уцелевшие в огне 
Эти скромные петлицы 
Вам напомнят обо мне...6 июня 1941г.

                                               3 боец:

Что ты, Вася, приуныл,

Голову повесил,

Ясны очи замутил,

Хмуришься, невесел?

С прибауткой-шуткой в бой

Хаживал, дружочек.

Что случилось вдруг с тобой,

Вася-Василечек?

 4 боец:  

Не к лицу бойцу кручина,

Места горю не давай.

Если даже есть причина,

Никогда не унывай,

Вася-Василек:

    Бить врага вопрос другой -

   С шуткой веселее.

    Нет письма от дорогой -

    Думушки темнее.

    Письмеца недель пяток

    Почта не приносит.

    Понимаешь ли, браток,

   Сердце ласки просит.

 5 боец:

Что ты, Вася, друг большой,

Зря себя так мучишь?

Если любит всей душой, 

Весточку получишь.

Но захочет написать -

Значит, позабыла,

Значит, надо понимать,

Вовсе не любила.

 6 боец:

 Прижимай к плечу плечо,

Дружба остается.

Ныло б сердце горячо,

Девушка найдется.

Нынче больно - не тужи,

Завтра твой денечек,

Выше голову держи, Вася-Василечек!  Песня «В землянке» Сурков. Или фон.

Чтец.Демидов Миша. 9 «Б».«Жди меня». К.Симонов.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

В 3.  В этом году, 27 января,  исполнилось 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда, которая длилась 871 день.

10 июня 1941 г. немецко- фашистские войска вошли на территорию Ленинградской области, а 8 сентября 1941 г. немецкие, финские и испанские армии отрезали город от суши, прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей. Так началась блокада.

 В 4. Немецкое  командование потом стыдливо будет замалчивать тот факт, что войска фон Лееба, блокировав Ленинград, более двух недель в полном своём составе штурмовали город, но сломить сопротивление советских войск так и не смогли.

Чтец. Из доклада маршала Жукова Сталину.

« Фронт под Ленинградом стабилизировался. 55-ая армия прочно удерживает позиции по линии Пулково- Большое Кузьмино – Путролово – Новая. Все попытки врага прорвать нашу оборону в районе Колпина провалились. Советские войска оказали решительный отпор врагу. Стойкость и героизм бойцов Красной Армии, ополченцев, рабочих-судостроителей, моряков Балтийского флота, лётчиков, всего гражданского населения  города Ленина – вот что было причиной неудачи немецких войск под Ленинградом.МузыкаПесня «Крейсер «Аврора» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского

В слайд. Это имя — как гром и как град: Петербург, 
Петроград,
Ленинград.

В1. В  блокаде оказалось около 3 миллионов человек. Ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.  По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

В 2.Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки  с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев и воинов советской армии.

Чтец.Анна Ахматова «Мужество». Шатурова Алёна. 9 «Б».

Мы знаем, что ныне лежит на весах 
И что совершается ныне. 
Час мужества пробил на наших часах, 
И мужество нас не покинет. 
Не страшно под пулями мертвыми лечь, 
Не горько остаться без крова, 
И мы сохраним тебя, русская речь, 
Великое русское слово. 
Свободным и чистым тебя пронесем, 
И внукам дадим, и от плена спасем
 
Навеки.

 Чтец. ОльгаБерггольц.Кичан Настя. 6 « Б». «Я знаю – далеко на Каме…».

Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем отмечать Новый год. Год 1942. Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. И всё-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник! Ведь мы встречаем 1942 год в своём Ленинграде – наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали вторгнуться в город. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве.

Позвольте же мне, дорогие товарищи, прочесть вам стихотворение «Письмо на Каму», написанное в сентябре этого года, когда враг пытался штурмом взять наш город.

Первое письмо на Каму

Я знаю — далеко на Каме
тревожится, тоскует мать.
Что написать далекой маме?
Как успокоить? Как солгать?
Она в открытках каждой строчкой,
страшась и всей душой любя,
все время молит: «Дочка, дочка,
прошу, побереги себя...»

О, я любой ценою рада
тревогу матери унять.
Я напишу ей только правду.
Пусть не боится за меня.
«Я берегу себя, родная.
Не бойся, очень берегу:
я город наш обороняю
со всеми вместе, как могу.

Я берегу себя от плена,
позорнейшего на земле.
Мне кровь твоя, чернее в венах,
диктует: «Гибель, но не плен!»

