Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Гуляева Ольга Алексеевна

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.                                                                      

         

Задачи:    

1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения  производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

 

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.                                                                                                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voipk_i_ro1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ВОИПК и ПРО

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ, РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына.

Анализ рассказа А.И.Солженицына

«Один день Ивана Денисовича ».

                                                                                                               Выполнила   учитель

                                                                                         русского языка и                                                                        

                                                                  литературы МКОУ

                                                                                        «Лебединская» СОШ                                                                          Богучарского района

                                                                                         Гуляева О.А.

                                                                                         (зональные курсы)

Богучар 2010.

                                                                                                                                                                                           

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.                                                                     

         

Задачи:        

1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения  производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.

3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы:

1) аналитическая беседа;

2) работа в группах;

3) сопоставление художественных текстов;

4) проблемный вопрос.                                                                                                                                                                                                                                        








                 Ход урока:
Орг. момент:

Здравствуйте ! Откройте тетради и запишите тему урока.                

Слово учителя:

Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании. Рассказ  , написанный в 1959 году  , был  
задуман еще в лагере в 1950 году .

Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием   произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

У: Как родился замысел «Одного дня…»?

у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.

        Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова , воевавшего с автором в советско-германскую войну ( и никогда не сидевшего ),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни ,с их подлинными биографиями.                                                                

Аналитическая беседа.

У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича .Как он попал в лагерь?

у: Иван Денисович Шухов – один из многих ,попавших в лагерь .В 1941 году он ,простой человек, крестьянин ,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену .Бежав из плена ,он попадает в советскую контрразведку .Единственный шанс остаться в живых -это признание в том , что даже следователь не может придумать , какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали ,и он решил подписать признание  .Так Иван Денисович оказался в лагере.

У : Почему день ,описанный в повести ,кажется Шухову

«почти счастливым»?                                                                                                                    

у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей .Это уже счастье в данных условиях.

У: Какие «счастливые события» происходят с              

героем?                                                                                                                                      

у : Ивана Денисовича не посадили в карцер .Он не попался на шмоне ,купил табачку ,не заболел.

У: Почему для рассказа автор выбрал именно

«счастливый день»?                                                                                            

у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

У: Что помогает герою устоять ,остаться человеком?

у: Он не поддался процессу расчеловечивания  ,несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.

   Он живет в согласии с собой ,не мучается размышлениями :за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно ,как на воле ,у себя в колхозе. Работая ,он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь .Здравый смысл помогает ему выстоять.

У: О ком из зеков автор пишет с симпатией?

у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе  , кавторанге Буйновском ,помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того ,как « процентовку » закрыл ,зависит жизнь бригады .Тюрин и сам жить умеет ,и за других думает.

У: Кто из героев противопоставлен Шухову?

у: Шухову противопоставлены те ,кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович .У него меховая шапка ,присланная с воли. Все работают на морозе ,а Цезарь в тепле.    

У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?

у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.

СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.

У: Действительно ,эти два образа очень похожи .Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева ,созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?

   Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова ,а 2 группа -характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого.

                   

                ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ                                             

     Платон Каратаев

  Иван Денисович Шухов

1.крестьянская домовитость

1.простой человек из крестьянской семьи

2.простота

2.честен

3.спокойствие

3.порядочен

4.умение приспособиться жить в любых обстоятельствах

4.живет по совести

5.вера в жизнь

5.окружающие ему доверяют

6.доброжелательность

6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество ,т.к.он не теряет человеческого достоинства

7.мастер на все руки

7.работает много, добросовестно ;в труде –свобода

8.любовное отношение к миру без эгоистического чувства

8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок)

9.способен выдержать любое испытание и не сломаться ,не утратить веры в жизнь

9.ценит непосредственную жизнь

10.любил и любовно жил со всеми  -  с кем  сводила его судьба

10.не поддался расчеловечиванию, устоял,   сохранив  нравственную основу

11.полное согласие с жизнью , внутренняя свобода

11.живет в согласии с собой ,радуется малому,чувствует себя свободным в условиях несвободы

 У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:

Почему образ Каратаева близок образу Шухова?

Ответ: Л.Н.Толстой и А.И.Солженицын воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту  и любовь к людям.                                                                                                

И Шухов,и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».

Вывод:

В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность .В нем  много деталей: бытовых, поведенческих ,психологических , что говорит о мастерстве писателя .              

Закончить урок я хочу цитатой ак . Д  .Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным ,точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима ,неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1.Перечитать рассказ Солженицына «Матренин двор».

2.Сопоставить этот рассказ с «Одним днем…..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"

Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»Конспект  открытого урока  в ...

Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...

«Остаться человеком» (По рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Анализ рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"...