Открытый урок по литературе в 5 классе по теме:" БОРОДИНО"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Савлохова Ирина Николаевна

Знакомство учащихся с содержанием баллады "Бородино". Развитие умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Воспитание в растущем человеке таких духовных понятий как любовь к Родине, к народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature_v_5_klasse_po_teme_borodino.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". 

 Цели урока: познакомить учащихся с содержанием баллады "Бородино";

                      развивать умения анализировать текст, делать

                      выводы и аргументировать свою точку зрения;

                      воспитывать в растущем человеке такие духовные

                      понятия как любовь к Родине, к народу.

  Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник, аудиозапись классического исполнения баллады "Бородино".

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение домашнего задания.  

     Актуализация знаний.

Цель: вспомнить литературоведческие термины.

            Тема.

            Идея.

            Сюжет.

            Жанр.

            Баллада.

            Метафора.

            Эпитет.

            Строфа.  

III. Объяснение нового материала.

 Слово учителя: Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких, патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага. Стихотворение "Бородино" М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году, к 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. В нём отражена безграничная любовь русского народа к своей Родине, самоотверженность, готовность простых людей защищать свою страну.

Перед вами портрет поэта. Вы видите лицо совсем молодого поколения. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли (слова диктора).

"Недаром помнит вся Россия

  Про день Бородина!"

- Что же произошло тогда в далёком 1812 году?

   Сообщение ученицы:

 - А теперь посмотрите, как художники изобразили Бородинское сражение

  Учитель. История героического сражения под Бородино легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова. 

  Словарная работа с военными терминами и словами, вышедшими из употребления

  Аудиозапись классического исполнения стихотворения "Бородино".

 Вопросы для беседы:

1. Определите жанр стихотворения.

2. Как построено стихотворение? В чём особенность

    композиции баллады?

3. От чьего имени ведётся повествование о Бородинском

    сражении? Как звучит его роль?

4. Сколько всего строф в балладе?

5. Какие строфы повторяются дважды? С какой целью это было

    сделано автором?

6. Определите тему, идею баллады.

7. Проследите логику развития сюжета баллады.

    - Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"

    - Завязка: "И вот нашли большое поле…"

    - Кульминация: "Ну ж был денёк!"

    - Развязка: "Вот затрещали барабаны…"

8. Кто герои баллады?

9. Чем объясняется героизм русских солдат?

10. Как ведут себя солдаты перед боем?

11. Как изображено Бородинское сражение? В этом описании всё точно и образно. Поле битвы видишь как нарисованную картину и слышишь все звуки боя.

 12. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

 Речь Лермонтова богата эпитетами, сравнениями, метафорами, фразеологическими оборотами.

 Образные сравнения: "французы двинулись как тучи…"

Фразеологические обороты: "ушки на макушке", "ломить стеною", "постоим мы головою", "до конца стоять".

13. Как можно объяснить выражения: "ломить стеною", "постоим мы головою", "до конца стоять"?

      Как они помогают понять чувства участников боя?

 14. Почему же Россия помнит про день Бородина?

       -В самый ответственный момент нашей истории люди

        проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество,

        сумели не только остановить врага, но и прогнать его

        прочь со своей земли.

  Подведём итог.

  Что М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём стихотворении?

   - Великий подвиг народа в борьбе с иноземными захватчиками.

   - Отразил беспредельную любовь простых людей к своей

      родной земле.

 IV. Домашнее задание.

  Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...

презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева

Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....