Не бойся, мама, я не струшу,
не отступлю, не побегу.
Взращенную тобою душу
непобежденной сберегу.
Не бойся, нет во мне смятенья,
еще надолго хватит сил:
победоносному терпенью
недаром Ленин нас учил.
Не бойся, мама, — я с друзьями,
а ты люби моих друзей...»
...Так я пишу далекой маме.
Я написала правду ей.

Я не пишу — и так вернее,
- что старый дом разрушен наш,
что ранен брат, что я старею,
что мало хлеба, мало сна.
И главная, быть может, правда
в том, что не все узнает мать.
Ведь мы залечим эти раны,
мы все вернем себе опять!
И сон — спокойный, долгий, теплый,
и песни с самого утра,
и будет в доме, в ясных стеклах
заря вечерняя играть...

И я кричу знакомым людям:
- Пишите правду матерям!
Пишите им о том,
что будет.
Не жалуйтесь, что трудно нам...

Аудиозапись. Звук метронома. Видео.

В 3.Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал  биение сердца великого города, успокаивал  и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.

В 4. Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город. До сегодняшнего дня в Ленинграде на зданиях сохранились щиты с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле». 

Чтец.Из воспоминаний жителей  блокадного Ленинграда:

Людмила Ивановна Седачева. 7-ые классы.  Кравцова Светлана Семёновна.

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов,  мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

В 1.Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ведущий 2.Дети шатались от голода.  Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.

Чтец.Ю. Воронов. Лучко Света 9 «Б»

Девчонка руки протянула 
И головой - на край стола... 
Сначала думали - уснула, 
А оказалось - умерла. 

Её из школы на носилках 
Домой ребята понесли. 
В ресницах у подруг слезинки 
То исчезали, то росли. 

Никто не обронил ни слова. 
Лишь хрипло, сквозь метельный сон, 
Учитель выдавил, что снова 
Занятья - после похорон.

 Видео о школе.

Ведущий 3.В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

Чтец. Александр Межиров "Музыка". Самохина Настя .9 «Б».

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка во всем,
Всем и для всех - не по ранжиру.
Осилим... Выстоим ... Спасем ...
Ах, не до жиру - быть бы живу ...
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.
Стенали яростно, навзрыд,
Одной единой страсти ради
На полустанке - инвалид
И Шостакович - в Ленинграде.

Видео. Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»). Слайд.

Ведущий 1.Музыка и радио были неразделимы в сознании ленинградцев. Больше всего музыки приносило им радио. Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета дал в блокадном городе сто шестьдесят концертов, и почти все они транслировались по городской сети — из Дома радио или из Филармонии.

О каждом таком концерте можно написать отдельно. Об одном из них дирижер оркестра К. Элиасберг вспоминал в 1943 году :28 октября 1941 года, когда одна воздушная тревога сменяла другую, оркестр должен был исполнять Пятую симфонию Чайковского для Англии. Перед самым началом концерта фашистские самолеты прорвались в город. Фугасные и зажигательные бомбы падали на соседние дома, двух оркестрантов ранило. Летели стекла, сыпалась штукатурка. И все же в назначенное время [164] в Лондоне слушали музыку, которая через порабощенную Европу доносилась до берегов Темзы из Ленинграда. (Найти отрывок 5-ой симфонии Чайковского)

( В слайд) Карл ИльичЭлиасберг сказал Верту об этом концерте: «Каким-то чудом мы уцелели... Нам удалось сыграть в тихой обстановке только две части. Во время вальса прозвучал сигнал воздушной тревоги. Финал Пятой симфонии Чайковского довольно мощный. Мы уже не слушали, что происходит за стенами здания».

Ведущий 2. Для поддержки боевого духа армии на Ленинградском фронте выступали поэтессы Вера Инбер и  Ольга Берггольц. Из воспоминаний Веры Инбер: « Разбившись на группы, наши делегаты посетили все роды оружия. Нашу группу направили в артиллерийский дивизион, в шестистах метрах от противника. На каждой из этих укрытых  в лесу батарей у нас происходили митинги. Тема выступлений была одна: прорыв блокады. Освобождение Ленинграда».

Ведущий 1. Ждали на фронте и выступления артистов театра, оперы и певцов. Особенно тепло встречали на Ленинградском фронтеартистов Аркадия Райкина, Любовь Орлову, Валентину Серову, певца Леонида Утёсова, певиц  Нину Русланову, Клавдию Шульженко.  Из воспоминаний соратника Клавдии Шульженко,

начальника  ансамбля Ленинградского  фронта, Руммеля :

«Нас срочно отправляют на самый ответственный участок. …«Дорога жизни» — Ладожское озеро. Нам выдают особо теплое обмундирование — валенки, полушубки, ушанки. Работать придется не в помещении или землянках, а в лесу или на открытой местности.Несметное количество машин, техники разбросано в лесах. Здесь и начались наши концерты. В заснеженном лесу, на платформе грузовой машины, в страшные, достигавшие сорока градусов морозы концерты проходили ежедневно. Здесь шли войска на фронт и двигались грузовые машины с продовольствием осажденному Ленинграду. Никто не думал о трудностях. Согревшись наскоро в ближайшей землянке, артисты шли на «сцену». Клавдия Ивановна, окруженная бойцами и командирами, распахнув полушубок, разгоряченная, с большой искренностью и теплотой пела любимые фронтом песни. (1 куплет «Синенький, скромный платочек…»)

 Концерты затягивались до поздних сумерек. А потом на стихийно возникающих летучих митингах воины клялись мстить гитлеровцам за Ленинград и своей грудью защитить колыбель революции. Отсюда бойцы шли прямо на фронт».

11 класс песня из фильма «Московская сага» «Ах, эти тучи…» Вальс: группа учащихся 8-ых, 9-ых, 10-ого, 11-ого классов.

В 4.С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250  граммов, а служащие и дети – по 125. Начались цинга, дистрофия и голод.

Чтецы 1.Из воспоминаний жительницы блокадного Ленинграда.7-ые классы.

Юлии ВладиславовныПолховской :  «Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…»

Чтец.  (Ю. Воронов). 7 класс.

Дома – без света и тепла,
И без конца пожары рядом. 
Враг зажигалками дотла 
Спалил Бадаевские склады. 
И мы Бадаевской землёй 
Теперь сластим пустую воду. 
Земля с золой, земля с золой —
Наследье прожитого года. 
Блокадным бедам нет границ: 
Мы глохнем под снарядным гулом, 
От наших довоенных лиц 
Остались лишь глаза и скулы.

В2. Голод. Лютая стужа. Жертвы исчислялись  тысячами. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек .

Чтец. С. Алексиевич. Шатурова Алёна.9 «Б».

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти. 
В глазах расширенных истома, 
И щеки белые, как мел. 
Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел. 
Он сел. Его снежком заносит. 
В его глазах мутится свет. 
Он даже хлеба не попросит. 
Он тоже знает: хлеба нет.

В 1. Зимой единственной транспортной магистралью, связывающий город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

Чтец.О. Берггольц «Лениградская поэма». Дорожкина Марина. 11 класс.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, 
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги.
                Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
               На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
                 И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну, так и есть, мотор заело.
           Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза, 
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

Песня «Ах, Ладога, родная Ладога!» Пеня о Ладоге. Петр Богданов. Исполняет хор 9 «Б"кл.

Сквозь шторм и бури, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

Родней дороги не найти!

Припев:Эх, Ладога, родная Ладога!

                                                            Метели, штормы, грозная волна…

                                                            Недаром Ладога родная

                                                             Дорогой жизни названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржой

Грузили мы и в шторм и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

            Зимой машины мчались вереницей, 

          И лед на Ладоге трещал,-

         Возили хлеб для северной столицы,

И  Ленинград нас радостно встречал. Припев.



  Когда пройдут года войны суровой,

                         Залечит раны город мой,

                        Народ вздохнет и песню с силой новой

                        Споет о Ладоге родной. Припев.

,В 3.Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. 

Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

Чтец. ( слайд).7 класс. Доронова Настя.

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

В 4. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Чтец. (И. Малышев). Самохина Настя 9 «Б»

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

В 2:  Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах- люди шли куда- то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Слайд.
В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси : Соевой муки 12% . Пищевой целлюлозы - 10% . 
 Хлопкового жмыха - 12%  . Отрубей - 2% .Кукурузной муки - 3%  .  Ржаной муки - 71%.

В 1. Посмотри на фотографию. Это он — живой хлеб на живой руке жителя блокадного Ленинграда.  Это паек блокадника на целый день. И больше ничего у него не было.

Крошечный почти невесомый ломтик:
 Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Чтец о хлебе.Болкун Вадим, 6 «А». « Читая Толстого».СтаниславКуняев. Дьякова Даша.6 «А»

В 2.14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Ольга Берггольц «Армия». 8 класс.«В госпитале». Рита Бочарова. 6 «А».Марина Владимировна.

Мне скажут — Армия… Я вспомню день — зимой,
Январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой —
Они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен, хоть и недалёк.
И подошёл к ним человек в шинели,
Взглянул — и вынул хлебный свой паёк,
Трёхсотграммовый, весь обледенелый,

И разломил, и детям дал чужим,
И постоял, пока они поели.
И мать рукою серою, как дым,
Дотронулась до рукава шинели.

Дотронулась, не посветлев в лице…
Не ведал мир движенья благодарней!
Мы знали всё о жизни наших армий,
Стоявших с нами в городе, в кольце.

…Они расстались. Мать пошла направо,
Боец вперёд — по снегу и по льду.
Он шёл на фронт, за Нарвскую заставу,
От голода качаясь на ходу.

Он шёл на фронт, мучительно палим
Стыдом отца, мужчины и солдата:
Огромный город умирал за ним
В седых лучах январского заката.

Он шёл на фронт, одолевая бред,
Всё время помня — нет, не помня — зная,
Что женщина глядит ему вослед,
Благодаря его, не укоряя.

Он снег глотал, он чувствовал с досадой,
Что слишком тяжелеет автомат,
Добрёл до фронта и попал в засаду
На истребленье вражеских солдат…

…Теперь ты понимаешь — почему
Нет Армии на всей земле любимей,
Нет преданней её народу своему,
Великодушней и непобедимей! Январь 1942г. +
«В госпитале».РитаБочарова 6А.

Ведущий 3. В этом году  9 мая мы отмечаем ещё одно важное событие -  70 лет освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков.

. Войска 11-й немецкой армии, прорвавшиеся в октябре 1941 года в Крым, 30 октября и в ближайшие последующие дни предприняли попытку с ходу овладеть городом. Эти попытки были отражены севастопольским гарнизоном при поддержке корабельной артиллерии и авиации. В первых же боях защитники города проявили стойкость и героизм, сопротивляясь ударам превосходящих сил врага.

В. 4.После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город: первое началось 11 ноября 1941 г., второе - 17 декабря 1941 г., третье - 7 июня 1942 г.

В 1 .Мужество, отвагу и стойкость в боях проявили бойцы и командиры 7-й бригады морской пехоты под командованием полковника Е.И.Жидилова, 8-й бригады морской пехоты полковника В.Л.Вилыпанского, 25-й стрелковой дивизии им. В.И.Чапаева генерал-майора Т.К.Коломийца, 95-Й Молдавской стрелковой дивизии генерал-майора В.Ф.Воробьева, 172-й стрелковой дивизии полковника И.А.Ласкина, 345-й стрелковой дивизии полковникаН.С.Гузя, I -го Севастопольского полка морской пехоты полковника П.Ф.Горпищенко, артиллеристы майора Н.В.Богданова, 10, 30, 35, 19-я батареи береговой обороны, летчики-черноморцы и многие другие.

В 2.Бессмертный подвиг совершил гарнизон дзота N 11. Краснофлотец комсомолец Иван Голубец ценой собственной жизни спас боевые корабли и их экипажи в Стрелецкой бухте. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За подвиги в те дни звания Героя Советского Союза были удостоены пулеметчица Нина Онилова и снайпер Людмила Павличенко

В3.В дни обороны жители города проявили ратный и трудовой героизм. Рабочие Морского завода под обстрелом врага ремонтировали корабли, создавали боевую технику днем и ночью, оборудовали два бронепоезда, построили и оснастили плавучую батарею N 3, получившую название "Не тронь меня", которая надежно прикрывала город от налетов фашистской авиации с моря. Немцы называли ее "Квадрат смерти". В горных выработках (штольнях) на берегу Севастопольской бухты были созданы подземные спецкомбинаты; N 1 - для производства вооружения и боеприпасов, N 2 - по пошиву белья, обуви и обмундирования. Тут же, под землей, работали амбулатории, столовая, клуб, школа, детские ясли и сад, а впоследствии - госпиталь, хлебозавод.

В4. 29 и 30 июня вражеская авиация совершила свыше 3000 самолето-вылетов, сбросила на город до 15 тыс. бомб, артиллерия обрушила около 8000 снарядов, до 14000 мин. Фашистское командование бросило в бой все силы и средства. Резервы защитников города таяли, кончались снаряды, патроны, гранаты. 30 июня завязались бои на Корабельной стороне. Упорно отбивали атаки врага защитники на Малаховом кургане, Лабораторном шоссе, Историческом бульваре, у хуторов Коммуна, Бермана. Ночью, когда кончились боеприпасы, остатки войск  стали отходить к бухтам Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес. Здесь бои продолжались еще до 4 июля, а в отдельных местах - до 12 июля.

В 1.4 июля 1942 г. газета "Правда" и Совинформбюро сообщили, что советские войска оставили Севастополь. За 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и ранеными. Газета "Правда" писала: "Подвиг севастопольцев, их беззаветное мужество, самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава".

В 2.   Вступившие 3 июля 1942 года в разрушенный город фашисты бесчинствовали в нем 22 месяца. Они уничтожили в инкерманских штольнях 3 тыс. женщин, стариков и детей, в Троицком туннеле - более 400 рабочих. 12 июля оккупанты согнали на стадион "Динамо" 1500 жителей, а после ограбления и издевательств расстреляли их на 5-м км Балаклавского шоссе. За время оккупации города фашисты расстреляли, сожгли, утопили в море, насильно угнали в Германию десятки тысяч севастопольцев.

В 3. Освобождение Крыма и Севастополя  началось в апреле 1944 г.

 Особенно тяжелые бои в районе Сапун-горы шли в полосе наступления 77-й стрелковой дивизии полковника А.П.Родионова и 32-й гвардейской стрелковой дивизии полковника Н.К.Закуренкова. Большую помощь атакующей пехоте оказали летчики 8-й воздушной армии под командованием генерал-лейтенанта авиации Т.Т.Хрюкина.

Песня « На Малаховом кургане тишина».Ю.Антонов.9 «А»+ ролик без звука.

Чтец. Иосиф Уткин. «Моряк в Крыму». 7 класс.

Моряк вступил на крымский берег -
Легко и весело ему!
Как рад моряк! Он ждал, он верил
И вот дождался: он в Крыму!

В лицо ему пахнуло мятой,
Победой воздух напоен.
И жадно грудью полосатой,
Глаза зажмурив, дышит он.

А южный ветер треплет пряди
Волос, похожих на волну,
И преждевременную гладит
Кудрей моряцких седину.

Как много видел он, как ведом
Ему боев двухлетний гул!
Но свежим воздухом победы
Сегодня он в Крыму вздохнул.

И автомат, как знамя, вскинув,
Моряк бросается вперед.
- Туда, где флотская святыня!
- Где бой!
- Где Севастополь ждет!!

В 4.9 мая 1944 г. к вечеру был полностью освобожден Севастополь, 10 мая в час ночи Москва 24 залпами из 342 орудий салютовала освободителям города. В этот день газета "Правда" писала: "Здравствуй, родной Севастополь! Любимый город советского народа, город-герой, город-богатырь! Радостно приветствует тебя вся страна!". 12 мая в районе мыса Херсонес были разгромлены остатки фашистских войск в Крыму.

Песня « Севастополь, Севастополь, город русских моряков».Исполняет хор 9 «Б»+ ролик без звука.

Легендарный Севастополь
Музыка: В. Мурадели Слова: П. Градов

Ты лети, крылатый ветер, 
Над морями, над землей, 
Расскажи ты всем на свете 
Про любимый город мой. 
Всем на свете ты поведай, 
Как на крымских берегах 
Воевали наши деды 
И прославили в боях 
Легендарный Севастополь, 
Неприступный для врагов. 
Севастополь, 
Севастополь — 
Гордость русских моряков! 

Здесь мы в бой, святой и правый,
Шли за Родину свою, 
И твою былую славу 
Мы умножили в бою. 
Скинув черные бушлаты, 
Черноморцы в дни войны 
Здесь на танки шли с гранатой, 
Шли на смерть твои сыны, 
Легендарный Севастополь, 
Неприступный для врагов. 
Севастополь, 
Севастополь — 
Гордость русских моряков! 

Если из-за океана 
К нам враги придут с мечом, 
Встретим мы гостей названых 
Истребительным огнем: 
Знает вся страна родная, 
Что не дремлют корабли, 
И надежно охраняет 
Берега родной земли 
Легендарный Севастополь, 
Неприступный для врагов. 
Севастополь, 
Севастополь — 
Гордость русских моряков!

Ведущий2.: 9 мая 1945г.- День Великой Победы. Но мы всегда будем помнить тех, кто погиб за то, чтобы мы все с вами жили. Они живы, пока мы о них помним.

Чтец. Шеремет Юля 6 «Б».

Мне иногда снятся странные сны:

Целый народ не вернулся с войны.

Целый народ улетел в небеса,-

Там свои пашни, луга и леса!

Там города среди летней жары

Всё ещё той , довоенной, поры.

В каждой деревне там свой сельсовет.

Здесь, на земле, деревенек тех нет.

Там, как обычно, и строят, и жнут,

Губы к губам так доверчиво льнут.

Мать и отец за накрытым столом,

Смотрит ребёнок семейный альбом.

В гости заходят, как прежде , друзья.

Только вот смеха услышать нельзя…

Песни и музыка там не слышны….

Целый народ не вернулся с войны!

Музыка «Абе Мария…»

1.День Победы. Ролик.

2. Чтец . 6 «Б». «Видения на холме». Н.Рубцов.Сапельников Толик.6 «Б».

Взбегу на холм
и упаду
в траву,
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..

Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы -
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России...
Кресты, кресты...

Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной -
бессмертных звёзд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье...

В 1.Пусть  лучезарные  звёзды  светят  над  каждой  страной.

Дорог  нам , как  воздух,   мир  на  земле  родной.

В  мирных  и  дружных  колоннах  юность  всегда  впереди.

Нас  на  земле  миллионы  и  нас  не  собьёшь  с  пути.

Всей земли народ«Мы за мир!».  Хор  9 «Б» класса. Песня.
Пусть тревогу бьет:
Будем мир беречь!
Встанем, как один, -
Скажем: не дадим
Вновь войну зажечь.

П р и п е в:
Мы за мир! И песню эту
Понесем, друзья, по свету.
Пусть она в сердцах людей звучит:
Смелей. Вперед! За мир!
Не бывать войне-пожару,
Не пылать земному шару!
Наша воля тверже, чем гранит.
2.Снова в час ночной

Тучи над землёй

Хочет враг собрать.

Но на целый свет

Скажем мы в ответ:

Нас не запугать!Припев.

Люди без души,

Кровью торгаши

Вновь грозят войной.

Встань, далёкий друг,

С нами в тесный круг,

С нами в дружный строй!

В1.           Помните!

                 Через века, через года,-

Помните!

   В2         О тех, кто уже не придёт  никогда,-

 Помните!

В3.         Не плачьте, в горле сдержите стоны,

               Горькие стоны!

В 4.        Памяти павших будьте достойны!

    Вечно достойны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий агиттеатра, посвящённый юбилею победы в Великой Отечественной войне.

Уже давно отгремели взрывы той далёкой войны, но память о ней должна сохраниться в наших сердцах. Этот сценарий о мальчиках и девочках сороковых, на долю которых выпали разлука, боль, смерть....

«Герои продолжают жить в нашей памяти» (литературно – музыкальная композиция, посвященная выпускникам Казанской средней школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны)

Литературно-музыкальная композиция для прведения школьной конференции старшеклассников, созданная на основе реальных событий из жизни учеников Казанской средней школы довоенных и военных лет. Традицио...

Социально-патриотический проект «Подарок ветерану», посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.

Наше время – время бурных социальных и экономических перемен. Оно требует от каждого человека активной гражданской позиции. Сила Российского государства прежде всего зависит от творческого и интеллект...

"Письма военных лет" Сценарий к мероприятию, посвящённому Дню победы в Великой Отечественной войне

Сценарий к мероприятию, посвящённому Дню победы в Великой Отечественной войне, созданный на основе документальных материалов: писем и воспоминаний жителей Алтайского края....

"Урок мужества",посвящённый 75-летию начала Великой Отечественной Войны 1941-1945г.

Урок посвящён началу Великой Отечественной Войны, 22 июня 1941 года,75-летию этой скорбной даты, в стихах рассказывается о детских судьбах,о городе Ростове-на-Дону,показано видео клипы разбитого Росто...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне...